Народность сето. Обычаи сето. Эпос сето "Пеко"

Православные эстонки (полуверки), прибывшие в Псково-Печерский монастырь для встречи Их Императорский Величеств. 1903 год.


Сето (Сету) — этнографическая группа эстонцев, проживающая в пограничной зоне Эстонии и в Печорском районе Псковской области и создавшая свою самобытную культуру: говорит на особом диалекте эстонского языка, по национальной одежде и православным обычаям близка к русским и белорусам.

Своё место компактного проживания сету называют Сетомаа - «земля Сето». Сетомаа - зона пограничья нескольких культур. Здесь до настоящего времени сохранились традиции, общие для волжско - финских, прибалтийско-финских и славянских народов.


На земле сето издавна чудские племена соседствовали со славянами - кривичами, а в лихолетья сюда приходили крестьяне с востока и запада. Активной была миграция эстонцев, бежавших от немецких и шведских помещиков, и русских, спасавшихся от притеснений московских царей и церкви (западный берег Чудского озера заселяли главным образом старообрядцы). Часть беженцев из России приняла лютеранство, а сето, попавшие под влияние Псково-Печерского монастыря, стали православными. Их называли полуверами (poluwernikud) за смешение в культуре русских и эстонских черт и нередкое двуязычие.

В конце 19 века некоторые учёные отмечали, что в «современном печорском эсте черты быта поразительно напоминают быт древнего финна и особенно финки». Некоторые традиции у сето имеют общие корни с традициями не только финнов Суоми, но и этносов - води, ижоры и даже восточных финноязычных народов - мордвы, удмуртов. Наибольшее родство у сето с эстонцами. Сето сохраняли остатки языческих верований. В некоторых местах они приносили не только в церковь, но и к священным камням, местам поклонений дары: в Иванов день - молочные продукты, на святую Анну - шерсть и баранину. Статую Николая Угодника в Печорском монастыре они так обставляли в праздник кадочками с маслом и творогом, обкладывали лепёшками, что не было видно самой статуи. Сето мазали статуе губы маслом и творогом - «кормили», как прежде идолов. У сето бытовал культ бога плодородия Пеко. Его фигурку хранили в тёмном месте и лишь во время сева выносили на поля, чтобы освятить землю. Призывали Пеко и в песнях. Подобные ему духи - покровители плодородия - были и у других финноязычных народов: эстонцев, мордвы, води, у карел и финнов, но у них подобные обряды отошли в прошлое раньше, чем у сето. Сето называют себя «сетокезы», «сетокене» или просто «сето рахвас» seto rahvas (люди сето). Сето, «боясь» большой воды, занимались земледелием. Они сохраняли многое в культуре от предков: национальный костюм, язык, духовное творчество, обычаи, нравы.

Народное творчество сето богато песнями, сказками, загадками и пословицами. Крупнейшим эпосом сето является эпос «Пеко», в котором повествуется о жизни и приключениях народного героя Пеко, который стал богом плодородия, помогал Иисусу Христу и похоронен в Псково-Печерском монастыре.

В эпосе сочетаются языческие верования народа сето, принятие православия, описание истории и быта народа, а также переселение в Сибирь. Эпос «Пеко» был записан со слов легендарной сетоской сказительницы Анне Вабарна и издан в г. Куопио (Финляндия) в 1995 г. Для знакомства с эпосом «Пеко» предлагаем его краткий пересказ.

Эпос сето "Пеко".
Рассказчик: Анне Вабарна. Перевод: Паул Хагу и Виктор Данилов

Кликните на прямоугольник со стрелочкой для чтения в полноэкранном режиме

Лучше всего традиции народной культуры сохранились в женской одежде. Когда во второй половине 19 века в Сетомаа стала распространяться фабричная одежда, то в моду она вошла среди мужчин, а женщины Сетомаа не желали менять свои традиционные одежды на «городские»: «Святая Мария носила такую же одежду, - говорили они, - и грешно менять её на новомодную». В настоящее время традиционная одежда сето из повседневной превратилась в праздничную. Сарафан «рюйд» (некогда перенятый у русских) воспринимается как старинное нарядное платье. Вместо теперешней «хаме» - рубахи из белого холста с широкими вышитыми рукавами, верхняя часть которой шилась из тонкого, а нижняя - из грубого холста, женщины носили «армии хаме» - тоже рубаху, но с длинными (до полутора метров длиной) рукавами. На них шёл значительно более тонкий холст. В середине рукавов делались отверстия, куда и продевались руки при работе, а свободные концы рукавов связывались за спиной. Эта черта старинного сарафана перешла к более позднему его виду «вилланерюйду», у которого также рукава затыкаются сзади за пояс. В одежде традиционен белый цвет, но нередок и синий. Оторочки кафтана, орнамент на рукавах, передник, как правило, красного цвета. Традиционное украшение женщин сето - «сыльг». Это большая серебряная бляха в форме полушария, закрывающая всю грудь, серебряные цепочки с навешенными монетами, крестики. Нашейное украшение в форме листьев, число которых доходило до дюжины, называется «лехет». Сетоские женщины по примеру русских стали носить серёжки, хотя для эстонок серёжки не типичны.

