Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2017



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта






Баннеры

Псковская область. Информационно-аналитический портал

Псковская лента новостей

Официальный интернет-портал правовой информации

Официальный сайт города Пскова и Псковской городской Думы

Официальный сайт Администрации г. Пскова

Историко-культурное наследие. Официальный сайт Псковской области

Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ

Российская библиотечная ассоциация

Поиск в электронном каталоге СИГЛА

Юридические услуги. Традиционно надежно

Сводный каталог библиотек России в свободном доступе - навигатор библиотечных ресурсов




КНЯГИНЯ ОЛЬГА

Памятник в Пскове

Княгиня Ольга и Князь Владимир

В дни празднования 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи в Детском парке в центре города открылся памятник Святой Равноапостольной княгине Ольге работы скульптора Вячеслава Клыкова.

Идея памятника провозглашает историческую, духовную и родословную преемственность и утверждение православной веры на Руси. Именно вера - основа крепости русского народа, силы духовной и физической. По­ этому на постаменте княгиня Ольга благословляет и одновременно охраняет князя Владимира - будущего Крестителя Руси, держащего в руках икону с ликом Спасителя.

Высота скульптуры -4,5 метра, такой же высоты сложный, цилиндричес кой формы постамент, по которому размещены рельефы с изображениями псковских святых. Рядом установлен памятный камень с высеченными именами граждан, пожертвовавших средства на памятник.

Монумент с изображением княгини Ольги, её внука князя Владимира и двенадцати псковских святых напоминает о тех, кто положил начало развитию и становлению русской государственности. Кто стоял у истоков православия и защищал свободу Пскова.


Псковские святые

Княгиня, жена киевского князя Игоря и мать князя Святослава. Около 957 года первой из княжеского рода приняла христианство. Первая святая на Руси.

Родилась в Выбутах, неподалёку от города Пскова. В «Повести временных лет» сказано, что князь Игорь привел Ольгу «в лето 6411» (903 год ), «Она была простого варяжского рода и жила в веси Выбутской, возле Пскова». Познакомился князь с Ольгой во время охоты. Переправляясь на другой берег реки, он обратил внимание, что перевозит его девушка поразительной красоты. И когда пришло время жениться князю, он вспомнил о ней и послал своего дядю князя Олега найти её. Так незнатная псковитянка стала великой русской княгиней. Существует и другая версия, что просватал Ольгу за князя Игоря Олег Вещий, что было ей тогда от роду всего - то десять лет, что была она мудра, рассудительна и красива (правда, церковное житие утверждает, что Ольге исполнилось 20 лет).

С именем Ольги связано первое упоминание о Пскове в летописи (903 год), она считается основательницей Троицкого собора. После смерти мужа, в малолетство сына Святослава, а затем во время его походов управляла Киевской Русью. Подавила восстание древлян. В столице Византийской империи Константинополе (Царьграде) приняла христианство, получив при крещении имя Елена.

Первой на Руси установила систему сбора дани (налогов ). Разделила Русь на волости, на торговых путях Новгородской земли создала погосты и становища, укрепив Киевское государство с северо-запада. Считала, что правителям недостаточно заботиться лишь о государственной жизни, необходимо заниматься устроением религиозной и духовной жизни народа. Ольга, как гласит предание, навещала свою родину. Благодаря её усилиям была укреплена крепость в Пскове. Имя княгини осталось на Псковской земле в топографических и географических названиях, в самом Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, вновь восстановлена Ольгинская часовня. По возрождению Ольгинских мест ведутся работы в Выбутах.

Православная русская церковь причислила Ольгу к лику святых, назвала равноапостольной и празднует её память 24 июля, а жители Пскова этот день отмечают как день своего города. Князь Владимир, внук княгини Ольги, перенёс её нетленные мощи в построенный им храм в честь Пресвятой Богородицы в Киеве.

Зинаида Волконская. «Сказание об Ольге». (Фрагменты).

Князь Владимир - князь новгородский(с 969 или970 года), великий князь киевский (с 980 года).

Владимир был младшим сыном князя киевского Святослава и внуком святой Ольги. Существует версия, что князь Владимир родился на псковской земле, на берегу реки Кебь, впадающей в Черёху - в урочище Будник, и провёл здесь детские годы.

В детстве от мудрой бабки Ольги он слышал о превосходстве христианской веры. Князь послал 10 послов в разные страны, чтобы узнать сущность каждого вероисповедания.

Самое сильное и благоприятное впечатление на послов произвело богослужение греков в константинопольском храме во имя Софии Премудрости Божией.

В 988 году князь Владимир принял святое крещение в городе Корсунь. Перед крещением он был поражён слепотою, от которой внезапно получил исцеление во время совершения над ним таинства.

