Муниципальное автономное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" города Пскова
180007, г. Псков, ул. Конная, д. 6
тел. (8112) 56-01-82, 56-14-79
pskov-cbs@bibliopskov.ru
Режим работы библиотек
14 НОЯБРЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЛОГОПЕДА
- История профессии ЛОГОПЕД
- ЛОГОПЕД. Профессиограмма
- Учебные заведения
- Книги, статьи, сценарии и журналы по логопедии
- Загадка про логопеда
- Стихотворения про логопедов, поздравления
- Скороговорка про логопедов
- Частушки про логопедов
- Профессия ЛОГОПЕД на канале "Просвещение"
- Работа логопеда глазами ребенка
14 ноября весь мир отмечает Международный день логопеда.
Это профессиональный праздник представителей одной из наиболее важных социальных профессий.
Логопед – специалист, занимающийся исправлением проблем, связанных с неправильностью произношения звуков, нарушениями письма и трудностями, связанными с четкостью речи.
Представители данной профессии оказывают помощь в детских садах, школах, поликлиниках, открывают свои собственные кабинеты.
Главная цель логопеда – стремление помочь своему пациенту, ведь, корректируя речь, они возвращают детям роскошь человеческого общения, дают ему возможность активно жить в обществе, успешно учиться в школе и нормально развиваться во взрослую жизнь.
Наш «Календарь профессий» расскажет вам подробнее о профессии ЛОГОПЕД.
История профессии ЛОГОПЕД
«Логопедия» – слово греческого происхождения, оно переводится как воспитание правильной речи.
Профессия логопеда 50 лет назад считалась редкой, но это не означает, что раньше люди не имели речевых дефектов.
В прошлом дефекты речи не воспринимались как болезнь, требующая лечения.
В то время дефекты речи при сохранённом слухе не выделялись в особую проблему.
У кого-то эти проблемы проходили сами, остальные же говорили так, как могли.
Впервые корректировать речь детей, обладающих слабым слухом, попытались в XVII веке в Европе.
Если же у человека был хороший слух, но он просто не мог выговаривать несколько звуков, то исправлять это не пытались, считая это необязательным. Долгое время считали, что у дефектов речи физическая подоплека и лечить их нужно
медицинскими препаратами.
Как самостоятельная научная отрасль логопедия оформилась во второй половине XIX в.
До 1930-х гг. в логопедии преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах речедвигательной мускулатуры, рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматических приемов
преодоления двигательных трудностей артикулирования.
Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержание логопедии.
Практические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность.
С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление логопедии — на первый план стало выдвигаться педагогическое содержание.
Современная логопедия, опираясь на общие принципы дефектологии, а также взаимодействуя с другими науками (психологией, физиологией, языкознанием), рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психическое развитие.
С появлением логопедов человек приобрёл возможность избавиться от комплексов, вызванных своей неправильной речью, и полноценно общаться с окружающими.
ЛОГОПЕД. Профессиограмма
Читать "ЛОГОПЕД. Профессиограмма" (формат PDF)
Учебные заведения
ПсковГУ – Факультет психологии ПсковГУ
Специальность «Логопедия» была открыта на факультете в 2001 году.
Направления подготовки:
Бакалавриат 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование по профилям: «Логопедия» и «Специальная психология».
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр.
Нормативный срок освоения программы - 4 года/5 лет.
Книги, статьи, сценарии и журналы по логопедии
Белякова, Л. И. Логопедия. Заикание : учеб. для студентов вузов / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - М. : Академия, 2003. - 208 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-1438-8 (в пер.)
В учебнике представлена авторская позиция по проблеме заикания, рассматриваются проблемы заикания с позиций современных достижений психофизиологии, психологии и коррекционной педагогики; подробно проанализированы характеристики заикания;
изложены современные представления о реабилитации заикающихся, впервые представлены логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся; даны методические разработки к организации учебного процесса со студентами и практическими
работниками, осваивающими данный раздел логопедии.
Книга рассчитана для студентов дефектологических факультетов, логопедов, психологов, врачей.
Быстрова, Г. А. Логопедия в диалогах / Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. - СПб. : Каро, 2004. - 112 с. - (Популярная логопедия).
В книге собраны прозаические и стихотворные диалоги, которые помогут детям улучшить мыслительную деятельность и преодолеть недостатки речи различного характера.
Книга предлагает подборку материала как для заучивания наизусть, так и для анализа фонетико-лексико-грамматической стороны речи. В логопедические упражнения включены задания на практическое усвоение лексических и грамматических средств языка,
овладение элементами звукобуквенного анализа. Цель пособия - помочь детям развить навыки диалогической речи в различных ситуациях общения. Задания рассчитаны на детей разных возрастных групп.
