Муниципальное автономное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" города Пскова
180007, г. Псков, ул. Конная, д. 6
тел. (8112) 56-01-82, 56-14-79
pskov-cbs@bibliopskov.ru
Режим работы библиотек
Наша большая страна этот праздник может отмечать не один раз. Православное Рождество мы встречаем 7 января, а католики и протестанты празднуют Рождество 25 декабря. Мы постараемся предоставить информацию о различных традиях встречи этого светлого праздника.
А.Коринфский. Рождество Христово. Обычаи и традиции.
(1901г. - адаптированный вариант с сохранением авторской орфографии)
Святки. Коляда. Святочные духи.
Рождество. Святки. Крещение. Рождественско-святочная обрядность на Псковщине.
Много веков подряд, из года в год, человечество отмечает Рождество Христово как один из величайших христианских праздников, который по значению и пышности уступает только Пасхе - Светлому Христову Воскресению.
Это событие - появление на Земле Спасителя - столь значительно, что нашло свое отражение даже в летоисчислении: все, в мире происходившее и происходящее, разделяется теперь на две части - до Рождества Христова и после него.
Вторая часть - большая, потому что будет продолжаться вечно, как и сама Вера.
Такое деление прежде всего - нравственное, потому что до Иисуса Христа человек не просто был смертным, но и уверовал в свою смертность, сиюминутность, неопределенность, многострадальность на земле, и только после подвига Того, Кто принял па Себя все грехи человеческие, люди пришли к пониманию своего бессмертия.
Новая эра - после Рождества Христова - эта эра осознанного бессмертия, эра вечной жизни души и духа, и потому само по себе событие Рождества Христова имеет для всего христианского мира особенный нравственный смысл, который трудно сравнить с чем-либо, поскольку речь идет о возможности спасения человечества.
...Над всемирно известной пещерой, в которой некогда, в 5508 году от сотворения мира, родился Спаситель, возведен храм, в котором со дня его постройки вот уже шестнадцать веков подряд не прекращается богослужение. А в самой пещере - скромная, простая надпись на серебряной звезде: «Здесь Девой Марией рожден Иисус Христос».
Но не день рождения отмечаем мы ежегодно, а - Явление миру.
Имели ль до Иисуса хоть какое-нибудь значение для человечества маленькие городки Назарет и Вифлеем? А теперь они известны всем и каждому.
Точно так же и все, связанное с Ним, привлекает внимание миллионов людей на протяжение веков и веков, ибо не случайно о Нем сказано, что «Он создал небеса чистых душ, где есть все, чего напрасно ищут на земле: чистое благородство детей Божьих, полная святость, совершенная отрешенность от мирской скверны, наконец, свобода... Он первый провозгласил царство духа, первый сказал, по крайней мере своими делами: «Царство мое не от мира сего»» (Э.Ренан).
Верующие начинают готовить себя к Рождеству задолго до него, с 28 ноября - с Рождественского поста, который завершается 6 января, в Сочельник, о котором говорят: «В свят-вечер не едят до звезды» (подразумевая Вифлеемскую звезду).
Дух, всегда остающийся выше плоти - вот символ христианского поста, и здесь уместно вспомнить слова великопостной службы, подтверждающие, что пост - это очищение тела и души, а вовсе не время уныния: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение. ..»
Празднику предшествует навечерие с совершением Царских часов, литургией Василия Великого, каждением и чтением Евангелия.
В псалмах вспоминаются пророчества и события, имевшие место до Рождества Христова, - пророчества Давида и Исайи о Божестве, о Пречистой Деве, о грядущем спасении всех народов, пророчество Михея о Вифлееме и многие иные.
В начале всенощной поют "Яко с нами Бог"...
Сам праздник, имеющий пять дней предпразднства и шесть дней попразднства, Иоанн Златоуст назвал «матерью всех праздников», «честнейшим и важнейшим».
О том, как православная церковь отмечает Рождество Христово, детально, шаг за шагом, рассказывается в одном из разделов «Большой книги Рождества» (см. раздел /книги/).
...Читаем тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащий звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе».
Солнце правды...
Принимая этот яркий образ в его нравственном смысле, наблюдательный русский народ, по словам В.И.Даля, вовсе не случайно подметил, что и вся природа отмечает Рождество, ибо в этот праздник, как важнейший и радостнейший день церковный, играет солнце.
Действительно, именно в это время оно «поворачивает на лето», «возрождается».
На Руси с древних времен к Рождеству и неразрывно связанным с ним святкам было особое отношение, закрепленное не только в обрядах (церковное славление, хождение детей с вертепом и звездою), но и в приметах.
На сей счет И.П. Калинский отмечает: «В Древней Руси существовала целая система заключений и соображений, которая основана была главным образом на том, в какой именно день недельный приходится праздник Рождества Христова».
