Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2019



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия










Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта









ОЛЬГИНСКОМУ МОСТУ - 100 ЛЕТ

11 ноября 2011 года псковскому Ольгинскому мосту исполнилось 100 лет

Псков. Ольгинский мост.
Вид на Троицкий собор.

http://images.pskov.ru/photos/autumn/dscn0995.jpg

Псков, расположенный на месте слияния двух полноводных рек - Великой и Псковы - за свою более чем тысячелетнюю историю постоянно разрастался, осваивая под городскую застройку земли, лежащие за реками - Завеличье и Запсковье.

Поэтому с давних пор псковичам приходилось решать проблему переправ в заречные части.

Переправу через Великую с незапамятных времен осуществляли вброд, брод находился (да и сейчас существует) в 14 км от Пскова, вверх по течению реки - у деревни Ольжино, за Выбутами. Здесь река Великая пробила свое русло сквозь известняковые отложения, и здесь уровень воды даже в летнее время не превышает полметра. Правда, течение очень быстрое, но дно ровное и переправа весьма удобна. У этого брода часто происходили стычки псковичей с непрошеными гостями, и в первую очередь с литовцами, пытавшимися проникнуть на Псковскую землю. Отсюда пошло и название - Литовский брод.

В летнее время река Великая служила для древнего Пскова надежной преградой от нападения неприятеля, поэтому в средневековье вопрос о возведении постоянного моста не поднимался.

Ежегодно после ледохода наводили паромную переправу, а впоследствии стали сооружать плавучий мост.

Ещё в древнем Пскове наиболее удобным местом переправы через Великую стал спуск к реке с Торговой площади. Широкая и глубокая река заставила псковичей пользоваться не только лодками. Для перевозки возов и карет пришлось пустить и паром. С заселением Завеличья местность, куда он причаливал, именовали Пароменьем.

Псковская летопись впервые упомянула это название в 1418 году, когда "на Завеличъи от Паромени" намостили Изборскую улицу. Через четверть века рядом построили церковь Успения Богородицы, которую до сих пор называют Пароменской, как и соседнюю улицу, которой вернули это прежнее название.

Полноводная река защищала древнюю псковскую крепость от внезапного нападения врагов, приходивших с запада.

Впервые о существовании моста через Великую летопись упомянула под 1462 г.: «Того же лета псковичи помостиша мост через Великую». Мост наводили ежегодно после очищения реки ото льда.

Только одержав крупные победы над ливонцами в боях на Колпинке и за Изборском и опираясь на поддержку Великого князя Московского, псковичи решились навести плавучий мост через Великую.

С тех пор он часто упоминался в документах.

Так, Писцовая книга 1585-1587 годов отмечала, что "мост плаучей на Великой реке против Власьевских ворот" псковичи мостили сами, но принадлежал он царю, и мостовщики, собрав с него плату, вносили оброк по 60 рублей в год.

И в XIX веке плавучий мост оставался казённым. Более того, из казны по смете Министерства путей сообщения выделялись средства на работы, связанные с переправой через реку Великую. При этом плата за проезд и проход по мосту не взималась.

Под 1612 г. псковская летопись сообщает: «При том же воеводе Никите Вельяминове Дмитриевиче от немец приходиша немцы, с русскими людьми под Псков и сташа за Великой рекой и псковичи многие в Великой реке потонули, плавучий мост погряз». Псковичи, спасаясь от врага, бросились на мост, но он не выдержал нагрузки и стал погружаться, а люди, нагруженные поклажей, оказались в воде и утонули. Псковский воевода при описании Рижской дороги в 1656 г. выразился так: «...От Пскова до Риги 270 верст, а ездят по живому мосту».

Для наведения моста толстые бревна вязали в плоты, соединявшиеся вместе толстыми канатами от берега до берега, на плоты укладывали настил и сооружали перила. Такой мост под тяжестью возов и волнами колыхался, как живой. Для надежности его крепили не только к береговым приколам, но и забрасывали на дно якоря.

Плавучий мост назывался Великорецким.