Книга рекомендуется логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, родителям.
Быстрова, Г. А. Логосказки / Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. - СПб. : КАРО, 2002. - 128 с.
В книге подобраны и написаны сказки, которые помогут детям освоить в игровой форме основные правила русской грамматики, фонетики и сформировать навыки правильной речи.
Каждая логосказка иллюстрирована картинками-раскрасками.
Логопеды и воспитатели дошкольных учреждений могут использовать материал книги для проведения коррекционных занятий.
Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников : кн. для логопедов / Г. А. Волкова. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 230 с.
В пособии предложена методика коррекционной работы с заикающимися дошкольниками. Основой данной методики является игровая деятельность, учитывающая особенности индивидуального поведения детей и этапы коррекции заикания.
Предлагаемая система игр направлена на воспитание у дошкольников с заиканием правильных форм общественного поведения и развитие подражательности, самостоятельности, общительности и активности,
которые необходимы для социальной реабилитации заикающегося ребенка.
Логопедические занятия раскрывают перед читателем одну из сторон комплексного метода устранения заикания.
Книга рассчитана на логопедов, воспитателей, работников речевых дошкольных учреждений и студентов педагогических вузов.
Гомзяк, О. С. Развитие связной речи у шестилетних детей : конспекты занятий / О. С. Гомзяк. - М. : Сфера, 2007. - 88, [2] с. - (Логопед в ДОУ).
Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Логопеду нужно научить ребенка широко воспринимать действительность, восполнить нехватку речевых средств, преодолеть трудности планирования монолога, составлять развернутые, произвольные, логичные высказывания.
Автор пособия предлагает свой подход к проблеме развития связной речи у детей с ОНР шестилетнего возраста.
В пособии описана методика, которая позволяет строить коррекционную работу без лишних затрат времени, что способствует реализации индивидуального подхода и более быстрому устранению имеющихся недостатков.
Пособие адресовано логопедам, психологам и воспитателям ДОУ.
Ивановская, О. Г. Читаем сказки с логопедом : практ. пособие по развитию и коррекции речи у детей дошк. и мл. шк. возраста / О. Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина ; науч. ред. А. К. Колеченко. - СПб. : Каро, 2007. - 159 с. - (Мастер-класс логопеда).
В книге описана система работы по развитию и коррекции речи при подготовке детей к школе.
Авторы обратились к небольшим по объему сказкам, сюжет которых основан на четкой последовательности эпизодов, и создали на их основе методическое пособие для занятий с детьми 6-8 лет,
испытывающих трудности при подготовке к школе и в начальный период школьного обучения.
В первой части книги содержатся 16 русских народных сказок о животных с иллюстрациями, а во второй части книги предложены задания, которые развивают аналитические способности ребенка и мелкую моторику.
Книга будет интересна и полезна родителям и педагогам, а также логопедам и специалистам медицинских учреждений, работающим над проблемами устранения заикания.
Медведева, И. В. Логоигры / И. В. Медведева, Т. Г. Моторина. - СПб. : Каро, 2003. - 205 с. - (Популярная логопедия).
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок говорил правильно, четко, выразительно, имел хорошую дикцию - эта книга для вас!
Отрабатывая и закрепляя звуки, дети смогут тренировать память, развивать внимание и мышление.
В книге представлены интересные упражнения, занятные игры, загадки, ребусы, веселые потешки и стихи, которые помогут привить интерес и любовь к родной речи. Специально подобранный речевой материал рассчитан на детей 5-8 лет.
Ребенок может заниматься как под руководством взрослых, так и самостоятельно.
Главы книги посвящены работе над теми звуками, усвоение которых вызывает наибольшие трудности.
Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех / Л. Г. Парамонова. - 4-е изд. - СПб. : Питер, 2010. - 410 с.
Речевая патология на сегодняшний день - широко распространенная проблема. К специалистам обращаются и взрослые, страдающие нарушениями речи, и родители детей, нуждающихся в помощи логопеда.
В книге можно найти ответы на вопросы: что такое логопедия, как устроен речевой аппарат человека, каковы причины речевых расстройств и их основные симптомы, что можно сделать для их профилактики и преодоления,
какие приемы логопедического воздействия доступны неспециалистам, как родителям помочь ребенку собственными силами, каким образом наладить полноценное взаимодействие с врачом и многие другие.
Книга ориентирована на массового читателя и будет полезна как неспециалистам, так и врачам-логопедам.
Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. - 3-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2002. - 446 с.
Справочник содержит нормативно-правовые документы, информационно-методические письма, поможет глубже понять причины возникновения речевых нарушений, грамотно провести комплексную дифференциальную диагностику,
осмысленно выбрать и успешно реализовать адекватную, наиболее эффективную коррекционно-развивающую методику, используя традиционные и нетрадиционные методы.
Книга адресована руководителям коррекционно-образовательных учреждений (классов, групп), дефектологам, учителям-логопедам школьных, дошкольных учреждений, студентам педагогических и медицинских вузов, колледжей,
может быть интересна невропатологам, психиатрам, педиатрам, физиотерапевтам, а также родителям, имеющим детей с речевыми нарушениями.
Сизова, О. Б. Шесть шагов к развитию речи : система игровых занятий по развитию речи и псих. функций детей дошк. возраста на основе рус. нар. сказок / О. Б. Сизова. - СПб. : КАРО, 2003. - 48 с. - (Популярная логопедия).
В книге описаны созданные автором оригинальные приемы работы по развитию детей самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития с помощью «сказочных» занятий.
Изложенная система занятий предусматривает постепенное усложнение заданий. Именно сказки позволяют пробудить у детей с нарушениями речевого развития интерес к слову и к речи.
Чтение сказок сочетается с разыгрыванием в «домашнем театре» сюжеты любимых сказок.
Такая методика позволяет ребенку научиться различать и правильно произносить звуки речи, делать занимательную гимнастику для губ и языка, составлять предложения и получить начальные навыки чтения.
Для ребят постарше включены упражнения на развитие аналитического мышления.
Эта книга будет интересна внимательным родителям, а также логопедам и воспитателям, занимающимся с детьми старше двухлетнего возраста.
Синицына, И. Ю. Буду чисто говорить : логопед. пособие в стихах / И. Ю. Синицына. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 246, [1] с.
Книга содержит более тысячи коротких и веселых стихотворений, специально написанных для того, чтобы дети могли отработать практически все «логопедически трудные» звуки.
Эти стихи очень легко запоминаются, а их игровой характер помогает поддерживать интерес ребенка к логопедическим занятиям. Дети без логопедических проблем могут использовать их как чистоговорки, скороговорки и считалки.
Для детей, совсем недавно научившихся читать, они могут стать первым опытом самостоятельного чтения. Педагоги, занимающиеся с детьми развитием речи, найдут в предлагаемом пособии богатый материал для развития фонематического слуха
своих маленьких учащихся.
Книга адресована логопедам, воспитателям детских садов, учителям младших классов, а также родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Филичева Т. Б. ЗВУКОВЫЕ КРОССВОРДЫ В КАРТИНКАХ И ЗАГАДКАХ : Практ.пособие для логопедов,воспитателей и родителей / Филичева Т. Б. , Туманова Т. В. - М. : ГНОМ и Д, 2000. - 61 с. -(Практическая логопедия). -ISBN 5-296-00059-5
Эффективные методики развития речи у детей / [сост. И.С. Лисицына, Г.В. Щербак ; худож. И. Костюнина]. - Харьков : Белгород : Клуб семейного досуга, 2010. - 317 с. - (Заботливым родителям).
В книге предложены эффективные методики развития речи ребенка от рождения до пяти лет, комплекс игр на формирование слухового восприятия, фонематического слуха, речевого дыхания и артикуляционного аппарата малыша.
Практические рекомендации логопедов-практиков помогут родителям научить ребенка правильно и красиво говорить.
Разнообразный по содержанию материал представлен в виде упражнений, увлекательных игр, загадок и стихотворений, которые помогут развить речь вашего малыша.
Книга будет полезна тем родителям, которые хотят организовать общение с ребенком таким образом, чтобы совместный досуг сопровождался с развивающими занятиями.
Юрова, Е. В. Коррекция устной речи. Начальная школа : пособие по логопедии / Е. В. Юрова. - М. : Аквариум, 1998. - 255 с.
Книга содержит множество специально подобранных речевых и игровых упражнений и заданий по отработке свистящих и шипящих звуков и формированию правильной речи детей.
Дидактический материал содержит изолированные слова, чистоговорки, предложения, словосочетания, стихотворения и рассказы, которые помогут при закреплении и отработке поставленных звуков.
Для выполнения задач по формированию грамотного и четкого произношения используются отрывки из произведений классической литературы таких авторов, как А. Пушкин, А. Фет, К. Ушинский и И. Бунин, а также подборка из детской классической поэзии.
