ИГРАЕМ С МУЛЬТФИЛЬМАМИ - 2

Сказки Шарля Перро (1628-1703)

Шарль Перро - известный французский писатель-сказочник, поэт и критик эпохи классицизма, член Французской академии с 1671, ныне известный в основном как автор «Сказок матушки Гусыни».

Имя  Шарля Перро - одно из самых популярных в России имен сказочников наряду с именами Андерсена, братьев Гримм, Гофмана. Дивные сказки Перро из сборника сказок Матушки Гусыни: «Золушка», «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Красная шапочка», «Синяя борода» прославлены в русской музыке, балетах, кинофильмах, театральных спектаклях, в живописи и графике десятки и сотни раз.

Шарль Перро родился 12 января 1628г. в Париже, в богатой семье судьи Парижского парламента Пьера Перро и был младшим из его семи детей (вместе с ним родился и брат-близнец Франсуа, умерший через 6 месяцев). Из его братьев Клод Перро был известным архитектором, автором восточного фасада Лувра (1665—1680).


Семья мальчика была озабочена образованием своих детей, и в возрасте восьми лет Шарль был отправлен в колледж Бовэ. Как отмечает историк Филипп Арьес, школьная биография Шарля Перро – биография типичного отличника. За время обучения ни он, ни его братья, ни разу не были биты розгами — случай по тем временам исключительный. Колледж Шарль Перро бросил, не доучившись.

После колледжа Шарль Перро в течение трех лет берет частные уроки права, и, в конце концов, получает диплом юриста. Купил лицензию адвоката, но вскоре оставил эту должность и поступил клерком к своему брату архитектору Клоду Перро.

Пользовался доверием Жана Кольбера, в 1660-х годах он во многом определял политику двора Людовика XIV в области искусств. Благодаря Кольберу, Шарль Перро в 1663 году назначен секретарем вновь образованной Академии надписей и изящной словесности. Перро также был генеральным контролером сюринтендатства королевских строений. После смерти своего покровителя (1683) он впал в немилость и потерял выплачивавшуюся ему как литератору пенсию, а в 1695 году лишился и места секретаря.

1653 – первое произведение Шарля Перро – пародийная поэма «Стена Трои, или Происхождение бурлеска».

1687 – Шарль Перро читает во Французской Академии свою дидактическую поэму «Век Людовика Великого», положившую начало многолетнему «спору о древних и новых», в котором самым яростным оппонентом Перро становится Никола Буало. Перро выступает против подражательства и издавна сложившегося поклонения античности, утверждая, что современники, «новые», превзошли «древних» в литературе и в науках и что это доказывается литературной историей Франции и недавними научными открытиями.

1691 – Шарль Перро впервые обращается к жанру сказки и пишет «Гризельду». Это стихотворная обработка новеллы Боккаччо, завершающей «Декамерон» (10-я новелла X дня). В ней Перро не порывает с принципом правдоподобия, волшебной фантастики здесь ещё нет, как нет и колорита национальной фольклорной традиции. Сказка носит салонно-аристократический характер.

1694 – сатира «Апология женщин» и стихотворная повестушка в форме средневековых фаблио «Потешные желания». Тогда же написана сказка «Ослиная кожа». Она по-прежнему написана стихами, выдержана в духе стихотворных новелл, но её сюжет уже взят из народной сказки, широко распространённой тогда во Франции. Хотя фантастического в сказке ничего нет, но в ней появляются феи, что нарушает классицистический принцип правдоподобия.

1695 – выпуская свои сказки, Шарль Перро в предисловии пишет, что его сказки выше античных, потому что, в отличие от последних, они содержат моральные наставления.