Чтобы переправа по плавучему мосту продолжалась поздней осенью и ранней зимой, его обычно не разбирали до Рождества. Затем мост вырубали изо льда и складывали на левом, высоком берегу Великой. Сразу после ледохода людей начинали перевозить частные и казённые лодки.

Плавучий мост состоял из трёх бревенчатых плотов, соединённых между собой и покрытых настилом из толстых досок. Ночью его разводили на три часа для пропуска судов и барж. В ночь на 4 мая 1897 года из-за этого пожарная команда не смогла своевременно проехать на Завеличье, где горел гончарный завод Туваловича. К лету, когда уровень воды значительно понижался, мост проседал, и лошади с трудом вытаскивали гружёные возы на берег. Проседал мост и под тяжестью массы людей во время крестных ходов из Печорского монастыря и в Выбуты, так что приходилось с помощью полиции и солдат понемногу пропускать толпы богомольцев.

Неудобства наплавного моста усугублялись тем, что ни его якоря, ни береговые крепления не удерживали мост при чрезмерном напоре речной воды, Длительные дожди, подъём воды от сильных северных ветров с озера, а то и преждевременный ледоход из-за тёплой погоды ранней зимой разрывали мост на две-три части и по отдельности уносили их вниз по реке, иногда до Снятной горы или Псковского озера.

За сорок лет, начиная с 1869 года, плавучий мост не выдерживал напора стихии двадцать раз. Особенно разыгралась природа в упомянутом 1869 году: 14 августа его сорвал напор воды, поднявшейся из-за долгих дождей, 27 октября снёс ранний ледоход. Оба раза мост далеко не уплывал и его быстро наводили. Новый ледоход 16 ноября унёс части моста за десять вёрст, и до весны он не возобновлялся.

Для решения вопроса о ремонте плавучего моста и о перевозках большая часть его отдавалась в содержание. Так, с 1761 г . Beликорецкий мост находился на содержании прапорщика Сосина, который следил за его своевременным ремонтом, за что получал определенную договором сумму денег. Ответственность за качество строительных работ несли плотники, сооружавшие мост, и в случае разрушения моста по их вине они обязывались восстановить его за свой счет.

Средства на сооружение и наводку моста взыскивали с портовых и пограничных таможен, а также за счет пошлины, собираемой при продаже вина (по указу 1750 г .).

Великорецкий мост просуществовал до 1911 г.

Отсутствие надежной переправы через Великую в черте города в XIX в. ощущалось все более остро. Наводимый ежегодно плавучий мост не отвечал возросшим требованиям транспортного сообщениям тому же перекрывал Великую и мешал развитию судоходства.

Начиная с 1869 года, жители Пскова более тридцати лет обращались в правительство с ходатайствами о строительстве постоянного моста.

28 ноября 1869 года городской голова Пётр Петрович Калашников подал губернатору Михаилу Семёновичу Каханову прошение о постройке постоянного моста через Великую, приложив акт о неудобствах плавучего моста, а также весеннего парома, с трудом делавшего за день 6-8 оборотов с восьмью крестьянскими подводами. 4 января 1870 года губернатор обратился с обстоятельным письмом к министру путей сообщения. После новых обращений городской Думы и губернатора МПС и МВД ответили 31 марта 1873 года, что требующиеся для сооружения постоянного моста 150 тысяч рублей не могут быть выделены ввиду его местного значения и недостатка средств казны.

Более трёх десятилетий псковичи повторяли просьбы о постройке постоянного моста.

И каждый раз министерство финансов отказывалось выделить деньги. В очередном прошении от 10 ноября 1898 года городская Дума напомнила, что в связи с размещением войск на Завеличье мост будет иметь стратегическое значение. Ходатайство поддержало Военное министерство. И в сентябре 1899 года император повелел после завершения строительства мостов в некоторых других городах назначить на очередь Псков.

В марте, 1902 года Министерство путей сообщения запросило из казны ассигнования на постройку в Пскове моста через Великую в сумме 700 тысяч рублей.

Из них Псковская городская Дума, губернское и уездное земства обязались ежегодно возвращать государству 4 тысячи рублей, что составит 160 тысяч за сорок лет.

