Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2016



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта






Баннеры

Псковская область. Информационно-аналитический портал

Псковская лента новостей

Официальный интернет-портал правовой информации

Официальный сайт города Пскова и Псковской городской Думы

Официальный сайт Администрации г. Пскова

Историко-культурное наследие. Официальный сайт Псковской области

Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ

Российская библиотечная ассоциация

Поиск в электронном каталоге СИГЛА

Юридические услуги. Традиционно надежно

Сводный каталог библиотек России в свободном доступе - навигатор библиотечных ресурсов




Виртуальный музей Станислава Золотцева

Добро пожаловать!





По мере поступления и обработки новых материалов музей будет пополняться

Он любил жить ярко, нестандартно. Он страстно любил Россию.
И она отблагодарит его незабвенной читательской памятью.

Анатолий Салуцкий, писатель, публицист, член Союза писателей.

...И все-таки - меня окликнут снова
на той земле, где начал я житье.
И с древней честью города родного
сольется имя древнее мое.

С.А. Золотцев. Псковские строки

Поэзия была его воздухом, его смыслом существования, благо - в советские времена можно было жить только этим: читать, писать, ездить по всему Союзу в командировки, выступать перед слушателями на всём пространстве от Камчатки до любимого Таджикистана, от родных североморцев до разливанно-поэтических грузин...
Вл. Берязев. Звезда и крест Станислава Золотцева

Он был поздним ребёнком вернувшегося с войны русского солдата, желанным, драгоценным, ему было завещано то, чего не смогли достичь родители, что сохранял как заповедную тайну дед, что они пронесли сквозь пламя социальных катастроф всепожирающих войн. Это — Пушкин, Россия, вера в справедливость и верность Словенским ключам, что бьют у подножия Пушкинских гор. Вот исток его душевного склада, вот основа (его - ред.) парадоксального единства...
Вл. Берязев. Звезда и крест Станислава Золотцева

Станислав Золотцев о своем читателе
Запись предоставлена псковским писателем В.Савиновым для использования в библиотеках ЦБС



Летопись жизни

Фамилия Золотцев образована от прозвища Золотце, которое происходит от аналогичного нарицательного.
Скорее всего, Золотцем родители прозвали своего долгожданного, горячо любимого ребенка.
Также возможно, что прозвище Золотце указывало на особенности внешности ребёнка, например, на его волосы золотистого цвета.                   
По другой версии, прозвище Золотце могли дать золотых дел мастеру, ювелиру, работающему над золотыми изделиями, а также позолотчику по дереву.
Кроме того, не исключено, что такое прозвище отражало особенности характера человека: доброта, трудолюбие, отзывчивость и т.д.

Золотце со временем получил фамилию Золотцев.

Поэт,  писатель, публицист, переводчик и общественный деятель Станислав Золотцев родился 21 апреля 1947 г. в деревне Крестки под Псковом в семье сельских учителей.

В юные годы работал слесарем на псковском заводе, окончил вечернюю школу.
Затем поступил в Ленинградский государственный университет на филологический факультет (первые два курса был вечерником, работая на Кировском заводе).

Окончил английское отделение филологического факультета ЛГУ в 1968 г.
Два года работал переводчиком в Индии.

Затем два года преподавал в Историко-архивном институте (Москва), сотрудничал с Интуристом, работая гидом.
С 1972 по 1975 год служил офицером в авиации Северного флота.

После этого С. Золотцев учился в аспирантуре на кафедре зарубежной литературы МГУ, защитил диссертацию по творчеству Дилана Томаса (Великобритания, Уэльс), кандидат филологических наук.

Стихи Станислава Золотцева впервые напечатаны в 1970 г. (журналы «Аврора», «Новый мир»). Первая книга стихов «Зимняя радуга» вышла в 1975 г., тогда же С. Золотцев был принят в Союз писателей СССР.
С 1975 по 1995 год С. Золотцев был исключительно московским литератором, неоднократно избирался в руководство Союза писателей России и столичной писательской организации.
С 1990 по осень 1993 вел на Всесоюзном радио литературно-художественную передачу «Русский огонек»

В 1986-1993 секретарь Московской писательской организации.

1989-2001 — член бюро секретариата и совета секретарей правления СП России, член приемной комиссии СП России.
С 1990 по осень 1993 вел на Всесоюзном радио литературно-художественную передачу «Русский огонек»

С 1992 по 2000 г. работал руководителем новосозданного Московского Литературного фонда (социально-правовая защита писателей).

С 1995 года совмещал эту должность с работой в родном Пскове, где был избран писателями-земляками председателем областного отделения Союза писателей
С 1990 по осень 1993 вел на Всесоюзном радио литературно-художественную передачу «Русский огонек».
В 1993-1999 — председатель Московского литературного фонда.
В 1995-97 — председатель Псковской региональной писательской организации.
С 1996 по 2002 — председатель совета по таджикской литературе Международного сообщества писательских союзов. Член редколлегии журнала «Встреча» («Культурно-просветительская работа») и «Сибирские огни».

С 2001 г. Станислав Золотцев - на творческой работе. Регулярно ведёт мастер-классы на различных всероссийских и региональных совещаниях и форумах молодых литераторов. Живёт по преимуществу в родном Пскове, не порывая творческих связей с Москвой.

Отец двоих детей и дед двоих внуков, которые живут в Москве.

В последние годы жизни С. Золотцев работал над большим романом-эпопеей о своих земляках-псковичах, планировал обработать эпос народа сето (малочисленный финно-угорский народ, проживающий в Эстонии и Псковской области). Но в январе 2008 года тяжело заболел, 4 февраля его сердце остановилось.
Похоронен в Пскове на кладбище "Орлецы-2".

За 30 с лишним лет профессиональной деятельности С. Золотцев выпустил 25 книг стихотворений, несколько книг прозы и три книги литературных исследований. Множество его статей, обзоров и других литературно-исследовательских материалов были опубликованы в периодике. Его перу принадлежат более 20 книг переводов из поэзии Востока (бывших советских республик, Индии и арабских стран) и Запада (Великобритании, США, Франции и др.).

