Муниципальное автономное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" города Пскова
180007, г. Псков, ул. Конная, д. 6
тел. (8112) 56-01-82, 56-14-79
pskov-cbs@bibliopskov.ru
Режим работы библиотек
О героической обороне Пскова в 1581 г., во многом определившей исход Ливонской войны, рассказывает "Повесть о прихождении
Стефана Батория на град Псков". Во второй половине XVI в. русское государство вело напряженную войну с Литвой, Польшей,
Ливонским орденом, Швецией за выход к Балтийскому морю. В начале Ливонской войны (1558-1583) русские войска завоевали
многие литовские и ливонские города, перелом в ходе войны наступил после того, как объединенное польско-литовское
государство возглавил Стефан Баторий. В походах 1579-1581 гг. он отвоевал занятые ранее войсками Ивана Грозного земли
и взял многие русские города. Неизвестно, каким был бы исход Ливонской войны, если бы на пути Стефана Батория не встал
город Псков. В августе 1581 г. польско-литовская армия осадила город, надеясь на скорую победу. Многочисленной армии
Батория, осадившей Псков, противостоял небольшой отряд стрельцов и горожан, мужчин и женщин. Более пяти месяцев длилась
осада Пскова, воины Батория совершили 31 приступ, но псковичи выстояли и заставили врага признать его бессилие.
Мужество и стойкость псковичей, остановивших под стенами своего города противника, разрушили планы Батория и позволили
России достойно выйти из войны.
"Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков" была написана по горячим следам событий в 80-е г. XVI в. жителем
города Пскова, иконописцем Василием. Большинство списков "Повести" имеет следующее заключение: "Списана же бысть
повесть сия в том же богохранимом граде Пскове отжителя того же града, художеством зграфа, имя же ему есть сие: единица
дважды, со единем, пятьдесятница же усугубити дважды, и четверица сугубо, десятерица же трижды и четверица сугубо,
совершает же ся десятерицею, и всех обрящеши письмен семь". Так автор, используя цифровое значение букв, зашифровал
свое имя: тайнопись прочитывается следующим образом: 1х2=2, т.е. В; 1, т.е. А; 50х2х2=200, т.е. С; 4х2=8, т.е. И; 10х3=30,
т.е. Л; 4х2=8, т.е. И; 10=; если сложить все семь букв, то получается Василий. Никаких биографических сведений
о Василии, кроме приведенного сообщения о том, что он был иконописцем ("художеством зграфа"), не известно, мы можем судить
о нем как о писателе только на основании текста "Повести". Непосредственность впечатлений, точность и полнота знаний обо всем,
что происходило в Пскове, свидетельствуют, что Василий был очевидцем и участником обороны (хотя он не пишет об этом
прямо), возможно был близок к И.П.Шуйскому, главному герою обороны, и имел доступ к документам из его канцелярии.
Василий передает содержание королевских грамот и листовок, псковских донесений Ивану Грозному, он знает о показаниях
пленных, о беседах И.П.Шуйского с царем, располагает сведениями о числе убитых, указывает точные даты основных событий
и т.д. Почти все подробности и детали в рассказе Василия об осаде и обороне города находят подтверждение в других
источниках этого времени, русских и польских.
Искренность и глубина патриотизма роднит "Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков" стакими воинскими и
историческими произведениями, как "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Сказание о Мамаевом побоище", "Казанская история",
эти памятники связаны друг с другом и литературными традициями.
"Повесть" посвящена значительному историческому событию - обороне Пскова, осажденного шведскими войсками в августе-октябре
1615 г. "Повесть" была создана под непосредственным впечатлением от описываемых событий, имя ее автора неизвестно.
С уверенностью можно утверждать, что он был псковичом, участником обороны города и имел духовное звание.
"Повесть" начинается сразу же с описания прихода шведов и первого сражения у стен Пскова 15 августа, закончившегося
пленением шведского полководца Ивера Горна и неудачной попыткой проникнуть в город через ворота у Нижних решеток. Затем
автор подробно описывает жесточайший обстрел стен города и приступ 18 августа у Варлаамских ворот и башни, кульминацией
"Повести" становится решающее сражение 9 октября. Описание штурмов и защиты города создается под значительным
литературным влиянием "Повести о прихождении Стефана Батория на град Псков", что объясняется аналогичностью многих
ситуаций осады, восторженным отношением обоих авторов к Пскову и его защитникам, а также сходством понимания
событий как значительных и важных не только для истории Пскова, но и для всей Русской земли. Однако стиль "Повести о
прихождении Густава Адольфа" более сдержан, он не столь изощренно сложен и живописен, как у Василия, автора "Повести
о прихождении Стефана Батория на град Псков". Характерной чертой "Повести о прихождении Густава Адольфа" является обилие
видений, занимающих значительную часть текста (шведы рассказывают о стрельбе "изо лба" церкви Варлаама Хутынского,
о святых псковских князьях Всеволоде и Довмонте, ездящих на конях во вражеском стане, "ужасающа латынь и побивающа";
благочестивый Иоанн накануне битвы 9 октября видит крестный ход из церкви Варлаама Хутынского в Троицкий собор, священников,
несущих котел крови и пресветлые венцы; он же рассказывает о видении на небе трех сияющих крестов, закрывающих Псков
от врага и др.), в видениях раскрывается идея "богоспасаемости" Пскова, пронизывающая все повествование.
"Повесть о прихождении Густава Адольфа" не получила такого широкого (известно пять ее списков) распространения, как
"Повесть о прихождении Стефана Батория", что объсняется, вероятно, не только масштабом события, о котором в ней
рассказывается, но и ее литературными особенностями.