Муниципальное автономное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" города Пскова
180007, г. Псков, ул. Конная, д. 6
тел. (8112) 56-01-82, 56-14-79
pskov-cbs@bibliopskov.ru
Режим работы библиотек
Юрий Михайлович Лотман родился 28 февраля 1922 года в семье Михаила Львовича (1883-1942) и Александры Самойловны (1889-1963) Лотманов. Он был четвёртым ребёнком в семье. Родители с раннего возраста занимались разносторонним культурным воспитанием детей: устраивали чтение романов вслух, познавательные прогулки по Ленинграду, семейные экскурсии в Эрмитаж и Русский музей.
Юный Юрий до 12 лет занимался музыкой, обладал артистическим талантом и увлекался зоологией. Увлечение филологией произошло под влиянием старшей сестры Лидии, которая училась на филологическом факультете Ленинградского университета. В 1939 году Юрий окончил школу и с осени стал студентом Ленинградского университета. За учёбу он принялся со всей страстью. В начале студенческой жизни Ю. М. Лотман увлёкся народным творчеством и даже собирался стать фольклористом. В то же время он активно участвовал в местной самодеятельной периодике как художник и литератор.
Осенью 1940 года Юрий Лотман ушёл в армию. Все четыре года Великой Отечественной войны пробыл он на передовой, служил связистом в 437-м пушечном артиллерийском полку, был контужен. За боевые отличия был награждён Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу» и медалью «За боевые заслуги». Демобилизовался в звании сержанта в декабре 1946 года и вернулся домой, в Ленинград.
Уже наутро после прибытия Юрий Михайлович отправился в Ленинградский университет, и был зачислен сразу на второй курс. Там он познакомился с будущими литературоведами В. С. Гельман-Бахтиным, Л. А. Дмитриевым, М. Г. Качуриным, а также будущим профессором, заведующим кафедрой Псковского пединститута Евгением Александровичем Майминым. Уже в первые месяцы учёбы Юрий поражал сокурсников своими познаниями. На третьем курсе он стал учеником заведующего кафедрой русской литературы Николая Ивановича Мордовченко (1904-1951), который помог сформировать основы творческого метода талантливого студента: доскональное исследование и изучение всех возможных источников. Темами курсовых сочинений Лотмана стали карамзинский журнал «Вестник Европы» (1947) и «Карамзин и масоны» (1948). В июне 1950 года Ю. М. Лотман благополучно защитил дипломную работу и сдал все экзамены на «отлично».
После трудных поисков работы Юрий Михайлович узнал, что в Тартуский учительский институт требуется старший преподаватель. Он немедленно отправился в Тарту с документами и был зачислен в штат этого высшего учебного заведения. Рабочая нагрузка была внушительной: Ю. М. Лотман вёл литературоведческие курсы, преподавал фольклор, историю русской литературы и теорию литературы, да ещё до позднего вечера занимался в университетской библиотеке. Словом, новая работа была интересной и вдохновляющей.
К концу учебного года Юрий Михайлович женился на Заре Григорьевне Минц (1927-1990), с которой познакомился ещё в студенчестве. Зара Григорьевна – известный специалист в области русской литературы XX века, организатор Блоковских конференций в Тарту и создатель «Блоковских сборников». В промежутке 1952 – 1960 гг. в семье родилось трое сыновей: Михаил, Григорий и Алексей.
В начале 1952 года Ю. М. Лотман защитил в Ленинградском университете кандидатскую диссертацию «А. Н. Радищев в борьбе с общественно-политическими воззрениями и дворянской эстетикой Н. М. Карамзина». Творчеством Радищева учёный интересовался почти до конца своей жизни.
С первых недель пребывания в Тарту Ю. М. Лотман стал преподавать в Тартуском университете, вначале просто замещая уехавшего преподавателя, а затем уже всерьёз. После 1951 года он постоянно проводил занятия на кафедре русской литературы и принимал активное участие в научной жизни кафедры и всего университета.
Занимаясь А. Н. Радищевым и Н. М. Карамзиным, Ю. М. Лотман подробно обратился к XIX веку: изучение части творческого наследия Карамзина требовало рассматривать и эпоху наполеоновских войн, и начало декабристского движения. Тем самым наметилась тема его докторской диссертации. В течение 1950-х – начала 1960-х гг. Лотман создал и опубликовал общие работы об изучаемом периоде и целый ряд работ о конкретных участниках литературного движения начала XIX века. К этому же этапу относится монография Лотмана «Андрей Сергеевич Кайсаров и литературно-общественная борьба его времени» (Тарту, 1958).
