Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2017



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта









ЛЕТНИЙ САД

Летний: зимою - снежный, осенью - златой, весной и летом – солнцем залитой

Информационный буклет

Составитель - главный библиотекарь детской библиотеки "РаДуГа" Ирина Александровна Белова

Основные даты из истории Летнего сада

1885 год - официальное открытие Сергиевского сада

4 июня 1898 года - открытие Народного театра, созданного по проекту Ф.Н.Нестурха, комедией А.Островского «Женитьба Белугина»

9 мая 1899 года - в Народном театре праздновалось 100-летие со дня рождения А.С.Пушкина

Апрель 1900 года - в Народном театре состоялись выступления замечательного дрессировщика А.Л.Дурова с его «антропозоологической» труппой.

15 апреля 1952 года - образован городской Летний сад имени А.С.Пушкина

С 19 июля 1957 года - вход в сад стал свободным

3 августа 1978 года - сад имени А.С.Пушкина переименован в городской парк культур и отдыха имени А.С.Пушкина

3 июня 1983 года - состоялось открытие памятника «Пушкин и крестьянка»

«Жизнь многих поколений псковичей неразрывно связана с городскими парками. Для большинства первые впечатления детства начинаются с посещения Детского парка, когда деревья кажутся большими, высота на которую взмывают качели – головокружительной, а мороженое – самым вкусным лакомством на свете. Да и многие семейные альбомы начинаются с фотографий, сделанных в Летнем и Ботаническом парках… Здесь традиционно проходят лучшие годы юности псковичей, её особо счастливые и драматические моменты встреч, разлук, «любви навеки» и «прощания навсегда». Сюда, в прохладную тень кленовых и липовых аллей, в страну счастливых воспоминаний, приводят бабушки своих любимцев – внуков, и новый круг жизни обретает свое начало.

Все три парка – Летний, Ботанический и Детский были объединены в Псковский городской парк культуры и отдыха им. А.С.Пушкина. Он действительно превратился в главный центр культурного отдыха горожан

всех возрастов».

Медников, М. Парки нашего города / М.Медников // Новости Пскова .- 1997.- 4 сентября .- С.5

Храня воспоминания о прошлом

Василёв Иван Иванович

«Псковичи всегда заботились о создании и благоустройстве общественных садов, скверов и бульваров

К созданию двух садов – Ботанического и Сергиевского (ныне Летнего) имеет непосредственное отношение известный псковский краевед Иван Иванович Василёв.

В 1877 году слева от Сергиевских ворот (Сергиевские ворота находились в крепостной стене, где сейчас проходит Октябрьский проспект) начинает создаваться городской сад.

Эта идея сразу обратила на себя внимание псковичей. Так, «Псковские губернские ведомости» от 29 апреля 1878 года писали: «Новый городской сад в застенье ожидает, по видимости, хорошая будущность. Здесь с высоты обширного древнего бастиона открывается во все стороны привлекательная панорама. На этом бастионе, без сомнения, будет сооружен со временем павильон для музыкальных вечеров и для танцев на открытом воздухе. Город, конечно, позаботится об устройстве для гуляющей публики и других полезных развлечений». Официально сад был открыт в 1885 году.

Сергиевский сад стал одним из культурных центров города. Сад сдавался городом в аренду. Арендатор брал на себя обязанность содержать сад в надлежащем порядке, организовывать культурный отдых публики. Вход был платный - 5-10 копеек в зависимости от культурной программы. Обычно сезон в садах открывался в первых числах мая. В хорошо оборудованных летних театрах выступали приезжие знаменитости, военные оркестры, венский дамский симфонический оркестр, певцы, драматические артисты, фокусники. С 1890 года талантливый организатор и дирижер И.И.Тульчиев несколько сезонов услаждал вкусы псковичей игрой прекрасного симфонического оркестра. 20 июня 1890 года в Сергиевском саду состоялся бенефис И.И.Тульчиева, а 5 августа концерт его оркестра с участием печерских любителей хорового пения. Оркестр И.И.Тульчиева играл и в Кутузовском саду. Так, 18 августа 1892 года состоялся большой вокально-инструментальный концерт-бенефис. Оркестр приветствовал своего шефа троекратным тушем, ему был вручен дорогой альбом. От публики же И.И.Тульчиеву в знак признательности были преподнесены бриллиантовый перстень и золотой кубок. Только горестное финансовое положение оркестра и отказ городской Думы оказать ему поддержку вынудили прекратить выступления».



