Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2016



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта






Баннеры

Псковская область. Информационно-аналитический портал

Псковская лента новостей

Официальный интернет-портал правовой информации

Официальный сайт города Пскова и Псковской городской Думы

Официальный сайт Администрации г. Пскова

Историко-культурное наследие. Официальный сайт Псковской области

Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ

Российская библиотечная ассоциация

Поиск в электронном каталоге СИГЛА

Юридические услуги. Традиционно надежно

Сводный каталог библиотек России в свободном доступе - навигатор библиотечных ресурсов




ИГРАЕМ С МУЛЬТФИЛЬМАМИ

«Ну, погоди!»


В начало



Наиболее любимый из всех советских мультфильмов про отважного зайца и глупого волка . Волк и заяц стали одними из самых популярных мультипликационных персонажей во всем мире, а сериал «Ну, погоди!» с триумфом прокатился по всему миру.  История  мультфильма «Ну, погоди!» началась в далёком 1969 году, съёмки продолжались до 1986 года было снято 18 выпусков. А в  2005 году состоялась премьера 19-го выпуска, под руководством Алексея Котёночкина, сына Вячеслава Котёночкина, начинавшего историю мультфильма.  Позже в свет вышел и 20-й  выпуск. В сентябре 2005 года в Москве прошел костюмированный парад в честь возрождения мультсериала «Ну, погоди!».  К сожалению по словам А.Котёночкина на 20-ом выпуске закончилась история про волка и зайца, и если мультфильм еще выйдет то это будет уже другая история…

Судьба мультфильма, как и всего гениального, начиналась не просто.

От проекта, «ну, погоди», отказывались один за другим режиссеры, согласился только режиссер Сокольский, однако этому мультфильму увидеть свет не посчастливилось. После первых набросок и образцов Сокольскому было настоятельно рекомендовано поменять образы зайца и волка, на более добрые и душевные, однако Сокольский после критики отказался от переделок и дальнейшей работы.

Казалось бы, ничто не спасет мультфильм от надвигающейся смерти, но в работу включается гениальный режиссер Вячеслав Котеночкин.

Он предлагает участвовать в создании мультфильма сценаристам Курляндскому, Хайту и Канделю. И работа началась!!! Закипела! Волка Котеночкин срисовывает с себя, на озвучку приглашает Высоцкого, но… Высоцкий «вне закона» и волк начинает говорить голосом Анатолия Папанова, как считают некоторые, в качестве компенсации Высоцкому в первый мультфильм включают его песню «Вертикаль». На роль Зайца без всяких проб берут Клару Румянову, и в 1969 году выходит первый выпуск мультфильма.

Новые выпуски мультсериала «Ну, погоди!» почти ежегодно выходят на экраны советских телевизоров на протяжении семнадцати лет. За эти годы к мультсериалу прочно присоединяется эпитет «народный». В.Котеночкин неоднократно рассказывал, что сериал был продолжен именно по настойчивым просьбам зрителей, как детей, так и взрослых: когда после 1973 года он объявил о завершении четвертой и последней серии, «Союзмультфильм» был завален мешками писем с просьбами и вариантами продолжения.

Мультфильм продолжили, но не надолго. Феликс Кандель - уезжает в Израиль, мультфильм закрывают. Канделя убрают из титров, а еще позже - заменяют фамилией «Камов». Проходит время, Папанов приходит в Кремль получать госнаграду, в кремле интересуются судьбой мультфильма и Подгорный, дает добро на продолжение, так мультфильм получает второе, а точнее третье рождение и выходит до 1986, общим количеством серий, 16.

В 1993 году, уже после смерти Папанова, вышли 17-й и 18-й выпуски мультсериала. В озвучке Волка были использованы фрагменты предыдущих серий, рабочие записи, анекдоты, рассказанные в перерывах… В 2000 году умер Вячеслав Котеночкин, в 2004- Клара Румянова. Авторы «Ну, погоди!» ушли вслед за своей эпохой.

Однако история мультфильма закончилась в 2006 году, пережив своих создателей. В Минске на VIII международном фестивале детского и юношеского кино «Листопадик» состоялась премьера 19-й и 20-й серий мультика. Снял их сын знаменитого режиссера Алексей Котеночкин.


Несмотря на почтенный возраст, «Ну, погоди!» до сих пор остается одним из самых лучших мультфильмов в отечественной анимации. Приключения Волка и Зайца с самого начала так полюбились детворе и взрослым, что вместо одного запланированного фильма его авторы — сценаристы Феликс Камов, Александр Курляндский и Аркадий Хайт, режиссер Вячеслав Котеночкин и художник Святозар Русаков — за 26 лет совместной работы создали 18 серий!