Последовавшая затем докторская диссертация «Пути развития русской литературы преддекабристского периода», представленная на кафедру русской литературы Ленинградского университета в конце 1960 года, явилась новым словом в изучении русской литературы и литературной критики начала XIX в. В этой работе начали размываться принятые в науке строгие схемы классовой обусловленности литературных явлений. Учёный показал, что свойства писателей на деле не укладывались в социальные рамки и художественные методы (классицизм, романтизм, барокко). Юрий Михайлович Лотман стал первым доктором наук (а потом и профессором) на кафедре.
Впоследствии в ряде трудов Ю. М. Лотман перешёл к пушкинской эпохе, и в 1960 году у него вышла важная статья «К эволюции построения характеров в романе «Евгений Онегин». Идеи из этой статьи вошли потом в книги Лотмана об А. С. Пушкине.
В 1960 году учёный стал заведующим кафедрой русской литературы Тартуского университета, продолжая расширять научные планы и взяв на себя большую ответственность за учебную и научную работу. Он помогал коллегам печататься, способствовал скорейшим защитам их диссертаций, пытался сплотить молодые научные силы путём организации творческих конференций.
В начале 1960-х годов Юрий Михайлович нашёл новую сферу научной деятельности, которая захватила его внимание на многие годы – он обратился к структурализму и семиотике. Семиотика – наука о знаках и знаковых системах, а структурализм – часть семиотики, интеллектуальное движение, для которого характерно стремление к раскрытию моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений. Суть структурализма Ю. М. Лотман разъяснил в полемической статье «Литературоведение должно быть наукой». Юрий Михайлович Лотман осмыслил лингвистический структурализм и стал серьёзно задумываться о применении его методов в литературоведении. Результатом его раздумий стала статья «Проблема сходства искусства и жизни в свете структурального подхода».
В 1963 году Лотман познакомился с московскими структуралистами и семиотиками. Он предложил коллегам тартуские аудитории, и от имени ректора пригласил в Тартуский университет лингвиста, филолога В. Н. Топорова с циклом лекций. В общении с московскими единомышленниками, в атмосфере структурно-семиотического семинара при кафедре у Ю. М. Лотмана созрела мысль об организации «летней школы» по семиотике.
Эта идея воплотилась в жизнь в 1964 году на спортивной загородной базе университета в виде 10-дневного неформального симпозиума. На заседаниях не было строгого регламента, жёстких жанровых ограничений. Гости «летней школы» представили множество докладов и сообщений, связанных с планом содержания разных видов искусства и литературы. Юрий Лотман, по выражению В. Н. Топорова, оказался «добрым гением этих мест, этого иного пространства».
Ещё в 1961-1962 гг. Юрий Михайлович начал работать над первым основательным трудом по структуральному литературоведению, который появился на свет в 1964 году и ознаменовал рождение новой отрасли гуманитарного структурализма – литературоведческой. Эта книга – «Лекции по структуральной поэтике». Основная тема работы – всеобщая взаимосвязанность: жизни и искусства, стихов и прозы, плана выражения и плана содержания, отдельных элементов и их совокупности, но при этом и всеобщая противопоставленность.
Успех «летней школы» 1964 года подтолкнул коллег из Тарту и Москвы на продолжение научных собраний. Было принято решение сделать школы регулярными, с интервалами в два года. Научные встречи продолжались до начала 1970-х годов, пока партийные органы не предписали прекратить их. Однако время «летних школ» оказалось удивительно плодотворным для Ю. М. Лотмана. За период с 1964 по 1974 гг. он опубликовал множество статей о писателях и поэтах XVIII – XIX вв., а также общетеоретических статей по семиотике и культурологии.
Кроме того, продолжилось изучение романа А. С. Пушкина в статье «Художественная структура «Евгения Онегина» (1966), в которой осуществляются на практике теоретические положения литературоведческого структурализма. Чрезвычайно важны для понимания пушкинского романа написанные Ю. М. Лотманом книги: комментарий к «Евгению Онегину» и биография великого поэта. Они дают понимание эпохи, в которую жил и творил Пушкин, и объясняют особенности пушкинского творчества.
Самое пристальное внимание учёного после Пушкина, Карамзина и Радищева привлекал Н. В. Гоголь. Лотман нашёл собственные пути анализа гоголевского наследия в программной статье «Художественное пространство в прозе Гоголя» (1968). Последняя статья Юрия Михайловича, созданная за несколько недель до кончины учёного, – «О реализме Гоголя» (1993).
