Муниципальное автономное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" города Пскова
180007, г. Псков, ул. Конная, д. 6
тел. (8112) 56-01-82, 56-14-79
pskov-cbs@bibliopskov.ru
Режим работы библиотек
«Если бы были добрые волшебники... Пришел бы такой волшебник и сказал: «Дорогой Юрий Павлович, чего Вы бы больше всего хотели?
Я могу предложить Вам следующее: стать самым главным из известных в нашем мире ученым, получить возможность жить, где хотите, Нобелевскую премию,
Ленинскую премию... и все прочее, или же, если хотите следующее: вернуть Вам Псков таким, каким он был около Вашего рождения,
вернуть всё, что в нём тогда было, и обеспечить Вам на всю жизнь пребывание в нём.
И тогда я, не задумавшись ни на секунду,
ответил бы ему: «Слушай, дорогой волшебник! Неужели Вы думаете, я променяю свой Псков на какую-то муру,
не стоящую даже сравнения со старым Псковом!» Вот так я смотрю на то, к чему я привязан с детства.
Но добрый волшебник не приходит...», - так писал Юрий Павлович Спегальский в 1963 году одному своему корреспонденту,
будучи уже 15 лет в Ленинграде в вынужденной разлуке с Псковом.
Кто же этот пскович, чей единственный мемориальный музей хранит Псков, назвав улицу, на которой он родился, его именем, обозначив дом, в котором прошли последние пять месяцев его жизни, памятной доской?
Ю.П. Спегальский родился в Пскове 3 июня 1909 года в семье коренного псковича Павла Константиновича Спегальского, строительного рабочего высокой квалификации, мастера-лепщика, автора декоративных украшений общественных зданий города. Мать происходила из дворянской семьи Печенко. Отец рано умер (в 1918 г.), но успел оставить впечатление о себе в душе сына, как «о самом лучшем из всех людей на свете». Видимо, благодаря отцу, юный Спегальский еще в школьные годы обнаружил непреодолимую склонность к строительному делу и интерес к древней русской архитектуре. Влияние отца да красота псковской земли, открывшаяся ему впервые, когда он подростком добрался до самой вершины шпиля соборной колокольни Снетогорского монастыря, определили его судьбу, занятиями связав навеки с Псковом. В подростковом возрасте это ощущение красоты родной земли и интерес к её истории вызовет не по-детски серьёзную деятельность: он создаёт в школе кружок краеведения, вместе с друзьями будет производить натурные обследования памятников, примет участие в реставрационных работах музея. Об этом свидетельствуют документы музея, в которых взрослые серьёзные люди дают высокие оценки работе подростка.
Как его современник Михаил Бахтин в Невельском альманахе первой работой определит свое будущее философа, так школьник Спегальский своей первой публикацией «О значении древнепсковской архитектуры» в сборнике Псковского общества краеведения «Познай свой край» за 1927 год заявит о себе как о начинающем исследователе псковской архитектуры. Эта работа уже тогда отрицала мнение современного исследователя псковской архитектуры А.И.Комеча, который утверждает, что о художественных особенностях псковской архитектуры никто не писал. Выводы о художественных достоинствах псковской архитектуры были сделаны почти мальчиком, но мальчиком уже в совершенстве изучившим приёмы псковской каменной кладки на практике - он в школьные годы работал каменщиком в псковской строительной артели. Он продолжал работать в Пскове и в каникулярное время, учась в Ленинградских вузах на архитектурном факультете (Академии художеств и ЛИИКС).
После окончания института Спегальский работает в Ленинградской инспекции по охране памятников, занимаясь в 1936г. реставрацией Гремячей башни в родном городе.
В 1939-1940 годах он реставрирует Вторые палаты Меншикова. Два года работы спасли памятник от разрушения. Но тут появились объективные причины для прекращения реставрационных работ - начинается война, которая оставила его в Ленинграде для весьма ответственного дела - обмеров и маскировки высотных памятников архитектуры. Это была поистине героическая работа потому что проводилась без лесов.
Работая в Ленинграде он держал Псков в своем сердце, выплеснул свои чувства к нему в суровую зиму 1941-1942 гг. в серии рисунков «По Пскову XVII века». В них проявился не только талант художника, но и дар историка, поэта, прекрасного знатока древнего Пскова. Он рисовал свой город в прошлом, думая о будущем, реально представляя свое возвращение на родину после победы. Именно в эти тяжелые военные дни он думал о создании Пскове архитектурных заповедников с охранными зонами. В 1944 году, город был освобожден, он приехал в Псков, чтобы возглавить областную инспекцию по охране памятников. Это были самые насыщенные напряженной работой три с половиной года. В это опасное для обследования памятников время (город еще не освобожден от мин) он проделал огромную работу по постановке на учет и систематизации памятников архитектуры, имеющих историческую и художественную ценность. Эта работа послужила основой для создания первого в советской практике проекта архитектурных заповедников, но его проект в Пскове не был принят, несмотря на поддержку Москвы. Виновато ли было в том начальство, или архитекторы, приехавшие работать в чужой город, и не знавшие его древней истории, но проект Спегальского остался на бумаге.