Фильм о собственной жизни, смонтированный С.А. Золотцевым



Страницы творчества

Поэзия

Золотцев, С.А. В наше время: стихотворения / Станислав Золотцев. – М.: Современник, 1990. – 192 с.

«В наше время» - прежде всего книга тревоги. И книга радости. Человек не может жить бестревожно, когда уничтожение грозит всему, что составляет сущность его жизни. Поиск духовной опоры, стремление найти истинную веру – вот основной нравственный стержень стихов Станислава Золотцева. Их драматургия разворачивается на широком фоне: Заполярье и долина Индостана, строгие очертания города над Невой, леса и озера Псковщины, где родился и вырос автор, и многие края нашей земли – все дорого поэту.

Жажда любви, тяга к красоте движут его героями. Чем станет наше время для тысячелетней России – временем ее возрождения или часом гибели? – это главная дума в книге.







Золотцев, С. А. Все пройдет, а Россия – останется: стихи 90-х годов / Станислав Золотцев. – М., 1997. – 72 с.





Золотцев, С.А. Звезда и крест Победы: книга стихотворений и поэм / Станислав Золотцев.  – Псков: Б.и, 2005. – 267 [1] c. -  (60-летию Великой Победы).

Книга посвящена 60-летию Великой Победы, всем ее участникам и творцам на фронте и в тылу, живым и ушедшим, всем псковичам, причастным к ней. Автор скорбит не только об ушедших, но говорит и о дне сегодняшнем, о самом злободневном – об исторической памяти, о преемственности поколений. 






Золотцев,С.А. Зимняя радуга: [стихи] /  Станислав Золотцев. –  М.: Мол. гвардия, 1975. – 31 с. – (Молодые голоса).

Это первая книга стихов поэта, восторженное предисловие к которой написал известный поэт – фронтовик М. Львов. Читатели найдут в сборнике стихи о мужественных военных летчиках Севера, о природе и людях Индии, о родной Псковщине .







Золотцев, С. А.  Летописец любви: стихи / Станислав Золотцев. – М.: Голос – пресс, 2001. – 224 с.

В сборнике одного из самых известных лириков России представлены стихи о любви к родной земле, философские размышления о жизни, о судьбоносных для Родины событиях.






Золотцев, С.А. Пора брусники: книга стихов /  Станислав Золотцев. -  М.: Современник, 1988. – 109 [1] c.

Стихи сборника наполнены раздумьями о судьбах мира, о поколении, к которому принадлежит автор. На страницах книги отразились и «болевые точки» России 80-х годов – чернобыльская трагедия, драматизм афганских будней.






Золотцев, С.А. По северной тропе: стихи / Станислав Золотцев; худож. Е. Ульянова. – М.: Сов. писатель, 1985. – 94 с.: ил.

Большинство стихотворений книги посвящено русскому Северу, псковскому краю, родине поэта.
Автор зорко подмечает и поэтически ярко отображает черты характера современника.


Золотцев, С.А. Последний соловей: книга избранных стихотворений и поэм / Станислав Золотцев. – М.: Голос - Пресс, 2007. – 432 с. – (Современная русская поэзия).

Новая книга известного русского поэта Станислава Золотцева вобрала в себя лучшее из написанного автором за сорок лет его творческого пути. В ней есть стихи, созданные им в ранней  юности, и совсем недавно, на пороге 60-летия. И страстная лирика, многие образцы которой стали песнями (например, облетевший всю страну «Два коня»), и тревожные размышления над судьбой  Отечества. Индийские джунгли, заполярные снега, гранитно- мраморный красавец над Невой и шумно – ослепительная  громада столицы – вот «место действия» стихотворений, баллад и поэм этой книги. Но сердцевина ее – заповедная краса глубинной России, рождающая любовь, и веру, и надежду…





Золотцев, С.А. Прощеное воскресенье: кн. Стихотворений / Станислав Золотцев. –  СПб.: Редактор, 1992. – 63 с.: ил.

«Прощеное воскресенье» - книга горьких откровений собеседника, книга тревоги за судьбу России и ее народа. И все же не случайно ее название …Уметь прощать, уметь жалеть, уметь любить – вот без чего мы не можем называть себя ни настоящими россиянами, ни просто людьми. Эта книга – как ни один из прежних сборников Ст.Золотцева – содержит множество образцов любовной лирики, страстных, чувственных и возвышенных признаний.





Золотцев, С.А. Псковская рапсодия: книга стихотворений и поэм / Станислав Золотцев; худож.  И.Е. Царев. – Псков: Изд-во Псков. обл. центра народного творчества, 2003. – 184 с.: ил. – (1100 лет Пскову).

«Псковское избранное» С.А. Золотцева. Поэт отобрал для своей книги главное и лучшее из того, что написано им за 40 творческих лет о любимом городе и нашей древней героической земле. Стихи в сборнике чередуются со страницами лирической прозы, а открывают сборник слова Гимна Пскова






Золотцев, С.А.  Русская вера: духовно-просветительское издание / Станислав Золотцев. – Псков: Светоносец, 2011. – 128 с.

В данный сборник включены стихи Станислава Александровича Золотцева на основе нескольких прижизненных изданий книг. В этих стихах особенно чувствуется, как его русская душа разговаривает со временем, с вечностью.





Золотцев, С.А.  Сыновняя поэма / Станислав Золотцев.  –  М.:  Сов.  писатель, 1991. – 285 [2] с.: ил.

Самая «псковская» книга поэта.

Автор проследил и воспел судьбы кровно родных ему людей – от родителей , сельских учителей, до живших в давнем веке псковских мастеров.
Книга, написанная в стихах и прозе, создает художественно – исторический «портрет» Пскова и Псковщины







Золотцев, С.А. Четырнадцать колоколов любви: книга сонетов / Станислав Золотцев. – М.: Новый Ключ, 2006. – 96 с.