Госсовет предложил удешевить стоимость моста, а также получить от псковичей пособие казне в более значительных суммах. Новый проект со сметой на 635 тысяч рублей Министерство путей сообщения утвердило 15 декабря 1903 года.

В январе 1906 года проект со сметой передали в Государственную Думу, где он благополучно застрял в многочисленных комиссиях.

Псковичи обратились за содействием к членам Государственной Думы, избранным от Псковской губернии. В мае 1907 года городская Дума решила увеличить пособие казне на строительство моста до 2-х тысяч в год; столько же назначило уездное земство, а губернское - по 4 тысячи в год, так что общая сумма обещанного пособия достигла 320 тысяч на 40 лет.

В октябре 1907 года четыре домовладельца Завеличья во главе с П.Д.Батовым побывали у министра финансов. Наконец, 19 февраля 1908 года Государственная Дума приняла закон о строительстве моста в Пскове, ровно через месяц его одобрил Госсовет, и 22 марта утвердил император Николай II.

И вот 14 июня 1909 г. состоялась торжественная закладка моста. Присутствовали при этом губернатор А.В.Адлерберг, вице-губернатор барон Н.Н.Медем, председатель городской думы А.А.Агапов и др. Строительство осуществляла фирма инженера А.Лентовского из С.-Петербурга, конструкцию рассчитывал инженер Г.Н.Соколов.

Автором проекта моста был русский инженер Григорий Никифорович Соловьёв.

Подряд на земляные и каменные работы получила петербургская фирма инженера А.Лентовского, назначившего наименьшую сумму в 251,3 тысячи рублей, а изготовление и монтаж железных конструкций взял на себя Брянский завод за 216 тысяч рублей. С учетом 25 тысяч за технический надзор мост обошелся в 492,3 тысячи рублей (намного дешевле сметы).

Инженер Лентовский имел богатый опыт строительства, соорудив по России 21 мост. Перед Псковом им был завершён километровый мост в Астрахани через один из рукавов Волги. Весной 1909 года он быстро привез в Псков артель каменщиков из Орловской губернии, поставил на Завеличенском берегу мастерскую с паровым котлом и другими механизмами. Торжество закладки моста отпраздновали 14 июня 1909 года, устроив там же временный павильон, фонтанчик, украсив постройки зеленью и флагами. Молебствие и водосвятие завершились обедом для самых почётных гостей в зале Дворянского собрания и гуляньем на даче Лентовского в Черехе.

Псковичи с интересом наблюдали, как в июле 1909 года опускался в воду первый кессон высотой почти 13 метров для сооружения опоры нового моста. Пологий берег Завеличья пришлось поднять до уровня Торговой площади противоположного берега.

С августа 1910 года под руководством инженера Брянского завода Нечаева на каменных опорах и деревянных лесах, поставленных рабочими Лентовского, началась сборка и склёпка поступивших с завода металлических конструкций общим весом в 63 тысячи пудов (1032 тонны). Двойной настил на пропитанные деревянные брусья укладывали в июле-августе 1911 года. Для испытания прочности моста по нему пропустили 700-пудовый паровой шоссейный каток и навезли на телегах 45 тысяч пудов песка.

Красавец-мост был готов в октябре 1911 г., и его ажурные арки и башенки органично вписались в панораму города, украсив его. Торжественное открытие и освящение моста состоялось 30 октября 1911 г .

Движение по мосту открылось 30 октября 1911 года после крестного хода из Троицкого собора во главе с епископом Алексием, который совершил чин освящения.

И хотя погода в тот день не баловала (шел дождь), народу на открытие пришло много.

Проект украшений для моста составили столичные художники. Торчавшие над фермами железные башенки в восточном стиле вызвали обвинения в безвкусице и даже в "архитектурном бесстыдстве" , но потом к ним привыкли.

Ещё когда мост строился, его стали называть Ольгинским. На телеграмму об открытии моста и просьбу об официальном присвоении такого названия император ответил 9 ноября 1911 года: "СОГЛАСЕН И БЛАГОДАРЮ ВСЕХ”.

Позднее, в августе 1912 года, при въезде на мост с обеих сторон установили гранитные столбы с позолоченными кронштейнами для фонарей и государственным гербом Российской империи, а со стороны Завеличья - гербом губернии.

