Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2017



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта






Баннеры

Псковская область. Информационно-аналитический портал

Псковская лента новостей

Официальный интернет-портал правовой информации

Официальный сайт города Пскова и Псковской городской Думы

Официальный сайт Администрации г. Пскова

Историко-культурное наследие. Официальный сайт Псковской области

Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ

Российская библиотечная ассоциация

Поиск в электронном каталоге СИГЛА

Юридические услуги. Традиционно надежно

Сводный каталог библиотек России в свободном доступе - навигатор библиотечных ресурсов




Сето

Православные эстонки (полуверки), прибывшие в Псково-Печерский монастырь для встречи Их Императорский Величеств. 1903 год.

Сету (Сето) — этнографическая группа эстонцев, проживающая в пограничной зоне Эстонии и в Печорском районе Псковской области и со здавшая свою самобытную культуру: говорит на особом диалекте эстонского языка , по национальной одежде и православным обычаям близка к русским и белорусам. Своё место компактного проживания сету называют Сетумаа - «земля Сету». Сетумаа - зона пограничья нескольких культур. Здесь до настоящего времени сохранились традиции, общие для волжско - финских, прибалтийско - финских и славянских народов.

На земле сету издавна чудские племена соседствовали со славянами - кривичами, а в лихолетья сюда приходили крестьяне с востока и запада. Активной была миграция эстонцев, бежавших от немецких и шведских помещиков, и русских, спасавшихся от притеснений московских царей и церкви (западный берег Чудского озера заселяли главным образом старообрядцы). Часть беженцев из России приняла лютеранство, а сету, попавшие под влияние Псково-Печерского монастыря, стали православными. Их называли полуверами (poluwernikud) за смешение в культуре русских и эстонских черт и нередкое двуязычие.

В конце 19 века некоторые учёные отмечали, что в «современном печорском эсте черты быта поразительно напоминают быт древнего финна и особенно финки». Некоторые традиции у сету имеют общие корни с традициями не только финнов Суоми, но и этносов - води, ижоры и даже восточных финноязычных народов - мордвы, удмуртов. Наибольшее родство у сету с эстонцами. Сету сохраняли остатки языческих верований. В некоторых местах они приносили не только в церковь, но и к священным камням, местам поклонений дары: в Иванов день - молочные продукты, на святую Анну - шерсть и баранину. Статую Николая Угодника в Печорском монастыре они так обставляли в праздник кадочками с маслом и творогом, обкладывали лепёшками, что не было видно самой статуи. Сету мазали статуе губы маслом и творогом - «кормили» , как прежде идолов. У сету бытовал культ бога плодородия Пеко. Его фигурку хранили в тёмном месте и лишь во время сева выносили на поля, чтобы освятить землю. Призывали Пеко и в песнях. Подобные ему духи - покровители плодородия - были и у других финноязычных народов: эстонцев, мордвы, води, у карел и финнов, но у них подобные обряды отошли в прошлое раньше, чем у сету. Сету называют себя «сетукезы», «сетукене» или просто «сету рахвас» seto rahvas (люди сету). Сету, «боясь» большой воды, занимались земледелием. Они сохраняли многое в культуре от предков: национальный костюм, язык, духовное творчество, обычаи, нравы.

Лучше всего традиции народной культуры сохранились в женской одежде. Когда во второй половине 19 века в Сетумаа стала распространяться фабричная одежда, то в моду она вошла среди мужчин, а женщины Сетумаа не желали менять свои традиционные одежды на «городские»: «Святая Мария носила такую же одежду, - говорили они, - и грешно менять её на новомодную». В настоящее время традиционная одежда сету из повседневной превратилась в праздничную. Сарафан «рюйд» ( некогда перенятый у русских ) воспринимается как старинное нарядное платье. Вместо теперешней «хаме» - рубахи из белого холста с широкими вышитыми рукавами, верхняя часть которой шилась из тонкого, а нижняя - из грубого холста, женщины носили «армии хаме» - тоже рубаху, но с длинными (до полутора метров длиной) рукавами. На них шёл значительно более тонкий холст. В середине рукавов делались отверстия, куда и продевались руки при работе, а свободные концы рукавов связывались за спиной. Эта черта старинного сарафана перешла к более позднему его виду «вилланерюйду», у которого также рукава затыкаются сзади за пояс. В одежде традиционен белый цвет, но нередок и синий. Оторочки кафтана, орнамент на рукавах, передник, как правило, красного цвета. Традиционное украшение женщин сету - «сыльг». Это большая серебряная бляха в форме полушария, закрывающая всю грудь, серебряные цепочки с навешенными монетами, крестики. Нашейное украшение в форме листьев, число которых доходило до дюжины, называется «лехет». Сетуские женщины по примеру русских стали носить серёжки, хотя для эстонок серёжки не типичны.

