Муниципальное автономное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" города Пскова
180007, г. Псков, ул. Конная, д. 6
тел. (8112) 56-01-82, 56-14-79
pskov-cbs@bibliopskov.ru
Режим работы библиотек
А.Коринфский. Рождество Христово. Обычаи и традиции.
(1901г. - адаптированный вариант с сохранением авторской орфографии)
Святки. Коляда. Святочные духи.
Крестьяне Псковщины, как и повсеместно в России, почитали Рождество в качестве большого праздника. Отмечали его в течение 2-3 дней в кругу семьи. Хозяйки делали стол: варили мясной суп, жаркое, холодец, пекли пироги, лепешки с картофелем, творогом, грибами. На Рождество, но чаще на Новый Год, резали поросенка, ставшего у русских символом плодородия, и готовили блюда из свинины. Ритуальной едой были кутья, блины, а также маленькие булочки в форме овечек, коровок, которые раздавались всем членам семьи. Последний день Рождественского поста соблюдался особенно строго: ничего не ели от зари до вечерней звезды. Праздничную трапезу в юго-западных районах проводили на соломе или сене. «В эту ночь приносят сено, на пол стелят и застилают настольницей и ужинают на этом сене. А тогда уже назаутрее скотине всей по жменьке этого сена дают. Это Христос родился на сене», - так объясняют этот обычай жители Себежского района.
На Псковщине получила распространение западная традиция устраивать на Рождество кукольные представления, которые показывали кукольники в переносном ящике-театре - вертепе. Театральное действие делилось на две части: религиозную и светскую. В отличие от западноевропейского варианта, восходящего к средневековым религиозным мистериям, в восточнославянском вертепе большая часть представления была отведена под бытовые сценки из народной жизни, а евангельский сюжет о рождении Иисуса Христа был менее популярен среди русских.
Повсеместно на территории Псковской губернии бытовали характерные для общерусской традиции обычаи: славление Христа, колядование, молодежные вечеринки с играми и хороводами, ряженье, гадание девушек о судьбе.
Период с вечера кануна Рождества до Крещения (24 декабря - 6 января по ст.ст.) назывался в народе Святками или Святыми вечерами. Сроки Святок и отношение к ним как к празднику было различным даже в пределах Псковской земли. В одних местах все население не работало в течение двух недель, а в других - работали утром, а вечером собирались на вечорки, в третьих - Святки считались праздником молодых, поэтому молодые гуляли, а взрослое население в это время могло работать.
Начинались Святки с хождения славельщиков. В ночь на Рождество дети или подростки отправлялись со звездой по домам славить Христа, т.е. петь под окнами рождественские молитвы. В Опочецком районе «вон такой крест сделают, венком кругом... Христоносцы ходили, бывало,., как попы пели». Звезду изготавливали из бумаги, вставляя внутрь свечу; могли также носить решето, укрепленное на шесте ребром, во внутреннюю часть решета ставили зажженную свечку; звездой же называли стеклянный фонарь, обклеенный цветной бумагой, со свечой внутри.
Вслед за славельщиками, а иногда и вместо них, обрядовый обход домов совершали колядовщики с пением колядок. Слово коляда в Псковской обл. имело несколько значений: 1) святочные песни с пожеланием хозяевам удачи и благополучия; 2) кануны Рождества, Нового Года, Крещения, при этом различая, что «... на Новый Год - самая богатая Коляда, а на Крещение - самая бедная» (Невельский район); 3) небольшой снопок соломы, который в Рождество клали к иконе (Пустошкинский район).
Колядовщики представляли собой группу, состоявшую либо из детей и подростков, либо из молодежи, либо из взрослых членов общины; в некоторых местах половозрастная дифференциация членов группы не учитывалась. Иногда исполнители колядок ходили по деревне со звездой, подобно славелыцикам.
Шествуя по улице деревни, колядовщики подходили к окнам домов и пели:
«Что пришло, притекло к нам
Христово Рождество.