1696 – в журнале «Галантный Меркурий» анонимно опубликована сказка «Спящая красавица», впервые в полной мере воплотившая черты нового типа сказки. Она написана в прозе, к ней присоединено стихотворное нравоучение. Прозаическая часть может быть адресована детям, стихотворная – только взрослым, причём моральные уроки не лишены игривости и иронии. В сказке фантастика из второстепенного элемента превращается в ведущий, что отмечено уже в заглавии точный перевод – «Красавица в спящем лесу»).
Литературная деятельность Перро приходится на то время, когда в высшем обществе появляется мода на сказки. Чтение и слушание сказок становится одним из распространенных увлечений светского общества, сравнимых разве с чтением детективов нашими современниками. Некоторые предпочитают слушать философские сказки, другие отдают дань сказкам старинным, дошедшим в пересказе бабушек и нянюшек. Литераторы, стремясь удовлетворить эти запросы, записывают сказки, обрабатывая знакомые им с детства сюжеты, и устная сказочная традиция постепенно начинает переходить в письменную.

1697 – публикуется сборник сказок «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с моральными поучениями». Сборник содержал 9 сказок, представлявших собой литературную обработку народных сказок (как полагают, услышанных от кормилицы сына Перро) — кроме одной («Рике-хохолок»), сочиненной самим Шарлем Перро. Эта книга широко прославила Перро за пределами литературного круга. Фактически Шарль Перро ввел народную сказку в систему жанров «высокой» литературы.

Однако Перро не решился опубликовать сказки под своим именем, и на выпущенной им книжке значилось имя его восемнадцатилетнего сына – П.Дарманкура. Он опасался, что при всей любви к «сказочным» развлечениям писание сказок будет воспринято как занятие несерьезное, бросающее тень своей легкомысленностью на авторитет серьезного литератора.

Оказывается, в филологической науке до сих пор нет точного ответа на элементарный вопрос: кто написал знаменитые сказки?

Дело в том, что когда книга сказок Матушки Гусыни впервые вышла свет, а случилось это в Париже 28 октября 1696 года, автором книги был обозначен в посвящении некто Пьер Д Арманкур.
И этот автор писал о себе как о «ребенке, которому было приятно сочинять сказки».

Впрочем, в Париже быстро узнали правду. Под пышным псевдонимом Д Арманкур скрывался не кто иной, как младший и любимый сын Шарля Перро девятнадцатилетний Пьер. Долгое время считалось, что на эту уловку писатель отец пошел лишь для того, чтобы ввести юношу в высший свет, конкретно в круг молоденькой принцессы Орлеанской, племянницы короля Людовика-Солнце. Ведь это именно ей была посвящена книга. Но, впоследствии, выяснилось, что юный Перро по совету отца записывал какие-то народные сказки, и есть документальные ссылки на этот факт.

В конце концов, ситуацию окончательно запутал сам Шарль Перро.
Незадолго до смерти писатель написал мемуары, где подробно описал все мало-мальски важные дела своей жизни: службу у министра Кольбера, редактирование первого Всеобщего словаря французского языка, стихотворные оды в честь короля, переводы басен итальянца Фаерно, трехтомник изысканий о сравнении древних авторов с новыми творцами. Но нигде в собственной биографии Перро ни словом не упомянул об авторстве феноменальных сказок Матушки Гусыни, об уникальном шедевре мировой культуры.

А между тем у него были все основания занести эту книжку в реестр побед. Книга сказок имела невиданный успех у парижан 1696 года, каждый день в лавке Клода Барбена продавалось по 20-30, а иногда по 50 книжек в день! Такое - в масштабе одного магазина, - не снилось сегодня, наверное, даже бестселлеру о Гарри Поттере.

В течение года издатель трижды повторял тираж. Это было неслыханно. Сначала Франция, затем вся Европа влюбилась в волшебные истории о Золушке, ее злых сестрах и хрустальной туфельке, перечитывала страшную сказку о рыцаре Синяя борода, убивавшем своих жен, болела за учтивую Красную Шапочку, которую проглотил злой волк. (Только в России переводчики исправили финал сказки, у нас волка убивают дровосеки, а во французском  оригинале волк съел и бабушку и внучку).
По сути, сказки Матушки Гусыни стали первой в мире книгой, написанной  для детей. До этого книг для детей никто специально не писал. Зато потом детские книги пошли лавиной. Из шедевра Перро родился сам феномен детской литературы!

