Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2016



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта






Баннеры

Псковская область. Информационно-аналитический портал

Псковская лента новостей

Официальный интернет-портал правовой информации

Официальный сайт города Пскова и Псковской городской Думы

Официальный сайт Администрации г. Пскова

Историко-культурное наследие. Официальный сайт Псковской области

Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ

Российская библиотечная ассоциация

Поиск в электронном каталоге СИГЛА

Юридические услуги. Традиционно надежно

Сводный каталог библиотек России в свободном доступе - навигатор библиотечных ресурсов




ПРОГУЛКИ ПО ОКРЕСТНОСТЯМ

Никольская церковь, 1564 год

Никольская церковь, 1564 год

Сайт Псково-Печерского Свято-Успенского мужского монастыря

Псково-Печерский монастырь уникальный памятник 16 века, который сочетает в себе традиции оборонно-крепостного и храмового зодчества. А наиболее интересным воплощением этих двух традиций в ансамбле монастыря является комплекс, объединяющий Никольскую церковь (иначе еще называемую церковь Николы Ратного) и Никольскую башню.

Если стоять перед входом в монастырь, то слева от Петровской стоит Никольская башня. Башня связана с Никольской церковью и имеет с ней общую кровлю. Однако время их постройки разное: сначала был построен храм.

Вид на Никольскую церковь и башню. Фото 60-х гг. ХХ века.

"Церковь Николы замечательна по своему назначению: охраняя внутренние ворота, она составляет единое целое с Никольской башней. Раньше к звоннице примыкала стена Острога, которая соединялась с круглой, так называемой Тюремной башней, расположенной между Святыми воротами и Михайловским собором, образуя второй ряд укреплений.... Арка ворот практически прорезана не в самой церкви, а в нижней части башни, соединенной с церковью (башня выступает за крепостные стены полукругом). Внутренний проезд образует колено, проходя под башней и в подцерковье. Между ними он ломается под прямым углом. Никольская церковь была постоена в 1564 году. Известен ее создатель - Павел Заболотный, "во иноцех Пафнутий"" - Е.Н.Морозкина

Первоначально главный въезд в крепость и монастырь находился именно в Никольской башне, в которой сначала было трое железных ворот. И основным предназначением башни была именно защита ворот и проездных путей. Но была и другая роль. Башня имеет прямое сообщение с Никольской церковью, расположенной у крепостной стены и служащей также укрытием для защитников крепости от пуль и ядер осаждающих.


Морозкина, Е.Н.

Церковное зодчество древнего Пскова. В двух томах. Том.2. /Е.Н.Морозкина - М.:Северный паломник, 2007. - С. 105-110.

В описи 1682 года говорится: «В Печерском монастыре, над святыми вороты, церковь каменная Николая Чудотворца с папертью. Глава обита белым железом полосами. Крест железный, под крестом яблоко позолочено». Церковь датирована летописцем: «Того же лета совръшена бысть церковь каменая в Печерском монастыри на воротех во имя святого Николы Чюдотворца» (Запись под 1564 годом). Никольская церковь обслуживала небольшой гарнизон Псково-Печерского монастыря. Церковь построена в качестве надвратной. Этот архитектурный тип очень редко встречался во Пскове (псковичи предпочитали ставить церковь рядом с воротами).

В красном прямоугольнике Никольская церковь на плане монастыря

Известно имя зодчего, который «свершил» этот храм, — это Павел Заболотский, погребённый в пещерах монастыря. Большой знаток древнего Пскова С.А.Цвылёв считал Павла Заболотского строителем всей крепости.

Церковь построена «на горе», то есть в верхней части монастыря, недалеко от главных ворот, названных, по традиции, Святыми. Она входила во вторую линию укреплений, которая ограничивала так называемый острог, или захаб, образованный двумя рядами стен. Возможно, сперва Никольские ворота были наружными, а потом уже появилась башня Святых ворот и дополнительные прясла стен.

К боковому фасаду церкви примыкает подковообразная башня. Проезд проходит под башней и в подклете церкви, переламываясь под прямым углом. Церковь имеет притвор, крыльцо и двухпролётную звонницу, которая стояла на стене острога. Сейчас стена сохранилась только под звоном, поэтому звонница воспринимается как самостоятельная стенка, примыкающая к церкви.

