Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Юридическая помощь
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Новые книги по праву



Книги-юбиляры - 2016



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта






Баннеры

Официальный сайт города Пскова и Псковской городской Думы

Псковская область. Информационно-аналитический портал

Псковская лента новостей

Каталог Псковских сайтов

Официальный интернет-портал правовой информации

Историко-культурное наследие. Официальный сайт Псковской области

Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ

Российская библиотечная ассоциация

Поиск в электронном каталоге СИГЛА

Юридические услуги. Традиционно надежно

Сводный каталог библиотек России в свободном доступе - навигатор библиотечных ресурсов




Великий пост
Пасха

Великий пост

Первый день Великого поста называли чистым понедельником. Очистительные действия этого дня сводились к строгому соблюдению поста, а иногда - к полному отказу от еды. В некоторых местах чистый понедельник был поминальным днем, поэтому вся еда состояла из кутьи, овсяного киселя и блинов.

Во время поста, длившегося семь недель, было принято воздерживаться от скоромной пищи и от веселья. Гулянья и вечерние собрания молодежи были строго запрещены. Возможны были лишь девичьи посиделки с пением духовных стихов и песен, распространенные в части районов Псковского края.

Обряды Великого поста соотносились с традиционными обычаями встречи весны. На Псковщине восточнославянский обычай закликать весну заключался в изготовлении 9 марта обрядного печенья: жаворонков, сороков или комов.

По церковному календарю - это день Сорока мучеников, по народному - Сороки. Печенье пекли из ржаной или пшеничной муки. Жаворонкам придавали форму птиц: делали глаза, головку, крылья, хвост. По народным представлениям, прилет птиц, в том числе и жаворонков, символизировал наступление весны. Сороки представляли собой круглые булочки и орешки; их должно быть сорок. В настоящее время крестьяне название этого печения возводят к названию птицы сороки.

В Порховском районе при испечении сороков в одну или две булочки закладывают монетки. Крестьяне считают, что «тот, кому достанется монетка, найдет счастье».

День Благовещенья жители Псковской губернии отмечали так же, как и все население России. В этот день обязательно посещали церковь, а все дела, даже самые важные, старались отложить. Крестьяне так и говорили: «В Благовещенье птица гнезда не вьет, девица косы не плетет». По сей день пожилые женщины соблюдают эту традицию.

В Благовещенье пекли большую просвирку, которую использовали в земледельческих обрядах. Ее клали в севалку - в посевные семена - для хорошего урожая. Использовали благовещенскую просвирку и в первый день пахоты. Пахарь, объехав один раз поле, откусывал кусочек просвирки, а оставшуюся часть отдавал лошади.

В Благовещенье судили о будущем урожае: если снега нет - будет урожай хлеба.

Предпасхальная неделя была насыщена праздничной подготовкой и различными обрядовыми действиями.

Последнее воскресенье перед Пасхой называли вербным. В этот день ходили в церковь святить недавно распустившиеся веточки вербы, которым приписывали магические свойства. Использование вербы в весенних обрядах не случайно: это первое растение, на котором весной появляются почки. Ломали вербу обычно в субботу, а после освящения, украсив лентами и кистями, ставили к иконе и втыкали в косяки окон. Общерусский обычай хлестать всех домочадцев, а особенно детей, освященной вербой с целью получения здоровья был известен и на Псковщине. При этом крестьяне приговаривали: «Верба-хлест, бьет до слез».

Повсеместно был распространен обычай выгонять скотину в поле в первый раз освященной вербой, чтобы оградить ее от различных напастей. Многочисленные обряды с вербой должны были обеспечить сохранение и преумножение будущего урожая и скота. Вербу «тыркали в свою полосу на ржаном поле, а при колхозах - в огород, чтобы хлеб рожался» (Порховский район). Крестьянки Гдовского района, воткнув веточки в землю, перепрыгивали через них три раза, стараясь не задеть вербу, чтобы скот за время летнего выпаса оставался целым и невредимым. Веточки вербы также оставляли (или сжигали) на муравейнике, считая, что скотина, подобно муравьям, всегда будет возвращаться домой.