Ю. М. Лотмана живо интересовали проблемы восприятия произведений искусства, семиотическая прагматика, вариативность восприятия и истолкования, возникновение своеобразной игры между автором и зрителем/слушателем/читателем. Второй том «Статей по типологии культуры» (1973) содержал исследования, в которых культурология сливалась с искусствознанием. В искусствоведческих статьях учёный зачастую подвергал кино семиотико-структуралистскому анализу. Книга Лотмана «Структура художественного текста» (1970), в которую были включены кинематографические понятия, имела большой успех.
В 1970-х гг. в творчестве Ю. М. Лотмана заняли ведущее место различные аспекты метаязыков. Суть его воззрений была раскрыта в программной статье «Миф-имя-культура» (1973), написанной вместе с Б. А. Успенским. В рамках решения проблемы метаязыков Юрий Михайлович и другие учёные объединились вокруг кафедры кибернетики и вычислительной техники Ленинградского института авиаприборов. Обобщающим итогом этого этапа явилась коллективная статья Б. Ф. Егорова, М. Б. Игнатьева и Ю. М. Лотмана «Искусственный интеллект как метамеханизм культуры».
В 1977 году Юрия Михайловича отстранили от заведования кафедрой русской литературы и перевели на кафедру теории литературы, принадлежавшую к отделению эстонской филологии, но фактически учёный продолжал руководить родной кафедрой.
В 1980-х гг. много статей Лотмана публиковалось в Эстонии и за её пределами: в Москве, Ленинграде, Западной Европе. В Ленинграде были изданы книги «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: комментарий. Пособие для учителя» (1980) и «Александр Сергеевич Пушкин: пособие для учащихся» (1981). В Москве издали «Сотворение Карамзина» (1987), «В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь» (1988). Самая последняя книга, которую Ю. М. Лотман диктовал ученицам уже будучи тяжело больным – «Культура и взрыв» (1992).
Невероятная интенсивность научной работы всё более расшатывала организм учёного. Ужасно подкосила здоровье и нравственное состояние Ю. М. Лотмана смерть его супруги Зары Григорьевны Минц в октябре 1990 года, но он продолжал трудиться. В последние годы жизни Юрий Михайлович Лотман создал несколько статей обобщённого характера о русской литературе, подводивших итог представлениям о внутренних тенденциях развития творчества и о внешних его связях. Однако давнее онкологическое заболевание, болезни сердца и сосудов взяли своё.
28 октября 1993 года Юрия Михайловича Лотмана не стало. Похороны выдающегося учёного прошли 3 ноября. Когда гроб с его телом выносили из здания Тартуского университета, площадь была запружена народом: попрощаться с Юрием Михайловичем пришли несколько сотен человек. Похоронен он на кладбище Раади в Тарту.
Ю. М. Лотман – по-прежнему один из самых цитируемых и уважаемых учёных-гуманитариев. В студенческие учебные программы обязательно включены его труды, которые продолжают переиздаваться из года в год. Его именем назван институт в немецком городе Бохуме, и в университетах мира проводятся конференции в его честь. Научное наследие Юрия Михайловича Лотмана живёт и изучается грядущими поколениями. Возможно, это и есть бессмертие?
Источники:
Дмитриева-Маймина, Е. Е. Три письма Ю. М. Лотмана Е. А. Маймину: из архива моего отца / Е. Е. Дмитриева-Маймина // Культура Псковского пограничья: Белоруссия, Латвия, Эстония : сборник статей. – Псков, 2020. – С. 7-19 : фот. – Послесловие [к публикации писем]: с. 10-19.
Егоров, Б. Ф. Жизнь и творчество Ю. М. Лотмана / Б. Ф. Егоров. – Москва : Новое литературное обозрение, 1999. – 384 с. – Указ. имён: с. 375-382. – ISBN 5-86793-070-Х. Лотман Юрий Михайлович. – Текст : электронный // Память народа, 1941-1945 : [портал документов Второй мировой и Великой Отечественной войн]. – Фот. – URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/person-hero91122615/ (дата обращения: 25.02.2022).
Фото:
http://neisri.narod.ru/trumpe/fotos/album2012/f452.jpg
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:RaadiLotmanMinc.JPG
https://www.jewmil.com/biografii/item/610-lotman-yurij-mikhajlovich?cat=655
https://ruthenia.ru/img/zgm_portret.jpg
Виртуальную выставку подготовила Мария Головина,
сотрудник Историко-краеведческой библиотеки им. И. И. Василёва МАУК «ЦБС» г. Пскова