Летний сад на старых открытках

По просьбе Музыкально – драматического общества городская дума предоставила место в Сергиевском саду для постройки Летнего театра, а Попечительство о народной трезвости выделило 2 тыс.рублей на его сооружение.


На первом представлении 4 июня 1898 года поставили комедию Островского и Соловьева «Женитьба Белугина». 29 мая 1899 года там же праздновалось столетие со дня рождения А.С.Пушкина.


Сад с Летним театром дума передала в аренду Музыкально-драматическому обществу. На летний сезон оно приглашало антрепренера, и тот собирал новую труппу.


28 ноября 1875 года дума решила устроить парк за городской стеной уже на всем протяжении от Сергиевских до Петровских ворот. В следующем году ограда отделила Летний сад от бульвара.


Деревянное здание Народного театра.


Летний театр в Сергиевском саду

«Проблема создания театра для массового зрителя привлекла внимание российской общественности еще в начале 80-х годов девятнадцатого столетия. 19 февраля 1898 года уполномоченным членом совета музыкально-драматического общества И.А.Соколовским было представлено в Псковскую городскую думу заявление такого содержания: «Совет Псковского музыкально-драматического общества имеет честь ходатайствовать перед городской Думой об отводе места для Народного театра в одном из городских садов и об оказании возможной поддержки Псковскому музыкально-драматическому обществу по организации народных развлечений».

Совет музыкально-драматического общества, возбуждая означенное ходатайство, имеет в виду оказать посильное содействие возможному осуществлению мер борьбы со злоупотреблением спиртными напитками… Музыкально-драматическое общество, имея за собой многолетнюю опытность в ведении театрального дела и располагая значительным сценическим инвентарем, могло бы взять на себя при учреждении в Пскове народного театра устройство сцены и театра, снабжение сцены необходимыми принадлежностями и постановку драматических представлений, литературных и музыкальных вечеров и других дозволенных законом народных развлечений при посредстве сил сотрудников общества и приглашенных артистов.

Думой было внесено постановление: «Городская Дума, вполне сочувствуя сему ходатайству, объявила согласие на предоставление места в городском Сергиевском саду, засим на предмет изыскания средств на устройство городская Дума постановила: обратиться в губернский попечительский комитет, на обязанность которого по закону для достижения народной трезвости возможно, в числе прочих увеселений, устройство народного театра, с просьбой оказать содействие денежной субсидею на устройство театра. Что же касается избрания места и разработки деталей вообще для здания театра, то городская Дума признала необходимым образовать комиссию и потому в состав комиссии назначила господ гласных: И.А.Соколовского, А.А.Агапова, В.В.Седельщикова с приглашением трех членов драматического общества и члена от земства, т. к. одновременно с устройством могущего служить театральною сценою с буфетом для чая и прохладительных напитков возможно будет приспособить помещение для сельских выставок так, чтоб предположимое помещение вообще было бы полезно для народа».

2 марта Псковская городская Дума обратилась в Псковский губернский комитет попечительства о народной трезвости с выражением согласия предоставить место в Сергиевском саду и просила комитет о народной трезвости помочь денежными средствами.

25 апреля приступили к строительству, но не прошло и месяца, как 15 мая музыкально-драматическое общество вынуждено было опять обратиться в Псковскую городскую управу.

«По отводе городской управой места для народного театра общество на средства губернского комитета и по его поручению приступило к постройке на отведенном месте. Во время работы 15-го сего мая содержатель Кутузовского сада отправил в Сергиевский сад музыку и устроил гуляние с входной платой. Совет общества остается в полной неизвестности, в силу чьего распоряжения содержатель Кутузовского сада устраивает гулянье в саду, представленном в распоряжение губернского комитета попечительства о народной трезвости, и тем самым мешает правильному ходу срочных начатых работ».

Обнаружилось, что Сергиевский сад, как и Кутузовский, еще в 1895 году был сдан в аренду сроком на шесть лет частному лицу Кудрявцеву, который не хотел устраивать в саду увеселений, гулянья с особой платой. Разрывать контракт Кудрявцев не хотел, так как им были сделаны большие затраты для приведения Сергиевского сада в порядок. После долгих уговоров арендатор все же сдался, получив вознаграждение в 300 рублей.