Одна из составляющих успеха мультфильма — неподражаемые голоса артистов Анатолия Папанова и Клары Румяновой, озвучивших главных персонажей. Знаменитые песни тех лет, прозвучав в «Ну, погоди!», обретали еще большую популярность, а известный композитор Давид Тухманов, узнав, что в одной из серий звучит и его мелодия, высказал режиссеру Котеночкину «свою безграничную благодарность».

К сожалению, многих из тех, кто создавал «Ну, погоди!», уже нет. Один за другим ушли Анатолий Папанов, Клара Румянова, Вячеслав Котеночкин, Святозар Русаков, Аркадий Хайт. Оживить любимых персонажей казалось совершенно невозможным. Но не так давно появились еще две серии — 19-я и 20-я — знаменитого мультсериала. Их снял сын режиссера Вячеслава Котеночкина Алексей. Сценарий к продолжению «Ну, погоди!» написали Феликс Камов и Александр Курляндский, неизменный автор всех 20 серий.

Курляндский А.Е.

Сам Александр Ефимович утверждает, что работа над «Ну, погоди!», хоть и остается яркой страницей в его творческой биографии, никогда не была главной. Автор повестей, пьес, многочисленных эстрадных миниатюр, а также создатель мультфильмов «Возвращение блудного попугая», «Великолепный Гоша» и еще нескольких десятков, Александр Курляндский недавно закончил работу над новой книжкой.

«На творческих встречах детвора часто интересуется: «Когда же Волк съест Зайца?»

— Никто из создателей «Ну, погоди!» не думал, что мультфильм станет таким популярным, — рассказывает Александр Ефимович. — Мы, авторы первого выпуска — Камов, Хайт и я, помню, все время гадали, на какой серии все это закончится: на третьей, на пятой, на седьмой? Потом в «Союзмультфильм» стали приходить мешки писем от детворы с просьбами о продолжении. Особенно запомнилось одно письмо, в котором ребенок просил Котеночкина снимать «Ну, погоди!» бесконечно.

Котеночкин В.

А вот благодаря кому или чему мультик имел такой ошеломляющий успех, не могу сказать и сейчас. Персонажей придумали художник Святозар Русаков и режиссер Вячеслав Котеночкин. Заслугой же сценаристов могу назвать разработку гэгов — анимационных трюков. Это была очень сложная, но интересная работа — смешно изобразить на экране то, что мы как эстрадные авторы до этого описывали словами.

«Ну, погоди!» стал нашим дебютом в мультипликации, и мы очень волновались за качество будущего мультфильма. Даже написав и отдав режиссеру сценарий, мы продолжали оставаться в процессе: и на стадии раскадровки, и на озвучивании, и на монтаже.

— А кому принадлежит авторство знаменитой фразы «Ну, погоди!»?

— У нас с самого начала было такое правило: то, что придумано во время работы за общим столом, — придумано всеми. Мы искали фразу, которая не только соответствовала бы сюжету, но и давала бы зрителю надежду на продолжение. Обсуждались разные варианты: «Ну, подожди!», «Ну, погодите!»... Но, насколько я помню, точку в этом споре поставил Феликс Камов, произнеся: «Ну, погоди!»

— Сколько же авторов у мультфильма?

— Кроме нас с Аркадием Хайтом, был еще Феликс Камов, соавтор и друг Эдуарда Успенского. Когда-то мы вместе писали программу для популярного в те годы эстрадного дуэта Александра Лившица и Александра Левенбука, сочиняли эстрадные номера, спектакли, мюзиклы, радиоспектакли...

Позже именно Эдуард Успенский пригласил всех нас — Хайта, Камова и меня — поработать на студии «Союзмультфильм». Там однажды попросили: «Придумайте что-то смешное». Мы сели и вчетвером придумали «Ну, погоди!». Правда, в таком составе работали не всегда: Эдуард Успенский оставался с нами только на первых порах.

— Долго вынашивали идею мультфильма?

Камов Ф.

— Почти сразу была придумана главная идея — фильма-погони. А вот кто за кем гонится, решилось в долгих спорах. Мы перебрали разных персонажей: сначала думали взять лису и петуха, потом — лису и зайца, и наконец остановились на волке и зайце как наиболее привычных для нашего фольклора персонажах. Сначала это был коротенький сюжет для мультипликационного сериала «Веселая карусель», где Волк и Заяц совсем другие, в другой изобразительной манере. Сюжет понравился руководству «Союзмультфильма», и нам предложили написать сценарий к десятиминутному мультику. Когда мы его написали и стали предлагать режиссерам, все они отказывались. Один Котеночкин сказал: «В этом что-то есть!»