После вербного воскресенья начиналась страстная, или страшная неделя. Особо отмечался четверг, известный в народе как чистый четверг. Среди многочисленных обрядов, приходившихся на этот день, на Псковщине наибольшее распространение получил обряд очищения водой, сохранившийся и сегодня.

Воду для омовения брали из природных источников рано утром. В нее опускали чаще всего монетку, серебряную, и яйцо, тем самым увеличивая ее очистительные и целебные свойства. Утром, до восхода солнца, обливались или умывались этой водой, «чтобы быть счастливыми». Первоначальный смысл ритуального омовения, заключающийся в телесном очищении перед весенним севом, был забыт.

К очистительным действиям, совершавшимся в этот день, можно отнести и тщательную уборку помещений. К четвергу старались убрать и вымыть все в доме и во дворе, т.к., согласно поверью, в чистый четверг «мусор не выносят из дома для благополучия». По представлению крестьян, в этот день нельзя ничего никому давать, ходить по домам и просить что-нибудь, поскольку так поступали только колдуны. Порховские крестьяне верили, что колдуны творили свои черные дела в чистый четверг до восхода солнца. Поэтому, именно к этому времени было приурочено омовение водой, как охранительное действие.

К четвергу были отнесены обряды, направленные на сохранение и предохранение домашних животных. В ночь на четверг в подойник наливали чистую воду, клали на него сверху нож или лучину и оставляли до утра. Делалось это для того, чтобы «никто не отнял у коров молока».

В четверг начинали готовить пасхальные блюда: пасху, кулич, каравай. В пятницу или в субботу красили яйца. Самый распространенный способ окрашивания - в луковой шелухе.

Пасха

Пасха повсеместно была самым большим праздником. В пасхальную ночь празднично одетый народ направлялся в церковь на службу, «чтобы грехи оставить там и начать другую жизнь после поста». В узелках или корзинках крестьяне несли прикрытые полотенцем пасху, кулич, крашеные яйца, чтобы освятить в церкви. Утром возвращались домой, поздравляли друг друга с воскресением Христа, христосовались и обменивались яйцами.

После возвращения из церкви крестьянская семья собиралась у стола, молилась и разговлялась одним яйцом. Глава семьи разрезал освященное яйцо по числу членов семьи, и со словами «Христос воскресе» - «Воистину воскресе!» - каждый съедал свой кусок. Затем следовал праздничный обед. Два яйца, освященные в церкви, обязательно клали «к Богу» - к иконе и хранили до следующей страстной пятницы. В этот день в Порховском районе было принято затоплять яйца в реке.

В течение недели под иконами стоял освященный кулич.

Древний обычай испечения и вкушения обрядного хлеба (особенно весной) был связан с магией плодородия. В пасхальном ритуале важное место занимало яйцо, ставшее символом праздника. В русской традиции с ним связаны представления о сохранении, возникновении и воспроизводстве жизни. Как символ воскресения яйцо было воспринято церковью. Вера в магические свойства пасхального яйца отразилась в поверье, будто с его помощью можно потушить пожар.

У русских Псковской губернии широко был распространен обычай катания яиц на Пасху. После обеда мужчины, а иногда и парни, собирались на улице. В центре небольшой ровной площадки ставили деревянный круг, в который складывали по одному крашеному яйцу. Оставшиеся яйца катали по специально сделанным лоткам (лоток - доска с желобком), расположенным под углом к кругу с яйцами. Если катящееся яйцо разбивало какое-нибудь из лежащих в круге, то игрок брал себе оба яйца.

Обычай традиционного обхода домов с песнями на Пасху был распространен в Великолукском, Невельском, Себежском, Пустошкинском, Новосокольническом, Локнянском, Бежаницком и частично в Опочецком и Новоржевском районах. Обходчиков называли волочебниками, лалымщиками, христославщиками, а песни, которые они исполняли, - христовскими, пасочными, волочебными.

В старину волочебные песни пела молодежь или группа женатых мужчин. В псковских землях, как в Белоруссии и в южных районах России, мужские артели исполняли волочебные песни с музыкальным сопровождением: под гармошку или скрипку. К началу XX века относятся сведения, согласно которым в группу волочебников входили женщины и девушки, что говорит о постепенном разрушении обряда. В большинстве мест после войны обход дворов на Пасху уже не совершали, но старшее поколение помнит этот обычай до сих пор.

