Муниципальное автономное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" города Пскова
180007, г. Псков, ул. Конная, д. 6
тел. (8112) 56-01-82, 56-14-79
pskov-cbs@bibliopskov.ru
Режим работы библиотек
Пространное, очень сложное по композиции и стилю "Житие княгини Ольги" читается в "Степенной книге" (60-е г. XVI в.),
которая представляет собою свод жизнеописаний наиболее известных деятелей русской истории, "Житие княгини Ольги"
открывает в "Степенной книге" пышную портретную галерею русских исторических деятелей. Автор "Жития княгини Ольги"
(имя его неизвестно, некоторые ученые считают, что оно написано псковским агиографом
Василием-Варлаамом,
другие - Сильвестром, известным писателем, составителем "Домостроя", учителем Ивана Грозного, есть и другие точки зрения)
использовал множество источников, среди них были псковская редакция "Жития княгини Ольги" и псковские устные рассказы
о княгине Ольге.
Житийные тексты в "Степенной книге", и "Житие княгини Ольги" особенно, отличались исключительной торжественностью и
монументальностью, что объясняется официальным, государственным характером памятника. Задачи "Степенной книги" состояли
в том, чтобы прославить и возвеличить "в благочестии просиявших скипетродержателей", представить русскую историю
как пышный парад московских государей и их предков, деяния которых составляют "золотую лестницу", уходящую в небо.
"Житие княгини Ольги" открывало этот торжественный парад.
В списке XVI в. есть "Житие княгини Ольги", авором которого, по мнению большинства исследователей, был пскович,
в научной литературе оно традиционно называется псковской редакцией "Жития княгини Ольги". Трудно сказать, когда была
составлена псковская редакция, ясно только, что она была известна уже в XVI в., поскольку стала одним из источников
"Жития княгини Ольги" в "Степенной книге". Псковская редакция не получила широкого распространения, ее текст дошел
до нас всего лишь в одном списке. "Житие" написано очень просто, оно содержит краткий перечень основных фактов
из жизни княгини, известных из летописей и ранних житий.
То, что Ольга была родом из Пскова, известно было еще из "Повести временных лет", в статье 903 г. "Повести временных
лет" сообщается, что Игорю привели жену родом из Пскова. В псковском "Житии" впервые уточняется, где именно родилась
Ольга: "Святая великая княгиня Ольга родилась в Псковской земле, в селе, называемом Выбуты", а далее автор сообщает,
что она была "варяжского рода", не из князей, не из вельмож, но из простых людей. Впервые в псковском "Житии княгини
Ольги" появляется и легенда о кресте княгини: уже будучи княгиней, Ольга пришла на место слияния рек Псковы и Великой,
"и полюбилось ей это место, и увидела она на том месте три луча божественного света, и поставила крест на место то
(автор добавляет, что крест этот и доныне стоит), и сказала боярам, что на этом месте будет церковь Святой Троицы,
и город будет велик и славен". Впоследствии княгиня, как пишется в "Житии", дала много золота "на Плескову реку" на
строительство церкви святой Троицы. Завершается "Житие", как и положено, сообщением о преставлении Ольги и описанием
перенесения ее мощей и чудес от ее гробницы.
Можно предположить, что основная цель автора псковского "Жития княгини Ольги" и состояла в том, чтобы сообщить
подробности псковского происхождения княгини и ее особого покровительства Пскову. Псков в псковской редакции предстает
как один из первых христианских русских городов, ибо церковь Святой Троицы появилась в нем ранее церквей в других городах.
В наши дни многие места Пскова связаны с именем прославленной княгини. В городе два памятника Ольге, Ольгинская часовня
на берегу Великой, рядом с которой находится символическое изображение Ольгинского креста. Копия самого креста находится
в Троицком соборе вместе с иконой Святой Равноапостольной княгини.
Монаха Псково-Печерского монастыря Григория считают автором редакции "Жития князя Всеволода-Гавриила". Всеволод, в крещении Гавриил,
был сыном новгородского князя Мстислава, внуком Владимира Мономаха. Почти вся жизнь Всеволода Мстиславича прошла в
Новгороде, здесь он провел детство, учился у отца мудрому правлению, совершил первые походы. После того, как его отец
стал великим киевским князем, Всеволод княжил в Новгороде около двадцати лет, он многое сделал для Новгорода, с его
именем связано строительство нескольких церквей. Но отношения Всеволода с новгородцами складывались не всегда гладко.