Книга рассчитана на детей дошкольного возраста и учащихся начальных классов, может быть использована логопедами и полезна родителям, занимающимся с детьми самостоятельно.
1. Чем занимается логопед? // Ромео и Джульетта. – 2016. - № 4. – С. 10.
Статья рассказывает о секретах и сложностях профессии логопед.
2. Ловицкая, О. В. На пороге метели да вьюги : логопедический тренинг : для детей 5-6 лет / В. О. Ловицкая // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2015. - № 9. - С. 49-50.
Сценарий мероприятия помогает обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки этого времени года.
3. Чистяк, В. А. О возвышенном : логопедическое занятие : для детей 6-7 лет / А. В. Чистяк // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2015. - № 6. - С. 37-39.
Сценарий мероприятия по страницам сказки Х. К. Андерсена "Дюймовочка".
Информационный ресурс «Логопедия» .
На страницах сайта «Логопед» можно найти ответы на наиболее частые вопросы, которые задают родители детей, нуждающиеся в логопедической помощи.
Также на сайте имеется информация и упражнения по восстановлению речи после инсультов и лечению заикания, а также множество интересных статей и книг, касающихся вопросов логопедии.
«Коррекционная педагогика: теория и практика» - научно-методический журнал.
Журнал выходит 2 раза в полугодие и содержит основные рубрики:
• Актуальные проблемы коррекционной педагогики;
• Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями развития;
• Технологии коррекционно-развивающей работы;
• Специальная дошкольная педагогика;
• Из опыта работы.
Официального сайта у журнала нет.
«Логопед в детском саду» - научно-методический журнал.
Журнал выходит с периодичностью 6 раз в год.
Журнал освещает эффективные технологии выявления и коррекции речевых расстройств у дошкольников, содержит конспекты логопедических занятий с детьми, различные упражнения для развития речи, дидактические игры, методики речевого развития детей.
Издание адресовано логопедам, учителям-дефектологам.
Официального сайта у журнала нет.
«Практический психолог и логопед в школе и ДОУ» - научно-методический журнал.
Журнал выходит с периодичностью 4 раза в год.
Журнал освещает актуальные вопросы коррекционной педагогики, психологии и логопедии.
Журнал имеет практическую направленность и публикует наиболее эффективные методики.
Журнал содержит основные рубрики:
• Развитие ребенка в норме и патологии,
• Проблемы развития личности,
• Методическая копилка и др.
Официального сайта у журнала нет.
«Школьный логопед» - научно-методический журнал.
Журнал выходит с периодичностью 3 раза в год.
Журнал освещает вопросы подготовки детей к школе, диагностики предупреждения нарушений устной речи, письма и чтения, а также знакомит с методиками обучения детей с речевыми расстройствами.
Издание адресовано логопедам школ, учителям, родителям.
Официального сайта у журнала нет.
Загадка про логопеда
Кто поможет язычок правильно поставить
И воздушную струю по нему направить,
Звук от буквы отличать,
Без запинок отвечать?
Ответ смотрите в конце страницы
Стихотворения про логопедов, поздравления
Логопед Возможно, у ребенка есть проблемы с речью, Тогда могу вам дать практический совет: Решение вопроса обеспечит Лишь только профессиональный ЛОГОПЕД. Он учит речи: чистой, плавной, внятной. Он знает красноречия секрет: Как говорить и ясно и понятно, - Квалифицированный мастер - ЛОГОПЕД. Он учит речевой коммуникации, Грамматика и лексика его предмет. Дыханию, фонации, артикуляции Со знаньем дела вас научит ЛОГОПЕД. Он педагог, учитель и психолог, Филолог он и он языковед, Он воспитатель, доктор, дефектолог, Актер, оратор - это ЛОГОПЕД. Исследователь, методист, новатор, Он диагност, корректор и эксперт, И консультант, и наблюдатель - Специалист разносторонний - ЛОГОПЕД. Он мыслящий, серьезный, дальновидный И на любой вопрос сумеет дать ответ, Он увлеченный, ищущий, активный, Он творческая личность - ЛОГОПЕД. Он разъяснит, нацелит, обоснует, Расскажет и покажет тет-а-тет, Запишет, уточнит, рекомендует Внимательный, тактичный ЛОГОПЕД. Работает он тонко, терпеливо, Слагая результат из маленьких побед, Работает умело, эффективно Интеллигентный, деликатный ЛОГОПЕД. Он любит свое дело беззаветно, И для него работы лучше нет. Свои стремленья посвящает детям, Достоин уваженья ЛОГОПЕД! Теперь знакомы вы с профессией прекрасной, Вам лишь осталось постучаться в кабинет (В больнице, школе или детском садике) С табличкой скромной «ЛОГОПЕД». |