При закладке моста 14 июня 1909 года чудная погода внезапно сменилась грозой с проливным дождем. При освящении моста 30 октября 1911 года из-за ненастья молебен совершался в особой палатке. Дурные приметы оправдались.

Этому мосту выпала в дальнейшем тяжелая доля.

За последующие 33 года мост взрывали трижды: в мае 1919 года перед приходом белогвардейских войск (25 мая 1919 г. его взорвали отступавшие под натиском белогвардейцев войска Красной Армии; восстановлен он был только в 1921 г.) в июле 1941 года перед вступлением фашистов и в июле 1944 года при их отступлении. И трижды его пришлось восстанавливать.

Ольгинский мост был переименован в мост Красной Армии 19 февраля 1923 года, в ознаменование 5-й годовщины Красной Армии, в честь событий гражданской войны.

В 1919 году с мостом связан подвиг группы саперов под командой А.А.Чепурина (в разных источниках встречается иное написание фамилии – Чечулин, Чепулин, Чепурнин). Вечером 25 мая 1919 года, пропустив наши отходящие части, Чепурин со своими саперами взорвал мост в тот самый момент, когда на него прорвались белогвардейские броневики. А.А.Чепурин и большинство саперов погибли. В своем новом названии мост хранил память об их подвиге.

8 июля 1941 года при отступлении частей Красной Армии шоссейный мост через Великую - мост Красной Армии - был снова взорван. Взрывом повреждена правобережная ферма моста.

Восстановлен солдатами вермахта в 1942 г.

22 июля 1944 г. мост Красной Армии был взорван (в третий раз).

При отступлении из Пскова оккупанты тремя мощными взрывами разрушили красивый 252-метровый металлический мост Красной Армии через Великую. Средний пролет длиной 75 м был взорван посредине (взрыв был осуществлен с расче­том на полное разрушение), и концы арки обрушились в воду. Левобережная и правобережная подвесные фермы длиной по 36 м также упали в реку. Были разрушены почти все опоры моста. Необходимость быстрейшего его восстановления диктовалась прежде всего потребностью переправы для войск 3-го Прибалтийского фронта. Был срочно построен деревянный низководный мост на сваях, по которому прошли воинские часта для изгнания врага из Прибалтики.


Взорванный мост

Но городу нужен был постоянный мост. Срочную его постройку могли обеспечить только военно-дорожные части Красной Армии, поэтому в Псков было передислоцировано 1-е Военно-дорожное управление под командованием полковника И.Ф.Хохлова.

В помощь военным строителям решением облисполкома была мобилизована дополнительно рабочая сила из ряда районов области: из Плюсского и Стругокрасненского - по 350 чел., Псковского и Новосельского - по 300, Островского - 200.

Восстановление моста входило в план по восстановлению городского хозяйства. В декабре 1941 года в Пскове был введен обязательный единовременный налог в 10 рублей с человека на восстановление города.

Работы по восстановлению моста оказались очень трудоемкими. Нужно было извлечь из-под воды срезанную часть главного пролета и подвесные пролетные строения, поднять их на 15-20 м, выправить деформированные элементы и заменить негодные новыми, склепать новые элементы со старыми и придать проектное положение пролетным строениям. Надо было также восстановить разрушенные части опор.

Работы велись круглосуточно. За время восстановления моста было поднято обрушенных пролетных строений общим весом 1200 т. и уложено 2300 куб. м. бетона. Не обошлось без трудностей и опасных моментов. В ледоход 9 апреля 1945г. вода поднялась очень высоко, между водой и фермами оставалось не более метра. Пролетные строения в этот момент были уже подняты вровень с берегами, но держались только на домкратах, возникла угроза их срыва. Причиной всему оказались ледяные заторы у Снятной горы. Взрывами противотанковых мин скопления льда были разрушены, опасность миновала. На восстановление моста потребовалось девять месяцев, и 11 апреля 1945г . по нему открылось движение.

