Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2016



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта






Баннеры

Псковская область. Информационно-аналитический портал

Псковская лента новостей

Официальный интернет-портал правовой информации

Официальный сайт города Пскова и Псковской городской Думы

Официальный сайт Администрации г. Пскова

Историко-культурное наследие. Официальный сайт Псковской области

Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ

Российская библиотечная ассоциация

Поиск в электронном каталоге СИГЛА

Юридические услуги. Традиционно надежно

Сводный каталог библиотек России в свободном доступе - навигатор библиотечных ресурсов




ПСКОВСКОМУ ТРАМВАЮ - 100 ЛЕТ

Трамвайная линия была открыта в Пскове в январе 1912 года

Фотографии псковского трамвая

О дешевом и удобном общественном транспорте власти Пскова мечтали еще с 80-х гг. XIX в., но лишь в январе 1912 г . по проложенному в 1906 г . рельсовому пути стали курсировать трамваи, заменившие конку и потеснившие частных извозчиков.

В Пскове мысль о необходимости дешевого общественного транспорта впервые высказал корреспондент «Псковского городского листка»19 августа 1884 года, посоветовав построить конную железную дорогу. Однако идею удалось реализовать лишь спустя 20 лет…

Первый трамвай чуть было не появился в Пскове в 1906 году. Но дело ограничилось только прокладкой рельсов по Кахановскому бульвару (ныне – Октябрьскому проспекту). Для того чтобы пустить трамвай – не хватило электрической мощности, да и средств на закупку трамвайных вагонов уже не осталось. И бесполезный рельсовый путь только мешал крестьянским повозкам и извозчикам, вызывая массу насмешек местных газет.

Впрочем, не все посмеивались. В Пскове уже несколько десятилетий жила семья баденского подданного Георга Францевича Викенгейзера, так и не принявшего российское гражданство. Глядя на ржавеющие рельсы, не вытерпели Викенгейзеры и в августе 1909г. предложили использовать трамвайное полотно для пуска конки. Они были готовы за свой счет купить вагоны, лошадей, оплачивать рабочих, а также вносить городу арендную плату по сто рублей в месяц. Два месяца пришлось уговаривать думу принять проект, не требовавший, кстати, никаких расходов из городской кассы.

Наконец, решение было принято. И за полмесяца Викенгейзер обзавелся всем необходимым. 1 ноября шесть вагонов на конной тяге двинулись в путь по улицам.

Псковская конка курсировала от вокзала до Торговой площади (ныне – площадь Ленина). А с августа следующего года стала эксплуатироваться и запсковская часть рельсов. Горожане охотно пользовались новым транспортом, платя за проезд несколько копеек. За 1910 год конка дала предпринимателю доход в 33 тыс. рублей.

Ранее Георг Викенгейзер организовал конку в Черехе – от железнодорожной платформы к дачам, которые он там построил. В 1890 году проложил от пристани в Черехе до курзала для отдыхающих полторы версты рельсового пути для конки. Так что первая конка в нашем крае появилась в Черехе, а потом во Пскове. В отличие от псковской конки в конный экипаж в Черехе запрягались две лошади.

http://my.pskovlive.ru/document/8554

http://www.rus-biography.ru/DocPage/?IdDocs=730

Днем рождения городского общественного транспорта в Пскове можно считать 1 ноября 1909 года. Электричества по-прежнему не хватало, зато с лошадями было все в порядке. Таким образом, первый псковский общественный городской транспорт – конка (одно- и двухэтажные вагоны, поставленные на рельсы и запряженные лошадьми).

Первый псковский трамвай пустили по инициативе депутата городской Думы инженера Константина Гаврииловича Репина 9 (22) января 1912 года (позднее Репина пригласили прокладывать трамвайные линии в Архангельск).

Маршрут движения трамвая проходил от вокзала по Кахановскому бульвару, Сергиевской, Великолуцкой улицам, Торговой площади, далее через Троицкий мост на Запсковье до соляных амбаров на Нарвской улице. По-современному это выглядит так: вокзал - Октябрьский проспект - Советская улица – площадь Ленина – улица Леона Поземского. Позже появилась вторая линия – от нынешней площади Ленина (именовавшейся тогда Советской) по Великолуцкой улице (ул. Советская) и Алексеевской слободе до Рижского моста.