(От том, как придумывались образы Волка и Зайца, сам Вячеслав Котеночкин рассказывал в одном из своих последних интервью (газете «СК-Новости»): «Заяц у меня сразу получился — с голубыми глазками, розовыми щечками, вообще очень положительный. А Волк долго не удавался. Потом на улице я увидел парня, прислонившегося к стене дома. У него были длинные черные волосы, к толстым губам прилипла сигарета, животик вывалился, и я понял, что именно таким должен был Волк».)

— В то время в отечественной анимации было мало смешного, а наш фильм был набит трюками. Волк-недотепа вызывал у зрителей смех, — продолжает Александр Курляндский. — Он без конца попадал в комические ситуации, причем по своей же вине. Кстати, на творческих встречах детвора часто интересуется: «Когда же Волк съест Зайца?» Какое-то время я пытался им объяснить, что Волк никогда не съест Зайца, потому что это два клоуна, которые нас развлекают. Мультипликационный Волк, в отличие от настоящего волка, ходит на двух ногах, курит, ездит на мотоцикле. Он почти что человек, а не животное. Наконец, чтобы показать детям эту разницу, я написал книгу «Двое на одного, или «Ну, погодите», где я ввел в сюжет настоящего волка. Такому как раз ничего не стоит слопать нашего Зайца. В конце концов, в книге «мультипликационный» Волк сам же Зайца и спасает.

— Вы же придумали и массу новых сюжетов, связанных с этими персонажами. Например, у Волка и Зайца появились родители!

— Идею, чтобы у Волка и Зайца появилась семья, я вынашивал давно. По замыслу, родители Зайца со всех сторон положительные. У Волка же все наоборот. Зато дети у главных героев — это перевертыши: у Волка сын отличник, а у Зайца — хулиганистый панк. Эту идею я и Алексей Котеночкин (сын режиссера Вячеслава Котеночкина) воплощаем в детском журнале «Ну, погоди!», и она очень нравится детворе.

«После замечания председателя Президиума Верховного Совета СССР Николая Подгорного, что ему мультфильм нравится, «Ну, погоди!» опять запустили в работу».

— Создавая новые серии мультфильма, не боялись сравнения с «оригиналом»?

— Я как автор, конечно, рисковал своей репутацией и понимал, что новые серии будут сравнивать со старыми. Сюжет девятнадцатой серии разворачивается на пляже. Но пляж вполне современный и узнаваемый. С парашютами, катерами, аквагорками... Не такой, как был в самой первой серии. Это может быть и отечественный курорт, и берега Турции, где тоже отдыхают наши граждане. Зритель вновь встречается с уже знакомыми персонажами — потешной Свиньей в оригинальном тройном купальнике и Бегемотом, от которого Волку всегда достается. Музыка, которую написал Андрей Державин (участник группы «Машина времени»), еще больше подчеркивает комичность происходящего. Двадцатый выпуск мы условно назвали «Шесть соток» — каждому понятно, что события происходят на дачном участке.

Если говорить о технической стороне, то качество новых серий (особенно звук) на порядок выше. Насколько это смешно? В Чехии, где демонстрировались новые серии «Ну, погоди!», их наградили призом зрительских симпатий. Были призы и на других фестивалях. Так что не только я считаю, что продолжение мультфильма получилось удачным.

— Правда, что «Ну, погоди!» закрывали?

— Когда Камов в середине 1970-х уехал за границу, нас «прикрыли». Тогда такой отъезд считался чуть ли не предательством. Через некоторое время Папанову в Кремле вручали награду. Тогдашний председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный поинтересовался у него, как там дела с «Ну, погоди!». «У них на студии конфликт. Кто-то там за границу уехал», — ответил Папанов. «Ну, кто-то же остался! — воскликнул Подгорный и добавил: — Между прочим, мне этот мультфильм нравится, и моим детям и товарищам тоже». Вернувшись на студию, Папанов рассказал об этом диалоге, и вскоре мультфильм опять запустили в работу. Мы с Хайтом продолжили писать сценарии, а Котеночкин — снимать.

— Трудно представить Волка без голоса Папанова..

