Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2017



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта









СМИРНОВ ВСЕВОЛОД ПЕТРОВИЧ
(2 апреля 1922 - 21 января 1996)

архитектор, художник-реставратор, кузнец

Всеволод Петрович Смирнов

Всеволод Петрович Смирнов - член Союза архитекторов и Союза художников СССР. Участник Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы).

В город Псков приехал в 1955 году , окончив архитектурный факультет Академии художеств в Ленинграде. Более десяти лет был ведущим специалистом Псковской реставрационной мастерской.

В 1960-х годах участвовал в реставрации стен и башен Псково- Печерского монастыря. Он предложил завершение башен Псковского кремля и Псково-Печерского монастыря коваными прапорами, сам сделал эскизы и осуществил замысел.

В 1967 году оставил реставрацию и занялся кузнечным ремеслом. Создал прапоры, церковные кресты, кованые ворота и люстры в интерьерах зданий Пскова, Санкт-Петербурга, Москвы и Кисловодска, посольства в Вашингтоне и консульства архипелага Шпицберген.

Автор монументальных памятников: могила Неизвестного солдата в Пскове, щит в Псковском кремле в честь победы А. Невского на Чудском озере, надгробие на могиле поэтессы А.А.Ахматовой.

Участвовал в выставках живописи и графики, в том числе международных.

Награждён двумя орденами Красной Звезды , двумя орденами Отечественной войны 1- й и 2- й степеней и медалями. Похоронен на Иоанно-Богословском кладбище в Пскове. На доме, где жил Всеволод Петрович, в 1997 году установлена мемориальная доска.

Евгений Евтушенко. Псковские башни.

Ж.Аракчеева.

Всеволод Петрович Смирнов

На молодость Всеволода Петровича Смирнова (1922-1996) пришлась война. С действующей армией он дошел до Берлина, был ранен и награжден двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны и медалями. В Псков В.П.Смирнов приехал в 1955 году, окончив архитектурный факультет института им.Репина в Ленинграде. Больше десяти лет он был одним из ведущих специалистов реставрационной мастерской: назначался главным архитектором и директором. В 1956 году к Всеволоду Петровичу приехала жена Наталья Сергеевна Рахманина - архитектор по образованию.

Молодые реставраторы мастерской тщательно проводили исследования. После завершения работ памятники представали в неповторимой красоте. В соавторстве с В.А.Лебедевой архитектор Смирнов вернул первоначальный облик храму XVв. Ильи Пророка в селе Выбуты, церкви св.Николы Чудотворца в городе Острове, церкви Воскресения в селе Пустое Воскресение. В 60-х годах вместе с М.И.Семеновым им была проведена реставрация на полный профиль стен и башен всемирно известного Печерского монастыря. Навсегда войдет в историю реставрации восстановление Всеволодом Петровичем из руин Покровской башни с прилегающими к ней стенами. Был воссоздан могучий каменный объем башни - одного из крупнейших оборонительных сооружений средневековой Руси. Внутри 32-метровый пролет башни на большой высоте реставраторы перекрыли рубленым деревянным шатром. Шатер не опирался, как в XVI веке, на колонну в центре - он парил над строением, подчеркивая его грандиозность.

Автор проекта Смирнов нашел уникальное конструктивное решение, внешне простое и очень выразительное.

Под опытной рукой реставратора освободился от поздних пристроек и «зазвучал» ансамбль из двух храмов-близнецов Покрова и Рождества Богородицы XVI в. вблизи Покровской башни.

Дозорную вышку Покровской башни, башен кремля и Псково-Печерского монастыря венчают прапоры - железные стяги. Они выполнены по собственным эскизам Всеволодом Петровичем Смирновым. Практическая необходимость реставрационных работ требовала владения кузнечным ремеслом. К воссоздаваемым памятникам нужны были кованые железные ручки, дверные кольца, засовы. Учителями В.П.Смирнова в кузнечном деле стали старейшие мастера реставрационной мастерской К.В.Васильев и П.А.Ефимов. Всеволод Петрович мечтал о возрождении кузнечного дела и в 1967 году оставил реставрацию. Псков был всегда известен мастерством ремесленников-кузнецов, и Смирнову удалось возродить искусство горячей ковки. Он имел многочисленных учеников и последователей, среди них сын Дмитрий. Кованые работы художника ныне украшают псковские башни и стены, интерьеры старых и новых зданий Пскова, Санкт-Петербурга, Москвы, Кисловодска, посольства России в Вашингтоне и консульства на архипелаге Шпицберген.

В.П.Смирнов в кузнице

Мастерская Всеволода Петровича почти тридцать лет располагалась в звоннице храма Успения с Парома. В нижнем этаже была кузница, а верхний этаж представлял собой выставочный зал. Он посещался многими выдающимися деятелями русской и зарубежной культуры - поклонниками творчества В.П.Смирнова.

Достоянием города стали монументальные произведения Всеволода Петровича - памятники на могиле Неизвестного солдата и псковским партизанам, прапор в честь победы дружины Александра Невского в 1242 году на Чудском озере в Довмонтовом городе. На острове Залита был сооружен по его проекту памятник-маяк на месте расстрела пяти революционеров: пять высоких стальных опор, перевитых тонкой конструкцией. По просьбе Льва Николаевича Гумилева, с которым Смирнов дружил, им был выполнен надгробный памятник на могиле Анны Андреевны Ахматовой.

Художественная одаренность Всеволода Петровича проявилась и в живописи. Его любимая тема - пейзажи псковской земли, часто с памятниками архитектуры. Смирнов, член Союза художников и Союза архитекторов, был участником одиннадцати художественных выставок в Пскове, Костроме, Москве, Литве, Чехословакии. Пять из них были персональными и их справедливо называли выставками архитектора, художника и кузнеца. Всеволод Петрович пробовал себя как театральный художник, оформив два спектакля в Псковском театре: «Операция с Новым годом» и «Стена». В 1995 году мастерская художника была переведена из звонницы Успенской церкви в дом на улице Карла Либкнехта, недалеко от Покровского комплекса. Летом того же года беспощадный пожар уничтожил замечательное творение Смирнов шатер на Покровской башне.

Известный писатель Валентин Яковлевич Курбатов после бесед со Смирновым записывал его монологи. Фрагменты из публикации Курбатова «Живые уроки. Памяти Всеволода Петровича Смирнова» дают представление о сложном духовном мире Мастера.

«...И сам я сколько сделал глупостей. Суетился, восстанавливал башни, церкви, гордился. А чем гордиться, если там живого камня нет, если духа туда не вернешь - тоже ряженые здания делал. Сохрани живую душу, веру сбереги, а они про веру только говорят, а подойдет вплотную и хорошо, если только остановится, а не убежит.

Правильно Лев Николаевич говорит: вместо духа у нас осталась одна психология. Для духа нужна соприродная жизнь, диалог между рукой, глазом и материалом жизни, между полем и крестьянином, топором и деревом, между потребностью тела и тем, что вера подсказывает ...

... Меня Тема (любимый пудель - А.Ж.) многому научил. Может, не все я пересмотрел, но очень много за те семнадцать лет, которые мы прожили с ним. Не надо суетиться, все придет в свой срок, если глядеть правильно и главное - правильно видеть. Все должно быть живое и для живого...»

Ж.Аракчеева. Всеволод Петрович Смирнов / Ж.Аракчеева // На рубеже тысячелетий: Книга о людях культуры и искусства. 1 том.- Псков, 2002. - С.153 - 155.


Мастерская В.П.Смирнова в Малах
(под Старым Изборском)

 
наверх