Муниципальное автономное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" города Пскова
180007, г. Псков, ул. Конная, д. 6
тел. (8112) 56-01-82, 56-14-79
pskov-cbs@bibliopskov.ru
Режим работы библиотек
2005-2015 Международное десятилетие действий «Вода для жизни»
О викторине для школьников «Вода для жизни!»
Викторина проводится детской библиотекой «РаДуГа» МУК «Централизованная библиотечная система» г. Пскова при поддержке Управления культуры и Управления образования Администрации города Пскова.
Цели и задачи:
воспитание основ экологической культуры и бережного отношения к природе родного края;
формирование навыков информационного поиска;
развитие познавательной активности и умения самостоятельно работать с информационными ресурсами;
Участники викторины:
В викторине могут принимать участие школьники 4-8-х классов.
Организация викторины:
С 26 января по 20 марта 2009 года библиотека «РаДуГа» приглашает познакомиться с положением, вопросами викторины и информационными источниками. Одновременно информация будет размещена на сайте ЦБС г.Пскова (www.cbs.pskov.ru)
Ответы на вопросы викторины принимаются до 20 марта 2009 года в библиотеке «РаДуГа», или
по e - mail: raduga -cbs@yandex.ru в рукописном, печатном виде, или в электронном варианте.
На титульном листе указывается: фамилия, имя автора полностью, место учебы (школа, класс), домашний адрес, контактный телефон, e - mail .
Подведение итогов осуществляет жюри, в состав которого входят специалисты библиотеки, школ и экологических учреждений Пскова и Псковской области.
Победителями становятся: автор (авторы) набравший наибольшее количество баллов.
Основные критерии оценки:
правильность и полнота ответа
творческий подход в оформлении ответов викторины
Лучшие работы будут отмечены грамотами и памятными призами.
Церемония награждения состоится 7 апреля.
Результаты викторины будут размещены на сайте ЦБС г.Пскова.
1. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Что это?
Ответ: Вода
2. Вода и огонь – близкие родственники – в чем их родство?
Ответ: Вода и огонь - два основных элемента природы или, иными словами, две стихии, которые не могут существовать без кислорода.
Жизнь человека невозможна без Огня и Воды, но в тоже время они могут принести ему несчастье (пожар, наводнение).
3. Вода в природе имеет 3 состояния – жидкое, твердое и газообразное. Приведите примеры загадок на каждое состояние воды.
Например:
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним - прочь бегут! (дождь)
Зимнее стекло
Весною потекло! (лёд)
Пушистая вата
Плывёт куда – то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе!
(облако)
4. В славянской мифологии старик, хозяин воды. Назовите его и в каких сказках встречали это имя?
Ответ: Это - Водяной. Он встречается в таких сказках как:”Ванюша и водяные хозяева”, ”Маленький водяной”, ”Русалочьи сказки”, ”Водяной”, ”Бедняк и водной”, ”Повесть о бесноватой жене Соломонии”, ”Морской царь и Василиса Премудрая”.
5. Раньше люди собирали дождевую воду и использовали для питья, хозяйственных нужд. Сейчас дождевую воду используют мало, а под дождь стараются не попадать. Почему так?
Ответ: Не собирают потому, что развиваются технологии и необходимости в этом нет, кроме того дождевая вода может содержать вредные вещества. Под дождь стараются не попадать из- за того, что выхлопные газы загрязняют атмосферу, и из-за этого идут кислотные дожди.
6. Объясните значения выражений «Мутить воду», «Как в воду глядел», «Как с гуся вода», «Где вода - там беда».
Ответ:
1. ”Мутить воду” – быть причиною раздора, несогласия, ссор, беспорядка, хитрить, сбивать с толку.
2. ”Как в воду глядел” – знать заранее, предвидеть что-нибудь.
3. ”Как с гуся вода” – болезнь, напасть прошла так же быстро, как вода с гусиного пера.
4. ”Где вода – там беда” – вода наносит вред вещам сделанным из металла (оставляет ржавчину).
7. В Перу археологи обнаружили древние развалины из камней, на которых был вырезан своеобразный фонтан. Какому богу посвящался этот фонтан?
Ответ: Ацтехский бог воды – Атль.
8. Назовите народные обряды, связанные с водой.
Ответ: Крещение младенца, Обливание водой в день Ивана Купалы, Гадание с помощью воды, Очищение Святой водой и т.п..
9. Чем отличается «живая» вода от «мёртвой»?