«14 колоколов любви» - это книга сонетов.
Поэт на протяжении всего своего творческого пути неоднократно обращался к этой чеканной форме стиха, которую он считает самой совершенной и емкой.


Фокин, В.И. Соло на два голоса: избранные стихи /Виктор Фокин, Станислав Золотцев. – М., 2004. – 336 с.

От авторов

Дорогие читатели!
Вы вправе будете спросить: почему "Соло на два голоса"? Почему вообще решили поместить свои творения под одной обложкой два столь разных автора? Один — известный писатель, уже несколько десятилетий отдавший профессиональному литературному труду, автор многих книг стихов и прозы. Другой — человек сугубо земной, суровой, хотя и творческой профессии, Заслуженный строитель России, умудрённый жизнью, лишь в недавние годы всерьёз обратившийся к напряжённой и строгой работе в искусстве поэзии. И почему — соло, а не дуэт?
... Общего у двух авторов этой единой книги немало. У каждого за плечами — годы сложной и тернистой судьбы, проходившие в разных дальних краях страны, которая в те времена была действительно великой и могучей; каждый отдавал себя служению ей и в сибирских просторах, и в иных землях Азии — и сердце каждого было покорено красотой Востока, жаркой музыкой земного многоцветья... Но самую заветную музыку духа оба поэта услышали на берегах Великой и Псковы.
Да, именно град Святой Ольги, именно псковская земля стали для каждого из двух авторов венцом древней и вечно юной "гармонии контрастов", лучшее имя которой — музыка Русского Света. Каждый услышал эту музыку по-своему, но не удивительно, что многие стихи в книгах этих поэтов стали "перезваниваться", перекликаться меж собой подобно голосам псковских звонниц. Эта перекличка и образовала книгу, которую мы дарим нашим землякам-псковичам и всем читателям к славной дате нашего города.

***

Фрагменты из эссе музыковеда, композитора и музыкального критика Татьяны Лаптевой
"Метельный мир в поэзии Станислава Золотцева"
(Отражение темы «пушкинско-свиридовской метели» в творчестве Ст.Золотцева)

Станислав Золотцев вошёл в поэзию в семидесятые годы. И уже тогда, с первых публикаций в центральных литературных журналах он привлекал внимание читателей мощным звучанием своего поэтического голоса. В его многочисленных выступлениях перед читателями природная сила и звонкость голоса поэта, помноженные на внутреннюю взрывную энергию его стихов, неизменно покоряли слушателей.

огружаясь в мир поэзии Ст.Золотцева, постепенно и всё больше убеждаешься, что его творческая жизнь имеет своё, особенное русло, в котором она кипит бурными потоками, стремительно несётся из н а с т о я щ е г о в б у д у щ е е, в мир больших чувств, надежд и чаяний.

Порой её поток огибает и омывает острова и целые материки исторического и легендарного п р о ш л о г о. Временами она попадает в водовороты и, как мощный водопад, срывается в пропасти и бездны н а с т о я щ е г о, при этом продолжая кипеть и бурлить страстями.

В поэзии Станислава Золотцева много ярого солнца, огня, костров, гроз, жгучей радости и жгучей боли, полыхающей любви, бушующих цветущих садов, опаляющих звёздно-синими пожарами зим, жар-птиц, мятежных, бредящих любовью соловьёв. В его ранних стихах в «каждой росинке» полыхает солнце, а в поздних – ночное небо вспыхивает, как «тысячеглазый Аргус».

Поэзия Золотцева при всей своей неизменной внутренней насыщенности и интенсивности – многогранна, жанрово и стилистически разнообразна. Станислав Золотцев в своих стихах, прежде всего, увлекает непосредственной силой и игрой чувств. При этом он является «литературным» поэтом, что, на наш взгляд, составляет особое достоинство его поэзии, её высшее качество, позиционирует его как современного м а с т е р а.

В его стихах, в игре слов и выражений постоянно «вспыхивают» ассоциации с образами его любимых русских поэтов, оживляя и озвучивая поэтические голоса и образы и символы прошлых эпох. Этим поэт утверждает силу русского слова в наше сложное переломное время.

Поэзия Ст. Золотцева, как истинная поэзия ХХ и XXI века в хорошем смысле слова, претендует на всеохватность, всеобщность. Она откликается на «злобу дня» и обращается к вечным темам любви, Родины, жизни и смерти, лирики, пасторали - и трагедии.

И на пересечении многих тем у него, «солнечного» и «огненного» поэта, появляется и становится сквозной, проходящей через всё его, не только поэтическое, но и прозаическое творчество, - т е м а м е т е л и. Метельная зима, метельная Россия, метельная Родина. Эта тема рождается не случайно. К ней приводит поэта любовь к Пушкину и Свиридову.

Пушкинская тема русской метели, как символ и образ России и русской жизни, отражение русского ума и русской души ХIX века - в ХХ веке нашла воплощение в великом творении Георгия Свиридова, в его музыке к кинофильму «Метель».

Важными вехами в творчестве Станислава Золотцева на рубеже ХХ и XXI веков становятся его поэтические и литературные труды, вдохновлённые двумя русскими гениями и посвящённые им. Среди них - стихи разных лет и, в том числе, с т и х и на музыку знаменитого Романса из «Метели»:

Царит метель в моей стране:
Весь год метёт она – и даже летом
Кружится пух. А по весне
Заметены сады вишнёвым цветом.

И снегопад, и звездопад,
И золотой листвы летучий терем…
Звенящий свет, мятежный взгляд…
И сердце русское горит в метели!...

Читать эссе Т. Лаптевой полностью

***

Изборцев, И. У каждого из нас в душе своя Россия [Электронный ресурс] : о книге Станислава Александровича Золотцева «Последний соловей» // Проза.ру : [сайт]. – Режим доступа: http://www.proza.ru/2009/02/21/655. - 15.04.2013.

