Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2019



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта









«Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии»

Виртуальная выставка

К юбилеям

Ивана Бунина, Бориса Пастернака, Михаила Шолохова, Иосифа Бродского




«Чем же еще может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием того, что ты отдаешь народу…, Родине все свои силы и способности».

М.А. Шолохов

Знаток Донского казачества
Шолохов Михаил Александрович
(1905-1984)
прозаик, публицист.

Основные произведения:

«Донские рассказы» (1926)

«Лазоревая степь» (1926)

«Тихий Дон» (1926 – 1930)

«Поднятая целина» (1930 – 1960)

«Наука ненависти» (1941 – 1945)

«Судьба человека» (1950)

«Они сражались за Родину» (1969)


Нобелевская премия по литературе (1965 года) вручена «за художественную силу и эпическую широту романа о донском казачестве в переломное для России время».

В своей речи во время церемонии награждения Шолохов сказал, что его целью было «превознести нацию тружеников, строителей и героев».



М.Шолохов. Нобелевская речь.

На этом торжественном собрании считаю своим приятным долгом еще раз выразить благодарность Шведской Королевской Академии, присудившей мне Нобелевскую премию.

Я уже имел возможность публично свидетельствовать, что это вызывает у меня чувство удовлетворения не только как международное признание моих профессиональных заслуг и особенностей, присущих мне как литератору. Я горжусь тем, что эта премия присуждена писателю русскому, советскому. Я представляю здесь большой отряд писателей моей Родины.

Я уже высказал также удовлетворение и тем, что эта премия является косвенно еще одним утверждением жанра романа. Нередко за последнее время приходилось слышать и читать, по совести говоря, удивлявшие меня выступления, в которых форма романа объявлялась устаревшей, не отвечающей требованиям современности. Между тем именно роман дает возможность наиболее полно охватить мир действительности и спроецировать на изображении свое отношение к ней, к ее жгучим проблемам, отношение своих единомышленников.

Роман, так сказать, наиболее предрасполагает к глубокому познанию окружающей нас огромной жизни, а не к попыткам представить свое маленькое "я" центром мироздания. Этот жанр по природе своей представляет самый широкий плацдарм для художника-реалиста. Многие молодые течения в искусстве отвергают реализм, исходя из того, что он будто бы отслужил свое. Не боясь упреков в консерватизме, заявляю, что придерживаюсь противоположных взглядов, будучи убежденным приверженцем реалистического искусства.

Сейчас часто говорят о так называемом литературном авангарде, понимая под этим моднейшие опыты преимущественно в области формы. На мой взгляд, подлинным авангардом являются те художники, которые в своих произведениях раскрывают новое содержание, определяющее черты жизни нашего века. И реализм в целом, и реалистический роман опираются на художественный опыт великих мастеров прошлого. Но в своем развитии приобрели существенно новые, глубоко современные черты.

Я говорю о реализме, несущем в себе идею обновления жизни", переделки ее на благо человеку. Я говорю, разумеется, о таком реализме, который мы называем сейчас социалистическим. Его своеобразие в том, что он выражает мировоззрение, не приемлющее ни созерцательности, ни ухода от действительности, зовущее к борьбе за прогресс человечества, дающее возможность постигнуть цели, близкие миллионам людей, осветить им пути борьбы.

Человечество не раздроблено на сонм одиночек, индивидуумов, плавающих как бы в состоянии невесомости, подобно космонавтам, вышедшим за пределы земного притяжения. Мы живем на земле, подчиняемся земным законам, и, как говорится в Евангелии, дню нашему довлеет злоба его, его заботы и требования, его надежды на лучшее завтра. Гигантские слои населения земли движимы едиными стремлениями, живут общими интересами, в гораздо большей степени объединяющими их, нежели разъединяющими.

Это люди труда, те, кто своими руками и мозгом создает все. Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером трудовому народу.

Отсюда проистекает все. Отсюда следуют выводы о том, каким мыслится мне, как советскому писателю, место художника в современном мире.

