Ян Сибелиус – самый главный композитор Финляндии

Ян Сибелиус – самый известный финский композитор в мире,
один из наиболее выдающихся авторов симфоний XX века.
8 декабря 2020 года исполнилось 155 лет со дня его рождения.


«…творить в ещё более широких масштабах, продолжать там, где закончили мои предшественники, создавать искусство современное является не только моим правом, но и моей обязанностью»
(Ян Сибелиус)

Юхан (Йоган) Юлиус Христиан Сибелиус родился в городке Хямеэнлинна в Финляндии 8 декабря 1865 года. Родители его были этническими шведами. Отец, военный врач Христиан Густав Сибелиус, скончался, когда мальчику было всего два года. Детство Ян провёл с матерью, братом и сестрой в доме бабушки.


В семье Сибелиусов все трое детей обучались музыке. Сестра Линда играла на фортепиано, брат Кристиан – на виолончели. Уже в пятилетнем возрасте Янне, как звали его родные, садился за фортепиано и наигрывал мелодии. В 10 лет юный Ян написал своё первое небольшое произведение для скрипки и виолончели, которое называлось «Капли воды». В 1880 году он начал брать уроки игры на скрипке у руководителя местного духового оркестра Густава Левандера.


В возрасте 16 лет Ян Сибелиус открыл для себя труд немецкого теоретика Адольфа Маркса «Учение о музыкальной композиции», который стал первым профессиональным знанием на пути к мастерству. В 1884 году он написал Сонату для скрипки ля-минор и ещё семь-восемь сочинений, исполнявшихся их домашним ансамблем.

В 1885 году Ян поступил на юридический факультет Национального университета в Хельсинки. Параллельно он успешно сдал экзамены в Музыкальный институт и вскоре бросил юриспруденцию, чтобы посвятить себя настоящему призванию – музыке. В 1889-1891 гг. Сибелиус изучал композицию в Берлине и Вене.


В начале 1890-х годов композитор взялся за своё первое крупное сочинение, симфоническую поэму «Куллерво» на сюжет карело-финского поэтического эпоса «Калевала» для двух солистов, мужского хора и оркестра. Её премьера в Хельсинки 29 апреля 1892 года принесла Сибелиусу триумфальный успех, влившись в необычайно актуальную на тот момент тему финской национальной идеи. Последующие работы – симфоническая поэма «Сказка», сюиты «Карелия» и «Лемминкяйнен» – также снискали одобрение слушателей.

Летом того же года Сибелиус женился на Айно Ярнефельд, ставшей его незаменимой помощницей и поддержкой на всём жизненном пути. Чтобы обеспечить семью, Сибелиус устроился преподавателем игры на скрипке и теоретических дисциплин в Музыкальном институте и оркестровой школе. Педагогическая деятельность продолжалась 8 лет. С 1893 по 1911 год в браке родилось 6 дочерей.


На рубеже веков Ян Сибелиус – уже центральная фигура музыкальной жизни страны. В эти годы в Финляндии, входящей в состав Российской империи, нарастают националистические настроения, всё чаще звучат идеи о независимости. Появление в стране композитора мирового уровня, в фокусе внимания которого находятся финский эпос и герои местного фольклора, превратило музыку Сибелиуса в один из символов Финляндии. Автор исколесил с концертами страны Европы, выступал в США. Финское правительство назначило композитору государственную стипендию, что позволило ему целиком посвятить себя творчеству.

В 1899 году композитор закончил свою первую работу в жанре симфонии. Премьера Первой симфонии ми минор прошла 26 апреля 1899 года. Это произведение с ярким национальным характером, пронизанное «суровым дыханием Севера», было принято публикой с восторгом. Тогда же ему предложили написать музыку к патриотической театральной постановке из финской истории. Так возникла симфоническая поэма, впоследствии названная «Финляндия».

