Муниципальное автономное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" города Пскова
180007, г. Псков, ул. Конная, д. 6
тел. (8112) 56-01-82, 56-14-79
pskov-cbs@bibliopskov.ru
Режим работы библиотек
Литература древнего Пскова была органической частью древнерусской литературы. Произведения псковских авторов и
произведения на псковскую тематику получили известность не только на псковской земле, многие из них стали любимым
чтением древнерусских книжников далеко за пределами Пскова и сыграли важную роль в развитии древнеруской литературы
и становлении русской духовности.
У каждого жанра древнерусской литературы был свой этикет, свои правила того, как должно вести повествование,
с чего начинать и чем заканчивать, в каких выражениях описывать ту или иную ситуацию.
В основе литературных произведений Древней Руси лежит исторический факт, реальное событие, древнерусская
литература не знает вымышленных героев и вымышленных сюжетов, она повествует об исторически значимых событиях
в жизни исторически значимого лица.
"Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет - мировая история,
и эта тема - смысл человеческой жизни" - писал Д.С. Лихачев. Не случайно одним из ведущих жанров
древнерусской литературы была летопись.
Одно из самых монументальных творений псковских книжников, это богатейший источник по истории
Пскова, но одновременно по истории Литвы, Ливонского Ордена, Новгорода и других княжеств и городов Древней Руси.
Многие исторические события общеруского значения изложены в псковских летописях с иных позиций, с иными оценками,
деталями и подробностями, не известными по другим летописям и источникам.
Летописное дело зарождается в Пскове в XIIIв., в XIV веке оно принимает регулярный характер, что вызвано ростом
духовного самосознания и связано с экономическим подъемом и развитием города, борьбой за политическую независимость
от Новгорода - право приглашать собственного князя, самостоятельно решать военные, экономические и политические
вопросы. Центром летописания в Пскове на протяжении XIV века был Троицкий собор, руководили псковским летописанием
выборные вечевые власти, в частности, посадники. Псковская летопись XIII - XIV вв. носит по преимуществу деловой,
местный характер.
Центральное место в летописных текстах XIII-XIV вв. занимают рассказы о сражениях с Ливонским Орденом и Литвой,
описания "розратий" с Новгородом, записи о строительстве церквей и городских стен, о поставлении князей и посадников,
о неурожаях, голоде, эпидемиях ("морах"), небесных знамениях и т.д.
В лето 6811 (От рождества Христова - 1303). Бысть зима тепла без снега, и бысть хлеб добр велми
В лето 6815 (1307). Бысть псковичем немирье съ владыкою Феоктистом и с новгородцы.
В лето 6828 (1320). Бысть пожар велик во Пскове от святого Георгиа от церкви, погоре все Застенье, а Детинца
святаа Троица ублюде в виду.
Сообщения об общерусских событиях в псковских летописях немногочисленны и лаконичны. Даже о таких крупных
событиях общерусского значения, как нашествие Батыя в XIIIв., псковский летописец записал очень кратко:
"Прииде царь Батый на землю Русскую и поима грады. И идоша до Игнача креста и ту воспятишася".
И только о событиях начала XIV в., избиении татар в Твери, псковский летописец повествует подробно, ибо
они имели непосредственное отношение к Пскову.
Во главе антитатарского восстания был тверской князь Александр Михайлович, он более 10 лет княжил в Пскове
и оставил в сердцах псковичей добрую память о себе (по словам летописца, он был "совершен умом,
целомудр душею). Когда московский князь Иван Калита, желая сохранить мир с Ордою, повелел выдать
Александра татарам, то псковичи защищали князя, призывали его не повиноваться князю московскому и не
ездить в Орду, говоря: "Изомрем с тобою во едином месте". Александр же не хотел навлекать гнев на
псковичей и поехал в Орду, где и был убит вместе с сыном. Подробно о восстании тверичей против татар в начале
XIV в. рассказывается в "Повести о Шелкане" (или Шевкале), псковский летописец освещает эти события по-своему,
оценивает их с точки зрения псковских интересов, отдавая дань уважения мужеству и благородству князя Александра.
Ценность псковских летописных текстов состоит в точности зарисовок военных походов, сражений, осад, набегов и т.д.
Например, рассказ о походе в немецкую землю в 1343 г., сообщает о победе псковичей, которые сражались
"пять дней и пять ночей, не слазячи с коней", а затем подробно описывает погоню немцев и тяжелое
сражение у Нейгаузена. Как и положено, псковичи совершают перед боем молитву, обращаются друг к другу
с призывом: "Братья мужи псковичи, не посоромим отец своих и дедов! Кто стар, то отець, а кто млад,
то брат! Се же братьа, предлежит нам живот и смерть, потягнем за святую Троицу и за святыа церкви,
за свое отечество". Моление и обращение с боевым призывом - это этикетные ситуации, и далее в традиционных
выражениях автор начинает описание сражения и его результатов:"И бысть бо сеча велика плесковичам
с немцы... Овех побиша, а инии прочь побегоша посрамлени. И сташа плесковичи на костех..." "Стояние на костех"
(образное выражение, означающее торжество победы и "обряжение" поля битвы, погребение убитых) - тоже общее место,
этикетная ситуация, так обычно завершаются описания сражений в воинских повестях. В псковской летописи эта
этикетная ситуация завершается лаконичной зарисовкой, позволяющей легко представить происходящее:"А инии
псковичи бессонием издурели, и старыа и молодые, и тако блудячи по лесу много их погибло, а иные после
рати вышли".
Псковские летописи на протяжении XV-XVI вв. сохраняют основные черты старшего псковского летописания, но
появляются и новые тенденции. В XV в. летописные записи становятся все более подробными, охватывая события
военной и церковной жизни Пскова и приобретая постепенно общерусский характер. Расширяется тематика
псковских летописей, интерес начинают вызывать события, которые не имеют прямого отношения к Пскову:
борьба в Орде, взаимоотношения между русскими князьями, удельные смуты в Русской земле, события в Литве и
Новгороде, причем в оценках событий псковские летописи нередко расходятся с новгородскими и московскими
летописями. О расширении кругозора псковских летописцев свидетельствует и тот факт, что они обращаются к другим
летописным источникам, перерабатывают их и дополняют описание псковской истории известиями из новгородских и
общерусских летописей. И сами псковские летописи уже в первой половине XV в. вливаются в общерусское летописание,
они стали одним из источников общерусского свода XV в., на основе которого развивалось все последующее
русское летописание.
Большой интерес, как с исторической, так с литературной точки зрения представляют псковские летописные тексты
XVII в., еще недостаточно изученные. Среди летописных текстов XVII в. выделяются псковские повести о
Смутном времени, в которых авторы-псковичи по-своему оценивают то, что произошло в период Смуты как в Пскове,
так и в других русских землях. Псковские повести о Смутном времени отличаются живой и непосредственной реакцией
на события начала XVII в., самостоятельностью и независимостью суждений о Лжедмитрии и Марине Мнишек,
Михаиле Скопине-Шуйском и Иване Заруцком, а также псковских деятелях Смуты, например, о псковском "ложном царе
и воре" Матюшке.