«ПсковАРТ» 2012 год

Эдуард Шарипов - Лауреат Всероссийского фестиваля-пленэра "АРТ-ТОБОЛЬСК-2012"

Эдуард Шарипов признан Лауреатом Всероссийского фестиваля-пленэра "АРТ-ТОБОЛЬСК-2012" в номинации за лучший пейзаж, представленный на выставке. А также признан лучшим пейзажистом пленэра.

В Всероссийском фестивале-пленэре участвовало 30 художников: 10 - из Тобольска, остальные 20 - из разных городов России (Москва, Владимир, Пермь, Омск, Тюмень, Курган, Нижний Тагил, Уфа, Псков)


Выставка в новгородском Центре современного искусства: "П.АРТ.АКТИВ с берегов Великой"

19 октября в новгородском Центре современного искусства открылась выставка П.АРТ.АКТИВ, на которой представлены работы его участников - Анатолия Жбанова, Эдуарда Шарипова, Виктора Тимофеева, Ирины Гурской, и Александра Донецкого.

Концепция выставки

П.АРТ.АКТИВ с Великой

Если что и объединяет художников, собравшихся под брендом П.АРТ.АКТИВ, так это, выражаясь по-казённому, формальное членство в Псковском региональном общественном движении «ПсковАрт» да место — условные берега реки Великой и вполне себе конкретное пространство Галереи современного искусства «Дом на Набережной», что разместилась в старинном особняке купца Сафьянщикова рядом с живописнейшей Ваарламовской башней, живым осколком древнего аутентичного Пскова.


Компания художников, влившаяся в П.АРТ.АКТИВ по воле куратора Анатолия Жбанова, как явствует из самого названия, представляет собой срез наиболее активных, деятельных художников. Если есть АКТИВ, то имеется и ПАССИВ, и в этом смысле нынешняя экспозиция, само собой, выражает взгляды куратора на современное искусство Пскова. Здесь главное то, что оно, это пресловутое современное искусство, вопреки провинциальным обстоятельствам и мнениям, всё-таки наличествует, живёт и взаимодействует с окружающими художников ландшафтами и людской средой.


Понимание арт-активности у Жбанова бежит от всякого салонного ширпотреба и навязчиво-унылого академизма в сторону любого нетривиального эстетического жеста. При этом куратор избрал исключительно персоналии, тогда как самим участникам П.АРТ.АКТИВа предоставил полную свободу. В итоге получилась мозаика из шести фамилий.

Выставка будет работать в Великом Новгороде до 11 ноября 2012 года.


Выставка группы «Храмовая стена»

ХРАМОВАЯ СТЕНА

Бог ждет от человека творческого акта
как ответа человека на творческий акт Бога
Николай Бердяев