Строительство театра продолжилось. Оно шло быстрыми темпами, в июне был поставлен первый спектакль, хотя работы еще не были завершены, а необходимые служебные постройки только намечались. Обстановка сцены и некоторые декорации были у драматического общества.

Итак, 4 июня 1898 года зрители заполнили зал нового театра, архитектором которого был Федор Павлович Нестурх, создавший проект бесплатно. Поднялся занавес, напоминающий русский сарафан с изображенными на нем человечками (в 1906 году он был заменен другим – лубочным изображением плавающих по реке лебедей, а в 1907 году устроен раздвижной).

Играли комедию А.Островского и Н.Соловьева "Женитьба Белугина". Стало традицией открывать новый сезон одной из пьес А.Островского или Н.Гоголя.

Театр получился просторным и удобным. В процессе строительства изменился первоначальный проект, хотя это потребовало дополнительных средств. Зало увеличили до 100 кв. сажен, пространство боковых галерей заняли ложами, задние ряды скамеек заменили амфитеатром, в боковых галереях сделали террасообразный подъем, оркестр отделили от зрительного зала по образцу столичных театров. Театр вмещал 1500 человек. "В этом отношении псковский народный театр имел несомненное преимущество, - писала газета, - не столько с открытыми в садах сценами, но и перед вновь устроенными в Петербурге театрами, где значительному числу зрителей приходилось оставаться под открытым небом и выносить на себе все превратности погоды". По образцу столичных театральных помещений были оборудованы осветительная и пожарная службы, машинное отделение.

Спектакли шли по четвергам, воскресеньям и праздничным дням. При входе в Сергиевский сад около ворот в специальной будке продавались программки. Народ собирался задолго до начала спектаклей. Они начинались в 6 ч 30 мин. вечера. Но уже в 4 часа в саду была слышна музыка, обычно полковая. Оркестр играл и в антрактах. Несколько сезонов в саду работал оркестр Омского полка под управлением капельмейстера Зильбера - отца нашего земляка, писателя В.А.Каверина.

Каверин Вениамин Александрович

"Отец любил какую-то пьесу, - вспоминал Вениамин Александрович, - в которой изображалось эхо и, выступая со своим оркестром по воскресеньям в Летнем саду посылал на горку трубача. Трубач отзывался неожиданно, и публика прислушивалась, не веря ушам. Скептики шли искать трубача, но не находили: он ловко прятался в кустах".

(В. А. Каверин «Освещенные окна»)

По воскресным дням в Летнем театре шли исключительно народные пьесы. Цены на билеты не превышали 50 копеек. В эти дни можно было видеть не только городской люд, но и сельский, не привычный к подобным зрелищам. Эти люди, заполнявшие до предела галерку, вели себя непосредственно. Они переговаривались, щелкали орехи, семечки. И этот же зритель замирал, когда действие захватывало его, приковывало внимание, он оказывался полностью во власти тех событий, которые происходили там внизу, на сцене.

В труппу, открывшую первый сезон в новом театре входили г-жи Глинская, Климовская, Вронская, Рямина, Яковлева, г-да Яковлев, Шатилов, Курбский, Глаголин, Комаров и любители; Евгеньева, Владимиров, Громов, Вожаков, Онегин и др. Режиссером труппы был утвержден Владимир Константинович Шатилов.

С каждым годом росла посещаемость.

В 1898 году театр посетило 3075 человек, в 1899 – 49157, в 1900 – 6135. В летний сезон 1904 года число посетителей достигало 74810 человек. Из них 51000 – галерка (цена билетов – 12 копеек).

Репертуар утверждался комитетом о народной трезвости. В него входило и духовное лицо – протоирей Евгений Лебедев. Шли драмы, комедии, народные представления. Обязательными были русская и зарубежная классика и пьесы, написанные специально для народных театров.

Летом 1898 года на сцене театра шли «Ванька – ключник», «Параша – сибирячка», «Русалка», «Свадьба Кречинского», «Роковой шаг», «Горе от ума», «Гамлет», «Мещанин во дворянстве», «Грех да беда», «Без вины виноватые», «Ревизор», «Бедность не порок», «Коварство и любовь».

