Вдохновлённый псковской стариной:
к 95-летию со дня рождения художника Петра Павловича Оссовского (1925-2015)

18 мая 2020 года исполнилось 95 лет со дня рождения Петра Павловича Оссовского, Народного художника СССР, кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени, Почётного гражданина г. Пскова.

Пётр Павлович Оссовский.
Фото А. Кузнецова

«Благодаря Пскову и его людям ко мне пришло особенное понимание русских традиций и культуры».

П. П. Оссовский

Пётр Павлович Оссовский появился на свет 18 мая 1925 года на Украине, в селе Малая Виска Кировоградской области. Впоследствии семья Оссовских переехала в Россию. В 1940–1944 гг. Пётр учился в Московской средней художественной школе. Первой выставкой юного художника стала экспозиция работ учеников школы, проведенная за месяц до Великой Отечественной войны, в мае 1941 года, в Московском товариществе художников. Оссовский выставил композицию «Ополчение» (картина не сохранилась) на тему Пугачёвского бунта.


Затем в 1944–1955 гг. будущий художник проходил обучение в Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова. Среди его учителей были И. И. Чекмазов, В. В. Фаворская, Д. К. Мочальский, Н. Х. Максимов, В. Н. Костин, но особую роль в формировании молодого художника сыграл крупнейший живописец и педагог С. В. Герасимов. «Я учился у такого мастера, как Сергей Васильевич Герасимов, — вспоминал Оссовский, — и всё же скажу: не меньше, чем у него, я учился у своих товарищей. Мы утверждались в своих взглядах на задачи искусства, на средства решения этих задач». Не на шутку увлечённый спортом, Пётр Оссовский и свою дипломную работу посвятил этой теме. Дипломной работой стала композиция «Футбол» (1950), которая, к сожалению, не сохранилась.

После окончания института Пётр Оссовский начал активно участвовать в ежегодных выставках молодых художников. «Я по себе знаю, как много для нас значили ежегодные молодёжные выставки. Для меня и моих товарищей серьёзнейшей школой были и подготовка к ним, и обсуждение работ, и обмен мнениями... Выставки воспитывали у молодёжи свое отношение к искусству, к жизни. Была самостоятельность, была решимость высказать по-своему то, что чувствуешь и что пережил. Выставки давали чувство локтя».

Выставляться регулярно Пётр Оссовский начал в 1954 году, но лишь с 1956 года, когда он вступил в Союз художников, к нему стала приходить известность.

Пётр Павлович хотел видеть среди своих работ картины, темой и содержанием которых были история, судьбы людей, а не просто пейзаж или жанровая сценка. Вместе с тем в творчестве художника проявился живой интерес к теме провинциальных городов, их жизни, быту, укладу. Другая тема, волновавшая молодого художника в те годы, — это московские окраины. «Многие годы я прожил на окраине города, где нет архитектурных памятников, созданных гением зодчих, где дома выросли, как грибы, без всякого порядка, где в пейзажах вкраплены чёрно-белые шлагбаумы с зелёно-красными глазами светофоров», — вспоминал художник.

П. П. Оссовский. «На городской окраине» (1958)

Новый этап творческой жизни Петра Оссовского начался картиной «Три поколения» (1959). Картина была представлена в 1960 году на выставке «Советская Россия», вызвав споры и дискуссии. В. А. Серов — президент Академии художеств СССР и председатель Союза художников РСФСР — сначала отверг работу, увидев в ней политический подтекст. Но отборочная комиссия приняла картину молодого художника.

Искусствовед А. А. Каменский в своей рецензии на работу Оссовского «Три поколения» (1959) впервые охарактеризовал манеру художника как «суровый стиль». «Суровым стилем» с тех пор называется целое направление в советской живописи, которое возникло в 1950–60-е гг. и продолжило традиции русской реалистической школы живописи XIX века. Молодых художников «сурового стиля» интересовали их современники. Они стремились показать зрителю возвышенность и красоту жизни и труда простых людей — рабочих, крестьян, рыбаков, строителей, геологов. Сильный, работящий, гордый и убеждённый в своей правоте человек становился героем картин художников эпохи «шестидесятников»: Н. И. Андронова, В. И. Иванова, П. Ф. Никонова, Г. М. Коржева, Т. Т. Салахова, братьев П. А. и А. А. Смолиных, Е. И. Зверькова, братьев А. П. и С. П. Ткачевых и других.