Масштабность и возвышенная чистота мысли, реализованные в монументальной и ясной пластической форме, кажутся мне определяющими качествами художников Школы “Храмовая Стена”. Группа начиналась в 1976 году. Эти художники - прямые наследники того, что начал и сохранил - вероятно, навсегда - ленинградский нонконформизм тоталитарных десятилетий. Он сохранил своего рода творческую религию, благотворный синтез артистизма, маэстрии и несгибаемой преданности высшим ценностям искусства. В ту пору настоящий, свободный учитель становился пророком. Его “святая ересь”, его непреклонное мастерство сохранялись и сохраняются в памяти и делах. Таким пророком остался для тех, кто вошел в группу, Осип Абрамович Сидлин (1909-1972). Немногие сохранившиеся его работы - свидетельство высокого дара, способности сплавить логику с поэзией, найти тьму нюансов в пределах цветового пятна, удерживая его в плоскости, “сцепив” с пятнами иных цветов и оттенков. И - преданность святому ремеслу”, бескомпромиссность, бескорыстие, высокий строй души. Его ученик Юрий Алексеевич Нашивочников собрал вокруг себя молодых художников, которые и сформировали новую Школу, ставшую “Школой “Храмовой стены””. Годом ее окончательного формирования участники называют 1992, когда в галерее “Федор” в Сестрорецке открылась их первая выставка. Ни лукавых игр с модой, ни устремленности к доморощенному main stream'у. Художественное качество, бескомпромиссное, до аскетизма суровое. И поразительное умение сохранить индивидуальность: каждый голос в этом сложном “хоре” слышан отчетливо и очень “по-своему”. Юрий Алексеевич Нашивочников, старейший член группы, ученик Сидлина и учитель младших своих коллег, унаследовал способность к созданию полотен, где царствует светлая ясность мысли, где кажущийся сначала приглушенным цвет сгущен до взрывной, грозной силы, где царственный композиционный покой странно сочетается с этим подспудным напряжением, “гудением холста”, с той окончательностью художественного процесса, когда, говоря словами де Сент-Экзюпери, от произведения уже нечего больше отнять. Мастер универсального толка, он - и великолепный скульптор, бывший учеником А. Матвеева. Устремленность к масштабной, уравновешенной и значительной живописи, свойственная Нашивочникову, естественным образом входит в художественную программу “Школы “Храмовая стена””. Храмовая роспись (речь не о месте, о качестве!) - эталон одухотворенного артистизма и принципиальная цель группы. И в этом смысле “монументальная философичность” и Сидлина, и Нашивочникова служит камертоном для искусства более молодых участников Школы. Не менее важно, что здесь культивируется не только система, но и настроенность на мирового класса живописное, вполне формальное совершенство. Теоретические постулаты “Школы “Храмовая стена”” могли бы восприниматься наивной утопией, неосуществимой мечтой, если бы вполне ощутимые, видимые художественные достижения не свидетельствовали о неуклонном, истовом, главное, глубоко профессиональном движении к цели. А цель, как известно, не так важна, как способ движения к ней. Единые в устремлении к созданию монументальной, просветленной, значительной живописи, художники сохраняют свою самость, индивидуальность, пластическую интонацию. Ученики Нашивочникова и наследники Сидлина, они принадлежат одному поколению. Не испытав гонений советской поры, знакомых их старшим собратьям, они, разумеется, знали о них. Их творчество формировалось в пору перемен, они выстояли и на студеных ветрах свободы, принесшей столько надежд, смятения, разочарований, столько неожиданных соблазнов, сохранили устремленность к “неслыханной простоте” (Пастернак), к возвышенной ясности и бескомпромиссному профессионализму. И сверх того - к аскетическому величию, будь то фигуративное или беспредметное изображение. Да, каждый достигает этого по-своему. В работах Александра Визиряко - хрупкий и строгий мир словно выплывающих из плоскости видений, символов, укорененных и в средневековой русской живописи, и в супрематизме, но совершенно своих, узнаваемых, где иконная магия сплавлена с трогательностью детской мечты, где аскетически строгая живопись обладает редким богатством тонко темперированных оттенков. Этот художник способен сконцентрировать в даже простом изображении чаши изысканные реминисценции средневековой русской живописи и аскетические сложные коды современного искусства.

Светлана Московская наделена редким даром синтеза поэтической феерии, сказки и философической строгой серьезности. Ее живопись наполнена романтическими - литературными и музыкальными - реминисценциями, она проста и многозначна одновременно, колористическая рафинированность ее картин лишь усиливает строгую силу общего художественного эффекта.

Работы Дмитрия Маркуля могут удивить разнообразием приемов - от почти фигуративно написанных мотивов до едва ли не монохромных, лишь слегка обозначенных фантомов, тоже впаянных в картинную плоскость; хотя при всем многообразии доминанта памяти и воображения, возвышенного покоя, колористической аскезы - несомненны.

Живопись Владимира Гарде - более, чем у его собратьев, минимизирована в колористическом отношении; благородная сдержанность, изысканная проработка валеров, возвышенная отстраненность, ощущение планетарности при отказе от иллюзии пространства в любом изображении - все это придает его искусству особую значительность и ощущение соприкосновения с горним, одухотворенным, лишенным суеты и страха миром.

Рядом с этими людьми, стоявшими у истоков создания группы, работают и более молодые мастера, исповедующие ее принципы, но - что в традициях “Школы” - обретающие свою собственную профессиональную интонацию. “Дорога к храму” у каждого своя, и те, кто обращают невидимую его стену в живописные образы, не просто обретают его, но и создают. Синтезируя видимое и ведомое, позволяя зрителю находить в их произведениях и мысль, и гармонию и возвышенные идеи и просто - превосходную живопись.