Так, считалось, что если праздник совпадает с воскресеньем, то лето будет обильное, с множеством плодов и меда; если с понедельником, то зима будет доброй, а весна мокрой и т.д. Если день теплый - к урожаю, если капель - к хорошей грече, а метель поднимется - к роению пчел...
А «приметы-запреты» (нельзя шить в Рождество, дабы не ослепнуть, нельзя охотиться, дабы в лесу не замерзнуть и прочие) сводились к одному - забудь в этот день о работе, о бренной суете, посвяти всего себя празднику, прославлению Спасителя, размышлению о великом событии.
Но самым важным было и остается славление - славят Христа Патриарх со всем духовным синклитом, славят монахи и певчие, ходят священники по домам с молитвой и пением, миряне посещают друг друга с поздравлениями, дети распевают кондак «Дева днесь»...
И каждый, подготовленный к этому празднику самым долгим - Рождественским, сорокадневным, который в русском народе называется «Филипповки» в честь святого апостола Филиппа – постом, вспоминает известную по Евангелию историю о трудном путешествии Девы Марии и Иосифа из Назарета в Вифлеем, о приюте в холодной и темной пещере, о рождении Младенца, положенного в обычные ясли, - историю, доказывающую, что не знатность, сила, богатство и власть, а любовь и смирение спасли человечество.
В России, как и во многих других странах, этот праздник - прежде всего семейный.
Его стараются провести в кругу близких, при свечах рождественской елки, за богатым обильным столом, при всеобщей радости.
Со временем он стал и одним из любимейших детских праздников, от которого малыши ждали не просто подарков, игр, веселья - ждали настоящего чуда. Тем более, что и сам по себе обычай устраивать и наряжать елку - не новогодний, а именно рождественский, ибо елка -символ неувядающей жизни, а «будучи украшена зажженными свечами, она служит символом духовного света, просветившего мир с пришествием Христа и, будучи увешана плодами, служит символом царства благодати, открывшегося с рождеством Спасителя».
О том, что на Руси это прежде всего семейный, а внутри семьи - именно детский праздник, Александр Блок писал: «Был на свете самый чистый и светлый праздник. Он был воспоминанием о золотом веке, высшей точкой того чувства, которое теперь уже на исходе, - чувства домашнего очага.
Праздник Рождества был светел в русских семьях, как елочные свечки, и чист, как смола.
На первом плане было большое зеленое дерево и веселые дети; даже взрослые, не умудренные весельем, меньше скучали, ютясь около стен.
И все плясало - и дети, и догорающие огоньки свечек».
И к Сочельнику в России тоже готовились всей семьей - совместно наводили порядок в доме, делали рождественскую кутью и взвар, по-особому накрывали стол: сначала стелили солому (как память о тех яслях, в которых лежал новорожденный Иисус), а потом уже покрывали белой скатертью и в согласном молчании садились ужинать.
Народная Русь прочно связала в своем сознании с Рождеством Христовым святки и колядование (с 6 по 19 января), когда пели специальные песни, славили Христа, желали друг другу благополучия и, несмотря на порицания и церковный запрет, отдавали дань язычеству - рядились и гадали.
Нелегко соединить воедино торжественное молитвословие в храме и удалое «Уродилась коляда накануне Рождества» на улице, но тем и показательна Русь, что на ее просторах все переплетено, все сжилось, сроднилось, друг друга не отрицая, а дополняя.
К событию Рождества Христова, пытаясь осознать и выразить великую его суть, многократно обращались прозаики, поэты, живописцы, композиторы, скульпторы...
И каждый, как поэт Константин Фофанов, приходил к выводу, что человечество не просто ежегодно вспоминает то давнее событие, случившееся почти два тысячелетия назад, но каждый год празднует Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа как всегда необходимое душе событие:
Еще те звезды не погасли,
Еще заря сияет та,
Что озарила миру ясли
Новорожденного Христа...
Научная и художественная литература об Иисусе Христе огромна - от Евангелий, Деяний и Посланий до таких источников, - как Иосиф Флавий, Светоний и Тацит. Но особое и значительное место в ней занимают произведения, посвященные именно Рождеству.
Они появлялись ежегодно в каждой христианской стране и на сей день представляют собою, наверное, самую большую в мире антологию, состоящую не только из богословских трактатов, но и из сказок, рассказов, стихотворений, пьес, песен, программ рождественских елок.
Иван Панкеев. Рождество Христово / И.Панкеев // Большая книга Рождества. – М.,1999. – С.5 – 17.
Рождество
Детвора на улице резвится,
Над землей снежинок торжество.
А душа от радости лучится:
Светлое настало Рождество.
Псков под белым праздничным покровом.
Словно зимний рай прекрасен он!
Белоснежных храмов перезвоном
Благодатью город напоен.
Псков любимый! Ты ли не достоин
Почестей небесных и земных! -
Созидатель, миротворец, воин,
Колыбель героев и святых.
И шепчу, душой ликуя, снова,
Что земли на свете лучше нет.
И ложится снег на плечи Пскова
Памятью давно прошедших лет.