Памятнику «Пушкин и крестьянка» в Пскове – 30 лет

Этот памятник Александру Сергеевичу Пушкину был открыт 3 июня 1983 года в Летнем саду имени А. С. Пушкина в Пскове (Октябрьский проспект) в рамках XVII Всесоюзного Пушкинского праздника поэзии.

Памятник носит официальное название «Пушкин и крестьянка», но известен он больше как «Пушкин и няня».

Авторы памятника: скульптор О. Комов, архитекторы М. Константинов и
П. Бутенко. Отлит из бронзы на Мытищинском заводе художественного литья.
Высота скульптурной композиции составила 3 м 15 см, постамента – 1 м 60 см.

Как это ни странно, до 80-х гг. нашего века во Пскове не было памятника Пушкину.

Даже более чем странно: в каких только городах и весях, и не только российских, не красуются изваяния, изображающие величайшего нашего гения, где он и проездом не бывал.

А вот в главном городе губернии, в заповедной глуби которой Пушкин и стал собственно Пушкиным, вызрел именно как национальный русский поэт, где он жил, творил, страдал и любил, где он обрел последний, вечный свой приют — во Пскове — памятника ему не было.

И вот, в начале лета 1983-го, в дни очередного Пушкинского праздника, псковичи увидели в своем городе «настоящий» памятник тому, кого они называют и считают своим «вечным земляком».

Памятник "Пушкин и крестьянка" стал пятой работой Олега Комова.
От предыдущих памятников А. С. Пушкину, установленных в Болдино, Твери, Кишинёве и Мадриде (Испания), его отличает двухфигурная композиция.

Олег Комов: «С некоторыми перерывами работа над памятником заняла у меня десять лет»

Почти за десять лет до сооружения памятника скульптор начал в рисунках и глине поиск образного и композиционного решения. Светлый образ няни проходит через многие произведения поэта. Находясь в Михайловском, Пушкин в 1824 году писал одному из своих корреспондентов: «...она единственная моя подруга, и с нею одной только мне не скучно». Душевная близость поэта и его няни Арины Родионовныстановится лейтмотивом памятника. Левой рукой стоящий Пушкин прикасается к стулу, на котором сидит Арина Родионовна.
Это прикосновение полно глубокого смысла: оно сродни прикосновению Антея к родной земле, дающей физические и духовные силы герою.

«Памятник - истинное произведение искусства талантливейшего русского советского скульптора, всей своей творческой судьбой вжившегося в мир Пушкина, — именно таким был Олег Комов.
Им создно немало пластических изображений гения (одно них воздвигнуто, к примеру, в финском городе Куопио — как дар от Пскова, его города-партнера).
Но «псковский» памятник — пожалуй, самое оригинальное явление в комовской пушкиниане...

Прежде всего, потому, что это — «двойной портрет»: ваятель изобразил в бронзе не только Александра Сергеевича, но и его няню, простую русскую крестьянку, вскормившую его своим молоком (оттого называл ее поэт «мамушкой»), растившую его в младенчестве и скрасившую годы его псковской ссылки. Поэт — стоит, Арина Родионовна — сидит рядом с ним...

Впрочем, женскому образу в сей скульптурной группе давались и иные толкования и названия.
Вот, например, одно из официально принятых названий памятника: «Пушкин и Русская Крестьянка». Помнится, сам автор не возражал и против такого титула: ведь действительно создал он в бронзе облик не «конкретной» няни поэта (ее прижизненных изображений-то почти не было), но именно образ сельской русской женщины.

Вот она — уставшая за свою трудовую жизнь, не знает, куда деть изработавшиеся тяжелые и нежные руки, а лицо ее — это, думается, главная удача Комова — лучится и спокойствием, и умудренностью, и тою женской русской добротой, что была и остается главной чертой всех матерей и бабушек наших, особенно в глубинке, на земле живущих и поныне...


Няня А.С.Пушкина.
Фрагмент памятника «Пушкин и крестьянка»

Вообще это произведение многих поразило сразу же своей необычностью: обе фигуры и контрастируют друг с другом (поэт в образе дворянского щеголя, а няня — в одеяниях простолюдинки), и дополняют друг друга, ибо представить себе именно это изваяние Пушкина — на постаменте — в одиночестве — невозможно, статуя поэта выглядела бы несколько неестественно.
Тут возникает множество всяких толкований (ну, к примеру, народная, русско-православная «подпочва» дворянской нашей культуры XIX века), но и сей факт свидетельствует лишь о том, что комовское творение — живое, а не «многоуважаемый шкаф» в бронзе.
О нем спорили и спорят поныне...