Михаил ГЕРМАН

профессор, доктор искусствоведения, Академик Академии Гуманитарных наук, член Международной Ассоциации Художественных критиков (AICA), главный научный сотрудник Государственного Русского музея


ШКОЛА «ХРАМОВАЯ СТЕНА». Концепция

Идейную платформу Школы «Храмовая Стена» составляют традиции Школы Сидлина, получившие развитие в педагогической деятельности Ю.А. Нашивочникова, который с 1976-го года был руководителем художественной студии при ДК им. Шелгунова.

Концепция Школы заключается в том, чтобы с помощью определенных приемов и средств довести любой, в иных случаях даже абстрактный сюжет, до уровня храмовой росписи. Для этого художники используют разные приемы: светлую гамму красок, звучание которых поднимается до уровня высокодуховной эстетики; не загруженность холста, доведенная до незакрашенности значительных площадей белоснежного грунта предельно неукрывистыми колерами; проявление стены и ее картинной плоскости и др.

Вместе с тем время «Храмовая Стена» стремится к обобщению, символам, поскольку ее принципы лежат на общечеловеческом, более объективном уровне, нежели земной, чисто личностный план. Ибо:

«Храм» - дух, духовное восхождение от земного к божественному началу (соединение Земли и Неба);

«Стена» - монументальность, единство содержания и способов ее выражения, благодаря этому единству работа становится монолитной и включается в единую систему мироздания, отражая его объективные законы.

Восприятие произведений Школы «Храмовая Стена» можно сравнить с состоянием, когда от внезапно распахнутого большого светлого окна, нас охватывает ощущение бесконечного простора, свободы, легкости, чистоты, безграничности, ослепительного света, свежего, чистого, бодрящего воздуха; и мы его жадно в себя вбираем, освежаясь, ободряясь, чувствуя прилив сил, вдохновения, возвышения и вместе с тем испытывая бесконечный мир спокойствия, красоты, любви, счастья, ощущая себя частью Вселенной, частью буквально всего в ней, ею самою, ее вечностью, бесконечностью, величественностью, освобождаясь непроизвольно от всего того, что не родственно всему этому.

Окончательно сформировалась Школа «Храмовая Стена» к первой выставке своих произведений в галерее «Федор» (г. Сестрорецк, 1992– ой год). А свое становление начинала в 1976 году, когда при ДК им. Шелгунова в Ленинграде была организована Юрием Алексеевичем Нашивочниковым изостудия «Любительское объединение «Художник». По сути, это была экспериментально-художественная мастерская с ее учебно-педагогической и научно- исследовательской деятельностью, направленной на формирование новой Школы, получившей впоследствии название «Храмовая Стена».

Юрий Алексеевич Нашивочников – педагог изостудии обучал скульптуре, рисунку и живописи в их одновременной взаимосвязи, так как он прошел не только Школу выдающегося живописца и педагога О.А.Сидлина (1936г – 1972г), но и Школу величайшего скульптора А.Т. Матвеева, когда учился в 1945-51 годах в институте им. Репина на скульптурном факультете. В результате в изостудии создавались произведения живописи, рисунка и скульптуры, которые преемствовали и продолжали развивать дальше достижения учителей Юрия Алексеевича. Это видно хотя бы из того, что формальная структура произведений живописи и скульптуры «Храмовой стены» является такой, что само произведение направляет главный акцент непроизвольного внимания зрителя на восприятие белоснежной храмовой стены, состоящей из света и ее излучающей. Отсюда и название Школы.

Монументальные произведения живописи Школы «Храмовая Стена» могут существовать не только на реальной стене, проявляя в них стену и ее картинную плоскость, но и не реальной стене, т. е. в образе станковой картины, проявляя в ней стену и ее картинную плоскость.

Почти то же самое наблюдается и в скульптуре, проявляющей белоснежный блок храмовой стены, как бы вынутый из нее и обработанный под скульптуру с сохранением в воображении фантома этого еще не обработанного блока и самой стены, производя в результате впечатление, что перед нами выемочная скульптура, т.е. скульптура как - бы вынутая из храмовой стены с сохранением в воображении фантома этой стены и ее картинной плоскости.