Мы ходили, мы искали Коледошенку,
Мы пошли Коляду
Ко Павлову двору
Там шелкова трава,
булатный тын,
железные ворота,
Посреди двора три терема:
первый - красно солнышко,
второй - звездочки.
Чашку круп или денег сруб.
Нам ни денег, ни полтину,
Одну денежку с копьем,
Оставайся сам с добром».
Хозяева с нетерпением ожидали колядовщиков, заранее приготовив для них хлеб, колбасу, пироги, лепешки, деньги. Одаривание хлебом должно было обеспечить хозяевам пожелание со стороны колядовщиков плодородного года. Все полученные дары колядовщики складывали вместе и устраивали общий стол. Обязательность одаривания колядующих обусловливалась также более поздним представлением о том, что коляду пели в основном нищие или очень бедные люди (особенно это характерно для первой половины XX в). Традиция колядования затухла в 1950-х годах.
Под Новый Год наряду с колядками пели под окнами домов виноградье и посевные песни. Песни с припевом «виноградье красно-зеленое» исполнялись девушками и женщинами и были обращены к хозяину дома и его сыну. В этих святочных песнях, как правило, отсутствуют аграрно-магические мотивы, зато их особенностью является обилие величальных и свадебных мотивов. Величанье, исполнявшееся молодой девушке или парню называлось "холостое виноградье". Для семейной пары пели "женатое".
Виноградья так же, как и святочные колядки, заканчивались либо добрым пожеланием, либо угрозой скупым:
«Кто нас наделит - тому трех коров доить!
Кто нас не наделит - тому козу ялову доить!
Тому век не жениться!»
Магическое пожелание плодородия содержится и в обряде посевания, распространенном в юго-западных районах. Соседи, родственники, дети ходили из дома в дом под видом сеятелей, бросали в красный угол горсть зерна и пели:
«Сею-вею, подсеваю,
С Новым Годом поздравляю!
Со скотом, с животом,
С малым детушкам,
С малолетушкам.
Сколь на кусточке веточек,
Столь бы у вас было детушек».
В Крещенскую Коляду в южной части Псковских земель бытовал обычай заклинать Мороза. Хозяйки оставляли на окне (с внешней стороны) кутью и пели:
«Дед Мороз, Дед Мороз!
Приходи блины есть и кутью!
А летом не ходи, огурцы не съедай,
Росу не убивай и ребятишек не гоняй!»
(Великие Луки).
В Порховском районе был зафиксирован обычай кормления Коляды. Полагалось выбросить блин на улицу или в сени со словами: «На, жри». Подобные обряды обеспечивали символическое общение крестьян с умершими предками, влияние которых на будущий урожай и семейное благополучие, по традиционным представлениям, было очень велико.
Характерной чертой Святок было ряженье. Нередко ряженые совершали обход домов вместе с колядовщиками. Крестьяне, изменив свой облик с помощью нетипичных для обычного времени костюмов и масок, олицетворяли нечисть, которая, по поверью, именно в период Святок вела себя особенно активно. Поведение ряженых отличалось вольностью и шалостями, запрещенными в обычное время.
По словам крестьян, рядились обычно в чужих, отличающихся от обычного человека по различным параметрам существ. Любимыми персонажами ряженья были медведь, журав, корова или бык, цыгане, солдат, нищие, старик со старухой. Часто женщины переодевались в мужчин, а мужчины в женщин. Лица обязательно закрывали масками, завешивали тряпками с прорезями для глаз, натягивали на лицо платок или шапку так, чтобы не быть узнанным. С этой же целью «лица мазали сажей, щеки красной краской...» Старались нарядиться пострашнее и посмешнее.