В течение пасхальной ночи и следующего дня волочебники пели под окнами домов весенние песни, которые по содержанию и значимости сходны со святочными колядками. В песнях шла речь о сборе волочебников, о прибытии их на крестьянский двор; центральная часть песен отводилась величанию хозяев, их дома и двора. Заканчивались песни благопожеланиями и требованием подарка, а в случае невыполнения обычая - угрозами несчастий. Для волочебных песен, в отличие от колядок, характерно перечисление всех значительных праздников и соответствующих им работ.

«Первый праздник - светла Пасха,

Бери яйца.

Еще праздник - свят Егорий,

Бери вербу, гони в поле.

Еще праздник - святой Борис,

Горох сеют.

Еще праздник - свят Микола,

Бери брутья, веди в поле.

Еще праздник - свята Троица,

Дождик мочит, колос точит.

Еще праздник - Петра-Павла,

Наливает.

Еще праздник - свят Ильюшка,

Пожинает.

Еще праздник - свят Покрова,

Помолотки без убытку»

(Невельский район).

Подобно другим величально-заклинательньш песням, исполнявшимся в переходные периоды, волочебные, певшиеся при весеннем обходе дворов накануне сева, содержали основную цель: воздействие на плодородие земли и благополучие семьи.

Обход домов на Пасху совершали и священники. Они посещали дома крестьян и служили в них молебны. В большинстве районов Псковщины на Пасху устраивали гулянья, ярмарки, игры, катания на качелях. В Пикалихинской волости в конце XIX в. весенние гулянья начинались со святой недели и «состояли из снования молодежи взад и вперед по улице селения. Молодежь гуляла раздельно: парни в высоких сапогах с бураками и гармошкой, в калошах и с дождевыми зонтиками; девицы с узлами, в которых праздничный наряд». При этом пели лирические песни, которые называли пасхальными, водили хороводы - так гуляли до вечера. Гулянья продолжались до Троицына дня: каждый вечер с 9 до 12 часов молодежь собиралась около домов на беседы.

Как о веселом развлечении пожилые женщины сейчас вспоминают обычай катания на качелях. Качели ставили обычно за деревней, на берегу реки, на горке, на ровном и сухом месте; иногда их вешали на гумно. Качели делали круговые: к вершине врытого в землю столба прикреплялись палки или веревки. Другой тип качелей представлял собой перекладину, укрепленную на вертикальных столбах. На перекладину вешали веревку со вставленной в петлю доской, на которой помещалось от двух и более человек. На качелях катались преимущественно на Святой неделе.

В Печорском районе на Пасху существовал обычай петь величальные песни молодухам, вышедшим замуж во время минувшего Мясоеда. Величания в Пасху завершали цикл весеннего чествования молодоженов, начатый на Масленице.

В пасхальных обрядах важное место отводилось поминовению умерших родственников. В Порховском районе в первый день Пасхи ходили на кладбище христосоваться с умершими: яйцо закапывали в землю или крошили на могилу - для птиц. В русской традиции основным днем поминовения усопших считался второй день на Фоминой неделе, получивший в народе название Радуницы (по представлению крестьян, «родители в этот день радуются»). На Псковщине в Радуницу тоже было принято ходить на кладбище поминать умерших. На могилу клали крашеные яйца, кутью, кулич, совершали ритуальную трапезу. В церкви заказывали молебен по всем умершим.

Обычай поминать мертвых связан с земледелием: «Забота о посевах сочетается с заботой о покойниках: усопших надо умилостивить... их надо поддерживать пищей, питьем, теплом..., надо оставлять им еду на могилах..., надо обеспечить им не только жизнь, но и бессмертие. Надо приобщить их к кругообороту жизнь - смерть - жизнь, которым живет природа, и который нужен земледельцу, надо чтобы они и сами способствовали этому кругообороту». Поэтому основными блюдами поминальной трапезы у русских повсеместно были яйцо, кутья, хлеб. Яйцо, как и зерно, является символом бессмертия, источником новой жизни.

Историко-этнографические очерки Псковского края / под ред. А. В. Гадло. - Псков: ПОИПКРО, 1998. - 315 с.

 
наверх