О чем думать поэту, о чем ему говорить? Конечно же – решать ему самому. Но хорошо бы помнить русскому поэту, любящему свою страну и родной русский язык, что

За нами века и века
Трудов и науки,
Славянского света река,
И дети, и внуки,
И предков святых имена,
И храмы святые.
За нами родная страна.
За нами – Россия.

Слова эти, посвященные С.А. Золотцевым защитникам Белого Дома, можно отнести и ко всем нам, живущем сегодня средь мятежных берегов России. Жить нелицемерной заботой об Отечестве, страдать и мучаться его болью, нести на раменах своих его веру – это ли не лучшая участь для русского человека?
Милостью Божией, с материнским молоком впитал Станислав Александрович Золотцев спасительную и благодатную мысль о причастности к родовому древу – «сын своего отца и матери своей,/ сын рода своего и своего народа» - и с достоинством пронес сквозь все годы жизни до самой кончины.
Путь настоящего мастера – предстоять Истине, служить Истине и свидетельствовать об Истине с полной самоотдачей. К когорте таких подлинных мастеров, творцов и принадлежал Поэт. Бог наделил его колоссальным талантом, и талант этот не был зарыт в землю. Ярко и самобытно служил он нам, читателям, Родине, России.
«У каждого из нас в душе – своя Россия» - утверждал поэт. Трудно с этим не согласиться. Кто-то восхищается безграничной ширью и необозримыми просторами России, кто-то любит ее природные богатства (и даже добивается права на безраздельное их использование). Но есть люди, для которых Россия – тысячелетнее родовое древо; и сами они - неотъемлемая часть этого великого древа.
«Я русский потому, - говорил Золотцев, - что я жил на этой земле всегда – с тех пор, как впервые люди назвали ее Русской землей. Потому, что на ней мои праотцы до старости мололи зерна своей любви, ярь своих неугомонных сердец…». Он часть этого древа! Мысль его скользит вместе с живительными соками от корней к каждой веточке, каждому листочку. Вот почему каждое его слово о России столь глубоко и достоверно. Боль России – это его боль; надежда России – его надежда; вера России – его вера!
К творчеству Золотцева нечего добавить, нечего приложить: все уже им сказано. Пожалуй, в полной мере это относится к книге Станислава Александровича «Последний соловей». Название пророческое, ибо эта книга и стала завершающим, последним творческим актом художника. Книга талантливая, честная, пронзительно искренняя и красивая. Это книга-прощание, книга-завещание… И прислушаться к ней необходимо не только профессионалам и знатокам литературы, поэзии, но и всем знающим и любящим Россию, русский язык.
Голос поэта прозвучал в ней на самой высокой, пронзительной ноте. Здесь не только пафос патриота, сына России, но и глубокое лирическое чувство, тут чуткий взгляд художника, тонкого ценителя всяческой красоты и рука виртуозно владеющего кистью мастера - хозяина чудесной палитры из тысячи красок. Поэт наслаждается красотой и дарует нам возможность сонаслаждаться с ним:

Омой лицо водою ключевой
И кружево листвы набрось на плечи…
Уже не будет лучше ничего,
Чем этот предосенний добрый вечер…

Поэт призывает нас плакать и смеяться, восхищаться нравственным поступком и сокрушаться о собственной немощи. Но главное, как мне кажется, невзирая на некоторые нотки разочарования, усталости, боли, поэт дарит нам веру, надежду на лучшее, потому что, прежде всего, верит и надеется сам. Он верит, что его Россия

Не сбита с толку – и не сбита с ног.
Дурманы, и туманы, и обманы
Она размечет – и залечит раны.
Не в силе Бог, а в правде. С нами Бог.

Нет, это не слепое повторение ставших сентенцией слов святого благоверного князя Александра Невского. Это исповедание самого автора, его искренняя вера: с нами Бог! Но если Бог с нами, то кто против нас?
Я уверен, что книга Станислава Александровича Золотцева «Последний соловей», которая уже обрела тысячи читателей и поклонников, достойна самой высокой оценки. И главные, самые важные слова о ней еще не сказаны. Дело за будущим!

***

Золотцев, С. Воспоминание о Душанбе; Душанбе; Таджики, прощаясь…; Газель Хафиза; Мусича : стихотворения / Станислав Золотцев // Душанбе – Любовь Моя: сайт. – Режим доступа:
https://sites.google.com/site/dulumo/stanislav-zolotcev


Поэтический календарь на 2017 год

"Земля души моей": посвящается памяти поэта Станислава Золотцева : поэтический календарь. 2017 / МАУК "ЦБС" г. Пскова, Б-ка "Родник" им. С. А. Золотцева ; [авт.-сост. Бесан В. В.]. - Псков : [б. и.], 2016. - [11] с. : цв. ил. - Тит. л. отсутствует. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi.

Кликните на прямоугольник со стрелочкой для чтения в полноэкранном режиме



Проза

Золотцев, С. А.  У подножья Синичьей горы: книга о жизни, поэзии и поэтах / Станислав Золотцев. -  Псков: изд-во ЛОГОС Плюс, 2013. –  564 с.

В лирико – эпическом романе – эссе «У подножья Синичьей горы» писатель – поэт вносит в псковскую пушкиниану звучание своего голоса, находит удивительные созвучия, объединяющие историю Пушкиногорья и современность, он упорно ищет высокий аналог  явлению Пушкина в нашем искусстве и в жизни – и находит его.

Золотцев, С. А.  Столешница столетья: три романа / Станислав  Золотцев. – Псков: АНО Логос, 2007. – 534 с. 

Три романа о людях, на которых держалась и держится Россия.


"Тень мастера" - повествование о борьбе русского человека с разномастной нечистью, с "дьяволиадой", имеющей и реальное, и сказочное лицо.
"Камышовый кот" рассказывает о жизни в сельской глубинке в 90-е годы прошлого века, здесь читатель также встретится со сверхъестественными, "паранормальными" явлениями.
"Столешница столетья" - художественно-мемуарное сказание о простых, но талантливых русских людях, которых автор знал в детстве и юности. О тех, на ком держалась Россия...




