ПсковАРТ открывает
ДОМ НА НАБЕРЕЖНОЙ

21 февраля 2012 года в 17-00 в Доме Сафьянщикова открывается галерея современного искусства "Дом на Набережной" и выставка автопортрета "Лицом к лицу".

На выставке художники - участники ПсковАРТа презентуют себя своими автопортретами.

Куратор выставки Эдуард Шарипов.

Два выставочных зала "Дома на Набережной" отремонтированы самими участниками ПсковАРТа.

Адрес: Псков, Советская набережная, 9; тел. +7 911 377 13 47

Галерея открыта по субботам с 16-00 до 20-00.

Концепция выставки

У глаз своих спросил я,
когда мы увидимся снова.

Пабло Неруда

Автопортрет – право на жизнь

Автопортрет – это пространство картины, в котором художник себя позиционирует. В этой плоскости картины от себя и от других людей не скроешься. Если в пейзаже, натюрморте или тематической картине можно косвенно , опосредованно говорить о самом себе, о своих чувствах своих мыслях и пристрастиях. То в автопортрете ты говоришь о себе напрямую. Ты как голый король - на тебе нет платья эмоций, чувств, твоих мыслей, которые прикрывали бы обнаженность твоей души.

Здесь заложена тонкая грань разницы между просто портретом кого –либо и твоим личным автопортретом. В портрете художники писали личность, психологию человека. В более простых портретах задача была передать похожесть человека. Но что-то я не заметил, чтобы в портретах художники писали душу человека. Но в автопортрете кроме как о душе, художнику писать не о чем. Здесь не нужна особая похожесть, так как художник пишет не для заказчика. Здесь не нужна психология и т.п. Зачем себе самому что-то накручивать, и строить себе самому глазки. Сама задача автопортрета писать самого себя, а не другое. А если это другое, то тогда это не автопортрет, а очередная роль, которую каждый исполняет в той среде, в которой он живет. В автопортрете художник делает попытку посмотреть в глаза своей собственной душе, заглянуть в глаза своего бога.

ПЕРВЫЙ ЖИВОЙ АВТОПОРТРЕТ ДУШИ – ОБРАЗ НЕРУКОТВОРНЫЙ. Согласно легенде Иисус приложил свой лик к плащанице и передал ее художнику, который не смог написать портрет спасителя. Иисус передал свой образ как благословение именно художнику, а не апостолам. Этот завет он передал будущим живописцам. И передал он не свой портрет, как автопортрет, а как образ.

Своими автопортретами на этой выставке «Лицом к лицу» художники заявляют свое право на творческую жизнь. Это очередная попытка преодоления мертвечины прошлого. Разность автопортретов художников – это разность живого.

Я доверяюсь художнику и живописцу – они честнее других людей, этой сегодняшней падшей цивилизации. Они ответственны перед создателем. Они не имитируют жизнь – они сами жизнь.

Эдуард Шарипов. Ю.Селиверстов

Эмблема Псковского регионального общественного движения ПсковАРТ

Участников творческого движения «Псков-Арт» объединяет не общность стиля, но, скорее, общность судьбы. Хотя ведущие представители «Псков-Арта» являются в то же время давними и заслуженными участниками Псковской организации союза художников РФ, многие участники движения «Псков-Арт» так или иначе не вписываются своим творчеством в строгие академичные рамки, предлагаемые большим и прежде единственным Союзом. Именно эта многообразная (и у каждого – своя) оппозиция «официальному искусству» - которого, конечно, давно нет в реальности, но дух которого, по-видимому, никогда не умрёт в Союзе художников РФ - не в последнюю очередь толкает авторов «Псков-Арта» друг к другу. Все они очень разные – в том числе и по высоте своего дарования, по той «планке», которую каждому удалось преодолеть в творчестве. Однако в республике художников, какой и является «Псков-Арт», по правам и голосу все равны. Говоря об этом объединении неуместно выстраивать некий «ранжир» талантов: ведь именно свобода многообразия – главное достоинство «Псков-Арта» и его характеристическая черта. По псковским меркам здесь представлен достаточно широкий спектр современного искусства (насколько вообще возможно в наше время само искусство, всемирная история которого логически исчерпана ещё к середине ХХ века).

Наиболее известным, крупным представителем и душой объединения «Псков-Арт», несомненно, является А.В.Жбанов. К сожалению, у «профанной» публики этот мастер снискал своим остро публицистичным и обличительным творчеством (не знающим никаких самоцензурных рамок), в первую очередь, скандальную, эпатажную славу. Она заслоняет от общественного внимания базовые достоинства А.Жбанова как строителя художественной формы - сильного колориста, рисовальщика и мастера композиции. Этот автор наиболее полно воплощает в рамках движения «Псков-Арт» русскую классическую, академическую традицию. В то же время произведениям А. Жбанова свойственна традиционная для отечественной живописи со времён передвижничества и «социалистического реализма» литературность - смысловая выстроенность, подчинённость словесно выражаемому содержанию.

Теоретиком, мыслителем движения «Псков-Арт», несомненно, следует признать Э.А.Шарипова – автора глубоких трудов по философии искусства и очень тонких, отчасти трудных для неподготовленного восприятия внутренне монументальных живописных произведений, в которых художник-духовидец каким-то образом смог синтезировать наследие иконописи и шаманского первобытного искусства.

Наконец, новым лицом на псковском художественном горизонте, а также преимущественным носителем привлекательной творческой новизны, свежести, искренности остаётся И.А.Гурская. Эта художница, учившаяся в Неаполе и долгое время проработавшая в Европе, ближе всего в своём творчестве к европейскому экспрессионизму начала ХХ века (однако без свойственного тому стилю провала в экзистенциальное отчаяние, в атомизированное мистическое одиночество человека). Лирическая исповедальная экспрессия озарена у Гурской живой верой и всей русской православной традицией.

Открытие выставочных залов «Псков-Арта» в доме Сафьянщикова – большое положительное событие для Пскова, жизнь культуры в котором буквально задыхается без достаточного количества выставочных площадок, без достойных галерей современного искусства, ориентированных в большей степени не на рынок, но на музейный показ. Мы видим, что даже не находя достаточного выхода к публике, современное искусство присутствует и развивается в нашем городе.

Радостно и то, что сам дом Сафьянщикова – интересный многослойный памятник гражданской архитектуры, уцелевший в войну и расположенный на берегу реки Великой в одном из красивейших мест города – «населён» в наше время свободными художниками, а не каким-либо безликим офисом или гостиницей. Одухотворённый трудом художников старый дом начинает по-новому воздействовать на окрестный городской ландшафт, приобретает более высокое бытиё в потоке псковской культуры, продолжающей жить и развиваться вопреки всем внешним обстоятельствам.

 
наверх