Несмотря на общие стилевые особенности произведений Школы «Храмовая Стена», индивидуальность каждого художника раскрывается достаточно полно, что говорит о больших потенциальных возможностях Школы и ее представителей. Сами художники, стремясь к чистоте стиля, и свято к нему относясь, между тем, все же иногда откликаются на неожиданно возникающие потребности своей индивидуальности творить по-другому. Именно потому на выставках их работ они представлены довольно многогранно.

Ю. Нашивочников - основатель Школы «Храмовая Стена». 2005г.


ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НАШИВОЧНИКОВ

Родился в 1922 году 28 января в городе Павловск Воронежской области. С 1934 года около 2 лет занимался в Доме ХВД г. Ленинграда у художника Е. Г. Лужковского. В 1936 году перешел заниматься в изостудию к Осипу Сидлину в ДК Капранова. С этим выдающимся мастером вместе провел 36 лет. Регулярные встречи прервались лишь во время Великой Отечественной войны, в которой участвовал с 1941-1944 год. После демобилизации по ранению один год проучился в Московском институте прикладного и декоративного искусства, но вскоре после возвращения Ленинград поступил в институт им. Репина по специальности художник – скульптор. Среди педагогов В.А. Синайский, Б.Е. Каплянский. С третьего курса занимался в мастерской А.Т. Матвеева, в которую был отобран по конкурсу. По окончании, в 1951 году несколько лет находился творческой работе в ЛОСХе. Преподавал на кафедре рисунка, живописи и скульптуры в ЛИСИ. Параллельно занимался с незрячими: на общественных началах вел изокружок в школе-интернате слепых детей. С 1965 – старший преподаватель и старший научный сотрудник ЛПИ им. Герцена на кафедре тифлопедагогики.

В 1976 – в ДК им. Шелгунова возглавил студию «Любительское объединение «Художник», состоящую, в том числе из слепых учеников. Из них сформировал группу «По», названную в честь слепого московского скульптора Лиины По, работавшей в 1930 – 40 годы. Первая выставка этой группы прошла в 1990 году в Музее истории Ленинграда. Вторая спустя год в Музее института им. И.Репина, а затем в галерее «Школа Сидлина» и других местах.

Много времени посвятил истории. Окончив в 1978 году курсы подготовки экскурсоводов, написал тексты экскурсий на темы «Деревянное зодчество русского Севера», «Старая и Новая Ладога». Проводил экскурсии по этим темам. С 1987 по 1995 гг. – директор творческой организации «Школа Сидлина» и художественный руководитель одноименной галереи.

К 1992 году из близких учеников сформировалась группа художников под названием «Храмовая Стена». Официальное рождение группы произошло в этом же году на 1-ой выставке в галереи «Федор» г. Сестрорецк. В 2004-м – Ю.А. Нашивочниковым сформирована Школа «Космическая гармония».

Если подытожить весь мой творческий путь, то в нем хотя и проглядывают четыре периода: период Школы Сидлина, период Школы «Храмовая Стена», период «Символики», период Школы Космическая Гармония, но это творчество, которому нет конца, к тому же периоды не заменяют друг друга, а дополняют каждый каждого в своей взаимосвязи.

Юрий Нашивочников 2005г.


АЛЕКСАНДР ВИЗИРЯКО

Родился в 1958году, как он сам любит говорить, на родине Заратуштры. Раздолье бескрайних казахских степей наложило свой отпечаток на творчество художника – на его любовь к картинам большого формата и декоративности цветового решения. Целой серией работ запечатлел он удивительную красоту казахских степей.