В Летнем саду, о котором один из местных поэтов написал такие строки:

Ежедневно в вечер летний

Здесь народная толпа.

Пересуды… флирт… и сплетни –

Нашей жизни суета, -

появился театр.

Сезон в Летнем открывался рано – 15 апреля. Иногда в это время еще стояла холодная погода, лежал снег. В афише, извещавшей о начале нового сезона, можно было прочесть и такую приписку: Буде 15-го окажется неблагоприятным днем для открытия по причине ненастной погоды, оное откладывается на следующее воскресенье.

Первыми ставились в репертуар бытовые пьесы, не требующие стильных костюмов, чтобы как-то уберечь здоровье актеров. Зрители сидели в зале, ежась от холода и потирая руки. Спектакли обычно заканчивались заполночь. Каждый сезон играла новая труппа. С нетерпением псковичи ожидали нового сезона, многие провинциальные актеры были им знакомы. С некоторыми из них, особенно понравившимися псковской публике, руководство музыкально-драматического общества возобновляло контракт на следующий сезон»

«Буду вас пленять и увеселять»

Второго апреля 1900 года Псковский городской листок поместил объявление:

«В Народном театре, в городском саду, у Сергиевских ворот, в понедельник 10-го, вторник 11-го и среду 1-го апреля будут даны три представления Анатолия Леонидовича Дурова с его антропозоологическою труппою. Дневные представления будут 11 и 12 апреля в 2 часа пополудни, а вечерние в 8 часов вечера».

Псковичам было известно, что совсем недавно А.Дурова постигло большое несчастье. В Кишиневе сгорел его цирк. В огне погибли 16 лошадей и другие обученные животные. Мало кого удалось спасти. И только благодаря щедрости одного высокопоставленного лица знаменитому дрессировщику удалось выпутаться из этой беды. Он обучил новую группу животных и стал давать представления.

В Народном театре подготовили помещения для выступления цирка. Дуров придумал новый способ распространения рекламы. Нанятый им человек залез на крышу гостиницы и оттуда бросал афиши небольшими пачками. А попутный ветер разносил их по улицам и площадям Пскова. Объявления были напечатаны на тонкой розовой бумаге. Горожане их охотно ловили на лету, поднимали с тротуара. А крестьяне брали афиши про запас, так как тонкая бумага была хороша для свертывания папиросок. На следующий день ветром разносились

афиши исключительно белого цвета. Вот содержание одной из них:

Вот приехал я, и со мной свинья,

Козы, зайцы, лисы, петухи и крысы.

Ждет нас полный сбор и большой фурор.

Мне ведь даже мавры подносили лавры.

У народов всех я имел успех;

Буду вас пленять и увеселять. Массой каламбуров…

Анатолий Дуров

Три дня веселил псковскую публику замечательный дрессировщик, клоун, артист Анатолий Дуров. Его рекламная кампания увенчалась успехом – представления имели полный сбор»

Памятник Пушкину в Пскове

На бронзовых губах твоих

Застыла тень улыбки,

И с пьедестала на двоих,

Прощая нам ошибки,

Прощая шумный юбилей,

Увядших роз бутоны,

Нечистоплотность голубей,

Неровные газоны,

Ты терпеливо, день за днем,

Мне кажется, и ночью,

Надеясь, что тебя поймем,

Читаешь…

Няне, впрочем.

Любовь Федукова

Памятник А.С.Пушкину в Пскове

«И кажется, что сам поэт беседует со мною»

(памятник «Пушкин и крестьянка»)

Пушкинские дни поэзии ежегодно проходят в городе в обстановке высокого эмоционального настроя. В 1983 году праздник был особенно впечатляющим: вечером 3 июня состоялось открытие памятника А.С.Пушкину. Его авторами стали скульптор Олег Константинович Комов, архитекторы Михаил Пантелеймонович Константинов и П.С.Бутенко. Взору собравшихся предстали великий поэт и сидящая рядом женщина. Эта скульптурная композиция названа авторами «Пушкин и крестьянка».

В крестьянке запечатлены черты няни поэта - Арины Родионовны. И вместе с тем – это символ России, ее народа. Это – мир народной жизни, окружавшей Пушкина в год его ссылки в Михайловское. И этот мир стал источником народности в его творчестве.

