Виртуальная выставка «Градообразующий человек»
к 100-летию Юрия Михайловича Лотмана (1922-1993),
литературоведа, культуролога и семиотика

Юрий Михайлович Лотман родился 28 февраля 1922 года в семье Михаила Львовича (1883-1942) и Александры Самойловны (1889-1963) Лотманов. Он был четвёртым ребёнком в семье. Родители с раннего возраста занимались разносторонним культурным воспитанием детей: устраивали чтение романов вслух, познавательные прогулки по Ленинграду, семейные экскурсии в Эрмитаж и Русский музей.


Юный Юрий до 12 лет занимался музыкой, обладал артистическим талантом и увлекался зоологией. Увлечение филологией произошло под влиянием старшей сестры Лидии, которая училась на филологическом факультете Ленинградского университета. В 1939 году Юрий окончил школу и с осени стал студентом Ленинградского университета. За учёбу он принялся со всей страстью. В начале студенческой жизни Ю. М. Лотман увлёкся народным творчеством и даже собирался стать фольклористом. В то же время он активно участвовал в местной самодеятельной периодике как художник и литератор.


Осенью 1940 года Юрий Лотман ушёл в армию. Все четыре года Великой Отечественной войны пробыл он на передовой, служил связистом в 437-м пушечном артиллерийском полку, был контужен. За боевые отличия был награждён Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу» и медалью «За боевые заслуги». Демобилизовался в звании сержанта в декабре 1946 года и вернулся домой, в Ленинград.


Уже наутро после прибытия Юрий Михайлович отправился в Ленинградский университет, и был зачислен сразу на второй курс. Там он познакомился с будущими литературоведами В. С. Гельман-Бахтиным, Л. А. Дмитриевым, М. Г. Качуриным, а также будущим профессором, заведующим кафедрой Псковского пединститута Евгением Александровичем Майминым. Уже в первые месяцы учёбы Юрий поражал сокурсников своими познаниями. На третьем курсе он стал учеником заведующего кафедрой русской литературы Николая Ивановича Мордовченко (1904-1951), который помог сформировать основы творческого метода талантливого студента: доскональное исследование и изучение всех возможных источников. Темами курсовых сочинений Лотмана стали карамзинский журнал «Вестник Европы» (1947) и «Карамзин и масоны» (1948). В июне 1950 года Ю. М. Лотман благополучно защитил дипломную работу и сдал все экзамены на «отлично».

После трудных поисков работы Юрий Михайлович узнал, что в Тартуский учительский институт требуется старший преподаватель. Он немедленно отправился в Тарту с документами и был зачислен в штат этого высшего учебного заведения. Рабочая нагрузка была внушительной: Ю. М. Лотман вёл литературоведческие курсы, преподавал фольклор, историю русской литературы и теорию литературы, да ещё до позднего вечера занимался в университетской библиотеке. Словом, новая работа была интересной и вдохновляющей.

К концу учебного года Юрий Михайлович женился на Заре Григорьевне Минц (1927-1990), с которой познакомился ещё в студенчестве. Зара Григорьевна – известный специалист в области русской литературы XX века, организатор Блоковских конференций в Тарту и создатель «Блоковских сборников». В промежутке 1952 – 1960 гг. в семье родилось трое сыновей: Михаил, Григорий и Алексей.


В начале 1952 года Ю. М. Лотман защитил в Ленинградском университете кандидатскую диссертацию «А. Н. Радищев в борьбе с общественно-политическими воззрениями и дворянской эстетикой Н. М. Карамзина». Творчеством Радищева учёный интересовался почти до конца своей жизни.

С первых недель пребывания в Тарту Ю. М. Лотман стал преподавать в Тартуском университете, вначале просто замещая уехавшего преподавателя, а затем уже всерьёз. После 1951 года он постоянно проводил занятия на кафедре русской литературы и принимал активное участие в научной жизни кафедры и всего университета.


Занимаясь А. Н. Радищевым и Н. М. Карамзиным, Ю. М. Лотман подробно обратился к XIX веку: изучение части творческого наследия Карамзина требовало рассматривать и эпоху наполеоновских войн, и начало декабристского движения. Тем самым наметилась тема его докторской диссертации. В течение 1950-х – начала 1960-х гг. Лотман создал и опубликовал общие работы об изучаемом периоде и целый ряд работ о конкретных участниках литературного движения начала XIX века. К этому же этапу относится монография Лотмана «Андрей Сергеевич Кайсаров и литературно-общественная борьба его времени» (Тарту, 1958).