Это крупное событие в жизни города было отмечено общегородским митингом. По окончании работ лучшие строители были приглашены в драмтеатр им.А.С.Пушкина, где им были вручены правительственные награды и Почетные грамоты облисполкома и обкома партии. Всего было вручено 117 правительственных наград и 301 грамота. Горисполком 5 мая 1945г. решил увековечить этот трудовой подвиг изготовлением памятной бронзовой доски с текстом и установкой ее на обелиске у входа на мост, что, однако, не было реализовано.

Автор проекта восстановления моста - инженер-майор Сыч В.М. Работы выполнялись под руководством главного инженера военно-дорожного управления инженер-майора С.Т.Сохранского. Подъем обрушенных ферм и все общестроительные работы проведены под руководством инженер-майора Письмана Я.М.

Изготовление металлоконструкций осуществлялось на заводах Ленинграда, а монтажные работы выполнены частью, которой командовал инженер-майор Возженников Н.П.

Через четверть века решили, что для современного транспорта непригоден узкий мост с бревенчатой основой, из-за которой постоянно разрушалось асфальтовое покрытие.

И в 1969 году началась его разборка. Вместо него построен нынешний бетонный.

Тот мост, который существует на данный момент, построен в 1970 году организацией «Ленгипротрансмост».

Красотой нынешнее мостовое сооружение не блещет, куда ему до ажурного арочного красавца, который украшал берега Великой . Но стиль утилитаризма (которым замаскировали стремление сэкономить копейку) продиктовал именно такое решение: четыре быка (две основные опоры в воде), и на них простенькое железобетонное полотно для автомобилей и пешеходов. В проекте и первоначальном варианте мост опирался именно на четыре быка. Но сразу же, как только по нему стали ходить толпами пешеходы и немногочисленные в то время автомобили, выяснилось, что в проект «вкралась ошибка и пролетное строение (мостовое полотно) не выдерживает нагрузки. Оказалось, что в железобетон покрытия заложили маловато арматуры. Трещины в несущих конструкциях моста были видны невооружённым глазом. Пришлось срочно укреплять строение, возводить дополнительно две опоры (ещё четыре малые парные опоры моста расположены на суше), что мост и вовсе не украсило. Но со временем привыкли и к этой нелепице.

Только глядя на старые фотографии, начинаешь понимать, какую красоту утратили жители Пскова, лишившись первоначального капитального моста.

Следует также отметить, что за время своего существования мост дважды менял своё название. В годы Советской власти он носил имя Красной, затем Советской Армии (с 1923 по 1945 годы имел название Мост Красной Армии, с 1946 по 1995 годы - Мост Советской Армии), а после реставрации капитализма в России снова стал называться Ольгинским, несмотря на то, что «ольгинского» в нём уже ничего нет.

Нынешний Ольгинский мост стоит 41 год. Через него идет основной поток городского транспорта.

Не получилось широко, с поистине псковско-купеческим размахом, каковым отличались в последнее время празднования всевозможных дат, отметить достославный юбилей - 95-летие Ольгинского моста в 2006 году, 100-летие – в 2011 году! Похоже сказалась многострадальная судьба первого постоянного моста через Великую…

При подготовке текстового материала использованы: книга Натана Левина «Псков на старых открытках». Вып.3 (Псков, 2003), в т.ч. дореволюционные снимки Пскова; книга Филимонова А. В. Поднятый из руин(Псков, 2008,) статья М. М. Медникова «Из истории псковских мостов» (Псков: журн., 2003, № 18), статья А. Штерна Чем "болеет" Ольгинский мост? (Утро.Псков, 2006, 17-23 нояб., статья Е. Морозкиной «Ольгинский мост» (Молодой ленинец, 1988, 7 июля).


Псков на старых открытках. Вып. 3: Через века. . . по волнам Великой / авт. Н. В. Левин. - Псков: Стерх, 2003. – С. 203-316: ил. - (1100 лет Пскову).

История Великорецкого плавучего моста, Ольгинского моста с. 262-280.

Филимонов, А. В. Поднятый из руин: послевоенное восстановление и развитие Пскова (1944 - начало 1950-х гг.) / А. В. Филимонов. - Псков: Псковская областная типография, 2008. - 445, [2] с., [16] л., портр., фот. - (Псковская историческая библиотека). - Библиогр.: с. 445-446.