П. П. Оссовский. «Три поколения» (1959)

В 1960-х гг. Петру Оссовскому удалось познакомиться с произведениями художников других стран и культур. В 1961 году Оссовский отправился в свою первую длительную зарубежную творческую поездку — в Мексику и на Кубу, и там «почувствовал, что нашёл свой собственный стиль». В 1964 году прошла персональная выставка художника под названием «Мексика» - не только в Москве, но и в Ленинграде, Волгограде, Варшаве. Потом были неоднократные поездки по Европе — в Италию, Чехию, Словакию и Болгарию. Его интересовало всё — природа, города, архитектура, а главное — люди. «Территория моего творчества — от берегов Байкала до вод Карибского моря», — писал Пётр Павлович.

П. П. Оссовский. «Сиеста» (1962)

Поездки в Сибирь и на Алтай в 1957 и 1959 годах, а также поездка в 1979 году на БАМ — важные этапы в творческой биографии художника. Теперь перед художником стояла цель выразить русский характер, дать ему правильную оценку. В серии «Люди Сибири» можно увидеть необыкновенные по красоте пейзажи, в которых предстаёт исполинский, непокорный людям характер природы. Колорит полотен, созданных Петром Оссовским, передаёт особый сибирский дух, непохожесть на все другие края России. Образы сибиряков завораживают зрителя своей строгостью, сдержанностью, мужественностью и силой характера. Это изображения простых рабочих людей, уставших от тяжелого труда. Яркие примеры таких полотен — "Бригадир" (1965) и "Бетонщица" (1965).

П. П. Оссовский. «Бетонщица» (1965)

Пётр Павлович Оссовский и Псковская земля

В 1966 г. Пётр Оссовский впервые приехал в Псков. С этого времени Псков, Изборск и Талабские острова стали для художника источником вдохновения и сил. Пётр Оссовский говорил: «Благодаря Пскову и его людям ко мне пришло особенное понимание русских традиций и культуры».

П. П. Оссовский. «Рыбаки Псковского озера» (1967)

На Псковщине живописец полюбил Талабские острова, уединённый характер которых содействовал его желанию погрузиться в себя, отвлечься от суеты, сменить привычный ход событий. Именно здесь Оссовский создал наиболее прочувствованные пейзажи, портреты, натюрморты. Земля Пскова и её люди — глобальная тема в творчестве художника, к которой он обращался на протяжении многих лет. Вдохновлённый псковской стариной, он вскоре нашёл свой сюжет — исторические, культовые монументальные архитектурные сооружения.

П. П. Оссовский. «Псковский кремль» (1975)

Архитектура древнего Пскова на полотнах Петра Павловича Оссовского очень выразительна. В соединении простоты и мощи — сила её красоты. «Псковский кремль» (1975), «Пейзаж с лодками и церковью» (1974), «Изборские плитоломы» (1974), «Дорога к храму» (1997) — те картины, которые непременно стоит увидеть псковичам.

П. П. Оссовский. «Пейзаж с лодками и церковью» (1974)

Портреты псковичей — ещё один шаг к раскрытию русского характера и вместе с тем воплощение желания художника показать образы людей, ставших родными за время пребывания на земле Пскова. Работая над пейзажами, портретами, многочисленными этюдами и рисунками, Оссовский приходит к созданию трёх больших работ: «Сыновья» (1969-1975), «Рыбаки Псковского озера» (1966-1975), «Псковские кузнецы» (вариант, 2002).

