Муниципальное автономное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" города Пскова
180007, г. Псков, ул. Конная, д. 6
тел. (8112) 56-01-82, 56-14-79
pskov-cbs@bibliopskov.ru
Режим работы библиотек
1944 г.
Родилась в п.Черный бор (Смоленская область).
Морозкина Елена Николаевна закончила школу в Смоленске и через два дня после выпускного вечера ушла добровольцем на фронт,
воевала рядовым в зенитной части.
После окончания Великой Отечественной войны поступила в Московский строительный институт, работала в реставрационной мастерской,
посвятив себя изучению древнерусской архитектуры и искусства.
Впоследствии главной целью ее жизни стал древний Псков, его искусство и архитектура, прежде всего, Крыпецкий монастырь,
который она буквально открыла для всех в 1957 году.
Ее стараниями были спасены от гибели и безвестности многие псковские памятники.
Диссертация Елены Николаевны была посвящена церковному зодчеству Пскова. Десять лет она работала над этой темой под научным
руководством Николая Ивановича Брунова.
Результатом поездок по псковской земле стали многочисленные статьи и книги.
Всю жизнь в Е. Н. Морозкиной жил поэт и художник, в ее стихах запечатлена любовь к Псковщине - все это научное и литературное
наследие легло ценной строкой в летопись нашего древнего края.
1950 г.
В Измайлове, 1-я половина 50-х г.
Е.Морозкина у Крыпецкого монастыря, 1958 г.
Над ручьём, вытекавшим из Святого озера Крыпецкого монастыря, 1958 г.
В Псково-Печерском монатыре, 1962 г.
Елеазаров монастырь, конец 50-х годов
Во дворе Поганкиных палат, конец 60-х г. Л.А. Творогов и Е.Н. Морозкина со студентами.
Е.Н. Морозкина в Рождественском соборе Снетогорского монастыря, ноябрь 1979 года
Cтанислав Золотцев
ПОДВИЖНИЦА
(ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ Е.Н. МОРОЗКИНОЙ)
...Есть в нашем языке слово, трудно поддающееся переводу на другие наречия. Это - подвижник. Слово, вобравшее в себя многое как из отечественной истории, так и из особенностей нашей национальной натуры. Подвижником на Руси звали и страстотерпца, всю жизнь шедшего «против течения» ради осуществления своего «верую», и оставшегося безвестным сельского учителя, который воспитал в глуши не одно поколение детей, и садовника, растившего сад на болоте или на камнях и знавшего, что плоды сада достанутся лишь его потомкам. Подвижник - человек, одержимый единой целью служить не временному и суетному, а высшему смыслу бытия, и никакие тернии судьбы, лишения и испытания не могут заставить его свернуть со своей стези...
Елена Николаевна Морозкина была подвижницей. Во всём она была ею. Во всех делах и деяниях, которыми она занималась в течение своей немалой и многотрудной жизни. Многотрудной - не только числом трудностей, горестей и утрат (хотя и в этом смысле тоже), но прежде всего - числом трудов. Многогранность её творческой личности просто потрясает. Учёный, историк отечественного зодчества, архитектор, реставратор. Художница... Поэтесса милостью Божией. И во всём - подвижница.
Даже если б только одно в своей жизни сделала Елена Николаевна - спасла одну из самых заповедных святынь православного благочестия на Псковщине, Крыпецкий монастырь, - и тогда она стала б достойна этого титула (особенно в глазах тех, кому ведомо, какие громы-молнии гремели над её головою тогда, в «атеистические времена»). Но Морозкиной были либо спасены от разрушения, либо реставрированы, или, по крайней мере, «паспортизированы», запечатлены пером архитектора-историка для восстановления в лучшие времена, словом, сохранены от забвения и уничтожения множество храмов, дворцов, особняков, памятников церковной и светской архитектуры - причём не только на псковской земле, но и в Новгороде Великом, и в её родном Смоленске, и в других краях России...