Еще при жизни Комова, в одной артистическо-художественной компании произошел шумный и веселый застольный разговор об этом его творении, и один его старый приятель-литератор «поддел» ваятеля: «Олег, ведь если твоя бабушка на постаменте встанет, то окажется на голову выше Пушкина!» Олег Константинович, нисколько не смутясь, тут же отпарировал: «Ну и что! зато все чувствуют, сколь велика скрытая сила народа, его могучий рост, особенно в русской бабе!»
 И ведь тоже прав он был по-своему в этом шутливом ответе...

Как бы там ни было, этот памятник давно уже «прижился» в Пскове, во многом еще из-за удачно выбранного места. Он обращен лицом к центральному проспекту Пскова — виден всем; а за ним — Летний сад, старинный парк, излюбленное место отдыха и гуляний горожан.

То есть, произошло поучительное: монумент «вписался» в общекультурную ситуацию, в традицию, а потому и «оброс» весьма быстро местной бытийной атмосферой, включающей в себя и обычаи, и привычки псковичей, их писаные и неписаные порядки.

Каждый год в начале лета именно здесь, на гранитной площадке вокруг памятника, происходит открытие Пушкинских торжеств, именитые гости возлагают цветы к постаменту с бронзовым барельефом лиры и гусиного пера...

А, кроме того, по выходным и праздничным дням у этого памятника звучат звонкие «переборы» баянов и гармоник: сюда приходят чаще всего те, «кому за...» и, как в давние годы у клубного крыльца или «у бревен», пляшут и танцуют — кто во что горазд. Веселятся простые русские люди, осененные взорами своего Поэта и его Няни...»
(Из статьи Станислава Александрова «Народный памятник» (Встреча, 1999, № 5-6).

Олег Комов:
(из интервью в дни открытия памятника в Пскове, 1983 год):

«Особенно всех интересует, почему я решил изобразить поэта с няней Ариной Родионовной. Ответ на этот вопрос настолько прост, что некоторых, мне кажется, несколько разочаровывает. Коротко идею композиции я определил для себя так: «Художник и народ».
Это счастье, что у Пушкина была такая няня – человек удивительной доброты, мудрости, прекрасно чувствовавшая и понимавшая несказанную прелесть русской речи, знавшая множество сказок, народных поверий, пословиц, поговорок. В Михайловском она была поэту «подругой дней его суровых». Лучшего образа для воплощения задуманной идеи не найдешь».

У няни Пушкина был прототип:

«В 80-м году на Алтае я рисовал портреты героев труда. Там в совхозе «Краснощеково», я встретил Марию Георгиевну Королеву. Была она уже на пенсии, занималась домашним хозяйством, нянчила многочисленных внуков. Знатный механизатор, комбайнер, Герой социалистического Труда. Пришла она позировать в строгом костюме, при наградах.
Я ей говорю: «Мне кажется, что вы похожи на няню Пушкина, Арину Родионовну.
Не согласились бы вы попозировать мне ? Только надо бы переодеться, шаль накинуть и крестьянский костюм надеть». «А у меня, - говорит, - есть платье, еще от мамы осталось». И уже минут через пятнадцать возвращается – подъезжает на «газике», сама за рулем. Мы с ней много разговаривали. Пока позировала, она мне рассказала, как устроен комбайн. Она сама водила трактор, разбиралась во всех двигателях, читала технические журналы…»

Когда у Комова спросили не мешала ли ему в работе экстравагантная современность Марии Георгиевны, он ответил:

«Ничуть. Было бы ошибочно думать о прошлом, как о чем-то замкнутом.
 Создавая образы людей самых отдаленных эпох, мы всегда ищем для них прототипов среди наших современников…
В главных человеческих своих свойствах мы гораздо ближе находимся к своим предкам, чем порой сами полагаем. Есть любовь, есть долг, есть общечеловеческие законы.
И это согревает нашу жизнь.
Мне очень хотелось, чтобы люди, глядя на памятник Пушкину и его няне, почувствовали это, чтобы им стало от этого теплее. Чтобы посмотрев на «Арину Родионовну», каждый вспомнил и узнал в ней свою мать, бабушку…»

Что почитать:

Александров, С. Народный памятник : [о памятнике А. С. Пушкину и его няне в Пскове] / Станислав Александров // Встреча (Культурно-просветительная работа). – 1999. - № 5-6. – С. 7.