П. П. Оссовский. «Псковские кузнецы» (2002)

«Псковские кузнецы» — групповой портрет кузнецов Петра Андреевича Ефимова и Кирилла Васильевича Васильева, которые работали в реставрационных мастерских Пскова. С ними художник познакомился ещё в первый свой приезд на Псковщину. По словам художника, «это были одни из тех народных мастеров кузнечного дела, которыми так славилась псковская земля в древности. Они бережно хранили традиции замечательного ремесла, заставляя железо превращаться в произведения искусства». Внешняя скромность, строгость и внутренняя духовная красота — суть практически всех работ, посвященных земле Пскова, её людям, в разное время созданных художником.

Работа на земле Пскова вдохновляет Петра Оссовского на обращение к ещё одной сложной и интересной теме. Дружба с С. С. Гейченко, главным хранителем Пушкинского музея-заповедника, побудила художника к созданию в 1980-1984 гг. триптиха «Пушкинская элегия». Это взгляд на творчество и личность поэта, понимание его художником XX века. Вместе с триптихом художник пишет профильный портрет А. С. Пушкина (1982).

П. П. Оссовский. Триптих «Пушкинская элегия»

В честь 125-летия Псковского музея-заповедника, в апреле 2001 года, художник подарил музею 45 своих произведений.

В 1975 году в Пскове П. П. Оссовский организовал в честь своего 50-летнего юбилея выставку «На земле древнего Пскова». Цикл картин в творчестве художника посвящён Талабским островам.

В июле 2007 года в Псковской картинной галерее был открыт персональный зал Народного художника СССР Петра Павловича Оссовского «Псковские мотивы». Здесь можно увидеть около пятидесяти живописных работ художника, объединённых псковской тематикой и созданных им на Псковской земле. «Псковские мотивы» - это живопиcные воспоминания, лишённые сентиментальности и ностальгии, являются логическим завершением того, что было начато в 60-е годы, когда судьба забросила меня на эту землю, овеянную легендами и великими историческими событиями давно минувших лет», — написал П. П. Оссовский в комментарии к выставке.

11 июля 2008 года Петру Павловичу Оссовскому присвоено звание «Почётный гражданин г. Пскова».

В 2013 году в Старом Изборске была открыта авторская экспозиция П. П. Оссовского «Изборская палата Русской словесности и Православной веры». Об этой экспозиции художник пишет: «Моё горячее желание отдать псковичам то, что они дали мне — сбылось». Документ с автографом до сих пор хранится в архивах Изборского музея-заповедника.

***

В 1980-е годы художник обратился к истории России, вспоминая ее тяжёлые, переломные, но прославившие страну и народ времена. Так, к 600-летней годовщине Куликовской битвы был написан триптих «Озарённые светом Победы» (1980), а Октябрьской революции посвящены картины «Расстрел», «Разведённый мост» и «Солдат с ружьём».

Искусство Петра Павловича Оссовского было высоко оценено официальными художественными институциями. В 1970 году ему присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР», спустя пять лет – «Народный художник РСФСР». В 1979 году Оссовский награждён Золотой медалью итальянской Академии искусств за серию «Славянские портреты», а в 1985 году он получил Государственную премию СССР за цикл картин о Московском Кремле (1978–1985): «Золотой Кремлёвский холм», «Века проходят над Кремлём», «Солнце над Красной площадью», «Дворцовая площадь». В 1988 году Петру Оссовскому присуждено звание «Народный художник СССР», тогда же он был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В 1997 году он был удостоен Золотой медали Российской академии художеств за выставку произведений, показанных в её залах годом ранее.

18 мая 2005 года Российская академия художеств представила выставку произведений Петра Павловича Оссовского «Моя художественная жизнь». Художник посвятил эту выставку 60-летию Великой Победы над Германией. Эта дата в истории России совпала с 80-летием мастера-живописца.

Фрагмент выставки П. П. Оссовского
«Моя художественная жизнь». 18 мая 2005 года

22 февраля 2013 года Пётр Оссовский был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. Принимая награду, художник сказал: «Я верю, что у русского реализма есть будущее, ибо народ наш не может жить без искусства духовного, делающего жизнь человека богаче и ярче, наполненного чувствами и мыслями, возвышающими его самого и его воистину великую землю».