В 1902-1903 годах из-под пера Сибелиуса вышли самые известные его сочинения – Вторая симфония и «Концерт для скрипки с оркестром ре-минор». Во Второй симфонии критики усматривали картины финского национально-освободительного движения, отголоски «древних традиций народных сказителей». Согласно мнению современных экспертов музыки, Сибелиус во многом опережал свое время, и «Концерт для скрипки с оркестром ре минор» - один из самых известных примеров тому. Премьера этого ярчайшего произведения состоялась в 1905 году.


В 1904 году Сибелиус c семьёй переселился из Хельсинки в усадьбу Айнола («дом Айно») в городке Ярвенпяа на берегу озера Туусуланъярви. Ежедневные прогулки по садам и лесам были для него источником вдохновения. Там, в единении с природой, композитор и его супруга прожили до последних дней, там же было создано большинство зрелых его произведений. Сейчас в усадьбе находится дом-музей Айно и Яна Сибелиусов, который ежегодно посещают более 30 000 человек.

Высоко оценивали музыку финского маэстро русские композиторы. Пребывание Сибелиуса в России в 1906-1907 гг. сблизило его с Н. А. Римским-Корсаковым и особенно с А. К. Глазуновым.

В 1908 году Сибелиусу была прооперирована опухоль в горле. После операции он в течение 7 лет воздерживался от алкоголя и курения. Болезнь и операция 1908 года принесли страх смерти, а вместе с ним – и новые краски в его творчество. Это творческое развитие прослеживалось в Струнном квартете ре-минор (1909) и в Четвертой симфонии (1911). Эту симфонию, аскетичное и довольно мрачное по духу сочинение, сам автор описывал как «протест против современных музыкальных произведений».

В 1914 году Сибелиус приехал на гастроли в США, где принял почетный докторат Йельского университета. Здесь маэстро дирижировал мировой премьерой симфонической поэмы «Океаниды», название которой восходит к образам греческой мифологии.

Первая мировая война поставила композитора в затруднительное финансовое положение: его главный издатель находился в Германии. Первая редакция Пятой симфонии прозвучала на юбилейном концерте композитора в день его 50-летия, 8 декабря 1915 года, а последующие 4 года дорабатывалась. Новые премьеры состоялись только после Первой мировой войны. Шестую симфонию он начал писать ещё во время работы над Пятой, в 1918 году, её сочинение продолжалось в течение 5 лет. Только 16 февраля 1923 года она, наконец, прозвучала под управлением автора в Хельсинки.


В марте 1924 года Сибелиус закончил свою последнюю, самую жизнерадостную, Седьмую симфонию, представленную тем же месяцем в Стокгольме. Симфония отличается лаконичностью – она состоит из одной части, а её исполнение длится около 20 минут.

В 1926 году выходит последнее крупное произведение композитора – симфоническая поэма «Тапиола», вдохновлённая финским эпосом «Калевала» и красотой родной природы.

С 1926 года Сибелиус перестал дирижировать. Это связано и с тем, что он имел наследственный тремор правой руки, и с тем, что порой выходил на сцену в нетрезвом состоянии. В 1928 году композитор начал получать авторские отчисления за исполнение своих произведений, что помогло поправить материальное положение семьи. С начала 30-х годов он почти перестал писать музыку, современники назовут это «Молчание в Ярвенпяа».

В печати тем временем распространились сведения о таинственной Восьмой симфонии, над которой работал Сибелиус. Однако это произведение так и не было закончено. Терзаемый творческим кризисом, в конце 1940-х годов композитор сжёг целый ряд произведений.

70-летие национального композитора в 1935 году отмечалось большим концертом на 7000 зрителей в присутствии первых лиц государства. В последний раз Сибелиус появился перед широкой аудиторией 1 января 1939 года во главе Городского оркестра Хельсинки, когда велась прямая радиотрансляция его пьесы в Нью-Йорк. Под управлением маэстро струнный оркестр исполнил Andante Festivo. Этот концерт стал единственной записью выступления Яна Сибелиуса.