Огромная заслуга Перро в том, что он выбрал из массы народных сказок несколько историй и зафиксировал их сюжет, который еще не стал окончательным. Он придал им тон, климат, стиль, характерный для 17 века, и тем не менее очень личный.
В основе сказок Перро – известные фольклорные сюжет, которые он изложил с присущим ему талантом и юмором, опустив некоторые детали и добавив новые, «облагородив» язык. Больше всего эти сказки подходили детям. И именно Перро можно считать родоначальником детской мировой литературы и литературной педагогики.

«Сказки» способствовали демократизации литературы и оказали влияние на развитие мировой сказочной традиции (братья В. и Я. Гримм, Л. Тик, Г. Х. Андерсен).

На русском языке сказки Перро впервые вышли в Москве в 1768 году под названием «Сказки о волшебницах с нравоучениями».

На сюжеты сказок Перро созданы оперы «Золушка» Дж. Россини, «Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока, балеты «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Золушка» С. С. Прокофьева и др.

16 мая 1703 – Перро умер в Париже.

Сказки   Ш.Перро


1. Волшебница (Подарки феи)
2. Замарашка
3. Золушка
4. Кот в сапогах
5. Красная шапочка
6. Мальчик–с-пальчик
7. Ослиная шкура
8. Пряничный домик
9. Синяя борода
10. Спящая красавица
11. Хохлик  (Рике  с хохолком)

Мир поэтических фантазий, народных представлений о справедливости и счастье ожил и заговорил под волшебным пером знаменитого французского сказочника Шарля Перро (1628-1703).
Сказки Перро заслуживают почетного места в детской литературе. Они веселы, занимательны, непринужденны, не обременены ни излишней моралью, ни авторской претензией; в них чувствуется веяние народной поэзии, их некогда создавшей; в них есть именно та смесь непонятно-чудесного и обыденно-простого, возвышенного и забавного, которая составляет отличительный признак  настоящего сказочного вымысла.

В его сказках "есть именно та смесь непонятно-чудесного и обыденно-простого, возвышенного и забавного, которая составляет отличительный признак настоящего сказочного вымысла" (И. С. Тургенев).
В узорном наряде доброго юмора, грациозной фантазии предстает сказка о чудесном спасении маленькой Красной Шапочки, "такой хорошенькой, что лучше ее и на свете не было", и ее бабушки от злого и хитрого Серого Волка. В ней живет вера народа в торжество добра. Потому и сказка, которую все мы знаем и любим с детства, бессмертна, как эта вера.

Сказки Шарля Перро понятны и любимы детьми во всем мире.
Лучшие мультипликаторы всех стран уже много лет воплощают их на экранах!

Красная шапочка

Мультфильм «Красная шапочка» выпущен мультипликаторами Советского Союза в 1937 году.
Это короткометражная экранизация знаменитой одноименной сказки Шарля Перро.

Валентина и Зинаида Брумберг, режиссеры проекта, сняли свое произведение  давно, черно-белая анимация сейчас воспринимается чем-то древним, но именно оно является каким-то трогательным.

Эта героиня такая маленькая и симпатичная, совсем одна в темном и диком лесу. А тут еще и волк навстречу...

Сюжет мультфильма «Красная  шапочка» повествует о приключениях девочки по имени Красная Шапочка. Мама готовит пирожки и посылает малышку через лес отнести угощенье бабушке. Девочка отправляется и тут встречается с Серым Волком. Он ужасно хитер и голоден, что же случается дальше? - Об этом вы узнаете, посмотрев мультфильм "Красная шапочка".

Золушка

Мультфильм «Золушка» произведен мультипликаторами СССР в 1974 году. Режиссер Иван Аксенчук сделал попытку перенести на язык мультипликации сказу Шарля Перро.

Второе рождение фильма состоялось в 1986 году. Премьера в Финляндии состоялась 6 декабря 1986 года.
Жанр фильма – короткометражный музыкальный мультфильм.

Сказку Шарля Перро «Золушка» экранизировали множество раз. В данном случае мультипликационная версия выполнена в лучших традициях советской мультипликации.


Цвет, звук, детальнейшая прорисовка каждого эпизода создает впечатление феерии. Зрители старшего поколения еще помнят озвучивание этого мульта актерами старшего поколения, Гариным, Раневской, Филипповым. Но и нынешние артисты, переозвучившие фильм, постарались на славу. Композитор Игорь Цветков бережно перенес в музыкальное сопровождение классическую музыку, добавив в нее современные мотивы.