Золотцев, С.А. Камышовый кот Иван Иванович: повести, статьи, рецензии / Станислав   Золотцев. – М.: Новый ключ, 2009. – 304 с.

Главный герой данного произведения солидный камышовый кот. Все его из уважения называют Иван Иваныч, он весьма уникальная личность. Это удивительно сильное, статное, грациозное, храброе, независимое и гордое животное. Он необычайно предан своим домашним и является замечательным лекарем, гипнотизером и провидцем.



Золотцев-публицист



Золотцев-переводчик

Перу Станислава Золотцева принадлежат более 20 книг переводов из поэзии Востока (бывших советских республик, Индии и арабских стран) и Запада (Великобритании, США, Франции и др.).

«…И у каждого из этих народов — своя Песнь. У каждого — своя сокровищница, подчас настолько безмерная, что самородных слитков и самоцветов в ней много больше, чем людей осталось в этом народе. Она — в Слове, в Музыке, что были рождены душами древних, давних или недавних предков и передавались из поколения в поколение.»

Станислав Золотцев  «Живое понимание чудесного»


Мамур, С. Берег сердца: стихи и поэма / Саидали Мамур; пер. с тадж. Ст. Золотцева. – М.: Сов. писатель, 1987. – 112 с.


Мамур, С. Зеленые ветры: стихи и поэма / Саидали Мамур; пер. с тадж. Станислава Золотцева. – М.: Сов. писатель, 1982. – 72 с.


Абдулло, З. Единой болью: стихи / Зие Абдулло; пер. с тадж. Станислава Золотцева. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 46 с. – (Молодая гвардия).


Мамур, С. Середина лета: стихи и поэма / Саидали Мамур; пер. с тадж. Станислава Золотцева. -  Душанбе: Адиб, 1987. – 118 с.


Ибраев, Э. Заповеди: [стихи] / Эсенгул Ибраев. – М.: Барс, 2000. – 303 с.


Братан, М. Небо над долиной: стихи, поэма / Микола Братан; пер. с укр. – М.: Сов. писатель,1985. -  112 с.


Акопян, В. Глаза Карабаха: стихи / Вартан Акопян; пер. с арм. – М.: Сов. писатель, 1991. – 176 с.


Хакимов, А. Творцы созвучий: мотивы восточной поэзии / Аскар Хакимов; пер. с  тадж. Станислава Золотцева. – М.: Сов. писатель, 1988. -  254 с.


Сарногоев, Б. Гнездо сокола: стихи, поэма / Байдылда Сарногоев; пер. с кирг. Станислава Золотцева. – М.: Сов. писатель, 1987. – 112  с.


Томас, Д. К несчастью для смерти: [стихи] / Дилан Томас; пер. с англ. Станислава Золотцева. – М.: РБП, 1994. – 7 с. – (Рекламная библиотечка поэзии).



Поэт и Музыка

Фрагменты из статьи Т.А. Лаптевой "О Золотцеве, его стихах и о музыке, и не только…"

Музыка, внешняя и внутренняя, наполняет мир Поэта. В древние времена музыка и поэзия были неразрывны. В ХХ веке об этом вновь напомнил О. Мандельштам, сказав: «…и слово, в музыку вернись!»

Музыка наполняла и мир поэта Станислава Золотцева. Она помогала ему и в жизни, и творчестве. Она была одним из сильнейших источников его, можно сказать – вдохновения, а можно – рабочего настроя на творчество…Она стала составной частью его поэзии.

В Золотцеве поражало замечательное качество – над стихами он работал практически постоянно на протяжении своей жизни, и работал упорно, методично, как мастер, или, как он часто себя называл, - мастеровой. Он одновременно и ждал, и искал тему, находил её, и воплощая новый образ в стихи уже действовал, «работал», прилагая мощную внутреннюю силу: искал ритм, рифму, слова, созвучия, соразмерности, длинную строку, короткую строку… А получалось, в результате – почти всегда в его стихах усилиями упорного труда пробуждалась некая музыкальная с т и х и я, которая способна захлестнуть читающего своим темпераментом, страстью, из чего бы она не рождалась: из воспоминаний или «злободневности», любви или ненависти. Пейзаж или портрет у него тоже стихийно-подвижны, динамичны, окрашенные невероятными переливами красок и чувств, внешних наблюдений и глубоких психологических изгибов поэтической мысли...

...Читая лирику 70-х, 80-х, 90-х, 2000-х - хочется сделать обобщение: стихи постепенно складываются в роман-эпопею, где меняются и герой, и его окружение. Неудивительно, что поэт постепенно и осторожно переходил в своём творчестве к прозе: повестям, рассказам, романам. На наш взгляд, уже в его ранних лирических стихах  проявился мощный повествовательный «элемент», который превращает лирическое стихотворение в «историю» с ярко очерченными персонажами. Более того, сильно проявляется в его лирике и скрытый  драматический «элемент». Он заключается  в том, что лирический герой у поэта – скорее – анти-герой, усталый, неудачливый, подавленный жизнью. До высот любви, до невероятных взлётов любви его поднимает женщина – любимая, возлюбленная, Муза, колдунья, ворожея, искусительница, соблазнительница, хищница, всадница, «паромщица»…

Каждая, вопреки его утверждению, не «всегда, всегда, всегда одна и та же», а каждый раз – в чём-то неповторимая, узнаваемая, как некий новый персонаж. И всё же,  побеждает демиург - Поэт, так как именно он  превращает множество историй  любви  в мгновения любви,  явления преходящие, а затем они его жестокой волей и волшебным жестом  складываются  и превращаются  в многоцветное мерцание вечности. Лирика превращается в музыку, её недостаточно читать «про себя», она должна звучать!

Лирика Станислава Золотцева кажется всеохватной по темам. Чем больше вчитываешься  в одно из стихотворений, проникаясь его глубиной, тем ярче возникает предчувствие  новых открытий и откровений. В творчестве Золотцева сложилась система символов, воплощающих образы  горячо любимой им малой родины – Пскова и Псковщины: звонницы, колокола, храмы, крепости, словенские ключи, цветущая вишня, в которой утопал когда-то тихий послевоенный Псков, сирень, рябина, смородина, кони, снегири,  луговые травы, времена года в Пскове.