Мы живем в неспокойные годы. Но нет на земле народа, который хотел бы войны. Есть силы, которые бросают целые народы в ее огонь. Может ли не стучать пепел ее в сердце писателя, пепел необозримых пожарищ второй мировой войны? Может ли честный писатель не выступать против тех, кто хотел бы обречь человечество на самоуничтожение?

В чем же состоит призвание, каковы задачи художника, считающего себя не подобием безучастного к людским страданиям божества, вознесенного на Олимп над схваткой противоборствующих сил, а сыном своего народа, малой частицей человечества?

Говорить с читателем честно, говорить людям правду - подчас суровую, но всегда мужественную, укреплять в человеческих сердцах веру в будущее, в свою силу, способную построить это будущее. Быть борцом за мир во всем мире и воспитывать своим словом таких борцов повсюду, куда это слово доходит. Объединять людей в их естественном и благородном стремлении к прогрессу. Искусство обладает могучей силой воздействия на ум и сердце человека. Думаю, что художником имеет право называться тот, кто направляет эту силу на созидание прекрасного в душах людей, на благо человечества.

Мой родной народ на своих исторических путях шел вперед не по торной дороге. Это были пути первооткрывателей, пионеров жизни. Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою, который ни на кого не нападал, но всегда умел с достоинством отстоять созданное им, отстоять свою свободу и честь, свое право строить себе будущее по собственному выбору.

Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив.

Благодарю всех, кто находится в этом зале, всех, кто прислал мне приветствия и поздравления в связи с Нобелевской премией.


Музеи, памятные места, памятники и экспозиции, посвященные М.А. Шолохову

(Государственный музей М.А. Шолохова).


Литература

Воронцов, А.В. Михаил Шолохов: загадка советской литературы / А.В. Воронцов. – М.: АСТ – Пресс книга, 2005. – 400 с.: 8 л . ил. – (Историческое расследование).

Двадцать пять лет этот писатель был в Германии популярней, чем Эрих Мария Ремарк. Двадцать девять лет его имя не сходило со страниц английских газет и журналов: число рецензий на его книгу порой превышало сотню в день. Ни один русский писатель не достиг так быстро мировой славы, как он. Спутниками его жизни были зависть и клевета. Имя этого человека - Михаил Шолохов. Автор книги рассказывает о загадочной, полной драматизма судьбе писателя.


Гура, В.В. Как создавался «Тихий Дон»: творческая история романа М. Шолохова / В. Гура. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Сов. писатель, 1989. – 465 с.

В своей книге автор исследует творческую историю "Тихого Дона". Воздействие литературной атмосферы и борьбы двадцатых годов, личные контакты молодого Шолохова с писателями, непосредственное участие его в революционных событиях, работа над историческими и фольклорными источниками, связь изображаемого в романе с реальной действительностью, с характерами и судьбами конкретных людей, линии, идущие от "Донских рассказов" к "Тихому Дону".


Жуков, И.И. Рука судьбы: правда и ложь о Михаиле Шолохове и Александре Фадееве / Иван Жуков. – М.: Воскресенье, 1994. – 255 с.

Достоинство книги И. Жукова не только в том, что в ней немало неизвестных страниц из жизни Михаила Шолохова. Многое в творчестве прочитано автором заново - не в угоду "злобе дня", а для того, чтобы представить литературные искания, замыслы и воплощения классиков отечественной литературы XX века в "первозданном виде", серьезно и глубоко.
Судьба Шолохова показывается И. Жуковым объективно - в драматическом и порой жестоком контексте времени.





Калинин, А.В. Время «Тихого Дона» / Анатолий Калинин. – М.: Сов. Россия, 1978. – 192 с.

В настоящую книгу вошли статьи и очерки о жизни и творчестве М. А. Шолохова. Автор делится своими раздумьями над страницами "Тихого Дона", "Поднятой целины", "Судьбы человека", "Они сражались за Родину", "Науки ненависти", вместе с читателями убеждается, "сколь много дает творчество русского гения для постижения жгучих проблем современности".