Боровиков, В. Дум высокое стремленье…: репортаж с Всесоюзного праздника поэзии в Пскове / В. Боровиков //Псковская правда. – 1983. – 5 июня. – С. 1,3.
Открытие памятника А. С. Пушкину с. 1.

Некрасова, А. У памятника поэту: [интервью с Олегом Константиновичем Комовым] / А. Некрасова // Молодой ленинец. – 1983. – 4 июня. – С.1, 2.

***

Памятник «Пушкин и крестьянка» в Пскове отмечает 25-летие [Электронный ресурс] // Псковская Лента новостей (ПЛН). – 2008. – 3 июня. – Режим доступа: http://pln-pskov.ru/culture/53519.html. - 03.06.2013.

25 лет исполнилось со дня открытия в Пскове памятника "Пушкин и крестьянка"[Электронный ресурс] // Псковское Агентство Информации (ПАИ). – 2008. – 3 июня. – Режим доступа: http://informpskov.ru/news/43512.html. - 03.06.2013.

Как только не называют памятник ! «Пушкин и крестьянка», «Пушкин и Русская крестьянка», «Пушкин и Арина Родионовна»…

Среди псковичей укоренилось свое название памятника - «Пушкин и няня».

Торжество

Не туман истаял
спозаранку -
пала покрывала пелена.
Перед нами
Пушкин и Крестьянка,
Ну, а кто ж по имени она?
Слушайте, ответьте,
псковитяне,
Чей же здесь изваян
лик и взгляд!
Может это пушкинская няня,
О которой помнят
стар и млад?
Но еще весомее по силе
За ответом мыслится ответ:

Это просто
Пушкин и Россия.
Это просто
вечность и поэт.
Это дань любви такого рода,
Что пред нею меркнут все слова.
Это путь таланта и народа.
Это образ кровного родства…
Смотрим –
горожане и сельчане –
на черты
Крестьянки и Певца.
И сама торжественность
Молчанья
возвышает души и сердца.

Смирнов С. В.
(стихотворение было прочитано С. В. Смирновым  на открытии памятника в Пскове в 1983 году)

О скульпторе
Олеге Константиновиче Комове (1932—1994):

Олег Константинович Комов: биография
http://www.people.su/55613

Осмоловский, Ю.  О. Комов / Юрий Осмоловский. – М.: Советский художник,1988. – 143 с.
Книга о жизни и творчестве скульптора. В т.ч. о Пушкиниане Олега Комова.

Напомним, что имя великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина неразрывно связано с Псковским краем. Более 100 произведений создано поэтом на нашей земле.
В их числе - четвертая глава «Евгения Онегина», «Борис Годунов», «Цыганы», сказки. Предположительно, Пушкин не менее 17 раз приезжал в Псков, прожив здесь в общей сложности 77 дней. Поэт бывал на территории Кремля, в Троицком соборе, в здании старой почты. Известно впечатление, которое произвел на него губернский город: «Ветхий город Ольгин». Память о пребывании А. С. Пушкина в Пскове в дореволюционный период была увековечена в названии улицы: в 1899 году улица Садовая была переименована в улицу Пушкина.

В Летнем саду в свое время существовал Летний театр, где, в частности, очень широко отмечалось 100-летие со дня рождения поэта, в 1899 году. И именно псковичи были инициаторами сбора средств на различные сооружения в городе, в том числе, на создание Народного дома им. А.С. Пушкина - ныне академического театра драмы им. Пушкина. Именно городская общественность пришла к выводу, что необходимо выкупить у потомка поэта, Григория Пушкина, имение в Михайловском. К столетию со дня рождения Пушкина на доме Назимовых, где поэт предположительно бывал, была установлена мемориальная доска.

Материал подготовила Субботина С.Н.

 
Этот сайт использует файлы cookies. Данные файлы представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с использованием cookies.


наверх