Это пятая монументальная работа О.К.Комова над образом поэта. О.К.Комов – народный художник РСФСР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР.

В отличие от прежних работ, в этой работе скульптора Пушкин изображен не один, а в обществе няни, Арины Родионовны.

По словам автора «идея этого памятника – художник и народ. Это счастье, что у Пушкина была такая няня – человек удивительной доброты, мудрости, прекрасно чувствовавшая и понимавшая несказанную прелесть русской речи, знавшая множество сказок, народных поверий, пословиц, поговорок. В Михайловском она была поэту подругой дней его суровых. Лучшего образа для воплощения идеи не найдешь.

Работа Комова над скульптурой продолжалась почти десять лет.

Скульптор располагал очень ограниченными средствами художественной выразительности, тем более, в таком тугоплавком, плотном материале, как бронза, в котором выполнен памятник. Тем не менее, Комов прекрасно справился со своей задачей, умело использовав все элементы художественного воздействия: конструктивное и пространственное построение, пластику больших и малых объектов, силуэт.

Памятник классически ясен и прост по пластике. Все детали, начиная от архитектурного решения постамента и до складок одежд, работают на раскрытие замысла.

Удачно найдена поза поэта, полуобращенная к няне, выражение зрелости духовной и физической, жест поэта, как символ неразрывной связи его с народом, в творчестве которого он черпал силу своей поэзии.

И эта поза, и постамент из цельного куска гранита, в виде приземистой широкой тумбы, и сама площадка, чуть возвышающая над уровнем земли, и изображение символа поэзии - лиры, вмонтированное в плоскую нишу постамента, все это придает памятнику изящество, легкость, камерность и, одновременно, надежную устойчивость. Скульптору удалось добиться большой выразительности глаз, лица, рук, элементов одежд.

Скульптура органично вписалась в городской пейзаж. В решении этой задачи Комову большую помощь оказал М.П.Константинов – московский архитектор, лауреат Ленинской премии. Он – автор планировки, скамьи, фонарей, т.е. всей площадки для постамента.

Отливку памятника производили на Мытищенском заводе художественного литья.

Эта работа авторов памятника – результат глубокого, пристального изучения материалов эпохи, связи великого русского поэта с псковской землей.

Про Летний сад можно прочитать

В книгах:

Бологов, А.А. Псков: путеводитель / А.А.Бологов.-3-е изд.- Л.: Лениздат, 1988.- 40 с.; ил.

Коломыцева, Н.В. «А город помнит о судьбе своей…»/ Н.В.Коломыцева.- Псков: Светоносец, 2004.- 183 с.- О Летнем саде см. с. 93-94

Краснопевцев, В. Улицы Пскова / В.Краснопевцев.- Псков, 1994.- 195 с.; ил.

Городской парк культуры и отдыха им. А.С.Пушкина см. с. 187-188

Медников, М. «Буду вас пленять и увеселять» / М.Медников // Псковские хроники: История Псковского края в документах и исследованиях.- Псков, 2001.- С.99-100

В 1900 г . В Народном театре в городском саду были даны представления А.Л.Дурова

Псков на старых открытках. Вып. 2: Вдоль по Сергиевской, по Архангельской / автор Н.Ф.Левин.- Псков: Издательский Дом «Стерх», 2001.- 203 с.

Федулова, Л. Памятник Пушкину в Пскове: стихотворение / Любовь Федулова // Пскова негасимый свет: сборник стихотворений.- Псков, 2003.- С. 72-73

Цирпонс, И.А. Летний театр в Сергиевском саду // Цирпонс И.А. Актеры, роли, зрители. Из театральной жизни губернского Пскова / И.А.Цирпонс.- Псков: Издательский Дом «Стерх», 1997.- С.34-39

На страницах местных газет:

Ефимова, И. Будущее за парком / И.Ефимова // Новости Пскова.- 1997.- 4 сентября.- С.5

Левин, Н. О подмоченной репутации / Н.Левин //Новости Пскова.- 1997.- 15 сентября.- С.4

Медников, М. Парки нашего города / М.Медников // Новости Пскова.- 1997.-4 сентября.- С.5

 
наверх