Последовавшая затем докторская диссертация «Пути развития русской литературы преддекабристского периода», представленная на кафедру русской литературы Ленинградского университета в конце 1960 года, явилась новым словом в изучении русской литературы и литературной критики начала XIX в. В этой работе начали размываться принятые в науке строгие схемы классовой обусловленности литературных явлений. Учёный показал, что свойства писателей на деле не укладывались в социальные рамки и художественные методы (классицизм, романтизм, барокко). Юрий Михайлович Лотман стал первым доктором наук (а потом и профессором) на кафедре.


Впоследствии в ряде трудов Ю. М. Лотман перешёл к пушкинской эпохе, и в 1960 году у него вышла важная статья «К эволюции построения характеров в романе «Евгений Онегин». Идеи из этой статьи вошли потом в книги Лотмана об А. С. Пушкине.

В 1960 году учёный стал заведующим кафедрой русской литературы Тартуского университета, продолжая расширять научные планы и взяв на себя большую ответственность за учебную и научную работу. Он помогал коллегам печататься, способствовал скорейшим защитам их диссертаций, пытался сплотить молодые научные силы путём организации творческих конференций.

В начале 1960-х годов Юрий Михайлович нашёл новую сферу научной деятельности, которая захватила его внимание на многие годы – он обратился к структурализму и семиотике. Семиотика – наука о знаках и знаковых системах, а структурализм – часть семиотики, интеллектуальное движение, для которого характерно стремление к раскрытию моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений. Суть структурализма Ю. М. Лотман разъяснил в полемической статье «Литературоведение должно быть наукой». Юрий Михайлович Лотман осмыслил лингвистический структурализм и стал серьёзно задумываться о применении его методов в литературоведении. Результатом его раздумий стала статья «Проблема сходства искусства и жизни в свете структурального подхода».

В 1963 году Лотман познакомился с московскими структуралистами и семиотиками. Он предложил коллегам тартуские аудитории, и от имени ректора пригласил в Тартуский университет лингвиста, филолога В. Н. Топорова с циклом лекций. В общении с московскими единомышленниками, в атмосфере структурно-семиотического семинара при кафедре у Ю. М. Лотмана созрела мысль об организации «летней школы» по семиотике.


Эта идея воплотилась в жизнь в 1964 году на спортивной загородной базе университета в виде 10-дневного неформального симпозиума. На заседаниях не было строгого регламента, жёстких жанровых ограничений. Гости «летней школы» представили множество докладов и сообщений, связанных с планом содержания разных видов искусства и литературы. Юрий Лотман, по выражению В. Н. Топорова, оказался «добрым гением этих мест, этого иного пространства».

Ещё в 1961-1962 гг. Юрий Михайлович начал работать над первым основательным трудом по структуральному литературоведению, который появился на свет в 1964 году и ознаменовал рождение новой отрасли гуманитарного структурализма – литературоведческой. Эта книга – «Лекции по структуральной поэтике». Основная тема работы – всеобщая взаимосвязанность: жизни и искусства, стихов и прозы, плана выражения и плана содержания, отдельных элементов и их совокупности, но при этом и всеобщая противопоставленность.


Успех «летней школы» 1964 года подтолкнул коллег из Тарту и Москвы на продолжение научных собраний. Было принято решение сделать школы регулярными, с интервалами в два года. Научные встречи продолжались до начала 1970-х годов, пока партийные органы не предписали прекратить их. Однако время «летних школ» оказалось удивительно плодотворным для Ю. М. Лотмана. За период с 1964 по 1974 гг. он опубликовал множество статей о писателях и поэтах XVIII – XIX вв., а также общетеоретических статей по семиотике и культурологии.

Кроме того, продолжилось изучение романа А. С. Пушкина в статье «Художественная структура «Евгения Онегина» (1966), в которой осуществляются на практике теоретические положения литературоведческого структурализма. Чрезвычайно важны для понимания пушкинского романа написанные Ю. М. Лотманом книги: комментарий к «Евгению Онегину» и биография великого поэта. Они дают понимание эпохи, в которую жил и творил Пушкин, и объясняют особенности пушкинского творчества.


Самое пристальное внимание учёного после Пушкина, Карамзина и Радищева привлекал Н. В. Гоголь. Лотман нашёл собственные пути анализа гоголевского наследия в программной статье «Художественное пространство в прозе Гоголя» (1968). Последняя статья Юрия Михайловича, созданная за несколько недель до кончины учёного, – «О реализме Гоголя» (1993).

