Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2017



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта






Баннеры

Псковская область. Информационно-аналитический портал

Псковская лента новостей

Официальный интернет-портал правовой информации

Официальный сайт города Пскова и Псковской городской Думы

Официальный сайт Администрации г. Пскова

Историко-культурное наследие. Официальный сайт Псковской области

Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ

Российская библиотечная ассоциация

Поиск в электронном каталоге СИГЛА

Юридические услуги. Традиционно надежно

Сводный каталог библиотек России в свободном доступе - навигатор библиотечных ресурсов




СКАЙСТКАЛНС ПЕТЕРИС

Нечаянное прикосновение
2007 год

Алексей Маслов

"Нечаянное прикосновение" - такое название получила персональная выставка графики известного псковского художника Петериса Скайсткалнса, открывшаяся в читальном зале Центральной городской библиотеки города Пскова.
Её предваряет обращение автора к зрителю:
     Рисунок - моё единственное соприкосновение с жизнью и её смысл. Погружаясь в минувшее, согревается сердце и холод будущего отступает.
     Чёрное и белое, тьма и свет: торжество вечного спора. Стою на краю, боясь прикоснуться...

Продолжением его прямой речи на этот раз стали 20 работ, до этого в таком едином объеме в Пскове не экспонировавшиеся. При желании их можно разделить на три цикла: рижский, псковский и философских графических размышлений. У каждого своя стилистика, даже в таких, кажется, мелочах, как небольшой автограф мастера в нижнем углу листа. Но и внутри цикла художник избирает разные принципы взгляда на реальность. А порой ирреальность...
«Сосны в Черехе» - это просто сосны в Черехе. Но «Древних камней кладь» это уже лист памяти, напоминание нам о том, что у величавой Покровской башни некогда был купол-шатер. А «У хладных вод духом вознесясь...» не просто пейзаж, где доминантой является церковь Климента, это воспоминание о прошлом Храма.

К этому же циклу стоит отнести и «Натюрморт «Память», где композиционно слились самовар и старый стул, уголок деревянной избы и столь необходимая в крестьянском хозяйстве «классическая» бочка, керосиновая лампа и букет ромашек в крынке для молока.

Название работ цикла рижского говорят сами за себя: «Дворник Конвента», «Средневековый мотив», «У Домского собора» и «У Шведских ворот».

Но вот в «Уголке старой Риги» является нам таинственный человек с еще более таинственным свитком, а «Рыцарь в городе» говорит о том, что были времена, когда рыцарство являлось не каким-то душевным порывом - оно было просто профессией. Примечательно, что в работы этого цикла латыш Скайсткалнс завуалировано ввел свои закодированные символы, добавив их к реальности пейзажа, а вот, по собственному признанию художника, сделать это на листах, посвященных Пскову не решился.

Описывать работы из философского цикла дела в общем-то неблагодарное. Точнее - невозможное. Это, как говорится, надо видеть. Пожалуй, лишь в этом случае можно сопереживать автору. Скажем только, что листы «Освобождение» и «Одиночество», созданные в конце 70-х годов, стоили в то время их автору отлучения на пять лет от участия в выставочной деятельности в Пскове. В общем партия решила, выставочный комитет ответил «да!». Тогда Петерис Скайсткалнс был обвинен в «несвойственной нашему обществу пессимистичности». Но ведь в пояснение к «Освобождению» значится «Реквием», а «Одиночество» - оно и есть одиночество. Какой же здесь может быть общественный задор?!
В общем «какие были времена, какое время было, что ты!» Но художник прошел сквозь них, принеся нам иной портрет времени - Скайсткалнс назвал его «Портрет дерева». Что ж, может быть, и так! Только вот имя-то этому дереву - Жизнь.

Алексей Маслов. Нечаянное прикосновение / А.Маслов // Псковская провинция. - 2007. - 13 декабря. - С. 8.

Напомним читателям, что Петерис Скайсткалнс неоднократно представлял свои работы в Центральной городской библиотеке.
Вернисаж "В вечном созвучии"


 
наверх