Ответ: ”Живая ” вода – это вода сохранившая все свои лечебные свойства и не обработанная, не очищеная человеком, ” мёртвая ” вода – это обработанная, хлорированная или очищеная человеком.
10. Приведите примеры ухудшения качества воды в результате деятельности человека.
Например: Спуск сточных вод, чрезмерное использование удобрений, грязный тающий снег уходит в реку и прочие водоёмы, кислотные дожди.
11. «Ты лети-ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесешь мне живой и мертвой воды, тогда отпущу твоего вороненка». Из какой сказки взяты эти строки?
Ответ: Из сказки “ Иван – царевич и серый волк ”.
12. Назовите имя богатыря, который стал самым сильным благодаря воде?
Ответ: Илья Муромец
13. В названии какой сказки встречается выражение «живая вода»?
Ответ: «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
14. В сказках вода играет важную роль – она убивает и оживляет, предсказывает и укрывает, превращает человека в животное. Назовите эти сказки.
Например: ”Конёк - горбунок”, ”Иван – царевич и серый волк”, ”Золотые водопады”, ”Гуси - лебеди”, ”Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”
15. Я видел Индийское море, лазурь,
В нем волн голубые извивы,
И Красное море, где ласков залив,
И Белое, призрак красивый.
И всюду я думал, что всюду, всегда
Различно – прекрасна вода.
Этот отрывок из стихотворения К.Бальмонта «Вода» характеризует цвета воды. На территории Псковской области тоже встречаются «цветные» названия водоемов. Назовите их и почему они так названы?
Ответ: Река Синяя, так названа потому, что в своих истоках в Латвии река называется ”Зилупе”, что переводится как ”Синяя река”. Река Желча, так названа потому, что слово ”Желчь” через более раннюю форму ”зълчь” возникло от несохранившегося прилагательного ”зълкъ” – зелёный, испытав на себе влияния слова ”жёлтый”. Озеро Чёрное, так названо потому, что вода в этом озере цвета схожего с цветом грунта.
Самые распространенные названия - Черное, Белое. В области насчитывается более трех десятков Черных озер, около двух десятков Белых. Неплохо представлена и более яркая цветовая гамма: Красное, Зеленое, Ясное, Рыжее, Синее, Светлое, Серебряное, Чистое, Зеркальное. Правда последние три названия больше говорят о чистоте водоёма.
1. Былины. – М.,1993.-280с.
2. Вершинский Н.В. Загадки океана / Н.В. Вершинский.- М.:Педагогика,1989.-144с.
3. Владимиров О.А., Николин Е.Н. Познакомьтесь океан /О.А. Владимиров, Е.Н. Николин.-Л.:Дет.лит.,1976.-191с.
4. География Псковской области: Природа, население, хозяйство: Учеб. Пособие для 8-9кл.-2-е изд., испр. и доп.-Псков,2000.-200с.
5. Кургузов О. Про каплю Акву / О.Кургузов.-М.: Семейный круг,1996.-32с.
6. Лосев К.С. Вода / К.С. Лосев.- Л.: Гидрометеоиздат,1989.-271с.
7. Мифы древнего мира. С-П.: Светлячок, 2001.-506с.
8. Новиков Ю. Внимание вода / Ю. Новиков.- М.: Молодая Гвардия,1983.-207с.
9. Псковская энциклопедия.- Псковская энциклопедия,2003.-912с.
10. Русские народные сказки.- М.: Астрель,2004.-320с.
Поздравляем победителей!
Номинация «Текст и иллюстрация»
1 место
Курыжов Александр 11 школа, 8 б класс
2 место
Егоров Денис 8 школа, 6 класс
3 место
Владимирова Дарья 20 школа, 5 б класс
Молчанов Виталий 8 школа, 4а класс
Номинация «Электронная презентация»
1 место
Ермолаев Илья 22 школа, 5а класс
Петракова Валерия 22 школа, 5а класс
2 место
Иванова Ольга, 22 школа, 5а класс
Герасимова Елена 22 школа, 5а класс
3 место
Поташёв Максим, 22 школа, 5а класс
Спецпризы
Групповая работа учеников 6б класса 1-ой школы
Фёдоров Юрий, школа-сад №38, 4 класс
Ермолаев Сергей, школа-сад №38, 4 класс
Библиотека "РаДуГа" благодарит депутата Псковской городской Думы Лесникова Валерия Семеновича за призы для победителей в номинации "Электронная презентация".