Вагоны первого псковского трамвая были изготовлены на Мытищенском машиностроительном заводе, основанном в 1897 году.

Уже в августе 1912 года городская газета писала: «Трамвай наш сделал бы хорошие дела, не отправляя пассажиров наподобие сельдей в бочонке, а имея побольше запасных вагонов… Дело для Пскова не только неубыточное, по-видимому, но прямо похоже на дойную корову…»

Во время немецкой оккупации и гражданской войны трамваями, судя по всему, пользовались, но чем дальше, тем реже. Так что после окончания войны пришлось заново возрождать трамвайный парк. Работы по восстановлению трамвайного движения начались лишь осенью 1922 г., а возобновилось оно только летом следующего 1923 г. Всего в начале 1924г. на линии курсировали 8 вагонов.

Наличие рельсов в самом центре города приводило к необычным побочным эффектам. Например, на праздничных демонстрациях середины 20-х годов можно было увидеть в самом центре Пскова паровоз.

Демонстрация 1 мая 1923 года на Великолуцкой улице. Паровоз на трамвайной линии.
http://sbchf.narod.ru/29/pskovtram.html

Работа псковского трамвая получила неплохую оценку на состоявшемся в начале февраля 1925г. в Ленинграде Всесоюзном трамвайном съезде, о чем докладывал побывавший там инженер электростанции Кузнецов: «Наш маленький псковский трамвай мог бы совершенно затеряться на съезде крупнейших трамвайных представителей, но он обратил на себя внимание самой дешевой платой за проезд и незначительным штатом по обслуживанию одного вагона».
На этом съезде был поднят вопрос о повышении скорости трамвайного пробега и уменьшении количества остановок, что было актуальным и для псковского трамвая, средняя скорость которого не превышала 7,5 км в час, что было ниже коммерческой – 9 км в час – и почти вдвое меньше скорости ленинградского трамвая. Пробег же с одного конца города в другой занимал 23-25 минут.

Обсуждались также проекты совершенствования трамвайного движения в целях создания наибольших удобств для населения. Так, первоначально движение начиналось в 6 час. утра, а заканчивалось в 21 час. 40 мин. вечера, но уже летом 1925г. утренний выход был приурочен к прибытию поезда из Ленинграда и начинался в 5 час. 50 мин., а в парк вагоны стали возвращаться в 21 час. 50 мин. Но, по мнению многих горожан, высказавших его через печать, окончание движения следовало бы продлить: в 21 час. 50 мин. многие возвращались из кино и театра, к тому же ежедневно в 0 час. 15 мин. уходил на Ленинград последний пассажирский поезд, и соответственно движение трамвая целесообразно продлить до 24 час. Высказанное предложение неоднократно обсуждалось руководством и коллективом электростанции, которые пришли к выводу, что продление движения до 24 час. увеличит убыточность трамвая, и поэтому решили оставить все по-старому.

Стоимость за проезд на трамвае зависела от количества остановок (от 1 копейки до 3). Затем стоимость подняли до 5-7 копеек. В 1929 году появились первые проездные (абонемент на предъявителя стоил 10 рублей).

Уже в 1925г. обсуждался проект открытия движения трамвая по второй линии: от Советской площади по улице Советской до Алексеевской слободы, но этому первоначально сильно противился губисполком, убежденный, что из-за малого количества пассажиров маршрут будет убыточным.

Трамвайные пути на мосту Красной Армии

С 13 июня 1927г. решили все же открыть пробное движение двух вагонов по второй линии до Рижского железнодорожного моста, курсировавших в рабочие дни с 8 час. утра до 20 час. вечера, а в выходные дни – с 14 до 22 час. Плата за проезд в один конец составляла 7 коп. (по льготному тарифу – 5 коп.). Эксперимент превзошел все ожидания: маршрут оказался удобным для жителей и, на удивление многих, прибыльным. Однако с наступлением зимы движение по этой линии было прекращено и возобновилось весной. Так повторилось и в следующем году, и лишь через два года движение стало круглогодичным.