О послевоенном восстановлении моста Красной Армии с. 152-154.

Каган - Розенцвейг, М. Л. Записки строителя: (из истории послевоенного восстановления города Пскова) / М. Л. Каган- Розенцвейг. – Псков: Псковское возрождение, 2001. - 167 с. - (К 1100-летию первого упоминания Пскова).

Об Ольгинском мосте с. 52-54.


Советников, Д. Еще постоит: по заверениям специалистов Ольгинскому мосту ничего не грозит / Денис Советников // Псковские новости. – 2011. - 16 марта (№ 18). – С. 2. - Режим доступа: http://nwpskov.ru/content/articles/?SECTION_ID=158&ELEMENT_ID=718&sphrase_id=1692484 . – 25.12.2011.

Опасения, что Ольгинский мост может рухнуть, специалисты не подтверждают. Тем не менее, комиссия, проводившая обследование конструкции, рекомендовала провести его более углубленное изучение «с целью определения… прогноза на будущее».

Батов, И. Подвести под мост: опоры многострадального Ольгинского моста в Пскове держатся на нечестном слове / Игорь Батов, потомок П. Д. Батова, строитель // Псковская губерния. – 2011. – 9-15 февр. (№ 5). – С. 12. - Режим доступа: http://gubernia.pskovregion.org/number_527/04.php . – 25.12.2011.

Ещё весной прошлого года, гуляя возле разрушенного дома своего родственника, обратил внимание на то, что не только дом Батова с часовней рядом разрушается, но и Ольгинский мост. Сразу вспомнилась семейная легенда – проклятие Петра Дионисиевича власти, все разрушающей. Казалось бы, сменилась власть, которая расстреляла и не дала захоронить по-человечески потомственного почетного гражданина Пскова. Пришла новая, но в середине 1990-х разорили, переломав надгробия Батова и рода его жены Хмелинских на Мироносицком кладбище уже при новой власти граждане, для которых нажива выше греха разграбления могил. Проклятие разрушения и невозможности стройки вокруг дома Батова действительно существует, взгляните на две руины недостроенных гостиниц…

(http://vj-jjic.ya.ru/replies.xml?item_no=14 Фот.)

(http://art-pushka.livejournal.com/41996.html Фот.)

Андреев, М. «Берег левый, берег правый…» / Максим Андреев // Псковские новости. – 2010. – 10 нояб. (№ 28). – С. 17. – (Фото на память).

В т.ч. о плавучем мосте через Великую.

Андреев, М. «Там, где Россия в людях жива» / Максим Андреев // Псковские новости. – 2010. – 3 нояб. (№ 27). – С. 21. – (Фото на память).

В т.ч. об Ольгинском мосте.

Штерн, А. Чем "болеет" Ольгинский мост? / Александр Штерн // Утро. Псков. - 2006. - 17 - 23 нояб. - С. 2.

История Ольгинского моста, о болячках и бедах моста. Фот.

Голубкова, В. Высшие силы были против переправы / В. Голубкова // Комсомольская правда. - 2006. - 11 нояб. - С. 6.

Ольгинскому мосту в Пскове - 95 лет. Фот.

Ольгинскому мосту - 95 лет // Новости Пскова. - 2006. - 10 нояб. - С. 4.

Краткие исторические данные, фот.


Ольгинскому мосту в Пскове – 95 лет // Псковский рубеж. – 2006. – 13-19 нояб. (№ 46). – С. 7.

Мосты // Филимонов А. В. Псков в 1920 -1930-е годы: очерки социал.- культ. жизни / А. В. Филимонов. – Псков, 2005. – С. 189-194. - (Псковская историческая библиотека).

Воспоминания, документы, свидетельства: [в период революции и гражданской войны (1917-1919 гг.)] // Псков. - 2003. - № 18. - С. 205-228.

Из содерж.: Акт № 318: [о взрыве б. Ольгинского моста] с. 226.

Медников, М. М. Из истории псковских мостов / М. М. Медников // Псков. - 2003. - № 18. - С. 147-155.

Содерж.: Мост через р. Пскову, Великорецкий плавучий мост, Рижский железнодорожный мост, Ольгинский мост. Фот.

