Муниципальное автономное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" города Пскова
180007, г. Псков, ул. Конная, д. 6
тел. (8112) 56-01-82, 56-14-79
pskov-cbs@bibliopskov.ru
Режим работы библиотек
Вениамин Александрович Каверин (настоящая фамилия Зильбер) - известный прозаик, автор рассказов и сказок, повестей,
романов, среди которых наибольшей популярностью у читателей пользуются романы "Два капитана" (1944), "Открытая книга"
(1949-1956), "Перед зеркалом" (1970), "Наука расставания" (1985), автобиографическая трилогия "Освещенные окна" (1976).
О своем псевдониме писатель говорил, что "фамилию Каверин... взял имея в виду друга Пушкина, лихого гусара. Мне
импонировало его мужество и смелость". Писатель прожил большую, интересную, деятельную жизнь, в которой отразились
все драматичные и яркие события нашей истории. Судьба подарила ему долголетнюю дружбу с Ю.Тыняновым, встречи с М.Горьким,
Маяковским, Фадеевым, Заболоцким, Булгаковым, Гайдаром. О многих писателях-современниках Каверин оставил воспоминания,
размышляя при этом о литературе и искусстве как деле всей жизни. Так смотрел он и на свое творчество - как на профессию,
освоенную в юности и ставшую судьбой.
В.А.Каверин родился в Пскове, в семье музыкантов...
В 1896 г. при переводе Омского пехотного полка из Выборга в Псков на долгое время приехал капельмейстер части А.А.Зильбер
с женой А.Г. Зильбер-Дессан и тремя детьми - Мирой, Еленой и Львом. Уже в Пскове родились младшие: Давид, Александр и
Вениамин. Сначала жили на Запсковье, где стоял полк, затем в доме баронессы Медем на Сергиевской улице, недалеко от
губернаторского дома, а с ухудшением материального положения переехали на Гоголевскую улицу, в дом почетного гражданина
Бабаева, напротив Александринской гимназии (эти дома не сохранились). Семья была большая, сложная, "недружная", как
позже отмечал писатель, и по-своему замечательная, заметная в небольшом провинциальном городе. Отец - человек с
незаурядными музыкальными способностями; преданный армии, он целые дни проводил в казарме, репетируя армейские марши с
солдатскими оркестрантами. По воскресеньям духовой оркестр играл для публики в Летнем саду на открытой эстраде. Постоянно
занятый, отец мало вникал в жизнь детей, в материальное положение семьи, а оно было нелегким. Эти заботы лежали на
плечах матери, которая оказала гораздо большее влияние на судьбы своих талантливых детей. Анна Григорьевна была высокообразованной
женщиной, закончила московскую консерваторию по классу рояля и всю свою интеллигентность, энергичность и широту интересов
передала детям. Анна Григорьевна давала уроки музыки, организовывала для псковичей концерты. По ее приглашению в Псков
приезжали известные музыканты, певцы, драматические артисты, например Ф.И.Шаляпин, В.Ф.Комиссаржевская, Е.П.Корчагина-Александровская.
Вечерами после концертов, когда за стол садились 12-15 человек, в семье обсуждали очередное событие в культурной жизни города,
спорили, долго жили этими впечатлениями. Все дети были музыкально одарены.
В семье не было особенного достатка, порядка, уюта и согласия, но здесь умели ценить преданность любимому делу,
трудолюбие, много читали и участвовали в общественной жизни города. Младший Вениамин, прислушивался к спорам старших братьев
и их товарищей - тоже будущих ученых Августа Летавета, Юрия Тынянова, Мирона Гаркави, в значительной мере ощущал
их влияние и обаяние увлеченных и творческих личностей.