В язык сето вошло много русских слов, но он остался как диалект эстонского языка. Пастор Я.Хурт, изучавший фольклор сето в конце 19 - начале 20 века, писал, что знание невестою возможно большего числа песен считается у этого народа драгоценным приданым. Без песни ни одна девушка не смела выйти из дому. Сетоские песни впервые записал в 1877 году финский учёный Аксель Аугуст Борениус - Ляхтенкорва.

В конце 19 века, по данным Ю. Трусмана, ареал расселения сето включал 250 деревень и сёл в 11 приходах. В 1890 году Ю.Трусман подсчитал, что в западной части Псковского уезда проживало 12289 человек народности сету. По косвенной оценке Всероссийской переписи населения, в 1897 году в Псковском уезде было 16334 православных эста, в число которых вошли наряду с сету и православные эстонцы.

В 1920 году по Юрьевскому (Тартускому) договору Печорский край, где проживали сето, но с абсолютным большинством русского населения, отошёл к Эстонии и был реорганизован в уезд Петсеремаа. Сето получили эстонские фамилии, вместо ранее используемых в качестве их дедовских имён, в официальных документах стали именоваться эстонцами, а дети сето обучались на эстонском языке. В 1934 году эстонская перепись зафиксировала 13319 человек сето. В 1944 году Псковской области были возвращены территории, присоединённые к Эстонии в 1920 году. Но в Эстонии остались - вся волость Мяэ и части Зачеренской, Печорской , Мериногорской, Верхоустинской волостей. Ареал расселения сето оказался расколотым между Эстонией и Россией, что при наличии формальных границ внутри Советского Союза не осложняло жизнь, быт, культурное взаимодействие всей народности сето.

Но развал СССР в 1991 году и провозглашение независимости Эстонии привёл к разрыву традиционных связей внутри сетоской общности. В 1996 - 1999 годах был значительным миграционный отток сето в Эстонию. С 1945 года по 1999 год численность сето в Печорском районе сократилась с 5,7 тысяч до 500 человек.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в Псковской области проживает 176 человек народности сето (сету). Современная территория расселения сето в Печорском районе - это деревни и хутора сето в Круппской волости вдоль эстонской границы, кроме того - расположение в юго-западном направлении от Нового Изборска до Паниковичей с небольшим ответвлением в сторону города Печоры. Здесь действует этнокультурное общество сето, членами которого являются все сето, проживающие на территории Печорского района. В деревне Сигово есть музей-усадьба народности сето. В Печорах осталась и одна школа, в которой по желанию ученика, его родителей обучение ведётся на языке сето. При школе существует небольшая фольклорная группа, где учащиеся приобщаются к языку сето, их традициям и национальному искусству.

Музей народности Сето

Псковский краевед Натан Феликсович Левин разрешил нам опубликовать на сайте открытки начала 20 века из своей коллекции, изображающие сето в национальных костюмах.

Полуверки из Печор (Псков)


Надпись на обороте последней открытки:

Европейская Россия. Псковская губерния и уезд.
Православные эстонцы («полуверцы» или «сетокезы»).
Вид полуверческой усадьбы в деревне Булатовой, Печорской волости, со стороны улицы. Усадьба состоит из одной жилой избы и ряда хлевов, сараев и амбаров, расположенных вокруг замкнутого со всех сторон двора.


Вход и въезд во двор один — через ворота и калитку, расположенные возле жилья. Около ворот в жилье устроено единственное во всей усадьбе окно, выходящее на внешнюю сторону усадьбы и на улицу; все остальные окна смотрят во внутренний двор.


 
Этот сайт использует файлы cookies. Данные файлы представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с использованием cookies.


наверх