Логопеду Раз, два, тр-ри, четыр-ре, пять Вот как я могу считать! И на празднике вчера Громче всех кричал "Ур-ра"! С "р" мы долго были в ссоре, Я дружить с ней не хотел, И все время в разговоре Заменял её на "л". Но смешно звучит " я вылос" И не скажешь - "повзлослел"! С "р" решил я помириться Попытался, но не смог, С буквой накрепко сдружиться Добрый доктор мне помог! Я открою вам секрет: Этот доктор - логопед! Этот доктор учит деток Без ошибок говорить, Мы его должны за это Дружно поблагодарить! Ведь с коварной буквой "р" Очень дружим мы теперь! |
Профессия Логопед Терпение и творчество, упорство и победа - Вот главные этапы в работе логопеда. Все Нади, Вани, Вити должны заговорить, И от тебя зависит - быть им или не быть. Душа болит за каждого. Всем хочется помочь. Не раз вопрос: «Что делать?» преследовал всю ночь. Идешь порою с сумками, а язычок «грибком». Или «лошадкой» цокает, иль губы «хоботком». Вдруг затрещишь «моторчиком» раз несколько подряд. И ловишь настороженный, идущих мимо, взгляд. Так день за днем - то вниз, то вверх летает язычок, Работать так настойчиво из вас не каждый б смог. И… появились звуки вдруг, появятся и слоги, А там уже слова пойдут по правильной дороге. При самой первой встрече мы часто слышим: «Датте», А на прощанье четкое: «Здоровья вам и счастья!» И я без ложной скромности, признаться не стыжусь, Что я своей профессией ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ГОРЖУСЬ! |
Взрослым очень интересно То, что всем давно известно! «Как зовут?», и «Кем ты будешь?», И «Кого ты больше любишь – Маму, папу или братца?» Всё не могут разобраться! А вот завтра я поеду На беседу К логопеду! Он мне скажет: «Порычи!» Он попросит: «Помычи! Пошипи и пожужжи! И язык мне покажи!» Хорошо пойдёт беседа У меня и логопеда! Л.Фадеева |
Спасибо логопедам Чтобы люди всей Земли Правильно всегда могли Говорить, читать и петь, Логопедам попотеть Приходится нередко, Но главное, что детки В руках профессионалов, Всё сделают, как надо, Спасибо логопедам За славные победы, За речи чистоту, Эффектность, красоту! |
Ура логопедам ! Знает это целый свет: Логопеду равных нет! Много у него терпенья, Чтоб наладить всем общенье, Чтобы речь поставить гладко, И помочь писать в тетрадке Буквы ровно, без проблем, Если плохо уж совсем! Вот такие доктора – Логопеды! Им «Ура!» Скажем дружно, скажем вместе! Чтоб всё было честь по чести! |
Скороговорка про логопедов
Логопеду логопед
Подарил велосипед.
Только где-то на Урале
Тот велосипед украли
И теперь у логопеда
Больше нет велосипеда.
Частушки про логопедов
В дидактические игры Полюбили мы играть. Они классно помогают Буквы нам запоминать! |
Логопед к нам приходила, Говорить нас всех учила. Открывает, смотрит в рот - Ничего не разберет. |
На уроки к логопеду Аж вприпрыжку я бегу: Ведь учительнице строгой Показать язык смогу! |
Мы играли в логопеда: Саша пел, Борис мычал, А из группы ОНР Витек талантливо молчал. |
Мы играем в пулемет, Мы рычим, как рация. Не ругайте нас, идет Автоматизация! |
А вчера я объясняла Маме с папой гласные. Этих взрослых обучать - Затея напрасная! |
Написали мне в тетради Трудное заданье. Даже бабушка сказала: - Что за наказанье! |
Мимо двери логопеда Я с волненьем прохожу: То засунет в горло шпатель, То заставит жу-жу-жу... |
Я решила в воскресенье Все заданья повторить. Даже наша кошка Мурка Научилась говорить! |
Вот закончилися муки, Мне поставили все звуки. На больничном побывал - Половину растерял. |
Проявляет логопед Знанья и активность, Повышается у нас Коммуникативность! |
Мы пока частушки пели, Заплелися языки. Вы похлопайте погромче Мы старались, как могли! |
Материалы взяты с интернет-ресурса "Логопед-класс.рф"
Профессия ЛОГОПЕД на канале "Просвещение"
Работа логопедом глазами ребенка
Ответ на загадку про логопеда: Логопед