Параллельно он сделал другое важное дело - в 1946 году открыл первые реставрационные мастерские в Пскове. Можно назвать до десятка проектов реставраций и консервации памятников, выполненных Спегальским в 1945-1948 гг. А кроме того практическая работа: это восстановление глав Троицкого и Спасо-Преображенского соборов верхолазным способом, без лесов, реставрационные работы на церквях: Николы со Усохи, Богоявления с Запсковья, Козьмы и Дамиана с Примостья, Иоакима и Анны, колокольне и корпусах церкви Михаила и Гавриила Архангелов. Благодаря исследовательской работе этого времени, Спегальским была уточнена, а в некоторых случаях изменена датировка памятников псковского зодчества, как это случилось с церковью Василия на Горке. В 1946 году в издательстве «Искусство» выходит его первая книга «Псков. Исторический очерк».
Возглавляя мастерские в тяжелейшее послевоенное время, он подчас встречал полное непонимание, невыполнение уже принятых постановлений.
16 сентября 1946 года Спегальский обращается с докладной к председателю облисполкома В.Д.Семину, в которой с отчаянием напишет: «Как видно из вышеизложенного, никем ничего не было сделано - мастерские задыхаются от недостатка рабочей силы и не имеют никакого помещения. Совершенно ясно, что постановление Советского правительства о сохранении памятников древнепсковской архитектуры сорвано, благодаря недопустимо равнодушному отношению к выполнению постановления правительства, так как возможности были, но не хватило желания его выполнять. Если нельзя требовать от всех, чтобы они понимали, что такое культура, искусство и зачем нужно что-то еще, кроме удовлетворения самых примитивных потребностей, т.е. чтобы все сами сознавали значение памятников народного искусства и старались их сохранять, то я полагаю, что следует требовать от всех без исключения уважения к постановлениям Советской власти... Прошу Вас принять меры в отношении лиц, не выполняющих решения Псковского облисполкома, упомянутых здесь мною».
Его взаимоотношения с руководящими инстанциями всегда складывались непросто. Его настойчивая требовательность, бескомпромиссность и принципиальность вызывали раздражение в административных кругах, приводили к конфликтам, после которых архитектор покидал Псков.
В 1948 году Спегальский уезжает в Ленинград, поступает в аспирантуру Академии художеств и блестяще защищает диссертацию «Псковская каменная жилая архитектура XVII века». Главный вывод этого исследования - существование верхних жилых деревянных этажей на каменных палатах XVII века - получил общее признание специалистов и явился вкладом в изучение не только псковской архитектуры. После защиты диссертации Юрий Павлович живет в Ленинграде, работает в академических институтах, сначала в архитектурном, а с 1958 года - в археологическом, занимается изучением архитектуры древнего Пскова. В 1956-1957 гг. с бригадой альпинистов-верхолазов участвует в реставрации куполов и шпилей Исаакиевского и Петропавловского соборов. Выходят в печати статьи и книги: в 1963 году две монографии: «Псков. Художественные памятники» и «Псковская каменная жилая архитектура XVII века». Его ленинградская квартира превращается в псковскую средневековую повалушу с изразцовой печью, завесами, столами, шкафами, паникадилами, украшенными старославянской вязью и картинами с сюжетами из псковской средневековой жизни. (Все это сейчас можно видеть в мемориальном музее Спегальского в Пскове). В 1958 году он напишет своему знакомому из Пскова: «Русский народ очень талантлив, но его неумение хранить свои богатства, неуважение к себе достигают чудовищной степени... Псков XV - XVI веков был одним из крупнейших и богатейших культурных центров не только России, но и всего тогдашнего мира. Ведь это-то всем известно на наш взгляд, взгляд современного человека, это был огромнейший музей сокровищ искусства, которым цены не было... Если бы современный человек мог побывать в Пскове XV - XVI вв., он был бы потрясен до глубинм души открывшимся перед ним богатством...
Я считаю, что Ваши слова о том, что «я потерпел неудачу и что это было столь печально для меня», освещают не ту сторону, которую важно было бы осветить... неудачу в данном случае потерпел Псков, и ее плоды едва ли когда-либо в должной мере удастся исправить... Исследуя архитектуру, я постоянно убеждаюсь, что именно архитектура наиболее объективное и точное зеркало, отражающее жизнь такой, какая она есть... Думая над проектом заповедников, я переоценил современных псковичей, идеализируя их, считая, что они поймут и оценят то, о чем они оказались совершенно неспособными судить».
Одна из главных идей Спегальского состояла в том, чтобы не просто реставрировать древние сооружения, а решить проблему включения отдельных памятников и целых комплексов в современную застройку города. Разработанные им смелые предложения по реконструкции памятника, планы и проекты во многом опережали время, были подчинены страстному желанию защитить древнюю архитектуру и превратить Псков в город-музей под открытым небом.
В сентябре 1968 года Спегальский был приглашен работать главным архитектором псковских реставрационных мастерских. Он возвращается в Псков не с пустыми руками. У него почти закончена работа «Перспективный план реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры города Пскова», рассчитанная на 12 лет. Но проработать ему удалось только 150 дней. Юрий Павлович скончался 17 января 1969 года. Осталась его вдова, Ольга Константиновна Аршакуни (1908-1991), художник-архитектор, благо даря самоотверженности которой издавались труды Ю.П.Спегальского, а в 1986 году открылся музей.
Похоронен Юрий Павлович на Мироносицков кладбище Пскова.
М.Кузьменко. Юрий Павлович Спегальский / М.Кузьменко // На рубеже тысячелетий: Книга о людях культуры и искусства. 1 том.- Псков, 2002. - С.145 - 150.
См.также: http://spegalsky.narod.ru/
г. Псков, Октябрьский пр., 14, кв. 74. Тел. (81122) 2-47-91