Муниципальное автономное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" города Пскова
180007, г. Псков, ул. Конная, д. 6
тел. (8112) 56-01-82, 56-14-79
pskov-cbs@bibliopskov.ru
Режим работы библиотек
Псковский край вошел в духовную биографию Некрасова как культурное пространство, которое нуждается в особенном изучении.
Молодой Некрасов, недавно прибывший в Петербург из Ярославской губернии, делает Псков мерой содержательности жизни своего
современника, который легко передвигается между столицей и провинцией. Сюжет одного из самых популярных его сатирических
повествований в стихах - "Провинциальный подьячий в Петербурге" (1840) - "очень забавных" и "всем известных", по
отзыву В.Г.Белинского, основан на впечатлениях средней руки чиновника, который двадцать лет не был в "Северной Пальмире"
и теперь обозревает ее "свежим" взглядом. Псков выступает символом глухой, замкнутой провинции, а комическая соль произведения
заключается в том, что именно глазами псковского подьячего увидена блестящая и равнодушная столица, со всеми чудесами
цивилизации, явившимися русскому человеку середины XIX века. К изъявлениям простодушно-восторженного изумления подьячего
примешивается лукавая авторская ирония:
Таких вещей чудеснейших
И в Пскове нет у нас!
Видит ли псковский подьячий знаменитую картину К.П.Брюллова "Последний день Помпеи", выставленную для обозрения в Академии художеств, у него возникают типично псковские ассоциации, что рождает комический эффект:
Там деньги, ради прибыли,
Сбирает с мостовой
Согнувшись в три погибели,
Кащей такой седой.
На псковского подьячего
Похож ни дать ни взять,
Теперь с того не для чего
Портрета рисовать.
.........................
Живу в Грязной покудова
Не плачу ни о чем:
А в Псков меня отсюдова
Не сманят калачом.
Создается комический тип-маска, уместный в стихотворных фельетонах, в атмосфере водевиля, в пародийно-критических заметках - лицо,
обладающее характерными чертами и четким мировоззрением, в прошлом которого есть Псков как место обитания, теперь
презрительно отвергнутое.
У подьячего есть имя - "Феоклист Онуфрич Боб", оно становится одним из литературных псевдонимов Некрасова-сатирика.
Постепенно герой наделяется биографией: в Пскове живет его крестница Елашенька, на которую похожа столичная актриса.
"Дома ждет жена", о ней подьячий говорит с известной опаской:
Ну, как бы я не всплакался:
Задорлива она!..
В 1841 году написан водевиль "Феоклист Онуфрич Боб, или Муж не в своей тарелке", где предпринята очередная
попытка "оживления" героя. "Уроженец Пскова", титулярный советник Боб из водевиля, так же не устает восхищаться Петербургом,
как и герой сатирического стихотворного повествования: "Изрядный городок... я еще такого в России не видывал... В
нашей Северной Пальмире сосредоточен элемент всякого великолепия... множество редкостей видел: Невский проспект...
Летний сад, памятники, то есть саркофаги различные... огромных сфинок... Булгарина видел".
Боб легко переходит из стихотворного фельетона в водевиль, оттуда - в авторецензию Некрасова, напечатанную в "Летописях
русского театра" журнала "Пантеон" (1841). Достигается ощущение полной реализации личности, проживающей разностороннюю,
хотя и содержательно убогую жизнь: "Мирно жил я в Пскове, изредка посвящая музам часы досуга, Вдруг меня взяли и вывели на
потеху публики. Поверите ли, вывернули наизнанку мои семейные обстоятельства...".
Примечательно, что в библиотеке Некрасова в коллекции видов были не дошедшие до нас литографии Пскова: переиздание
"Галереи видов города Пскова и его окрестностей, снятых с натуры. Часть 1, издаваемая Псковским губернским землемером
Ивановым. 1837. Псковская литография. С дозволения цензурного комитета. В типографии Праца". Была в его библиотеке и другая книга,
связанная с Псковским краем: Мацкевич Д.И. Путевые заметки. Снетогорский монастырь и сельцо Михайловское. Спб. В типографии
Н.Греча. 1848.