За один только январь 1928г. услугами трамвая в Пскове воспользовались свыше 186 тыс. чел., т.е. в среднем на день приходилось 6200 чел. В Пскове трамвай по-прежнему оставался одним из самых дешевых в стране, и тарифы зачастую не покрывали расходов.

В начале 1930-х гг. в Пскове активно обсуждался назревший вопрос о создании трамвайного кольца по маршруту: вокзал – Пролетарский бульвар – Октябрьская улица – ул.Единства – Советская площадь - ул.Советская – станция Псков-2 – ул. Вокзальная – станция Псков-1  (вокзал). Это дало бы возможность снять рельсы с улиц Пушкинской и Профсоюзной, упразднить второй путь на участке ул. Профсоюзная – Советская площадь, а движение вагонов трамвая в обе стороны разгрузило бы поток пассажиров с прибывающих на вокзал поездов на два русла, т.е. в сторону Пролетарского бульвара и ст. Псков-2. В целом это существенно разгрузило бы первую линию и стимулировало бы застройку пустующих участков города. Эта идея «трамвайного кольца» была включена и в Генеральный план реконструкции Пскова, принятый в 1935г., но осталась неосуществленной.

С 1 апреля 1933 г . движение по обеим линиям было продлено до 24.00 час, в 1934г. протяженность пути увеличилась более чем на 500 м за счет продления его до льночесальной фабрики на Запсковье, а парк стал пополняться более вместительными вагонами.

Если старые вагоны вмещали не более 16 посадочных мест («сидячих»), то в 1933г. на линию вышли два новых вагона, полученные с Мытищинского завода и вмещавшие по 20 мест, а также вагон местной сборки с 18 местами. Новые вагоны поступали и в 1934-1935 гг., т.к. проблема переоснащения псковского трамвая была очень острой.

В сентябре 1935 г. началось строительство новой линии трамвая через мост Красной Армии на Завеличье, и 5 августа 1936г. первый вагон совершил пробный рейс по маршруту до кожевенного завода «Пролетарий» (позднее там создали радиозавод). 10 августа линия полностью вступила в эксплуатацию, а затем трамвай стал ходить и в другую сторону Интернациональной улицы – до 1-й Советской больницы.

http://pskovichka.ru/publ/iz_istorii_pskovskogo_kraja/pskov_na_fotografijakh_1941_1945g_g/12-1-0-222

Однако, почему-то, на ниже приведенной фотографии "Четырех углов", сделанной в 1941г. видим, что трамвайные рельсы с моста поворачивают только в сторону больницы. А где же путь в сторону кожевенного завода?

Поворот с моста только в сторону больницы. Как трамвай мог ходить сначала до Кожзавода? http://forum.pskovonline.ru/index.php?showtopic=20501
Если посмотреть на аэрофотосъемку перекрестка, то видно, что поворот к больнице "режет" угол на перекрестке Углы. В сторону кожзавода поворот не "срезан". Может его убрали из-за строительства "Дома стахановцев" (Рижский 5)?
Аэрофотосъемка перекрестка: http://forum.pskovonline.ru/index.php?showtopic=20501 (26.01.2012).

В 1935г. средняя скорость псковского трамвая составляла уже 9,7 км в час, в 1936 г . – 10,45 км , а на 1937г. была поставлена задача довести ее до 11,5 км , что приближало ее к республиканской норме – 13 км в час. Число перевезенных пассажиров в 1933 г. достигло уже 16 млн., в 1934 г . – 20 млн., в 1935 г . – 21 млн.

С 1 мая 1936г. горсовет ввел новые тарифы на проезд в трамвае, вновь несколько их повысив.