В язык сету вошло много русских слов, но он остался как диалект эстонского языка. Пастор Я.Хурт, изучавший фольклор сету в конце 19 - начале 20 века, писал, что знание невестою возможно большего числа песен считается у этого народа драгоценным приданым. Без песни ни одна девушка не смела выйти из дому. Сетуские песни впервые записал в 1877 году финский учёный Аксель Аугуст Борениус - Ляхтенкорва.

В конце 19 века, по данным Ю.Трусмана, ареал расселения сету включал 250 деревень и сёл в 11 приходах. В 1890 году Ю.Трусман подсчитал, что в западной части Псковского уезда проживало 12289 человек народности сету. По косвенной оценке Всероссийской переписи населения, в 1897 году в Псковском уезде было 16334 православных зста, в число которых вошли наряду с сету и православные эстонцы.

В 1920 году по Юрьевскому (Тартускому) договору Печорский край, где проживали сету, но с абсолютным большинством русского населения, отошёл к Эстонии и был реорганизован в уезд Петсеремаа. Сету получили эстонские фамилии, вместо ранее используемых в качестве их дедовских имён, в официальных документах стали именоваться эстонцами, а дети сету обучались на эстонском языке. В 1934 году эстонская перепись зафиксировала 13319 человек сету. В 1944 году Псковской области были возвращены территории, присоединённые к Эстонии в 1920 году. Но в Эстонии остались - вся волость Мяэ и части Зачеренской, Печорской , Мериногорской, Верхоустинской волостей. Ареал расселения сету оказался расколотым между Эстонией и Россией, что при наличии формальных границ внутри Советского Союза не осложняло жизнь, быт, культурное взаимодействие всей народности сету. Но развал СССР в 1991 году и провозглашение независимости Эстонии привёл к разрыву традиционных связей внутри сетуской общности. В 1996 - 1999 годах был значительным миграционный отток сету в Эстонию. С 1945 года по 1999 год численность сету в Печорском районе сократилась с 5,7 тысяч до 500 человек.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в Псковской области проживает 176 человек народности сето (сету). Современная территория расселения сету в Печорском районе - это деревни и хутора сету в Круппской волости вдоль эстонской границы, кроме того - расположение в юго - западном направлении от Нового Изборска до Паникови - чей с небольшим ответвлением в сторону города Печоры. Здесь действует этнокультурное общество сету, членами которого являются все сету , проживающие на территории Печорского района. В деревне Сигово есть музей - усадьба народности сету. В Печорах осталась и одна школа, в которой по желанию ученика, его родителей обучение ведётся на языке сету. При школе существует небольшая фольклорная группа, где учащиеся приобщаются к языку сету, их традициям и национальному искусству.

Музей народности Сето

Псковский краевед Натан Феликсович Левин разрешил нам опубликовать на сайте открытки начала 20 века из своей коллекции, изображающие сето в национальных костюмах.

Полуверки из Печор (Псков)

Надпись на обороте последней открытки:

Европейская Россия. Псковская губерния и уезд.
Православные эстонцы («полуверцы» или «сетокезы»).
Вид полуверческой усадьбы в деревне Булатовой, Печорской волости, со стороны улицы. Усадьба состоит из одной жилой избы и ряда хлевов, сараев и амбаров, расположенных вокруг замкнутого со всех сторон двора.

Вход и въезд во двор один — через ворота и калитку, расположенные возле жилья. Около ворот в жилье устроено единственное во всей усадьбе окно, выходящее на внешнюю сторону усадьбы и на улицу; все остальные окна смотрят во внутренний двор.


 
наверх