Церковь бесстолпная, перекрыта ступенчатыми сводами с главкой на световом барабане. Апсида одна. Притвор перекрыт крестовым сводом. Г.Рабинович пишет: «Возможно, что вначале церковь не имела помещения, расположенного между основным залом и крыльцом» (то есть паперти. — Е.М.). Этот вопрос может быть решён путем зондажей в местах примыкания стен паперти к церкви. Кроме того, если паперть была вторичной, то и примыкающее к ней крыльцо не могло быть построено раньше. В этом случае церковь имела какое-то другое крыльцо (следы которого должны сохраниться на западной стене церкви), при наличии подклета в церковь иначе не попасть. Крестовые своды XVI века сохранились в трапезной Мальского монастыря, у верхнего придела крыпецкого собора и у трапезной церкви Крыпецкого монастыря. Крыльцо делится на две части. Его южное крыло было построено позже (Г.Рабинович видел шов, проходящий между ним и главной частью. Об этом же можно судить по столбикам: в середине они круглые; справа — прямоугольные в сечении). С северной стороны свод крыльца опирается на стенку звонницы — следовательно, он был возведён вместе с нею. Это говорит об изначальности крыльца. Расширенное крыльцо служит контрфорсом для звонницы, оно заменяет обычные помещения, которые возводились в виде «ящиков» позади отдельных звонниц и придавали им устойчивость. (Возможно, крыльцо усилили южной пристройкой, чтобы поддержать звонницу, когда сломали стену острога).

Рабинович полагает, что звонницу постройли после 1581 года, когда были взяты трофейные колокола. Однако звонница могла появиться и вместе с церковью: она была функционально необходимой — на псковских стенах и башнях часто ставились звонницы-всполохи, которые могли служить набатом. На иконе изографа Василия показана двухпролётная звонница. Острог не выделен. На иконе Жиглевича острог показан как пристройка к основной крепости. У Никольской церкви — двухпролётная звонница.

План Никольской церкви и примыкающей подковообразной  Никольской башни

Вид на Никольскую церковь со стороны монастыря

Апсида и барабан имеют традиционный псковский декор. Боковой фасад церкви, обращенный к монастырю, разбит лопатками на три части. Лопатки начинаются над проездом, выделяя главную часть, расположенную над подклетом, и завершаются на одном уровне, намного ниже кровли. В верхнюю часть стены вкомпонованы две полукруглые ниши. Механическое сопоставление совершенно одинаковых форм, не свойственных Пскову. Видимо, верх стены был переделан в связи с новой кровлей (Окна барабана утоплены в четырёхскатную кровлю — следовательно, она была иной). В притворе памятника сохранилась деревянная фигура святого Николая. В правой руке он держит меч, в левой — деревянную модель одноглавой церкви. «Её главка имеет шлемовидную форму, на каждом фасаде церкви расположена одна закомара и две полузакомары по бокам» (Такое покрытие во Пскове во все периоды было очень редким. Не имеет ли оно отношение к Никольскому собору в Изборске?). Г.Рабинович считает, что «модель церкви, которая стоит на ладони... святого Николая, не является моделью самой Никольской церкви. Она представляет собой как бы собирательный образ церкви того периода». Этот вывод автор делает потому, что «некоторые частные особенности Никольской церкви» в модели совершенно не отображены, и ещё потому, что лопатки соединены полукружиями намного ниже существующей кровли («Это говорит о том, что закомар здесь не было»). Мне думается, что на таких изображениях вряд ли обязательны все «частные особенности». Модель в руке Николы не только весьма любопытна, но интересна именно в связи с архитектурой рассматриваемого памятника. То, что деревянный Никола держит в правой руке меч, говорит о его воинственности — следовательно, он был предназначен именно для данной церкви, имевшей оборонное значение, поэтому можно искать в модели отображение архитектурных форм церкви. Быть может, две верхние ниши в верху стены объединяла третья или трёхлопастная кривая, и их общий контур обрисовывала форма покрытия (Сравни с завершением крыльца ризницы)? Вопрос остаётся открытым. Однако наличие высокого «лба» в верху стены говорит о том, что у Благовещенской церкви этого монастыря лопатки могли идти не до самого верха. На рисунке середины XIX века лопатки на боковом фасаде Благовещенской церкви соединены не многолопастными, а полукруглыми кривыми, которые расположены на одном уровне, — точно так же, как у Никольской церкви (оба памятника могли иметь одних строителей). Деревянный Никола значился по описи Печерского монастыря, произведённой в 1682 году. В паперти: «Образ Никола чюдотворец в киоте, резной в чюдесах, а по сторонам вверху писаны святые перед образом свеча восковая с краски, с наделкою белого железа».

Деревянный образ Николы Чудотворца

Летом 1967 года мне удалось установить, что две сопоставленные ниши на верху Никольской церкви выложены из кирпича, то есть поздние.

Подклет лоджии отделён поясом, который охватывает всю пристройку, но приподнимает ся над дверным проёмом, огибая его.

В целом памятник состоит из красиво сгруппированных объёмов. Монолиту башни противопоставлен лёгкий верх звонницы и разрезные формы крыльца. Но прежде крыльцо принадлежало внутренней части монастыря. Оно было закрыто стеной острога, над которой возвышалась только звонница.

См. также фото

Никольская церковь Псково-Печерского монастыря. Рис. Н.Мартынова. Середина XIX в.

Никольская церковь. Вид с юго-востока. Фото М.Семенова. 60-е гг.ХХв.

Рерих Н.К.

 
наверх