Повышение платы за проезд привело к некоторому уменьшению числа пассажиров: в 1937г. трамваем воспользовались 13,5 млн. чел., в 1938г. – 15 млн. В 1939г. общая протяженность трамвайного пути составляла 10,8 км , а число пассажиров достигло 16,7 млн. чел.
Уменьшение пассажиропотока на трамвае было связано и с тем, что в это время в городе все большее развитие получал новый вид пассажирского транспорта – автобусы, и население зачастую отдавало предпочтение ему. Прежде всего, автобусы ходили по тем улицам, на которых не было рельсов.

И все же основным общественным транспортом в Пскове до Великой Отечественной войны оставался трамвай. Предполагалось, что в будущем все районы города соединят четырьмя трамвайными кольцами. Такое будущее так и не наступило. Очередная немецкая оккупация нарушила планы.

В годы Великой Отечественной войны гитлеровские оккупанты разобрали трамвайную линию и разграбили имущество парка, поэтому псковский трамвай прекратил существование. Большую часть рельсов за несколько лет войны искорежили, а в 1944 году немцы демонтировали и вывезли все трамвайные вагоны. Существует версия, что подвижной состав псковского трамвая был отправлен ими в Варшаву и работал там, в то время как варшавские вагоны, более комфортные и современные, в свою очередь были вывезены в Берлин. Немногие же оставшиеся рельсы, так же как и проложенные немцами заново, использовались не для перевозки пассажиров, а для перевозки грузов.

Хотя по Генеральному плану развития Пскова, принятому в конце 1945г., предусматривалось создание системы городского транспорта в виде трамвайного, троллейбусного и автобусного сообщения, и на 1946г. для восстановления трамвая предполагалось выделить 1,5 млн. руб., планы эти не осуществились. Последние участки трамвайных путей были демонтированы в 1950-е годы. Троллейбуса псковичи так и не увидели, не был восстановлен и трамвай.

Основным видом городского транспорта стал и до настоящего времени остается автобус.

При подготовке текстового материала использованы статьи:

А.Семенова «Дорогой длинною…» (Псковская правда, 2011, 16 февр. (№ 29);

М. Андреева «Шел трамвай десятый номер…» (Псковские новости, 2010, 6 окт.);

А. В. Филимонова «Трамвай в Пскове» (Стерх, 2004, 25 июня (№ 57);

Н. Левина «Конка» (Псковская правда, 1990, 8 апр.).


Репин, К. Г. Доклад в городскую Думу об устройстве электрического трамвая [Электронный ресурс] / Константин Гавриилович Репин. - Псков, 1910. – 20 с. – Режим доступа: http://91.201.117.158/catalog/kray/reader.php?id=1675 . - 26.01.2012.

Схема линии: ориентировочная трасса первой трамвайной линии на плане города, изданном в 1920-х годах. - Режим доступа: http://sbchf.narod.ru/29/pskovtram_karty.html . - 26.01.2012.

Схема Псковского трамвая на сайте СТТС   - пока единственная схема Псковского трамвая 1917 года : [с коммент.] // ГОРОДСКОЙ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ  - совмещённый трамвайно-троллейбусный сайт . - Режим доступа: http://transphoto.ru/photo/231297/ . - 26.01.2012.


Семенов, А. Дорогой длинною…: общественный транспорт в Пскове менялся вместе с обществом: [в т.ч. о псковском трамвае] / Алексей Семенов // Псковская правда. – 2011. – 16 февр. (№ 29). – С. 39. - Режим доступа: http://pravdapskov.ru/rubric/33/7139/?print . - 26.01.2012.

Андреев, М. «Шел трамвай десятый номер…» / Максим Андреев // Псковские новости. – 2010. – 6 окт. (№ 23). – (Фото на память).

Филимонов, А. В. Транспорт: [о городском пассажирском транспорте: трамвае, автобусах] / А. В. Филимонов // Филимонов А. В. Псков в 1920-1930-е годы: очерки социально-культурной жизни. – Псков, 2005. – С. 195-202. - (Псковская историческая библиотека). - Режим доступа: http://pskovichka.ru/publ/iz_istorii_pskovskogo_kraja/transport_v_pskova_v_1920_30_e_gody/12-1-0-104 . - 26.01.2012.

http://druzhkovka-news.ru/ocherki-socialno-kulturnoj-zhizni/14/ . - 26.01.2012.