Творческий поиск себя как художника у Александра протекает трудно, неровно, импульсивно. Наряду с работами среднего уровня, вдруг возникают работы, становящиеся эпохальными не только в его творчестве. К таким работам можно отнести картину – прозрение: «Золотой век», написанную в 1989г. В ней автор поднялся до эпического обобщения вечной темы Человек и Природа. Декоративность цветового решения только усиливает замысел автора; или серия портретов, являющихся обобщающим, но узнаваемым образом нашего современника: («Портрет поэта Глеба Маринова» 2001г., портрет зеленогорского «аборигена» Андрея Жукова 2001г., романтический портрет художницы Лены Ющук 2000г. и др.); или такие знаковые картины как «Праматерь» 1992г, «Гребцы» 1995г. Стремление заглянуть в тайны мироздания, побудило его к созданию картин, навеянных темой богоискательства в современном прочтении. («Жертвенная Чаша» 1990г., «Троица» 1992г. и др.). Александр Визиряко художник, связывающий развитие своего творчества с поиском пути развития искусства ХХ1 века. Это привело его к идее создания целой серии картин, условно названных «Белые

работы». Эта творческая идея проходит через все его искусство «светлой полосой». Началась «белая» серия работ в 1991г. картиной «Лик». Особенно в этой серии выделяется картина-вспышка: «Рождество Христово»(1998г). Из биографических данных: 1983- 1992 - учился в студии у Юрия Алексеевича Нашивочникова, известного ленинградского художника – педагога, взрастившего целую плеяду художников и создавшего совместно с ними творческое направление «Школа «Храмовая Стена». Александр Визиряко так же входит в группу художников «Храмовая Стена». В настоящее время живет и работает в Зеленогорске, где является сопредседателем местной «Лиги Художников».

Постоянный участник выставок «Храмовая Стена», ежегодного проекта «Петербург» ЦВЗ «Манеж». Неоднократно выставлялся в Германии. Его работы находятся в частных коллекциях нашей страны и за рубежом.

«Казимир Малевич своей картиной «Белый Квадрат» поставил печать запрета; а мы художники «Школы «Храмовая Стена» вскрыли эту печать, заглянули за белый квадрат и увидели удивительно прекрасный мир…»

А. Визиряко


ДМИТРИЙ МАРКУЛЬ

Родился в городе Ленинграде в 1949 году. Что умею рисовать, знал с самого раннего детства, но впервые почувствовал себя художником в 17 лет. Это было в сентябре 1968 года на даче в Стрельне. Тогда я впервые нарисовал портрет своей бабушки. Я ночь не спал, так все переживал. Дальнейшая творческая судьба протекала довольно гладко: Рисовальные классы, изостудии города и т.п. Стать профессиональным художником судьба меня уберегла, хотя налет романтичности перед институтом им. Репина и училищем им. Мухиной оставался довольно долго. Самостоятельно пытался приобщить своих дочерей к искусству рисования, но они сбежали от меня в музыкальную школу. Здесь я понял, что родиться художником мало, надо еще страстно этого хотеть. И здесь судьба улыбнулась мне. Случайно прочитал афишу о приеме в изостудию Юрия Алексеевича Нашивочникова при Д.К. им. Шелгунова взрослых и детей. Пришел туда с дочками, но они не стали ходить, а я остался с ним навсегда. Было это в апреле 1983 года. При первой встрече с Юрием Алексеевичем сразу же, до глубины души, поразило, что из всей толстой пачки работ, написанных за много лет хождения вокруг искусства, он выбрал самый первый пейзаж, написанный еще в 1968 году и сказал, что это самая моя лучшая работа, а все остальное настоящим искусством не является. Сейчас, через много лет я понимаю его. Да он был прав, и имел право так сказать, потому что это были не мои настоящие работы, а работы, находящиеся под влиянием навязанного официальной школой искусства. И мне очень повезло, что я встретил на своем творческом пути настоящего Художника и Учителя.

«Юрий Алексеевич приобщил нас к Настоящему искусству, его поискам и задачам, которые оно ставит перед художником, научил слышать свой внутренний голос. А это самое главное в творчестве художника. Дмитрий Маркуль


СВЕТЛАНА МОСКОВСКАЯ

Родилась в 1956 году. В 1980 году закончила ЛЭТИ им. В.И. Ульянова (Ленина), работала в области музыкальной акустики. В том же году посещала вечерние рисовальные классы при институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. С 1981 года училась в мастерской Ю. А. Нашивочникова.

На основе участия в археологических экспедициях, путешествий на Тянь-Шань выполнена серия «Детство человечества», в которой отразились ритуальные рисунки на скалах и камнях. Серия горных пейзажей, созданных в этот период, привлекает безыскусностью, непосредственностью и тонкой эмоциональностью. Наряду с медитативными пейзажами возникают работы «Вестник Радости», «Встреча Богородицы и Св. Сергия Радонежского» с подчеркнуто плоскостным решением и локальным цветом. Эти композиции приобретают символическое звучание.