Через год по повелению князя киевляне с жёнами и детьми собрались к Днепру, и здесь было совершено общее крещение. Тогда, как говорит летописец, земля и небо ликовали, видя множество спасаемых. Обратив в православную христианскую веру киевлян, святой Владимир тем положил начало распространению веры Христовой по всей России.

Владимир строил храмы, заботился о воспитании детей, учреждал больницы. Нищие, бедные, слабые находили у него помощь и защиту.

При Владимире Древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился его международный авторитет. Блаженная кончина святого равноапостольного великого князя Владимира наступила 15 июля 1015 года в селе Берестово, близ Киева.

В Пскове когда-то улица М.Горького носила благозвучное название Княже-Владимирской. В Черской Псковского района в наше время выстроен и действует храм в честь равноапостольного князя Владимира. В Буднике (Ядровской волости Псковского района) по благословению владыки Евсевия псковские казаки воздвигли часовню во имя Владимира.

Просветитель Руси князь Владимир является крестным отцом страны нашей Российской. От него пошла Святая Русь.

Князь Всеволод, во святом крещении Гавриил, был сыном великого князя Мстислава, внуком Владимира Мономаха.

Почти вся его жизнь прошла в Новгороде, где княжил отец. Здесь он провёл детство, здесь он княжил в течение двадцати лет. В 1136 году после новгородского возмущения был осуждён на изгнание из Новгорода. Всеволод ушёл в Киев, где дядя, князь Ярополк, дал ему в держание Вышгородскую волость близ Киева. Здесь в X веке жила святая равноапостольная великая княгиня Ольга.

В 1137 году жители Пскова призвали его княжить на псковской земле - родине святой Ольги. Таким образом, святой Всеволод стал первым псковским князем, избранным по воле самих псковичей.

Святой Всеволод прокняжил в Пскове только один год. Но оставил в сердцах его жителей благую память о себе, а в городе - заложенный им каменный храм во имя Святой Троицы. 11 февраля 1138 года он скончался, прожив 46 лет.

Псковичи считают Всеволода-Гавриила не только своим первым князем, но и небесным защитником и покровителем наряду со святым Довмонтом-Тимофеем.

Сын великого князя Ярослава Всеволодовича, внук св. Андрея Боголюбского и правнук знаменитейшего среди русских князей Владимира Мономаха святой Александр родился 30 мая 1220 года в городе Переяславле-Залесском. (Подробнее)

Святой благоверный князь Довмонт (Даумантас) происходил из рода князей литовских. Спасаясь от смут, происшедших в Литве, Довмонт нашёл прибежище в городе Пскове, где поселился в 1265 году вместе с 300 литовскими семьями.

Здесь он принял православную веру, получил при крещении имя Тимофей. В 1266 году псковичи, видя мужество и добронравие Довмонта, избрали его своим князем. Женой ему стала внучка Александра Невского Мария.

33 года Довмонт ревностно охранял приютивший его город. Он предпринял несколько успешных походов с дружиной в Литву, откуда литовский князь Гердень совершал набеги на псковские земли.

Боролся против датчан и ливонских рыцарей.

18 февраля 1268 года Довмонт во главе русского войска участвовал в битве при Раковоре (современный Раквере в Эстонии) и в ознаменование победы над неприятелем построил первый храм на будущей территории Довмонтова города в честь своего небесного покровителя Тимофея Газского.

В апреле 1268 года Довмонт с небольшою дружиной в 60 воинов разбил отряд ливонцев из 800 человек, вторгшихся в пограничные псковские сёла. В знак победы князь построил храм в честь покровителя воинов Святого Георгия.

В июне 1272 года у стен Пскова Довмонт со своими воинами разбил многотысячное войско ливонцев, которые впоследствии долгое время не решались нарушать русские границы.

В последней четверти 13 века в период относительного внешнего затишья псковичи под руководством князя построили Довмонтов город, сделав Псков образцовой средневековой крепостью.

Скончался Довмонт-Тимофей 20 мая 1299 года. Похоронен в княжеской усыпальнице Троицкого собора.

Считается небесным покровителем Пскова. Его имя и подвиги прославлены в летописи, отражены в русских иконах. На памятнике «Тысячелетию России», установленном в 1862 году в Новгороде, среди 109 фигур выдающихся деятелей Российского государства, выкованных на рельефе, есть и изображение Довмонта.

См. также: "Повесть о Довмонте"

Псковская преподобная благоверная княгиня, инокиня Марфа (в миру Мария), дочь великого князя владимирского Дмитрия Александровича и внучка святого Александра Невского, была женою псковского князя Довмонта-Тимофея.

Марфа Псковская и Васса Псково-Печерская

Князь Довмонт вместе с супругой Марией покровительствовали Иоанно-Предтеченскому монастырю на Завеличье. Считается, что основан был монастырь в 1240 году тёткой князя Довмонта, княгиней Евфросинией, в иночестве Евпраксией.