Об этой стороне жизнедеятельности Е.Н. Морозкиной рассказывает нам только что вышедшая - заветная, много лет ожидавшая выхода - первая посмертная её книга, «Довмонтов город. Кром. Псков». Но самым наилучшим образом в приложении к этой книге рассказывают о своей «маме Лене» (да, именно так они её звали) те, кого подвижница вырастила своими последователями - бывшие её студенты по Архитектурному институту. Люди, которых она в течение многих лет буквально «заряжала» своей истовой любовью к русскому зодчеству, к отечественной истории, к культуре России в целом, красоте нашей земли - к Отечеству. Завет "Художник, воспитай ученика" Морозкина выполнила самой полной мерой. Многие из бывших её студентов сами уже стали ведущими Мастерами своего искусства (но это - не единственное их благодарение своей наставнице: именно они помогли ей в издании последних её прижизненных книг, они издали и посмертную...) Будь Елена Николаевна иной по натуре своей - не стала бы солдатом Великой Отечественной войны. Именно воином - не медсестрой, не санитаркой даже, что тоже было бы достойно, но - «пушкарём», рядовым в женском артиллерийском подразделении. Тягчайший ратный труд даже для крепких мужчин -он осилен был юной русской девушкой!
...Но будь она иной - не была бы поэтом. А поэтом она тоже была во всём. Всё, чем она занималась в жизни своей, становилось поэзией. Особенно это стало очевидно в псковский, последний период её судьбы, когда наш город «перевесил» для Морозкиной - учёного, реставратора и искусствоведа все иные края Руси, родные ей или исхоженные ею. Она стала настоящей «скобарихой» в 70-е годы, исследуя и возрождая жемчужины древнерусского зодчества в нашем краю. Псков и Псковщина стали для неё и главным источником поэтического вдохновения (вышедшая в Москве в 1999 году большая книга избранного «Осенняя песня» наполовину состоит из псковских по тематике стихов, а название книжки, появившейся буквально за несколько дней до смерти автора - «Святогорье» - говорит само за себя).
...И с высоты многовековой
Собор в сияньи облаков,
И эту пыльную подкову
На счастье подарил мне Псков.
На счастье... Трудно сказать (да и можно ли давать определения в таких случаях), счастьем ли в полном смысле этого слова обернулись для Елены Морозкиной встреча, а затем и житейский союз с Игорем Григорьевым, поэтом большой природной силы, фронтовиком с трагической судьбой, человеком непростого, а порой и тяжёлого характера... Одно очевидно: эти два поэта, каждый из которых к моменту их встречи был уже немолод и имел за плечами свой немалый груз «сердца горестных замет», очень многое дали друг другу. Двадцать лет их совместной жизни стали ещё одной гранью подвижничества Елены Морозкиной. Без преувеличения можно сказать: Игорь Николаевич просто не прожил бы этих двух десятилетий, не будь с ним рядом Елена Николаевна...
«Оставайся там, где был. Оставайся тем, что есть. Сократи свой скорбный пыл, Сбереги свой ум и честь», - вот одно из женски-мудрых «увещеваний», с которыми она обращалась к своему мужу, до старости остававшемуся неуёмно-жёстким, не приемлющим компромиссов. Потому и был И. Григорьев не по нраву ряду власть имущих Пскова и области, в том числе и чиновникам от литературы. Вот и Морозкина - как поэтесса - оказалась в том же самом положении. Музейщики и реставраторы её очень высоко ценили, многие просто боготворили, но путь в цех профессиональных литераторов был ей надолго заказан.
...Когда в начале 1997 года на заседании Приёмной Коллегии Союза писателей утверждали приём в СП Морозкиной, многие «мэтры», потрясённые глубиной и многогранностью её творческого мира, задавали автору этих заметок (как руководителю псковского отделения СП) возмущённый вопрос: почему её столь долго не принимали в Союз. Я не стал ссылаться ни на неразумных предшественников моих, ни на глупые пункты прежних писательских уставов, предпочел ответить так: «Потому, что Морозкина во всём - истинная русская поэтесса!» Многоопытные коллеги всё поняли... С другой стороны, её несуетная творческая жизнь в Пскове стала плодотворнейшим временем для поэтессы. Наставничество И.Григорьева, поэта высокого вкуса и большой строгости, принесло ей немалую пользу. В творениях Морозкиной стала сквозь стихийно-взвихренный прежний почерк проступать словесно-образная «чеканка», столь необходимая с любителями поэзии на равных. К 90-м годам Елена Николаевна пришла в полной зрелости своего недюжинного художественного дара.
Услышь меня, Господь!
Дай бодрости и силы.
Чтоб видеть земь и водь.
И дальние огни.
Услышь меня, Господь!
Спаси мою Россию!
И стать её, и плоть,
И душу сохрани.
Это - одно из последних поэтических молений подвижницы... Да, лишь в последнее десятилетие её жизни стали выходить в свет полнокровные книги её стихов. Да, её поэтическая судьба сложилась очень тернисто и к зениту своему пришла в годы, когда подлинная русская словесность в России оказалась, по существу, «в загоне». Но именно поэтому верится: по мере возрождения страны будет утверждаться в душах и умах ценителей отечественной поэзии это имя - Елена Морозкина...