В домах ряженые разыгрывали различные сценки. Под маской «медведя» скрывался человек, одетый в вывернутую шубу, вбегавший в дом на четвереньках. По указанию вожака, державшего «медведя» на веревке, последний прыгал, скакал, кувыркался, хватал девушек за подолы, показывал, как ребятишки горох воруют, бабы за водой ходят, девушки в зеркало глядятся. «Журав» тоже был одет в шубу шерстью наружу. Один рукав шубы был запрятан, а в другой вставлен длинный крюк - клюв. «Журав» бегал за девушками и долбил их клювом в голову. Чтобы откупиться от назойливой птицы, девушки кидали на пол орехи, конфеты, печенье, которые «журав» и поднимал. В Палкинском районе «обделывались двумя волками», также используя при этом вывернутую шубу. Зооморфные маски в русской традиции являлись символами плодородия и «способствовали всевозможным вольностям, которые были допущены именно в это время». Парни одевались в длинные белые рубахи с рукавами до пола, вывершутые тулупы, надевали изготовленные загодя страшные маски и в таком виде с шумом и гиком вбегали в избу и пугали девушек.
Повсеместно были распространены сценки с похоронной и свадебной тематикой, сопровождаемые неприличными шутками, осмеянием всех и всего, глумлением над кем и чем угодно.
В некоторых местах Псковской губернии ряженые изображали встречу Нового года. «Один... наряжался стариком, надевал старую оборванную одежду, другой (мальчик) надевал красную рубаху,., белую шапку с кисточками и обшитую галуном. Старик - уходящий год - садился на стул посреди избы. Ровно в полночь в избу радостно вбегал мальчик - Новый Год, сталкивал со стула своего предшественника и садился на его место. Старый Год при общих криках, насмешках, подгоняемый голиком, выталкивался вон из избы. Все поздравляли друг друга с Новым Годом и желали каждому здоровья и добра:
«С Новым Годом! Со всем родом!
Чтоб здоровы были, много лет жили».
Символическое противопоставление старого и молодого встречается в святочной игре с ряженым кузнецом: «Удар последнего по наковальне, трактуемый игрой как сексуальный акт, означает перековку старых на молодых».
Эротические и брачные мотивы доминировали в ряженье вечорочного типа. Со второго или третьего дня Рождества, а в некоторых местах с Николина дня, молодежь снимала избу для святочных гуляний.
В городе Торопце Псковской губернии на "субботки" (так назывались святочные вечеринки) незамужние дочери обывателей собирались у бедных вдов.
В Холмском уезде парни и девушки собирались 2 раза в сутки: с 12 до 16 часов дня и с 19 до 2-х часов ночи, на вечорки, отличавшиеся от обычных посиделок нерабочей атмосферой. В качестве зрителей на вечорках присутствовали почти все жители деревни.
Характерными для вечорочного ряженья были игры: печь блины, шерстобит, строить мельницу, нищие, кузница. Блины пекут следующим образом: «Под общий смех парень лупасит девушку по заднице хлебной лопатой, а второй ее в это время держит». Другая игра: «шерстобит, вымазанный в саже и одетый в вывернутую шубу, спрашивает у девушки: «Нет ли работки побить шерстки?» Та отвечает: «Нет, была да вся разбита». Шерстобит пристает, требуя: «Давай работь, с голоду помираю». Девушка дает ему пряник или конфету, в противном случае ряженый растреплет ей волосы и вымажет в саже». Игра строить мельницу такова: «к мельнику, обсыпанному мукой, по очереди подводят девушек, которые просят: «Мельничек, мельничек, смели мне лукошко муки». Тот отвечает: «Ну давай, желанная», - и болтает пестом в ступе, за что девушка целует его».
Брачные мотивы ярко выражены и в других святочных играх молодежи. В игре соседи каждый участвующий садится на колени к девушке или рядом с ней, а одна пара ходит и спрашивает у всех: «Сосед, сосед, доволен ли ты своей соседкой?» Ответ: «Доволен, спросите соседку». Та: «Довольна». - «Ну, так покажите свое удовольствие», или: «Покажите примером», - и «соседи» целуются. Если партнер или партнерша недовольны, то можно поменяться. Играли также в мостик, проводы, козу, чай, горох, гусака. Существовал обычай бегать по деревне с метлами, к которым привязывали звонки. Забегая в заулок перед домами парней и девушек, подростки махали метлами с позванивающими колокольчиками, «чтоб свадьбы были» (Красногородский район).