Пётр Павлович Оссовский ушёл из жизни 1 августа 2015 года в возрасте 90 лет. Отпевание художника прошло в Никольском соборе Изборска. Этому храму мастер когда-то подарил написанную им икону. Похоронили художника на кладбище над Городищенским озером недалеко от Старого Изборска.

В сентябре 2016 года в Изборске на краю обрыва над живописной Мальской долиной состоялось открытие памятного камня русскому художнику Петру Оссовскому.

Памятный камень П. П. Оссовскому

Авторский коллектив надгробия: Сергей Петрович Оссовский (сын художника), Борис Владимирович Селивёрстов и Александр Агбунов – достойно и точно передали характер самого художника. Большой валун, каких много на этой порубежной, суровой земле и которые часто встречаются на полотнах художника – как олицетворение имени мастера – Пётр (в переводе с греческого – камень) и его могучего творческого темперамента. Искусно вырезанная в камне четверть, дающая три плоскости, две из которых вертикали и одна горизонталь. Одна вертикаль – это крест, а вторая – лаконичная надпись: «Петр Оссовский. Русский художник (18.05.1925 – 01.08.2015)». Камень размещён на постаменте, вымощенном изборской плитой.

Следуя традициям самого мастера, просто, без прикрас и лишних деталей, но одновременно ёмко и масштабно, лаконично и возвышенно увековечена память выдающегося художника ХХ века, чьё имя заняло достойное место в мировой истории искусств.

Несколько цитат из книги Петра Павловича Оссовского
«Записные книжки художника»


«Пока моя рука способна держать кисть и перо, они будут активно говорить о том, что меня волнует и что я хочу поведать людям».

«Верное, от себя, в живописи возникает от многократного повторения, изучения Природы, когда Верное входит в плоть и кровь мастера, и тогда он уже способен отойти от подражания ей и может найти Верное и без неё. Верное — это Правда, и она лишь тогда будет достигнута художником, когда он преодолеет могучее влияние Природы ради её же Правды…».

«Мне казалось, что я мог бы рисовать её всю жизнь. Это лицо невозможно не рисовать.... Это лицо столь глубоко создано природой, что становится понятным, почему были и есть художники, которые не могли наглядеться на свою модель».

«Народ — понятие, вмещающее в себе самое Низменное и самое Возвышенное. И то, и другое совмещаются в нём в своих высших проявлениях. Тот русский художник, который любит свой народ, должен любить в нём Возвышенное и, прославляя его, знать о Низменном в нём, дабы не идеализировать. Низменное в нём надо великодушно прощать, ибо, производя Высшее в себе, он достоин этого прощения».

«Высокое искусство питает душу художника, и, может быть, не столько нужно смотреть, как у кого что сделано, сколько дышать воздухом великих творений».

«Я всегда стремился в одиночку пробить скалу создания художественного произведения. Мне это больше по душе, чем брать что-то готовое, хотя у хороших мастеров учиться очень полезно. Гораздо важнее для художника найти нечто своё».

Источник: http://www.domgogolya.ru/exhibitions/6548/

Библиография

Книги П. П. Оссовского. О жизни и творчестве Петра Павловича Оссовского.
Статьи о Петре Павловиче Оссовском в прессе. Электронные ресурсы

Источники

Оссовский Пётр Павлович (18 мая 1925 - 1 августа 2015) : [биогр. справка, библиография]. – Текст : электронный // Централизованная библиотечная система города Пскова : [сайт]. – Фот. – URL: http://bibliopskov.ru/ossovsky.htm (дата обращения: 12.05.2020).

Пётр Оссовский : [биография, творчество]. – Текст. Изображение : электронные // Culture and art : Культура и искусство : [сайт].– URL: https://culture-art.ru/петр-оссовский/ (дата обращения: 12.05.2020).

Кузнецова, М. Художник недели: Пётр Оссовский / Мария Кузнецова. – 02.10.2013. – Изображение. Текст : электронные // ARTinvestment.RU : Инвестиции в искусство : [сайт]. – Фот. – URL: https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20131002_ossovsky.html (дата обращения: 12.05.2020).



 
Этот сайт использует файлы cookies. Данные файлы представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с использованием cookies.


наверх