Ю. М. Лотмана живо интересовали проблемы восприятия произведений искусства, семиотическая прагматика, вариативность восприятия и истолкования, возникновение своеобразной игры между автором и зрителем/слушателем/читателем. Второй том «Статей по типологии культуры» (1973) содержал исследования, в которых культурология сливалась с искусствознанием. В искусствоведческих статьях учёный зачастую подвергал кино семиотико-структуралистскому анализу. Книга Лотмана «Структура художественного текста» (1970), в которую были включены кинематографические понятия, имела большой успех.


В 1970-х гг. в творчестве Ю. М. Лотмана заняли ведущее место различные аспекты метаязыков. Суть его воззрений была раскрыта в программной статье «Миф-имя-культура» (1973), написанной вместе с Б. А. Успенским. В рамках решения проблемы метаязыков Юрий Михайлович и другие учёные объединились вокруг кафедры кибернетики и вычислительной техники Ленинградского института авиаприборов. Обобщающим итогом этого этапа явилась коллективная статья Б. Ф. Егорова, М. Б. Игнатьева и Ю. М. Лотмана «Искусственный интеллект как метамеханизм культуры».

В 1977 году Юрия Михайловича отстранили от заведования кафедрой русской литературы и перевели на кафедру теории литературы, принадлежавшую к отделению эстонской филологии, но фактически учёный продолжал руководить родной кафедрой.

В 1980-х гг. много статей Лотмана публиковалось в Эстонии и за её пределами: в Москве, Ленинграде, Западной Европе. В Ленинграде были изданы книги «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: комментарий. Пособие для учителя» (1980) и «Александр Сергеевич Пушкин: пособие для учащихся» (1981). В Москве издали «Сотворение Карамзина» (1987), «В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь» (1988). Самая последняя книга, которую Ю. М. Лотман диктовал ученицам уже будучи тяжело больным – «Культура и взрыв» (1992).

Невероятная интенсивность научной работы всё более расшатывала организм учёного. Ужасно подкосила здоровье и нравственное состояние Ю. М. Лотмана смерть его супруги Зары Григорьевны Минц в октябре 1990 года, но он продолжал трудиться. В последние годы жизни Юрий Михайлович Лотман создал несколько статей обобщённого характера о русской литературе, подводивших итог представлениям о внутренних тенденциях развития творчества и о внешних его связях. Однако давнее онкологическое заболевание, болезни сердца и сосудов взяли своё.

28 октября 1993 года Юрия Михайловича Лотмана не стало. Похороны выдающегося учёного прошли 3 ноября. Когда гроб с его телом выносили из здания Тартуского университета, площадь была запружена народом: попрощаться с Юрием Михайловичем пришли несколько сотен человек. Похоронен он на кладбище Раади в Тарту.


Ю. М. Лотман – по-прежнему один из самых цитируемых и уважаемых учёных-гуманитариев. В студенческие учебные программы обязательно включены его труды, которые продолжают переиздаваться из года в год. Его именем назван институт в немецком городе Бохуме, и в университетах мира проводятся конференции в его честь. Научное наследие Юрия Михайловича Лотмана живёт и изучается грядущими поколениями. Возможно, это и есть бессмертие?

БИБЛИОГРАФИЯ

Источники:

Дмитриева-Маймина, Е. Е. Три письма Ю. М. Лотмана Е. А. Маймину: из архива моего отца / Е. Е. Дмитриева-Маймина // Культура Псковского пограничья: Белоруссия, Латвия, Эстония : сборник статей. – Псков, 2020. – С. 7-19 : фот. – Послесловие [к публикации писем]: с. 10-19.

Егоров, Б. Ф. Жизнь и творчество Ю. М. Лотмана / Б. Ф. Егоров. – Москва : Новое литературное обозрение, 1999. – 384 с. – Указ. имён: с. 375-382. – ISBN 5-86793-070-Х. Лотман Юрий Михайлович. – Текст : электронный // Память народа, 1941-1945 : [портал документов Второй мировой и Великой Отечественной войн]. – Фот. – URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/person-hero91122615/ (дата обращения: 25.02.2022).


Фото:

https://iknigi.net/avtor-faina-sonkina/113641-yuriy-lotman-v-moey-zhizni-vospominaniya-dnevniki-pisma-faina-sonkina.html

http://neisri.narod.ru/trumpe/fotos/album2012/f452.jpg

https://commons.wikimedia.org/wiki/File:RaadiLotmanMinc.JPG

https://www.jewmil.com/biografii/item/610-lotman-yurij-mikhajlovich?cat=655

https://ruthenia.ru/img/zgm_portret.jpg


Виртуальную выставку подготовила Мария Головина,
сотрудник Историко-краеведческой библиотеки им. И. И. Василёва МАУК «ЦБС» г. Пскова

 
Этот сайт использует файлы cookies. Данные файлы представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с использованием cookies.


наверх