В основе творческого метода автора – свободная импровизация, синтез, поиски связей одного вида искусства с другим, выявление общих закономерностей ритма и пластики в движении гармонии.

Светлана Московская постоянный участник ансамбля импровизационной музыки «Сказка», играет на музыкальных инструментах. С 1991 по 1994 год руководила детской творческой студией «Звук и Цвет» при гуманитарной гимназии №209 Санкт-Петербурга. Результатом педагогических экспериментов стало издание книги «Звук и Цвет: педагогика будущего – синтез искусств» по методике преподавания музыки, живописи, скульптуры и графики. На материале творчества автора и ее учеников иллюстрирован сборник «Таинственные мгновения творчества», а также еще ряда книг: вьетнамского поэта и дзенского учителя Нят Ханя и индийского философа Шри Шанкарачарьи. Участвовала практически во всех выставочных проектах «Храмовой Стены». Регулярный участник ежегодных проектов «Петербург» в ЦВЗ «Манеж»

Основная задача искусства «Школы «Храмовая Стена» - очищение духовное (пробуждение души художника и зрителя).

Светлана Московская


ВЛАДИМИР ГАРДЕ (род. 1973)

Выставляться начал еще учась в средней школе. Как, наверное, и большинство «любителей», испытал увлечение различными течениями: реалистической живописью, сюрреализмом, импрессионизмом, фовизмом и пр. Среди тогдашних кумиров – Орест Верейский, Рембрандт, Дали, Моне, Матисс и Франц Марк. От последнего сохранил страсть к изображению животных. Первые «серьезные» опыты относятся к началу 90-х: большинство из них выполнены в технике черной акварели. Тогда же пробовал себя и как театральный художник. Однако «по-настоящему» занялся живописью только в 1993 году, после знакомства с художниками школы «Храмовая Стена» и ее основателем Юрием Алексеевичем Нашивочниковым. К группе присоединился спустя год, на выставке в петербургском музее Достоевского. С этого времени участвовал практически во всех проектах «Храмовой Стены». Долгое время пытался внести в свои работы яркое и образное содержание (цикл работ на тему «Кентавры», «Урожай»), но после близкого знакомства с работами художников школы Сидлина, а также трудами Владимира Лосского, Павла Флоренского и еще ряда религиозных философов, отказался от акцентирования внимания на содержательную сторону произведения. Начиная с 2002 года, главными персонажами творчества становятся исключительно птички и цветочки. Им в 2004 году посвятил музыкально-выставочный проект «Цветочная Орнитология». Также особое влияние на живописную манеру оказали труды Бориса Раушенбаха, его убедительные доказательства всей тщетности попыток переложить пространство на плоскость. Не меньше на мировоззрение повлияло творчество Иосифа Бродского – стихи, стилистическая манера и, в большей степени, его размышления о пространстве и времени. По этому поводу, на основе стихотворения поэта – «Натюрморт» в начале ХХ I века написал полиптих «От Школы Сидлина к «Храмовой Стене», в котором попытался продемонстрировать преемственность школ и обозначить корни.


ВЫСТАВКИ

1992г 25.окт.- 30ноябрь. 1-ая выставка художников группы «Храмовая Стена». Галерея «Федор», г. Сестрорецк.

1994г. 1-15. февраль. Первая выставка Медитативной живописи. Центр. Лекторий, СПб.

1994г. 14-18 марта. Выставка «Накануне Пасхи». ЛЕНЭКСПО, СПб.

1994г. апрель. Выставка «Путь». С. Московская. Музей- усадьба Н.К.Рериха в Изваре.

1994г. 24.окт.- 13.ноябрь. Выставка «Петербург-94. ЦВЗ «Манеж», СПб

1994г. 5-30.октябрь. Выставка «Урожай». Музей Ф.М. Достоевского, СПб

1994г. 16.дек.- 20.янв.1995г. «Традиционная осенняя выставка». СХР, СПб

1994г. 27дек.- 30январь.1995г. Рождественнская выставка.