После неудачного похода на Суздаль и Ростов в 1135 г. новгородцы изгоняют князя, Всеволод уходит из Новгорода.
Псковичи, напротив, решают пригласить Всеволода к себе на княжение. В 1136 г. Всеволод был торжественно встречен псковичами
и оставался в Пскове до своей кончины - 11 февраля 1137 г. Только год княжил Всеволод в Пскове, но оставил благую память
о себе, а в городе - заложенный им каменный храм во имя Святой Троицы. Всеволод был первым псковским князем, принятым
вопреки воле Новгорода, и первым псковским святым. В 1192 г. были обретены и перенесены в Троицкий храм (Всеволод был
погребен в церкви Дмитрия Солунского) мощи князя, здесь они покоятся и доныне. С этого времени начинается почитание
Всеволода-гавриила как псковского святого, общерусское празднование ему было установлено на соборе 1547 г.
Первой полное "Житие Всеволода-гавриила" было написано в середине XVI в. Василием-Варлаамом,
им же написано и "Слово на обретение мощей", оба произведения получили официальное признание, вошли в состав
Великих Четьих Миней, сохранились в большом количестве списков. "Житие Весволода-гавриила" в редакции Василия отличается
отвлеченностью, оно составлено на основе традиционных мотивов по правилам житийного этикета. Василий не предпринимал
особых исторических разысканий и не затруднял себя анализом сложных взаимоотношений между князьями, между князем и
Новгородом. Григорий пытается восполнить информационную скудость "Жития Всеволода-Гавриила" в редакции Василия, погружается
в новгородские летописи.
Убедившись в том, что сведений о Всеволоде не очень много, Григорий извлекает из летописей все, что имеет хотя бы
отдаленное отношение к князю, насыщает повествование новыми биографическими и историческими фактами, дает иную
трактовку событий.
Биография Всеволода Григорий начинает издалека, перечисляя всех предков Всеволода, начиная с княгини Ольги, Игоря,
Святослава Храброго, Владимира, крестителя Руси, Ярослава Мудрого, более обстоятельно повествуя о деде Владимире
Мономахе и отце мстиславе, подробно излагая легенду о дарах Мономаха. На первый взгляд, это кажется лишним. Но
следует вспомнить, что "Житие" Григорий писал в конце XVI-начале XVII в., когда вопросы родословия и престолонаследия
переживались необычайно остро. И тот факт, что Всеволод - внук знаменитого Владимира Мономаха, которому были
переданы царские регалии ("дары Мономаха") от византийского императора, сын справедливого и храброго Мстислава,
унаследовавшего киевский престол от своего отца, был для Григория чрезвычайно важен. Происхождение Всеволода многое
объсняло в его поведении и образе его правления. По мнению Григория, Всеволод - достойный продолжатель заветов своих
предков - Владимира Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха. Другая причина углубления в историческое
прошлое состоит в стремлении показать, что псковский святой - один из первых русских святых в княжеском роде,
что вызывает особую гордость Григория, как псковича, святыми "прародителями" Всеволода Григорий называет Ольгу,
Владимира Святославича, крестителя Руси, Бориса и Глеба.
Много внимания Григорий уделяет строительной деятельности Всеволода и изложению двух юридических произведений,
составление которых атрибутируют Всеволоду, - церковного Устава, определяющего место владыки и владычных органов
в новгородской жизни, и Рукописания, посвященного организации купеческой корпорации при церкви Иоанна на Опоках
в Новгороде. И это тоже неслучайно. Всеволод представет в "Житии" не как князь-воин, а как мудрый устроитель
добрых, основанных на законе отношений между разными институтами власти, церковными и светскими. И сам князь
являет пример того, как нужно поступать по совести и править по закону, отказываясь от власти и славы.
Произведения Григория характеризуют его как мыслящего писателя, знатока летописей и устных псковских преданий,
умело сочетающего в своих агиографических произведениях документальность в описании событий и высокую риторику
в авторских комментариях к ним.
В Псковском музее хранится двуручный меч западной работы XV века с девизом на серебряном перекрестье: "Чести
моей никому не отдам", написанном на латыни. Вероятно, в XV в. им заменили подлинный клинок. Из летописей
известно, что царь Иван Грозный в 1570 году "удивлялся" мечу князя.