Кузнецов Ф. Правда «Тихого Дона» / Феликс Кузнецов // Роман – журнал ХХ I век. – 2004. - №8. – С. 35 – 61. – (Продолжение. Начало см. 2004. - № 1, 2, 3).

Трагическая судьба и правда "Тихого Дона", этого великого романа - тема книги известного литературоведа и критика, члена-корреспондента РАН Ф.Ф.Кузнецова. Автор рассказывает об истории поиска черновых рукописей первых двух книг романа, и впервые научно исследует рукопись как неоспоримое свидетельство принадлежности романа "Тихий Дон" М.А.Шолохову.






Мировое значение творчества Михаила Шолохова: материалы и исследования. – М.:Современник, 1976. – 365 с.

В сборник вошли отзывы, статьи русских и зарубежных литераторов, политических деятелей о творчестве М.Шолохова.





Пийма, К.И. «Тихий Дон» сражается / Константин Прийма. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Сов. Россия, 1975. – 544 с.

Книга К. Приймы – первая в нашем и зарубежном литературоведении монография о мировом значении творчества М. Шолохова. Более тысячи статей иностранной прессы, четыреста томов заграничных изданий Шолохова, около трехсот писем, фотодокументы, записи бесед составили документальную основу книги.






Семанов, С.Н. В мире «Тихого Дона» / С.Н. Семанов. — М.: Современник, 1987. — 253 с.

В книге дан историко – литературный и тестологический анализ романа М . Шолохова «Тихий Дон». В книге использованы архивные материалы и литературные источники, приведены отзывы и суждения о романе самого Шолохова.





Семанов, С.Н. «Тихий Дон» - литература и история / С.Н. Семанов. – 2 – е изд., испр. и доп. - М.: Современник, 1982. – 240 с.

Во всех сферах искусства, особенно в последнее время, широко используются историко-документальные материалы. Кандидат исторических наук С.Н.Семанов рассказывает в своей книге о событиях, которые послужили исторический основой для создания бессмертной шолоховской эпопеи.






Шолохов, М.А. [Избранное] / Михаил Шолохов; сост. М.А. Жигалев. – М.: Мол. гвардия, 1991. – 334 с. – (Русские писатели – лауреаты Нобелевской премии).

В книгу русского писателя, лауреата Нобелевской премии М. Шолохова

входят произведения: "Родинка", "Тихий Дон" (книга IV, ч. VIII), "Наука ненависти".





Шолохов, М.А. Тихий Дон: роман в 4 – х кн. / Михаил Шолохов. – М.: Сов. писатель, 1993. – 672 с.

"Тихий Дон" - грандиозный роман-эпопея, принесший Михаилу Шолохову Нобелевскую премию. Масштабное повествование о судьбе донского казачества в самый противоречивый, переломный период нашей страны - годы Первой мировой, революции и Гражданской войны, - и увлекательная "семейная сага" о любви, ненависти и предательстве.


Шолохов в школе: книга для учителя / авт. – сост. М.А. Нянковский. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 320 с.: 16 л . цв. вкл. – (Писатель в школе).

Книги серии "Писатель в школе" предназначены для учителей-словесников и студентов филологических факультетов педагогических вузов.
Автор настоящего издания предлагает разнообразный материал, который можно использовать при изучении творчества М. А. Шолохова на уроках литературы, при проведении различного рода проверочных работ, школьных олимпиад, литературных вечеров.
Система уроков, предлагаемая в помощь учителю, составлена с учетом возрастных особенностей учеников в соответствии с базовыми компонентами литературного образования и содержит различные типы заданий для всех ступеней обучения.


Аудиокниги

Шолохов, М.А. Тихий Дон [Электронный ресурс]: спектакль Лениградского Большого драм. театра: аудиокнига / Михаил Александрович Шолохов: постановка Г.О. Товстоногова. – М.: СиДиКом, 2006. – 1 электрон. опт. диск (МР3 СD- ROM)

Одно из более значимых произведений российской литературы XX века, рисующее широкую панораму жизни донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и гражданской войны.


 
наверх