В связи с 85-летием композитора, с 1951 года правительство организовало музыкальные фестивали его имени, которые ежегодно проводятся и в настоящее время.


Композитор скоропостижно скончался в Айноле 20 сентября 1957 года на 92 году жизни. В Финляндии был объявлен национальный траур, попрощаться с ним в Кафедральный собор Хельсинки пришли 17 000 человек. Похоронен маэстро в саду своей любимой усадьбы Айнола.

Ещё при жизни Сибелиус удостоился почестей, которые воздавались лишь немногим творцам. Именем композитора названы улицы, парки, ежегодный музыкальный фестиваль «Неделя Сибелиуса». В 1939 году альма-матер композитора, Музыкальный институт в Хельсинки, получил название Академии имени Сибелиуса.

В 2003 году в Финляндии сняли художественный биографический фильм «Сибелиус». Начиная с 2011 года, в Финляндии ежегодно празднуют День Яна Сибелиуса и финской музыки, который приходится на день рождения композитора.


Интересные факты о Яне Сибелиусе


• Своё имя композитор писал Jean, то есть – «Жан». Это была идея его дяди Яна, которому нравился французский вариант своего имени, и он напечатал себе соответствующие визитки. Когда через несколько лет молодой композитор нашёл их, то со временем решил называть себя также Жаном Сибелиусом.

• В 1907 году композитор дирижировал своей Третьей симфонией в петербургском Мариинском театре.

• Сибелиус говорил, что в Хельсинки песня внутри него умирает. Он с детских лет преклонялся перед природой, а его дом не имел ни водопровода, ни электричества, чтобы посторонние звуки не отвлекали его от работы. Его любимым времяпрепровождением были прогулки в окрестностях Айнолы, где можно было слышать шум леса и пение птиц.

• Великобритания – вторая страна после Финляндии, где Сибелиус при жизни был невероятно популярен даже среди простого населения. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1921 году в британском порту пограничник узнал и по имени поприветствовал маэстро, только что сошедшего с корабля.

• В 1948 году в интервью одному американскому изданию Сибелиус посетовал, что после войны в Европе не достать хороших сигар. После выхода интервью в Айнолу стало приходить такое количество посылок с отменными сигарами от заокеанских поклонников, что маэстро пришлось выступить с просьбой больше их не присылать. Сигары ещё оставались даже после кончины Сибелиуса 9 лет спустя.

• Самый известный и посещаемый туристами памятник Яну Сибелиусу был открыт в Хельсинки через 10 лет после его смерти в 1967 году. Автор Эйла Хилтунен трудилась над памятником несколько лет. Ансамбль из нескольких сотен труб до сих пор вызывает неоднозначные эмоции жителей и гостей Хельсинки.

Основные источники:

Кожевникова, Л. Сибелиус (Sibelius) Ян (Юхан) : (8.XII.1865, Хяменлинна – 20.IX.1957, Ярвенпя) / Л. Кожевникова // Творческие портреты композиторов : популярный справочник. – Москва : Музыка, 1989. – С. 317-319.

Ступель, А. М. Ян Сибелиус, 1865-1957 : популярная монография / А. Ступель. – Изд. 2-е. – Ленинград : Музыка, 1982. – 101, [3] с. : ил., портр. – Произведения Я. Сибелиуса: с. 103.

Ян Сибелиус : [биография]. – Текст: электронный // Soundtimes.ru : Творческий Центр «Звуки Времен» : [сайт]. – Фот., ил., видео. – URL: https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/yan-sibelius (дата обращения: 25.11.2020).

Ян Сибелиус – величайший сын Финляндии : [биография]. – 01.08.2018. – Текст: электронный // TERVE.SU : Путешествие по Финляндии : [сайт]. – Раздел сайта «Замечательные финны». – Фот. – URL: https://terve.su/yan-sibelius/ (дата обращения: 25.11.2020).