Сюжет мультфильма «Золушка»: маленькая девочка, которую постоянно третировала злая мачеха, была очень добрым и отзывчивым ребенком. Даже постоянные придирки не могли испортить ее добрый характер, хотя Золушке, так ее называли названные сестры, всегда доставалась самая трудная и грязная работа по дому. Вот и теперь, мачеха с дочерьми уехала на королевский бал, загрузив Золушку работой до невозможности. Но добрая фея помогла Золушке принять облик прекрасной принцессы и отправиться на бал. Единственным условием было уехать с бала до 12 часов ночи, иначе чары рассеются. Во время танцев с принцем Золушка услышала бой часов и в спешке сбежала из дворца, потеряв по дороге хрустальную туфельку. По всему королевству отправились гонцы, разыскивая незнакомку с неимоверно маленькой ногой… Сказка учит маленьких детей, что если быть трудолюбивым, добрым, терпеливым, то волшебство обязательно придет, и воплотятся все мечты.

В 1950 году на студии Дисней был создан фильм "Золушка", а затем в 2002 и 2007 годах созданы 2 продолжения этого мультфильма - "Золушка 2: Мечты сбываются" и "Золушка 3: Злые чары ".
Понравятся ли эти фильмы детям? - Несомненно, ведь здесь есть все необходимые сказочные элементы - любовь, злая мачеха, смешные мышата, раскаяние и счастливый конец.

В 1996 году по мотивам сказки вышел 26-серийный сериал о приключениях Золушки. Японский мультфильм рассказывает нам полную историю Золушки. Оказывается, она встретила принца задолго до бала, и кроме феи девушке помогали много других маленьких друзей. В этом красочном мультфильме Золушка столкнется со многими трудностями и неприятностями, прежде чем она попадет на бал.

Кот в сапогах

Мультфильм «Кот в сапогах» вышел на экраны в далеком 1938 году.
Но, несмотря на это, экранизация 1968 года признана одной из лучших трактовок знаменитой одноименной сказки Шарля Перро.

Как и все мультфильмы производства СССР того времени, это мультипликационное произведение является отличным поучительным материалом для детей практически любого возраста. А голоса Клары  Румяновой  и Анатолия Папанова, что озвучивали данный мультфильм, стали для многих знакомыми и родными с самого детства. Сказка весьма поучительная, а мораль очень доступная, так что это зрелище даже для самых маленьких зрителей. Яркая и красочная анимация дарит прекрасное настроение. Для многих такие мультфильмы являются лучшими воспоминаниями из детства.

Сюжет мультфильма «Кот в сапогах» основан на сюжете одноименной сказки великого сказочники Шарля Перро. Это история приключений хитрого и умного кота, который помог своему хозяину жениться на принцессе. Он победил жуткого и ужасного великана-людоеда и помог хозяину с принцессой обрести свой дом.

Кот в сапогах (Союзмультфильм, 1938)

11-минутный черно-белый мультфильм по известной сказке Шарля Перро.

Мельник умирая, оставил наследство 3 своим сыновьям: старшему - мельницу, среднему - осла, а младшему – кота.

Сначала младший сын отчаялся, что остался без ничего, но благодаря хитрости и ловкости кота, он получил все что желал: титул, уважение короля, богатство и любовь прекрасной девушки.


Кот в сапогах (СССР, 1968)


Музыкально-комедийная постановка сказочного сюжета о неутомимом Коте в сапогах. Ему удается победить в схватке чудовищем-людоедом, завоевать замок,  получить расположение короля и женить своего хозяина на принцессе.

Сказку «Кот в сапогах» французский писатель Шарль Перро написал в XVII веке – прошло уже не одно столетие, но сказка до сих пор остается одной из самых любимых и самых востребованных в мире! Не счесть, сколько раз ее экранизировали, на сколько языков мира она переведена.