Из монастырских актов известно, что князь Довмонт с княгиней Марией пожертвовали на монастырь различные земельные угодья в городе Гдове. После кончины супруга Мария насовсем переселилась в Иоанно-Предтеченский монастырь, где приняла иноческое пострижение. Скончалась в этом же монастыре 8 ноября 1300 года.

На иконе Знамения Божией Матери из Спасо-Мирожского монастыря изображены святой благоверный князь Довмонт и его святая благоверная супруга княгиня Мария.

Преподобная Васса (Мария) Псковская, супруга московского священника и первого строителя Псково-Печерского монастыря - Иоанна Шестника (в монашестве Иона).

Во второй половине 15 века она вместе с супругом и двумя малолетними сыновьями прибыла на Псковскую землю из Юрьева (ныне - город Тарту), где в Георгиевском храме служил её муж. В те времена в Прибалтике православное население подвергалось жестоким гонениям со стороны немцев-католиков.

В Пскове священник Иоанн стал служить в Троицком соборе. Узнав об открытии пещер у реки Каменец, забрал семью и с ней отправился к пещерам и начал копать в горе церковь к западу от пещеры.

Из летописи известно, что жена его, матушка Мария, вместе с сыновьями принимала участие в «ископании храма».

Около 1473 года матушка Мария скончалась после болезни, приняв монашеский постриг перед смертью с именем Васса. По летописи, она была первым лицом в истории Псково-Печерского монастыря, принявшим в нём монашеский образ.

Святые преподобные Иона и Васса - покровители супружества.

Сохранился святой источник матушки Вассы, который, по преданию, имеет целебную силу.

Преподобный игумен Псково-Печерского монастыря в 1529-1570 годах.

Родился Корнилий в 1501 году в Пскове в боярской семье. Чтобы дать сыну образование, родители отдали его в Псковский Мирожский монастырь. Там под руководством старцев он обучился грамоте, иконописи и многим другим ремёслам.

Позднее Корнилий принял постриг в Псково-Печерском монастыре.

В 1529 году преподобный Корнилий, служивший образцом богоугодной жизни, был возведён в сан игумена и избран настоятелем монастыря. При Корнилий монастырь достиг наивысшего расцвета.

Он создал при обители иконописную мастерскую, книжно-литературную школу, распространял православие среди народностей эстов и сету.

Трудами игумена Корнилия вокруг монастыря была устроена каменная ограда с крепостными башнями и тремя укреплёнными воротами. Обитель стала неприступной крепостью.

В середине 16 века в обители велась летопись древнего Пскова и была собрана богатая библиотека. Преподобный Корнилий завёл большой монастырский «Синодик» для поминовения усопших, «Кормовую книгу», составил «Описание чудес Печерской иконы Богоматери». В 1531 году написал «Повесть о начале Печерского монастыря».

Ложно обвинённый завистниками перед Иоанном Грозным в связях с литовским княжеством преподобный Корнилий 20 февраля 1570 года принял мученическую смерть.

Преподобный Никандр Псковский родился в 1507 году в селе Виделебье на Псковщине, в миру назывался Никоном. После смерти отца Никон отправился в Псков, служил у купца Филиппа, который отдал его учиться грамоте.

Никон мечтал об уединённой жизни и служении богу. Узнав о пустынном месте между Псковом и Порховом, он поселился в пустыни на реке Демянке. Соорудив себе хижину, Никон жил в одиночестве 12 лет, изредка посещая Псков.

Купец Филипп дал за Никона вклад в Крыпецкий монастырь, где Никон принял постриг с именем Никандр, после чего вновь поселился в пустыни и жил уединённо 15 лет.

Уединение Никандра стали нарушать паломники, узнавшие о праведном пустынножителе. Не желая мирской славы, Никандр покинул пустынь и ушёл в Крыпецкий монастырь, где служил более трёх лет. Из-за недовольства братии он вынужден был вернуться в прежнюю пустынь на озеро Демяно, где прожил в уединении последние 39 лет.

Ещё при жизни преподобный Никандр прославился исцелением больных и даром прозрения, помогая людям в их бедах. Умер преподобный Никандр в одиночестве во время осады Пскова Стефаном Баторием 24 сентября 1581 года.

В 1584 году на месте подвигов преподобного Никандра была создана обитель, которую стали называть Никандровой пустынью.

В 20-е годы монастырь был разрушен, ныне восстановлен.

Святой Николай жил в Пскове в 16 веке. Псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Салос, что в переводе с греческого означает «блаженный, юродивый». Ещё при жизни, почитая как святого, его называли Микула Свят.