БИБЛИОГРАФИЯ (формат PDF)


Памятник Яну Сибелиусу в Пскове


История установки памятника финскому композитору Яну Сибелиусу в центре Пскова связана с обширными международными связями нашего города. 10 мая 1966 года финский город Куопио стал первым городом-побратимом Пскова. Благодаря таким партнёрским связям между городами устанавливаются прочные деловые, социальные и культурные отношения. И вот, в знак дружбы и сотрудничества в 1986 году в г. Куопио был установлен бюст русского поэта А. С. Пушкина работы прославленного скульптора Олега Константиновича Комова. Образ поэта поразительно напоминает другую работу скульптора, находящуюся в Пскове – памятник «А. С. Пушкин и крестьянка» (1983).


Тогда же финская сторона преподнесла в дар Пскову памятник любимого композитора финнов Яна Сибелиуса скульптора Тойво Яатинена. В рамках побратимства городов состоялись и другие знаменательные события. Например, в том же году 25 ноября мэр г. Куопио Юхани Коскинен стал крестным отцом 200-тысячной жительницы Пскова. Также многим псковичам известно, что в честь 25-летнего юбилея дружбы городов в Пскове был заложен парк Куопио, он же Финский парк. С 1994 г. проводились промышленные выставки «Псков-Экспо», активными участниками которых были финские предприниматели. С ноября 2002 г. в Пскове был реализован проект между администрациями городов Куопио и Пскова «Улучшение качества питьевой воды из водных экосистем городов-партнеров Псков – Куопио». Это лишь несколько свидетельств русско-финского сотрудничества в нашем городе.

Вернёмся к памятнику Яну Сибелиусу в Сквере Породнённых городов. Он представляет собой крупное изваяние головы композитора, покоящейся на высоком прямоугольном постаменте – гранитной стене. Скульптура выполнена в стиле модерн и производит душевное впечатление своей лаконичностью и доступностью (под доступностью подразумевается, что каждый проходящий мимо человек может свободно потрепать композитора по макушке). Автор скульптуры Тойво Яатинен (1926-2017) – известный скульптор-медальер, обладатель высшей государственной награды Финляндии для деятелей искусств Pro Finlandia. Установкой памятника руководил главный архитектор Пскова с 1984 по 1989 гг. Борис Дмитриевич Пославский (р. 1939) – председатель правления Псковской организации Союза архитекторов России, лауреат конкурсов Союза архитекторов СССР.

Напротив памятника находится бетонный куб – памятный знак о встрече псковичей и жителей Куопио. По обе стороны от памятного знака растут два дерева, высаженные 10 октября 1969 года делегацией финского города Куопио и представителями Пскова. Об этом свидетельствует выгравированная на кубе надпись.


Можно заметить, что памятник в Сквере Породнённых городов отдалённо напоминает памятник Яну Сибелиусу в Хельсинки, открытый 7 сентября 1967 года. Это одна из самых посещаемых и обожаемых достопримечательностей финской столицы, расположенная в парке Сибелиуса в районе Тёэлё неподалёку от моря. Эта уникальная абстрактная композиция была создана финским скульптором Эйлой Хилтунен (1922-2003). Она представляет собой ансамбль из более 600 железных труб разной длины и диаметра и портрета композитора в молодые годы. Особенность его конструкции состоит в том, что во время сильного ветра потоки воздуха попадают в трубы, и звучит «музыка».


Видимо, подаренный псковичам в 1986 году памятник является отсылкой именно к этой необыкновенной композиции.




Памятник Я. Сибелиусу в Пскове



БИБЛИОГРАФИЯ (формат PDF)

Виртуальную выставку подготовила Мария Головина, сотрудник
Историко-краеведческой библиотеки им. И. И. Василёва МАУК «ЦБС» г. Пскова


 
Этот сайт использует файлы cookies. Данные файлы представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с использованием cookies.