Композитор Цезарь Кюи написал по сказке известную детскую оперу, Давид Самойлов на основе произведения Шарля Перро создал пьесу в стихах, которая в 70-80-е годы XX века выпускалась на грампластинках и сопровождалась прекрасной музыкой П.И.Чайковского.

В 1958 году знаменитый советский режиссер А.Роу снял фильм «Новые похождения Кота в Сапогах». В 1988 году фильм о пушистом герое вышел в США («Кот в Сапогах», режиссер Юджин Марнер). В 1985 году ТО «Экран» выпустил телефильм-импровизацию «Про кота…»

А уж сколько студий снимали мультфильмы по этой увлекательной сказке! Ажиотаж вокруг Кота в Сапогах продолжается  – в 2011 году студия DreamWorks представила полнометражную мультипликационную историю «Кот в Сапогах» об отважном и находчивом коте, который прежде фигурировал в цикле мультфильмов о Шреке. Таким образом, триумфальное шествие Кота продолжается.

Мальчик с пальчик

Сказка «Мальчик с пальчик» снята по одноименной сказке Шарля Перро. Это очень добрая и поучительная история о вечных ценностях, о том, где человек может обрести настоящее счастье. Есть в ней что-то трогательное, что-то захватывающее и одновременно трогательное. То, что часто называют волшебством. Возможно, это и есть на самом деле настоящее волшебство.

Этот мультфильм по праву входит в сокровищницу российской анимации. Главный персонаж мультфильма, Мальчик-с-Пальчик, оказывается в доме настоящего людоеда, который угрожает жизни его братьев. Только он может спасти своих родственников от неминуемой гибели! Мультфильм снят по мотивам сказки Ш.Перро.

Год выпуска: 1977
Страна: СССР
Продолжительность: 17 мин.
Мальчик-с-пальчик (мультфильм, 1938)
Тип мультфильма        рисованный
Студия       «Союзмультфильм»
Страна       СССР
Время        10 мин. 35 сек.
Премьера  1938
«Мальчик-с-пальчик» — советский мультипликационный фильм по мотивам одноимённой сказки Шарля Перро.

Сюжет
Дровосек с женой и пятью сыновьями отправляются в лес. Пока родители и старшие братья заняты заготовкой дров, трое младших идут собирать грибы, которые, убегая, приводят детей к своему предводителю, предлагающему вместо грибов набрать орехов. Заблудившись в лесу из-за начавшейся грозы, дети находят чей-то дом и просятся на ночлег. Женщина, открывшая дверь, предупреждает их, что в доме живёт людоед, но, в страхе быть съеденными дикими зверями, братья остаются. Явившийся вскоре хозяин желает поужинать и достаёт волшебную сумку, дающую ему пищу, но, почуяв в доме людей, находит спрятавшихся под кровать мальчиков. Оставив детей, посаженных в короб, «на завтрак», людоед засыпает. Младший из братьев, выбравшись через щель, снимает с пояса злодея ключ и выпускает братьев. Забрав волшебную сумку, они бегут из дома. Проснувшись, людоед обнаруживает пропажу, надевает сапоги-скороходы, пускается в погоню и настигает младшего брата, но тот так мал, что предводитель грибов скрывает его под шляпкой мухомора. Утомлённый напрасной погоней, людоед засыпает. Воспользовавшись этим, Мальчик-с-пальчик снимает с него сапоги-скороходы и с волшебной сумкой возвращается домой — к радости своих братьев и родителей.


Создатели:
Автор сценария и режиссёр: Ольга Ходатаева
Художник: Пётр Носов
Мультипликаторы: Борис Петин, Галина Фролова, Татьяна Пузырёва, Анна Щекалина, Валентин Макеев, Лидия Резцова
Операторы: Д. Каретный, П. Лебедева, Композитор: Александр Крейн
Звукорежиссёр: С. Ренский.  Технические данные  чёрно-белый, звуковой.

Сказки Шарля Перро вы всегда можете взять в Библиотеке-Центре детского чтения,
а также в других библиотеках города!

Смотрите, читатйте, играйте - открывайте мир вместе с умными и добрыми книгами!


 
Этот сайт использует файлы cookies. Данные файлы представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с использованием cookies.


наверх