Музей Ф.М. Достоевского, СПб.

1995г. 15-22. фев. Выставка.- дар коллекционерам СПб. Музей Ф.М. Достоевского, СПб.

1995г. 15 март - 05 апр. Выставка «Храмовая Стена».

Музей Ф.М. Достоевского, СПб.

1996г. январь. Выставка «Петербург- 95». ЦВЗ «Манеж», СПб.

1996г. 26.апрель - 5июль. Германия. Людвигсбург. А. Визиряко

1996г. 5-20 сент. Выставка 20-летие школы «Храмовая Стена».

Музей А.А. Ахматовой, «Фонтанный дом». СПб.

1996г.сент. Выставка группы «Храмовая Стена». Музей городской скульптуры. СПб.

1997г. январь. Выставка «Петербург-96». ЦВЗ «Манеж» СПб.

1997г.29.апр.- 18.май. «Пасхальная выставка». Музей хлеба, СПб.

1997г. авагуст. Выставка «Белых картин» Визиряко А. ЦБ г.Зеленогорска

1998г. январь. Выставка «Петербург-97» ЦВЗ «Манеж».

1998г.24 апрель - 29 май. Германия. Людвигсбург. А. Визиряко.

1999г. январь. Выставка «Петербург-98» ЦВЗ «Манеж» СПб.

2000г. январь. Выставка «Петербург-99» ЦВЗ «Манеж» СПб.

2000г. апрель. Выставка «От цвета к свету». А. Визиряко и В. Гарде.

ЦБ г. Зеленогорск.

2000г. июль. Выставка «От цвета к свету». А. Визиряко и В. Гарде.

Галерея «Федор». г. Сестрорецк.

2000г. июль. Персональная выставка Маркуль Д. г. Зеленогорск ЦБ

2001г. январь. Выставка «Петербург-2000» ЦВЗ «Манеж» СПб

2002г. январь. Выставка «Петербург-2001» ЦВЗ «Манеж» СПб.

2002г. май. Выставка «25 лет Школе Храмовая Стена».

Музей городской скульптуры. СПб

2003г. январь. Выставка «Петербург-2002» ЦВЗ «Манеж» СПб.

2004г. январь. Выставка «Петербург-2003» ЦВЗ «Манеж» СПб.

2005г. январь. Выставка «Петербург-2004» ЦВЗ «Манеж» СПб.

И т.п.


Пресс-релиз

Идейную платформу Школы «Храмовая Стена» составляют традиции Школы Сидлина, получившие развитие в педагогической деятельности Ю.А. Нашивочникова, который с 1976-го года был руководителем художественной студии при ДК им. Шелгунова.

Концепция Школы заключается в том, чтобы с помощью художественных средств довести любой, в иных случаях даже абстрактный сюжет, до уровня храмовой росписи. Для этого художники используют разные приемы: светлую гамму; не загруженность холста, доведенную до незакрашенности значительных площадей белоснежного грунта предельно неукрывистыми колерами; проявление стены и ее картинной плоскости и др.

Монументальные произведения живописи Школы «Храмовая Стена» могут существовать не только в виде настенной живописи, проявляя в них стену и ее картинную плоскость, но и «нереальной» стене, т. е. в образе станковой картины, проявляя в ней стену и ее картинную плоскость.

Автор направления – Юрий Алексеевич Нашивочников – художник, педагог, прошел не только Школу выдающегося живописца и педагога-нонконформиста О.А.Сидлина (1936г – 1972г), но и Школу скульптора-классика русского искусства А.Т. Матвеева, когда учился в 1945-51 годах в институте им. Репина на скульптурном факультете.

«…Юрий Алексеевич Нашивочников, старейший член группы, ученик Сидлина и учитель младших своих коллег, унаследовал способность к созданию полотен, где царствует светлая ясность мысли, где кажущийся сначала приглушенным цвет сгущен до взрывной, грозной силы, где царственный композиционный покой странно сочетается с этим подспудным напряжением, “гудением холста”, с той окончательностью художественного процесса, когда, говоря словами де Сент-Экзюпери, от произведения уже нечего больше отнять. <…>Устремленность к масштабной, уравновешенной и значительной живописи, свойственная Нашивочникову, естественным образом входит в художественную программу “Школы “Храмовая стена””. Храмовая роспись (речь не о месте, о качестве!) - эталон одухотворенного артистизма и принципиальная цель группы. И в этом смысле “монументальная философичность” и Сидлина, и Нашивочникова служит камертоном для искусства более молодых участников Школы».