А нам, псковичам, остаётся хранить светлую память о ней и гордиться, что она была нашей землячкой.
Золотцев С.
Подвижница (штрихи к портрету Е.Н.Морозкиной) / С.Золотцев // На рубеже тысячелетий: Книга о людях культуры и искусства. 1 том.-
Псков, 2002. - С.128 - 130.
***
В июле 2003 года на доме № 57 по Рижскому проспекту в Пскове, где жила Е.Н. Морозкина, была установлена памятная доска.
К юбилею Е. Н. Морозкиной, искусствоведа, архитектора, поэта и писателя
Чтение оnline
16 апреля 2022 года Елене Николаевне Морозкиной - 100 лет.
Фонд электронных документов пополнился оцифрованными прижизненными изданиями Е. Н. Морозкиной из фондов ЦБС. Перейти к фрагментам изданий в электронном виде можно на данной странице, доступ к полному объему изданий возможен в локальном режиме при посещении библиотек ЦБС.
Морозкина, Е. Н. Псковская земля / Е. Н. Морозкина. - Москва : Искусство, 1975. - 167 с. : ил. - (Дороги к прекрасному). - Библиогр.: с. 165-167.
Задача этой небольшой книги – рассказать о красоте Псковской земли, помочь читателю увидеть ее: найти и понять.
«Пустынные городища; старинные крепости; монастыри, бывшие когда-то и центрами культуры, и центрами обороны; древние храмы на берегах рек и озер; пушкинские места, ставшие священными для нашего народа; дороги войны, по которым шли люди, отстоявшие все эти сокровища, - вот что составляет предмет этой книги. Я стремилась показать великое единство древней народной архитектуры и природы».
Морозкина, Е. Н. Псковская земля / Е. Н. Морозкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Искусство, 1986. - 176 с. : ил. - (Дороги к прекрасному).
Морозкина, Е. Н. Псков : путеводитель : на английском языке. - Москва : Радуга, 1984. - 192 с. : ил. – Тит. л. на англ. яз.: Pskov : a guide / Yelena Morozkina.
Все самое интересное о Псковской земле.
Вы совершите незабываемые прогулки по Пскову, познакомитесь с псковский школой иконописи, фресковой живописью, с монастырями Псковской митрополии.
Морозкина, Е. Н. По Руси : стихи / Елена Морозкина ; рис. авт. ; [ред. С. В. Молева]. – Санкт-Петербург : [б. и.], 1992. - 157, [1] : ил.
Эта небольшая поэтическая книга – о России, о людях и землях, и градах и весях; о нашем народном достоянии – замечательных памятниках истории и культуры.
В книге представлены рисунки автора с краткими заметками из путевых тетрадей.
Морозкина, Е. Н. Щит и зодчий : путеводитель по древнему Пскову / Елена Морозкина ; фот. из архива авт. - Псков : Отчина, 1994. - 132 с. : фот.
Древний Псков, впервые упомянутый в русских летописях под 903 годом, - это город и государство, средневековая вечевая республика и одновременно мощная оборонительная крепость, страж русских земель на северо-западе.
Древняя архитектура города, которая была ведущим искусством своего времени, - основа рассказа о Пскове.
Морозкина, Е. Н. Распутица : стихи / Елена Морозкина. - Псков : Отчина, 1996. - 112 с. : ил.
Сборник стихов посвящен памяти поэта Игоря Григорьева. Книга иллюстрирована автором.
Морозкина, Е. Н. Осенняя песня : стихи. / Елена Морозкина. - Москва : [б. и.], 1998. - 672 с. : ил.
Книга стихов участницы Великой Отечественной войны, кандидата искусствоведения Елены Морозкиной повествует о страдных годах войны, о погибшем друге, о судьбе девушек-солдат, о нерукотворной и рукотворной красоте Руси – ее природе и искусстве; о древнерусских городах и храмах; о шедеврах мирового зодчества – таких, как Парфенон; о трагедии русской деревни и великой тревоге за судьбу Родины.
Морозкина, Е. Н. Святогорье : стихи / Елена Морозкина ; рис. и фот. авт. - [Б. м. : б. и.], 1999. - 40 с. : ил.
Сборник стихов приурочен к памятной дате – двухсотлетию со дня рождения А. С. Пушкина. Они воспевают природу тех мест, которые вдохновляли его гений; обращены к создателю Заповедника и одному из его хранителей С. С. Гейченко.