Псковскую сирень Золотцев воспел в цикле стихотворений –  70-х- 2000-х, среди которых  - и  оды, и элегии, и романсы, баллады и вальсы. Некоторые из  них неоднократно положены на музыку местными  композиторами, потому что  очарование, ритмическое и звуковое «Сиреневой песни» и «Осенней сирени» создаёт манящее ощущение лёгкости, с которой это можно сделать, ритм стихов словно «подсказывает» мелодии, и то и другое кажется  вполне приятным и банальным… Век-то у нас не «серебряный», б а н а л ь н о с т ь – в цене… Сам  Золотцев сетовал иногда, что некоторые музыканты, с энтузиазмом  накидываясь на его стихи,  слишком упрощённо понимают  ритм  и, вслед за этим, - смысл его некоторых стихов. (Пример тому – обманчиво-простой «Псковский мотив» - «…целовались мы с тобой»)...

...Читая и перечитывая  Золотцева,  мы  должны убедиться  и согласиться, что живописность, красочность, звучность, владение внутренним пространством  стиха  – это неотъемлемые свойства  стихотворных  произведений Станислава Золотцева.

И в наше время   интернетной,  «самопальной»,  поставангардной и  графоманской  поэзии хочется привлечь внимание  поэтическим книгам  Ст. Золотцева,  потому что в его поэзии его профессиональное мастерство является таким же спасительным якорем, как и мощный  ритм  и творческий дух, пульсирующие  в ней.  Его поэзия – это истинная поэзия, потому что она, порой  волшебно,  преображает реальность.
Поэт ушёл, так хочется, чтобы жили его стихи…

Читать текст статьи из личного архива Т.А. Лаптевой полностью



Псковская "рапсодия" Станислава Золотцева

Гимн Пскова

Там, где к Великой мчится Пскова

Слова С. Золотцева, музыка Н. Мишукова

Там, где к Великой мчится Пскова,
Там, где Россия в людях жива, -
Встал наш любимый город седой,
Вечно хранимый Ольгой святой.

Припев:
Блещет барс над каждой башней.
Блещет золото крестов.
Вечно славься, Псков вчерашний!
Вечно здравствуй, новый Псков!

Звон колокольный в небо плывет.
Город наш вольный вечно живет.
Годы лихие сгинут, как дым.
Славу России мы возродим.

Припев

Не опрокинет времени гром
Нашу твердыню - каменный Кром.
Вскормлен и вспоен силой земной,
Пахарь и воин, Псков наш родной.

Припев

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 им. Л.И. Малякова» г. Пскова

•  Литературный клуб «Геликон»
•  Исследование «Отчий край в жизни  и творчестве современного русского писателя С.А. Золотцева»

***

Публикация В. Савинова и А. Казакова "Мы новую песню начнём!"
Статья Т.Лаптевой "Война и судьба в поэзии Станислава Золотцева"
Эссе А. Казакова "Апрельский сонет" С.Золотцева

Статьи В.Б. Савинова о Станиславе Золотцеве в авторском блоге "Поэтические занятия"

- К истории создания Гимна города Пскова. 8 июня 2009 г.
- Станислав Александрович Золотцев – поэт, друг и учитель. 9 июня 2009 г.
- К дню памяти Станислава Александровича Золотцева. 31 января 2011 г.
- Конкурс чтецов имени Станислава Александровича Золотцева. 22 апреля 2010 г.
- Финал шестого конкурса чтецов «А слово остаётся...» имени С. А. Золотцева

- Пятый конкурс чтецов имени Станислава Александровича Золотцева. 23 июля 2013 г.
На Проза.ру - http://www.proza.ru/2013/08/15/1500

- О Станиславе Золотцеве и его прозе. 24 июля 2013 г.
На Проза.Ру - http://www.proza.ru/2013/07/24/589

- Рассуждения о стихотворении «Два коня». 23 августа 2013 г.
На Проза.Ру - http://www.proza.ru/2013/08/23/1153

Схемы рифм в сонетах С. Золотцева
На Проза.ру - http://www.proza.ru/2009/02/28/60

Станислав Золотцев: любовь к Родине
На сайте "Русская Стратегия" - http://rys-strategia.ru/load/ljudi_nauki_i_iskusstva/stanislav_zolotcev_ljubov_k_rodine/4-1-0-67



Литературные исследования



VI городской конкурс чтецов «А слово остается…», посвященный С. Золотцеву

Фотографии отборочного этапа конкурса

Фотографии первого этапа конкурса

Статья В.Б. Савинова на блоге "Поэтические занятия" и на сайте Проза.ру
о Шестом городском конкурсе чтецов имени Станислава Золотцева



Мероприятия памяти С. Золотцева в Библиотке "Родник"

В.Б. Савинов. Отрадно нам, псковичам!
Отклик на очерк Геннадия Сазонова "Оставьте Россию в покое!", посвящённый памяти Станислава Золотцева.
О вечере памяти С. Золотцева в Библиотеке "Родник" 3 февраля 2017 года.



Вечер памяти С. Золотцева в библиотеке "Родник" (часть 1)


Вечер памяти С. Золотцева в библиотеке "Родник" (часть 2)


Вечер-портрет памяти С. Золотцева "Мы новую песню начнем" в библиотеке "Родник"(23 апреля 2015 года). Фотоальбом

Встреча памяти С. Золотцева в библиотеке "Родник". Фотоальбом





Видеотека

Песни "Зеленоокая", "Снегири" и "Сирень " на слова Станислава Золотцева в исполнении Николая Мишукова



Песня "Два коня" на слова Станислава Золотцева в исполнении автора музыки Людмилы Гладковской (Тверь)



Стихотворение "Август" Станислава Золотцева в исполнении Олега Булгака (концерт в Обнинске)





Слайд-презентации



Фонотека

"Посвящения С. Золотцеву". Стихотворения Станислава Золотцева читает Владимир Савинов













"Россия пишет стихи". Читает Станислав Золотцев.