— Папанов, конечно, озвучил Волка гениально.. Вы, наверное, знаете, что даже после смерти Анатолия Папанова его голос звучал еще в двух выпусках «Ну, погоди!» — на студии каким-то чудом сохранились записи дублей и пробы. Но в 19-й и 20-й сериях мы предложили озвучить Волка артисту театра «Кривое зеркало» Игорю Христенко. Никто не ставил перед ним задачу пародировать голос Папанова. Ему надо было сыграть Папанова. И если смотреть без предубеждения, то считаю, что у Игоря хорошо получилось.


Интервью с А.Курлянским

Судьба мультфильма «Ну, погоди!» в какой-то мере отражает то, что происходило в стране в течение нескольких десятков лет: один из авторов - Феликс Кандель (Камов) - в 70-е годы долго находился в отказе, потом эмигрировал, из-за чего его фамилия была вырезана из титров, а съемки мультфильма прекратились. Уже после перестройки эмигрировал и второй, ныне покойный, соавтор - Аркадий Хайт - в Германию. В последние 10 лет не было денег на съемки продолжения мультфильма. В итоге «Ну, погоди!», который в советские годы финансировало государство и любило политбюро, сейчас оплатила известная сеть универмагов.

- Не только то, что происходило с фильмом, но и сам фильм характеризует время, - говорит Александр Курляндский, - шлягеры тех лет, которые мы используем, место действия, предметы, служащие нам для создания трюковой ситуации… Сейчас уже нет ни «чертова колеса» в парке, ни песен Магомаева. В какой-то степени этот фильм социальный и исторический. Он отражает ту эпоху. Так же, как новые серии будут отражать это время.

А как эти 36 лет сказались на вас?

- Настроить себя сегодняшнего на придумывание смешного, намного сложнее, чем 30 лет назад. А моему, приехавшему из Израиля, соавтору Феликсу Камову, наверное, еще труднее, он занимается сейчас совсем другим - вон у меня на полке стоит многотомная история еврейского народа, автором которой он является. Но когда мы встретились, мы снова почувствовали себя молодыми.

Неужели за последние лет 10 не было желающих профинансировать «Ну, погоди!»?

- Не было. Делать мультфильм - занятие довольно дорогое. Это ручная работа. Мультфильм, который состоит из одной части, практически не окупается. Надо создавать либо серию, либо полнометражный фильм. Кроме того, существовал естественный скептицизм: «Ну, погоди!» не выходил столько лет, может, и не надо - вдруг не получится? Но я сейчас спокоен: видел фильм и знаю, что он получился.

За время многолетнего перерыва в съемках мультфильма у вас в одной из книжек к известным героям добавился второй волк. Для чего?

- Ребята меня часто спрашивали на встречах: «Когда же Волк съест Зайца?» Я объяснял, что он не может его съесть, потому что наш Волк - не животное, он очеловечен: ходит на двух ногах, простите, курит, покупает арбузы. Чтобы показать разницу, я придумал другого волка, настоящего, из сказки, который действительно может съесть зайца. И в этой книжке наш «нупогодишный» Волк спасает Зайца от зоологического Волка. Вообще в литературе, в отличие от мультфильма, надо объяснять, почему Волк гоняется за Зайцем. И там у меня конфликт - чисто социальный: Заяц - чистенький, мама у него - воспитательница, отец - врач, а Волк - люмпен из подворотни.

Это станет сюжетом нового мультфильма?

- Пока не станет. А в дальнейшем - посмотрим.

Лучшее из того, что вы создали за эти 36 лет, вошло сейчас в том из серии «Антология сатиры и юмора России ХХ века» («ЭКСМО»), презентация которого тоже состоится в сентябре. На обложке книги есть Волк и Заяц, но почему там нет литературной записи мультфильмов?

- Мне порой бывает сложно: меня знают в основном как автора «Ну, погоди!». Немногие, например, берут на себя риск поставить мою пьесу или напечатать взрослую повесть. Не так давно вышла моя книжка «Чуки-Куки», которая была хорошо встречена рецензентами, но она лежала два года - ее не публиковали. Когда одну из своих повестей я принес в «Новый мир», там это вызвало иронические улыбки: «Курляндский пришел! Принес повесть!» Иногда друзья-писатели или режиссеры рассказывают какую-то историю и говорят: «Дарю! Сделай из нее мультик». А самим это вроде бы - ниже их достоинства. И они не понимают, что сделать мультипликационное кино - задача очень сложная и для этого нужно определенное качество извилин. Ведь была возможность заказать эти две серии другим авторам, но обратились к нам. Работая вместе с составителем «Антологии» Юрием Кушаком над книгой, я включил в нее рассказы, повести, пьесы - чтобы она дала обо мне более полное представление. Популярность «Ну, погоди!» хороша, но порой она даже мешает.



Мультфильмы


 
наверх