Михаил ГЕРМАН

профессор, доктор искусствоведения, Академик Академии Гуманитарных наук, член Международной Ассоциации Художественных критиков (AICA), главный научный сотрудник Государственного Русского музея

28 сентября в галерее “ДОМ НА НАБЕРЕЖНОЙ “ открылась выставка группы “Храмовая стена” г.Санкт- Петербург. Фото с выставки.

Выставка Анатолия Жбанова "Черное золото"

В День Крещения Руси 28 июля в 15.00 в псковской галерее современного искусства «Дом на Набережной» откроется персональная выставка Анатолия Жбанова «Чёрная золото». Вернисаж посвящён принятию Киевской Русью христианства как государственной религии, которое произошло в 988-м году по инициативе великого князя Владимира.

«Чёрное золото» - воплощение в зримых образах творческого пути художника, где решение пластических и визуальных задач сопряжено с духовными поисками, со стремлением расширить свои возможности в процессе саморазвития.

Крест — главный символ христианства. Его значение непреложно и сакрально. Крест вмещает в себя целую семантическую революцию: от способа позорной казни — до светлого начала новой жизни, от смерти — до Воскрешения.

Искусство мыслит символами. На протяжении двух тысячелетий крест как символ доказал свою животворящую миссию.

Однако только темой «крестодвижения» проект «Чёрное золото» не исчерпывается.

Устремлённость человека к духовным высотам соседствует с низкими и уродливыми сторонами повседневности 21-го века, среди которых варварское отношение к природным ресурсам социальные проблемы современной России: бедность, пьянство, наркомания, потеря людьми нравственных и исторических ориентиров.

В выставочном пространстве галереи вступают в своего рода духовный конфликт высокая миссия христианства и грубая действительность с её социальными язвами.

Художник верит, что самое ценное в человеке защищено крестом. Потому что крест есть возможность движения сразу во все стороны света и миропонимания, символ бесконечности и Вечности жизни.

Галерея современного искусства «Дом на Набережной». Адрес: г. Псков, Советская набережная, д. 9. Открытие выставки «Чёрное золото» в 15.00.

Галерея работает по субботам с 16.00 до 20.00. Т. 8 911 377 13 47.

Справка:

Анатолий Жбанов, художник-нонконформист. Родился в 1944-м году в Смоленске.

В 1972-м году закончил Ленинградское художественное училище имени В. А. Серова.

С 1972-го года живёт и работает в Пскове. Член Союза художников России, член ПРОД «ПсковАрт», член Товарищества «Свободная культура», Санкт-Петербург.

Фотоотчет с выставки Анатолия Жбанова


Espresso от Саши Донецкого: Коды Апокалипсиса


"Русское поле"

3 мая в галерее "Дом на Набережной" в 17:00 состоялось открытие выставки "Русское поле". Экспозиция посвящена 150-летию отмены крепостного права на Руси. 

В 2011 году художники "ПсковАРТа" участвовали в областном конкурсе по поддержке творческих союзов и выиграли грант администрации Псковской области "Русское поле", посвящённый 150-летию отмены крепостного права в России.

Куратор выставки - Илья Сёмин, руководитель проекта — Ирина Жбанова.

Свои работы представят художники Анатолий Жбанов, Ирина Гурская, Эдуард Шарипов, Галина Дячок, Ольга Хмылко, Виктор Тимофеев, Анатолий Портнягин, Юрий Жулин и Дмитрий Яблочкин.

В экспозицию вошли около 50 работ: портреты, пейзажи и художественные объекты. Все они выполнены на протяжении 2011 года на пленэрах в Выбутах, Лопатово, Изборске и других деревнях.

На выставке был продемонстрирован видеоарт «Деревня XXI века», где шла беседа с жителями псковской глубинки о судьбах крестьянства.

Смотрите репортаж ПАИ

 
наверх