Шлосберг, Л. Ольгинский мост: город Псков как скрепка между Россией и Европой / Лев Шлосберг // Псковская губерния. – 2003. - 23-29 июля (№27). - Режим доступа: http://gubernia.pskovregion.org/number_148/9.php . – 25.12.2011.

Снова Ольгинский: мост Советской Армии переименован в Ольгинский: [краткая информация] // Новости Пскова. – 1999. - 15 июля. - Режим доступа: http://www.pskov.org.ru/news/ . – 25.12.2011.

Доступ через архив газеты.

Левин, Н. Великорецкий плавучий мост / Н. Левин // Псковская правда. – 1990. – 8 дек. – С. 12. – (Псков на старых открытках).

Морозкина, Е. Ольгинский мост / Е. Морозкина // Молодой ленинец. – 1988. – 7 июля.


Ольгинский мост [Электронный ресурс] // Википедия - свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%EB%FC%E3%E8%ED%F1%EA%E8%E9_%EC%EE%F1%F2 . – 25.12.2011.

История Ольгинского моста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russiantowns.livejournal.com/2564631.html . – 25.12.2011.

http://loveki.ru/s_z/pskov/olginskiy_bridge/ . – 25.12.2011.

Мост Красной Армии (Ольгинский мост) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://history.pskov.ru/redarmybridge.htm . – 25.12.2011.

Дореволюционые фот.

Ольгинскому мосту в Пскове исполняется 95 лет [Электронный ресурс] // Псковское агентство информации (ПАИ, 08.11.2006) . - Режим доступа: http://informpskov.ru/news/30896.html . – 25.12.2011.


Коновалов, Д. Надежен ли Ольгинский мост? [Электронный ресурс] / Дмитрий Коновалов, Иван Поситко, Александр Минин // ГТРК ПСКОВ. - Режим доступа: http://www.gtrkpskov.ru/archive/545-reliable-if-olginsky-bridge.html . – 25.12.2011.

Батов, И. Будем ждать, когда Ольгинский мост рухнет? [Электронный ресурс] / Игорь Батов // Псковская Лента Новостей (ПЛН, 07.02.2011). - Режим доступа: http://pln-pskov.ru/letters/88037.html . – 25.12.2011.

Фотографии Ольгинского моста

Фотографии моста: современные виды

http://petshowboys.narod.ru/my_works/pskov/Pskov_old_part_one/slides/094.html

http://petshowboys.narod.ru/my_works/pskov/Pskov_old_part_one/slides/100.html

http://petshowboys.narod.ru/my_works/pskov/Pskov_old_part_one/slides/102.html

http://petshowboys.narod.ru/my_works/pskov/Pskov_old_part_one/slides/104.html

http://petshowboys.narod.ru/my_works/pskov/Pskov_old_part_one/slides/106.html

http://petshowboys.narod.ru/my_works/pskov/Pskov_old_part_one/slides/108.html

http://petshowboys.narod.ru/my_works/pskov/Pskov_old_part_one/slides/110.html

http://petshowboys.narod.ru/my_works/pskov/Pskov_old_part_one/slides/115.html

http://petshowboys.narod.ru/my_works/pskov/Pskov_old_part_one/slides/119.html

http://petshowboys.narod.ru/my_works/pskov/Pskov_old_part_one/slides/125.html

http://petshowboys.narod.ru/my_works/pskov/Pskov_old_part_one/slides/127.html

http://petshowboys.narod.ru/my_works/pskov/Pskov_old_part_one/slides/131.html

http://petshowboys.narod.ru/my_works/pskov/Pskov_old_part_one/slides/133.html

http://petshowboys.narod.ru/my_works/pskov/Pskov_old_part_one/slides/135.html

http://petshowboys.narod.ru/my_works/pskov/Pskov_old_part_one/slides/137.html

http://petshowboys.narod.ru/my_works/pskov/Pskov_old_part_one/slides/140.html

http://petshowboys.narod.ru/my_works/pskov/Pskov_old_part_one/slides/142.html

http://petshowboys.narod.ru/my_works/pskov/Pskov_old_part_one/slides/146.html

http://petshowboys.narod.ru/my_works/pskov/Pskov_old_part_one/slides/150.html

http://petshowboys.narod.ru/my_works/pskov/Pskov_old_part_one/slides/152.html

http://petshowboys.narod.ru/my_works/pskov/Pskov_old_part_one/slides/189.html

http://petshowboys.narod.ru/my_works/pskov/Pskov_old_part_one/slides/191.html

Все приведенные выше ссылки были доступны для просмотра на 25.12.2011.