Островских, А. Псковский трамвай: [воспоминания псковички] / Андрей Островских // Псковский калейдоскоп. – 2004. – 6 окт. – С. 4.

Cтарожилы очень хорошо помнят, как бегали по улице Советской красные вагончики. Впрочем, "бегали" - слишком громко сказано...

«Очень, помню, нравилось на трамвае кататься. Времени свободного мало было: училась или работала, но в первые дни меня из трамвая не выгнать было. Эти звонки, лязг колес... Тогда многие молодые люди техникой увлекались. А трамвай казался мне чудом техники. Я даже вагоновожатой мечтала поработать.

Особенно весной хорошо было. Город тогда зеленый был, тихий. По главной улице, по нынешней Советской, едешь, сиренью пахнет - голова кружится.

Конечно, особенного удобства, к какому сейчас привыкли, мягких сидений тогда не было. Мальцы хулиганили и в те времена. Вскочат на подножку и едут. Кондуктор в сердцах их по матушке, а они только радуются. Даже взрослые дядьки так баловались. Говорили, правда, что кто-то таким образом убился насмерть…

А зимой детишки сзади прицепятся и на санках едут – скорость - то невысокая была. Могли, конечно, при резком торможении и под колеса угодить. Но тогда за этим милиция следила.

И с мужем я, в общем-то, тоже в трамвае познакомилась… За три остановки я влюбилась на всю жизнь. Молодая была... Вот так псковский трамвай привез мне мое счастье…».

Филимонов, А. В. Трамвай в Пскове: [1906-1945] / А. В. Филимонов // Стерх. – 2004. – 25 июня (№ 57). – (Псковские хроники, № 6, с. 3).

Левин, Н.Ф. [Трамваи, трамвайные пути]: [фотографии] / Н.Ф. Левин // Псков на старых открытках. – Псков, 2001. – Вып. 2: Вдоль по Сергиевской, по Архангельской. – С. 92, 95, 96, 99, 101, 106, 113, 114, 115, 118, 123, 125, 126, 131.

Левин, Н.Ф. [Трамваи, трамвайные пути. Конка]: [фотографии] / Н.Ф. Левин // Псков на старых открытках. – Псков, 2000. – Вып. 1: По главной улице… с открыткой. – С. 34,37,55,57,61,63,64,67,70.

Первый трамвай в Пскове / [подгот.] Н. Коломыцева // Псковские хроники: история края в документах и исследованиях. – Псков, 2000. – Вып. 1. – С. 106.

Левин, Н. Конка / Н. Левин // Псковская правда. – 1990. – 8 апр. – С. 8. – (Псков на старых открытках).

Изюмов, Е. Ходил в Пскове трамвай… / Е. Изюмов // Ленинская искра. – 1987. – 11 янв. – С. 4.


Электронные ресурсы

Конка в Черехе [Электронный ресурс] // Псковские железные дороги: сайт / Ю. Киселев. – Режим доступа: http://pskovrail.narod.ru/main58.html . - 26.01.2012.

Конка в Черехе: фот. - Режим доступа: http://pskovrail.narod.ru/2005/konka.jpg . - 26.01.2012.

Рельсовый путь в Черехинском лесу: фот. - Режим доступа: http://pskovrail.narod.ru/2005/209.jpg. - 26.01.2012.

Курзал санатория : фот. - Режим доступа: http://pskovrail.narod.ru/2005/211.jpg . - 26.01.2012.


Для доставки дачников в Череху псковичи составили Общество легкого пароходства, которое в мае 1883 года спустило на воду пароход "Ольга". Через четыре года его выкупил баденский подданный Георг Викенгейзер, ставший псковским предпринимателем. Он приобрел и второй пароход - "Александр", построил в Черехе для сдачи внаем полтора десятка дач, а также курзал и новую пристань, в 1890 году проложил от нее до курзала полторы версты рельсового пути для конки.

Фот. из книги Н. Ф. Левина "Псков на старых открытках" (2003г.)