Стихотворения Станислава Золотцева в авторском исполнении 2004-2006 гг.











Стихотворения Станислава Золотцева 2006-2007 гг.












Песни на стихи С. Золотцева





Портрет-хранитель

Набатов, А. Портрет-хранитель [Электронный ресурс] : [о портрете Станислава Золотцева] / Анатолий Набатов // Народная газета : [сайт]. – Режим доступа:http://ng.by/ru/issues?art_id=22600. – 15.04.2013.

Минуло 15 лет со дня нашего знакомства в 1993-м. Летом того года я пригласил поэта на свою выставку в Верховном Совете РФ и сразу же – в Совет деятелей культуры, идея создания которого встретила горячий отклик у главы парламента Руслана Хасбулатова. Станислава Золотцева влекло в эпицентр сопротивления. Но последовал переворот, двухнедельная осада парламента России и расстрел из танков. В те трагические дни, когда решалась судьба огромной страны, поэт был вместе с нами.

...Возродись империя моя,
Русская великая держава!


С того времени началась наша дружба. Но портретом Золотцева удалось заняться лишь жарким летом 1999 года. Станислав Александрович приходил, разгоряченный солнцем и неотложными делами, и полчаса успокаивался. Весь как обнаженный нерв, он страдал не только от литературных неурядиц. Литературную среду он называл «клубком взасос целующихся змей». Но литературные дрязги его трогали меньше, чем трагедия родной Псковщины и страны. Удары по стране он ощущал, как по собственному телу.

Я орудовал кистями, а он говорил, говорил, говорил. Иногда замолкая и глядя в окно.
А потом опять устало и бесконечно изливал горечь души.
Золотцев был один из немногих поэтов-интеллектуалов. Да, талант очень редко подкрепляется широтой и глубиной образования. Дар создавать образы и передавать состояния далеко не всегда соседствует с глубиной мысли и широтой знаний. Даже в блестящей плеяде поэтов XIX века таких единицы – пожалуй, Пушкин и Тютчев... Поэзия Золотцева – из этого круга.

Время Золотцева – это расчленение державы, уничтожение ее экономики, культуры. Медленное осознание того, что народ и страна тоже могут быть смертны. И Золотцев понимал, что многое у нас еще впереди. В его стихах есть и надежда:

Дай Бог из нас однажды хоть кому-то
Сказать, взглянув на прошлое свое:
– Мы были современниками Смуты,
И мы спасли Россию от нее.


Сеансы портрета заканчивались, уходящее солнце золотило крыши Старой площади, а мы все сидели…
Он страдал и от невозможности публиковаться самому, и от того, что талантливые поэты из провинции вообще не могут выйти на московские страницы. Ему с трудом удавалось проталкивать свои стихи и публицистические статьи.
Золотцев однажды, горестно упав в кресло, убитым голосом рассказал, что поругался вдрызг с известной патриотической редакцией. С главным редактором, и матом его покрыл, и дверью хлопнул.
Чай не успокоил Станислава Александровича, а от коньяка он отказался.
– Нет, нет! Я потом остановиться не смогу!
Он страдал и возмущался:
– Ведь самое известное патриотическое издание! А пишут о чем угодно, публикуют безграмотных сынков. А о смерти
Г. Свиридова – ни слова!
Что я мог сказать ему в утешение?

В следующий приход Золотцев отчаянно бросил передо мной газету, тот самый патриотический брэнд. В передовице редактор ругал Золотцева. Статья заканчивалась откровенным цинизмом: «А кто хочет у нас печататься, помогите нам встать на ноги».
Позже я узнал, что этой газете помогали. Те самые деятели, которых она яростно ругала.

Однажды у нас разговор зашел о графоманах. Золотцев радостно утверждал, что огромное количество графоманов, расплодившихся в наше время, – это прекрасно для литературы. В доказательство он приводил пушкинское время. Тогда только ленный не писал стихи, и для поэзии графоманская масса оказалась очень плодотворной почвой, на общем интересе к стихам выросли и Пушкин, и целая плеяда блестящих поэтов.

Портрет – и я в этом не раз убеждался – это еще один ангел-хранитель человека. Слишком много энергии вкладывают художник и позирующий ему человек в образ на холсте.
И портрет начинает жить жизнью человека, принимая удары судьбы на себя. Это таинство портрета иной раз удивляет самого художника. Хотя портрет, конечно же, не защитит от всех бедствий. Не панацея, но все же…
В конце 2007 года, когда Золотцев позвонил, у меня что-то кольнуло в сердце, и я предложил ему написать еще один портрет. На большом холсте.
– Я напишу вас таким, каким вы стали сейчас.
Но Станислав Александрович тогда не мог, А потом… не сложилось.
Мистические защитники и покровители ему были ой как нужны. Мы с женой молились за Станислава… Жить поэту оставалось 9 месяцев.

Ушел великий поэт, обладавший прозорливостью, чувством и знанием России.
В мутную эпоху безвременья и разрушения поэт сгорел, как свечка, в огне своего дара. Последние годы поэта – это боль за Отечество, борьба и отчаяние. Нищета. Унижение. Неужели это и была его плата за бессмертие? Чем же тогда платить за Россию?

Все пройдет… А Россия останется!
Ради этого мы и живем!


Так завещал Золотцев.

Анатолий Набатов

***

Набатов Анатолий Леонидович – художник, живописец, общественный деятель [Электронный ресурс] // Художник Анатолий Набатов : [сайт]. -
Режим доступа:http://nabatov-anatoly.ru/. – 15.04.2013.

Русский, православный.

Окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (Академию Художеств) в Ленинграде в 1987 году. Яркий представитель и продолжатель развития русской классической школы живописи, работает во всех жанрах.