С набережной на мост можно подняться по необычной винтовой лестнице. Фот.

http://www.etovidel.net/sights/city/pskov/id/olginskij_most . – 25.12.2011.

Винтовая лестница.. Фот.

http://petshowboys.narod.ru/my_works/pskov/Pskov_old_part_one/slides/144.html . – 25.12.2011.

http://petshowboys.narod.ru/my_works/pskov/Pskov_old_part_one/slides/117.html . – 25.12.2011.

http://nwpskov.ru/content/articles/ . – 25.12.2011.

Рижский проспект и Ольгинский мост

Фот.

http://art-pushka.livejournal.com/41996.html . – 25.12.2011.

Фотография спуска с моста на набережную реки со стороны Завеличья (левый берег) на фоне дома Батова

http://vj-jjic.ya.ru/replies.xml?item_no=14 . – 25.12.2011.

Слева от моста - дом Батова. Сейчас пребывает в стадии близкой к руинам. А вместе с недостроенной рядом гостиницей (левая сторона, к Кремлю стоим спиной) напоминает картинки апокалипсиса.

Рассеченный, как саблей, грубой лестницей моста, когда-то жилой, дом, известный по имени последнего владельца – потомственного почетного гражданина Пскова, купца первой гильдии Петра Денисовича Батова.
Дом опустошен и разграблен.

«От центральной площади города через Ольгинский мост лежит путь на Изборск и Ригу.

По правую сторону моста на Завеличье стоит Пароменская церковь, по левую – дом Батова.

Судьба второго упоминаемого памятника архитектуры - дома Батова трагична.

Дом переходил от одного нерадивого хозяина к другому. В итоге этой одиссеи из богатого внутреннего убранства не осталось почти ничего: ни паркетов, ни панелей из дерева ценных пород, ни дверей... Цело пока еще панно из яркой керамической плитки на главном фасаде, уцелели отдельные детали фасадов. Но и это гибнет на глазах.

Столь двумя различными, и по характеру, и по судьбе сооружениями начинается нынешний Рижский проспект.

Начинается и не начинается. Еще при постройке постоянного моста через Великую в 1911 году пришлось возвести высокую насыпь. Здания по обе стороны моста ею разделились, за подпорной стеной скрылся первый этаж двухэтажного дома Батова.

Между улицей Горького и мостом Рижское шоссе образовывало впадину, седловину, из-за которой не было видно встречной машины. А скорости движения все растут. При возведении нового железобетонного моста насыпь поднялась выше. Глубина седловины уменьшилась, но оба памятника, которыми начинается нынешний Рижский проспект, ушли в землю еще глубже. И опять особенно не повезло Батовскому дому. Новый мост шире старого, и тротуар вплотную подошел к его стене, выходящей на Рижский проспект, пересекая окна дома. А главный фасад, обращенный к Великой, перечеркнут наискось широкой железобетонной лестницей - спуском с моста на Конную улицу и набережную реки.

Он вполне мог бы быть осуществлен в виде винтовой лестницы, как на правом берегу, либо с другой стороны моста.

Решили, однако, именно так, и снова пострадал дом Батова» .

(Из книги: Каган-Розенцвейг М. Л. Записки строителя (Псков, 2001, с. 53).


Борисов, Е. А.

Ольгинский мост: повести, рассказы и очерки / Евгений Борисов; худож. А. Стройло. - Псков: Псковский литератор, 2001. -191с.

В сборник вошли повести, рассказы и очерки, посвященные жизни псковичей во время оккупации (1941—1944 гг.) и в первые послевоен­ные годы, а также пребыванию автора, подростком вывезенного в Гер­манию, в фашистской неволе.

Материал подготовила Субботина С.Н.

 
наверх