Викенгейзер Георг Францевич (15.02.1843 - 14.02.1914) // Псковская энциклопедия / гл. ред. А. И. Лобачев. - Псков: Изд-во "Псков. энцикл. ", 2003. – С. 136.

Конка и трамвай в Пскове [Электронный ресурс] // Псковские железные дороги: сайт / Ю. Киселев. – Режим доступа: http://pskovrail.narod.ru/main604.html . - 26.01.2012.

Марафон на колесах. Фургон – конка – трамвай [Электронный ресурс]: [по материалам книги В. Игнатьевой "Автобусный парк" (ООО "Печатный Двор Стерх"), 2005 г .] // Государственное предприятие Псковской области ГППО "Псковпассажиравтотранс": [сайт Псковского автобусного парка] – Режим доступа: http://www.pskovbus.ru/?pag=hyst2 . – 26.01.2012.

Статья, посвященная истории развития общественного транспорта в Пскове. В т.ч. трамваю.


Псковский трамвай [Электронный ресурс]: материал из Википедии — свободной энциклопедии. – Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki. – 26.01.2012.

Псковский трамвай [Электронный ресурс] // Сайт о железной дороге / Сергей Дмитриевич Болашенко. – Режим доступа: http://sbchf.narod.ru/29/pskovtram.html . – 26.01.2012.

Псковский трамвай [Электронный ресурс]: [форум : обсуждение вопроса о ширине колеи Псковского трамвая. Действительно ли псковский трамвай был узкоколейным?] // Parovoz.COM: сайт "Паровоз ИС" - российский (и не только) железнодорожный портал. – Режим доступа: http://www.parovoz.com/phpBB2/viewtopic.php?p=67754 . – 26.01.2012.

Обсуждение Псковского трамвая на сайте «Транспорт в России» [Электронный ресурс]: Трамвай в Пскове: широкая или узкая колея?. – Режим доступа: http://forum.tr.ru/read.php?1,630125 . – 26.01.2012.

В разных трамвайных источниках упоминается, что трамвай в Пскове имел колею 1000 мм , однако многочисленные псковские фотографии "псковского трамвайного периода" указывают на обратное, иллюстрируя, что трамвай был ширококолейным. Информация же о перешивке колеи в процессе эксплуатации электрического трамвая в краеведческой литературе псковского края нигде не встречается, несмотря на то, что эта работа требует значительных временных и материальных затрат как на путевое хозяйство, так и на подвижной состав.

Отголоски трамваев в Пскове [Электронный ресурс]: форум. - Режим доступа: http://forum.pskovonline.ru/index.php?showtopic=20501 . - 26.01.2012.


Фотографии псковского трамвая>>>


Изюмов, Е. Псковский трамвай: стихотворение // Изюмов Е. Не представить Россию без Пскова: стихи: избранное / Евгений Изюмов ; [сост. Л. В. Федотова]. - Псков: Изд-во Псков. обл. центра народного творчества, 2006. – С. 47.

Евгений Изюмов

ПСКОВСКИЙ ТРАМВАЙ

Ах, память, ты сердце мое не терзай...
Бежит и звенит довоенный трамвай,
Бушует в садах голубая весна,
И в детство еще не ворвалась война.
Веселый вагончик бежит и бежит.
И мама жива, и отец не убит.
И Катька-сестренка спешит в Летний сад –
Там ждет ее кто-то из наших ребят.
Как все это было, дружище, давно,
Сменялись года, словно кадры в кино.
Умчался вагончик по рельсам стальным,
И память моя устремилась за ним.

Иду, не спеша, я на шумный вокзал,
Отсюда, на фронт я отца провожал,
Отсюда в дороге не чувствуя ног,
В то жаркое лето мы шли на восток.
А следом за нами катилась война,
Горели деревни, горела страна.
Ах, память, не надо мне сердце терзать:
Погиб мой отец, умерла моя мать.
На улицах людных совсем не видны
Жестокие раны минувшей войны.
И рельсов на улицах я не найду:
Остался трамвай в сорок первом году!

Материал подготовила Субботина С.Н.

 
наверх