В летние дни с утра до вечера "торчали на Великой, забегая домой только чтобы поесть. Это была прекрасная, ленивая жизнь,
больше в воде, чем на суше..." Летом иногда снимали дачу в Черняковицах - большой, старый, разваливающийся дом, который
прозвали "Ноев ковчег". Вспоминая себя в раннем детстве, Каверин пишет: "...меня поражало все - и смена дня и ночи,
и хождение на ногах, в то время как гораздо удобнее было ползать на четвереньках, и закрывание глаз, волшебно отрезавшее
от меня видимый мир. Повторяемость еды поразила меня - три или даже четыре раза в день? И так всю жизнь? С чувством
глубокого удивления привыкал я к своему существованию - недаром же на детских фотографиях у меня всегда широко открыты
глаза и подняты брови". Автобиографическая трилогия "Освещенные окна" дает представление о том, какими разными
каждодневными событиями была полна жизнь маленького псковича, как сомоутверждался он, младший в семье, как жадно впитывал
впечатления от окружавшего его мира, в котором назревала революция, враждовали демократы и монархисты, за подпольщиками
охотились филеры, но "каждое утро открывались магазины, чиновники шли в свои "присутственные места", мать - в "Специальный
музыкальный магазин" на Плоской, нянька - на базар, отец - в музыкальную команду".
В 1912 году Каверин поступил в Псковскую гимназию, где проучился 6 лет. Вспоминал: "Мне не давалась арифметика. В первый
класс я поступал дважды: провалился из-за арифметики. На третий раз хорошо сдал экзамены в приготовительный класс.
Был рад. Мы жили тогда на Сергиевской улице. Вышел в форме на балкон: показать городу, что я гимназист". Годы учебы в гимназии
оставили яркий след в жизни писателя, во всех событиях ученической жизни он был активным и непосредственным участником,
членом демократического общества (сокращенно ДОУ) в 1917 г.
В.А.Каверин писал позже, что "дом, гимназию, город в разные времена года, сады - Ботанический и Соборный, прогулки к
немецкому кладбищу, каток, самого себя между четырьмя и пятнадцатью годами" он помнил "фотографически точно", а вот
семнадцатый год "тонет в лавине нахлынувших событий". И не только политических. "Впервые в жизни я выступал на собраниях,
защищал гражданские права пятого класса, писал стихи, без конца бродил по городу и окрестным деревням, катался на
лодках по Великой, влюбился искренне и надолго". Границей, разделяющей детство и юность, писатель считал зиму 1918
года, когда немецкие войска заняли Псков: "немцы как бы захлопнули дверь за моим детством".
Важнейшее место в жизни Вениамина Александровича, с того момента, как научился он читать, занимали книги. Чтение поражало
мальчика возможностью уходить в другой мир и в другую жизнь. О том, какую роль играло чтение в жизни псковской молодежи
начала 20 века, В.А.Каверин вспоминал в очерке "Собеседник. Заметки о чтении": "В провинциальном городе, битком
набитым реалистами, семинаристами, студентами Учительского института, постоянно спорили о Горьком, Леониде Андрееве,
Куприне. Спорили и мы - по-детски, но с чувством значительности, поднимавшим нас в собственных глазах".
Очень важным учителем для молодого Каверина - и на всю жизнь! - стал старший товарищ, близкий друг брата Льва, а затем
муж сестры Елены Юрий Тынянов, в будущем замечательный литературовед и писатель.
Ему в Пскове осенью 1918 г. читал Вениамин свои стихи, с подражанием Блоку, трагедию в стихах, а он, раскритиковав
прочитанное, все же заметил, что в этом подростке "что-то есть", "хотя в тринадцать лет все пишут такие стихи". Ю.Тынянов
заметил хороший слог, "крепкий" диалог, стремление к сюжетному построению, и позже по его совету молодой писатель
обратился к прозе.
В 1919 году Вениамин Зильбер уезжает с братом Львом из Пскова учиться в Москву. Он увозит с собой небогатый гардероб,
тетрадку стихов, две трагедии и рукопись первого рассказа. Ему еще предстоит стать известным писателем Кавериным,
предстоит яркая интересная жизнь, о которой он скажет:"...самое интересное в ней все-таки мое детство и юность.
Уверен: если бы не было такого детства и такой юности, я не написал бы всех своих книг..."
Виртуальная выставка: "ДВА КАПИТАНА" - РОМАН НА ВСЕ ВРЕМЕНА