На вечорках обычно плясали казачка, кадриль, Семеновну, русскую, цыганочку, ходили Дуняшу, делали Частеху. В парных плясках, например, в барыньке, «парень выделывает коленца, а девушка, подняв над головой передник, плавно идет за ним». В 40 - 50-х годах XX в. в Порховском р-не традиционные пляски Дуняша и Частеха считались «некультурными» и сохранялись лишь в «глухих деревнях», а в остальных же танцевали коробочку, кадриль, тустеп. Между плясками и играми пели долевые (лирические) песни, частушки, водили хороводы.
Святочные гулянья молодежи продолжались и на улице; они сопровождались различными шутками и проказами, не дозволенными в другое время. По ночам парни хулиганили: опрокидывали поленицы дров, подпирали колом двери и ворота так, что хозяевам было не выйти на улицу; загоняли дровни за деревню или на крышу дома, закрывали досками печные трубы.
Со Святками, как с периодом перехода от старого к новому, то есть периодом безвременья, были связаны гадания о будущей судьбе. Гадали обычно девушки. В Торопецком уезде девушки, приходившие на вечорку первыми, вешали посреди избы фонарь, в который вставляли зажженные свечи, разрезанные предварительно по числу присутствующих. Рассевшись вдоль стены на скамьях, девушки пели песни и внимательно следили: каждая за своим огарком. Если свеча горела ровно, светло - предстоит хорошее замужество; если тускло и неровно - плохое житье и продолжение девичества.
По представлениям крестьян, узнать свое будущее можно было только с помощью нечистой силы или колдунов. Поэтому при наиболее сложных гаданиях традиционно следовало снять пояс и крест, чтобы вступить в контакт с потусторонней силой, сообщающей судьбу. С этой же целью необходимо было правильно выбрать место и время. Наиболее подходящим временем для гаданий считалась полночь, а местом - перекресток, баня, подпол.
М.Малюгина. Псковские колядки. Сценарий. (doc 242 kb)
Святочные бесчинства заканчивались накануне Крещения. Крещенский канун почти повсеместно в Псковской губернии считался постным днем. Гулянья в этот день были строго запрещены. По воспоминаниям жительницы Порховского района: «Гулял кто-то на Крещенье, так вся изба под землю ушла».
Главным событием этого христианского праздника было водосвятие. Священники святили воду (крестили воду) в церкви, в церковных колодцах, шли с молебнами на водоемы, где делали во льду прорубь, воду в которой тоже святили. Во всех случаях, по словам крестьян, делали Иордань. Освященную воду верующие в сосудах различной емкости несли домой. Крещенскую воду в течение года хранили дома и использовали в случае болезни людей и животных, а также при родах.
Обладающая, по народным преданиям, магическими свойствами крещенская вода использовалась и в очистительных обрядах, завершающих святочный цикл. Надевание масок, ряженье рассматривалось как «нечто греховное и нечистое» (церковь постоянно боролась с этим обычаем) и «придавало человеку какую-то силу, превращающую его в колдуна...» Поэтому все, кто соприкасался с ряжеными, а особенно те, кто непосредственно рядился во время святок, должны были смыть с себя грех, умывшись святой водой или окунувшись в Иордань на реке или другом водоеме. Закрещивание дома и двора накануне Крещения также носило очистительный характер. Крестьяне крестили углы, окна, двери, т.е. чертили на них мелом или углем кресты и трижды святили дом крещенской водой, чтобы изгнать из него нечистивиков. С этой же целью крестьяне лили крещенскую воду в колодцы и ставили над ними деревянные кресты, украшенные венками и ленточками.
Несмотря на утрату с начала 50-х годов XX в. традиции ряжения, обычай закрещивать дом и двор, омываться крещенской водой и хранить ее «на всякий случай» дома стойко сохраняется по сей день. В Порховском районе до сих пор принято ставить над колодцами кресты.
Иордань на реке Великой у Мирожского монастыря в 2023 году