Основной цикл картин, принесший известность – «Судьба России», посвященный осмыслению исторического пути и мировой миссии России. В цикле «Судьба русского дома» развернута трагическая панорама умирания русской деревни.

В цикл "Портрет эпохи" вошли портреты известных деятелей культуры и политики современной России. Среди них - писатели: Виктор Астафьев, Валентин Пикуль, Василий Белов, Чингиз Айтматов, Анатолий Рыбаков, Даниил Гранин;   поэты: Станислав Золотцев, Расул Гамзатов; деятели Русской Православной Церкви:  Патриарх Алексий II, Митрополит Санкт–Петербургский и Ладожский Иоанн, диакон Андрей Кураев; ученые: Наталия Нарочницкая и Николай Лавёров; артист Аристарх Ливанов; крупные политические деятели: Людмила Швецова, Артур Чилингаров, Руслан Хасбулатов, Гаджи Махачев, Владимир Платонов, Александр Лебедь, Павел Бородин, Вениамин Соколов, Виталий Сыроватко и многие другие.

Персональные выставки в регионах Советского Союза и России: Прибалтика (1991 г.), Приднестровье (война 1992 г.), Архангельский Север (1998 г.), Краснодарский край (1999 г.), Дагестан (2001 г.), Москва (1993 – 2009 гг.).

Персональные выставки за рубежом: Финляндия (1991 г.), Германия (1993 г.).

Основные персональные выставки в Москве: Верховный Совет РФ (Белый Дом) (октябрь 1993 г.), Министерство Финансов РФ (1994 г.), МВД (1994 г.), Администрация Президента (14-й корпус Кремля) (1996 г.), Совет Федерации ФС РФ (1997 г.), Московская Городская Дума (1997 г.), МИД (1998 г.), ГАЗПРОМ (1999 г.), Налоговая служба России (2002 г.), Торгово-промышленная палата России (2005 г.), Центральный Выставочный зал «Большой Манеж» в Москве (2001 г.).

Председатель Правления Межрегиональной общественной организации «Совет деятелей культуры» (с 1999 г.). Идеолог приоритета государствообразующей культуры России - русской культуры, автор многих искусствоведческих и историко-экономических статей о регионах России. Разработчик темы «формирования защитных рефлексов народа», создатель  термина и автор работы «Системные связи общества», посвященной этой теме.

В 1997 году издан альбом «Анатолий Набатов. Жизнь и творчество».

В 2000 году награжден медалью «Меценат столетия» Общественной организации «Меценаты столетий».

Главный редактор Издательского центра «Совета деятелей культуры». Автор ряда публицистических статей и художественных произведений.



Друзья и соратники о С. Золотцеве

"Золотым по синему. Заметки о поэзии Станислава Золотцева"
А.Н. Андреева, доктор филологических наук, профессор,
член СП Беларуси и России (Минск, Беларусь)

"Роль малой родины в духовно-нравственном развитии личности" (на материале произведений С. Золотцева)
Пителина Наталья Александровна, старший преподаватель кафедры литературы
факультета русской филологии и иностранных языков ПсковГУ
ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), 19 ноября 2015 года, Санкт-Петербург


"Магнитный клич легенды"
Ирина Шевелева

"Испытание временем. Памяти С. Золотцева"
Виктор Яковлев, актер Псковского драмтеатра

"О духовной поэтической концептосфере в творчестве Станислава Золотцева"
Татьяна Рыжова

"Звезда и крест Станислава Золотцева"
Владимир Берзяев

О повести Станислава Золотцева "Камышовый кот Иван Иванович"
Анатолий Ким, член СП России с 1978 г, Лауреат литературной премии им. Л.Н.Толстого

Анкета для друзей С. А. Золотцева
Заполнена Савиновым Владимиром Борисовичем 2 сентября 2016 года

От составителей сборника "Русская вера"
Татьяна Лаптева

Интервью "Станислав Золотцев: любовь всегда молода"
Катаева Нина



К 70-летию Поэта

Вечера памяти С. Золотцева

Вечер памяти 21 апреля 2017 года, посвящённый 70-летию поэта


"Созвучие поэзии и судьбы"
Статья В. Б. Савинова к 70-летию со дня рождения С.Золотцева "Нейроны обожжены"
21 апреля 2017 года. Фоторепортаж


«Три поэта, три судьбы»
Статья В. Б. Савинова о вечере памяти в Псковской областной научной универсальной библиотеке
19 апреля 2017 года. Фоторепортаж


"Миры Станислава Золотцева". Набор открыток к 70-летию со дня рождения.

Миры Станислава Золотцева : к 70-летию со дня рождения : [комплект из 12 открыток] / МАУК "ЦБС" г. Пскова, Б-ка "Родник" им. С. А. Золотцева ; [авт.-сост. Бесан В. В.]. - Псков : [б. и.], 2017. - [12] л. - (Псковские писатели и поэты). – Библиогр.: 22 назв. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi.

Кликните на прямоугольник со стрелочкой для чтения в полноэкранном режиме

Библиотека «Родник» им. С.А. Золотцева к 70-летию со дня рождения Станислава Золотцева выпустила новое краеведческое издание, которое является вторым выпуском серии «Псковские писатели и поэты».

К юбилею поэта, прозаика, публициста, переводчика подготовлен набор открыток «Миры Станислава Золотцева», который популяризирует его творчество. Открывается издание библиографическим списком книг Станислава Александровича и основными сведениями биографического характера. На лицевой стороне каждой открытки помещена фотография юбиляра (разных лет жизни) и стихотворение, а на обороте – краткая экскурсия по его книгам. С.А. Золотцев – автор 20 книг стихов, 3 книг литературных исследований и ряда романов, повестей и рассказов, опубликованных в журналах.

Надеемся, что данное издание будет интересно учащимся, студентам, библиотекарям, преподавателям и краеведам, а также всем, кто любит и ценит псковскую литературу.

Спрашивайте печатное издание набора открыток в библиотеке "Родник" им. С.А. Золотцева (ул. Труда, 20).