Более тридцати лет совершал он подвиг добровольного, мнимого безумия, избегая тем самым истинного безумия мира, погрязшего в страстях и пороках. Зимой и летом ходил он в ветхой одежде, почти нагой, перенося с терпением и сильнейшие морозы, и чрезмерную жару. Блаженный Николай жил неподалёку от Троицкого собора Пскова, в келье под соборной колокольней. За внешне безумными поступками, бессмысленными словами блаженный Николай скрывал своё духовное богатство, обладал даром чудотворения и пророчества.

На соборной площади Псковского кремля произошли те события, которые и прославили Николая как заступника за Псков от царя Иоанна Грозного. В феврале 1570 года, во время похода Иоанна Грозного на Псков, встретил его у ворот города и обличил в кровожадности, угрожая возмездием. Устрашённый царь оставил Псков, не разоряя его.

Скончался блаженный Николай 28 февраля 1576 года. По особому почитанию жителей Пскова он был погребён под соборным храмом - такой почести удостаивались только князья и архипастыри.

Святая мученица Великая княгиня Елизавета Феодоровна, родная сестра последней Российской императрицы, родилась 1 ноября 1864 года в Дармштадте (Германия).

В Россию попала в 19 лет, выйдя замуж за Великого князя Сергея Александровича Романова, брата императора Российского Александра III. 25 апреля 1891 года приняла православие.

В том же году Сергей Александрович был назначен московским генерал-губернатором, а его супруга стала не только первой дамой Москвы, но и первой в то время благотворительницей.

18 февраля 1905 года взрывом бомбы был убит Сергей Александрович. После смерти мужа Великая княгиня, отказавшись от блестящего положения в свете, обосновала Марфа-Мариинскую обитель.

Став её настоятельницей, Елизавета Феодоровна создала при обители приют для девочек, воскресную школу для женщин, работающих на фабрике, столовую для бедных на 300 человек, мастерскую по пошиву одежды для обездоленных, больницу, библиотеку.

От дел её отлучали только паломнические поездки. Любила она и псковские святые места. Особенно близка ей стала Елеазарова пустынь. Здесь Елизавета Феодоровна приняла участие в постройке церкви около келий схиархимандрита Гавриила. Почти ежегодно посещала псковскую землю и дарила Спасо-Елеазаровскому монастырю богатые вклады.

Всего 9 лет было отпущено Великой княгине на высокое служение. 18 июля 1918 года Елизавета Феодоровна была сброшена заживо в шахту под Алапаевском (Пермская губерния).

В псковском храме Александра Невского хранится частица святых мощей Великой княгини.

Святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси (в миру Василий Иванович Белавин) родился 19 января 1865 года в семье священника погоста Клин Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне деревня Клин Куньинского района Псковской области).

С 1878 по 1883 год учился в Псковской духовной семинарии. В 1888 году окончил Петербургскую духовную академию и, получив степень кандидата богословия, вернулся в Псков, где преподавал в духовной семинарии. В 1891 году в семинарской церкви принял монашество с именем Тихон.

Патриарх Тихон был чрезвычайно энергичным, неутомимым церковным и гражданским деятелем. Служил в Польше, в Америке - в качестве архиепископа Алеутского и Северо-Американского.

С 1907 года-архиепископ Ярославский, в 1913 году-архиепископ Виленский и Литовский. С августа 1917 года - митрополит Московский, а с 5 ноября 1917 года на Поместном соборе в храме Христа Спасителя был избран по жребию Патриархом Московским и Всея Руси.

После Октябрьской революции 1917 года патриарх Тихон считал своим долгом не вступать в политическую борьбу и сохранить церковь. В августе 1921 он обратился с Посланием о помощи голодающим и благословил добровольное пожертвование церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления. Советское правительство расценило это как саботаж, в связи с чем патриарх Тихон находился в заключении с апреля 1922 года по июнь 1923.

Скончался патриарх Тихон в Донском монастыре 7 апреля 1925 года. Похоронен в Малом соборе этой обители.

Святой Вениамин (в миру - Казанский Василий Павлович) родился в 1874 году в Олонецкой губернии в семье священника.

Будущий святитель окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и там же в 22 года он принимает монашеский постриг с именем Вениамин. Уже в 29 лет он был возведён в сан архимандрита. Спустя ещё 8 лет (24 января 1910 года) архимандрит Вениамин был посвящен в сан епископа города Гдова.

В 1917 году архиепископ Вениамин стал петроградским митрополитом. Вскоре митрополит Вениамин был назначен священноархимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.

В последние годы своей жизни он пережил всё: тюрьму, суд, общественное «заплевание», продажность и непостоянство людей. Владыка был обвинён в сопротивлении изъятию церковных ценностей и вместе с тремя своими сподвижниками приговорён к смертной казни. В ночь с 12 на 13 августа 1922 года они были расстреляны.

На братском кладбище Александро- Невской Лавры ему воздвигнут крест над символической могилой.

 
наверх