Милашевский Владимир Алексеевич
(30.10.1893 - 07.01.1976)

Художник-график, акварелист, живописец

Автопортрет. 1931

«Благословенное лето 1921 года!
Я стал в это лето художником!»

(В.А. Милашевский)








В 1920-1921 годах в имениях Холомки и Бельское Устье Порховского уезда Псковской губернии для творческой ителлигенции Петрограда была создана колония Дома искусств, где писатели, поэты и художники спасались от голода.

Лето 1921 года Владимир Милашевский жил и работал в имении Холомки.

Из воспоминаний В. Милашевского:
«Имение Холомки - нестарая дворянская усадьба. Она построена была скорее как некое палаццо для отдыха, а совсем не для извлечения дохода... Много света, большие окна! Почти нет этих «двор, куртины, кровли и забор». И нет еще к нему настоящей барской дороги. Так, проселочек между бугорками, холмиками! Но с балкона с ротондой открывается чудесный вид! В двух шагах протекает река Шелонь. Онегино-ларинский пейзаж!».

Из воспоминаний Н.К. Чуковского:
«Всюду таскал он с собой альбомчик и беспрестанно делал стремительные зарисовки. Как художник он был лаконичен и точен - особенно в портретах.
Его наброски действительно были очень хороши, в них как живая отразилась деревня неповторимого двадцать первого года. Некоторые из них сохранились у меня до сих пор, - и это, может быть, лучшее и наиболее самобытное из всего, что он сделал за свою жизнь».

Дуняша

В.А. Милашевский создал серию портретов крестьян. 37 из них находятся в Псковском государственном объединенном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.

Псковский крестьянин

Из воспоминаний В. Милашевского:
«Я иду лесом... Навстречу мне по узкой дорожке идет мужик! Тогда не говорили абстрактно «человек мужского пола». Мужик - значит крестьянин. Земледелец. Точно! Мужик крупный, здоровый, сильный... и естественный, как... тигр в джунглях. Ярко-розовое почти краплаковое лицо и великолепная окладистая рыжая, золото с медью борода. Взгляд острый, наблюдательный. Себе на уме! А как же иначе? Тигр!..

Так началась в 1921 году моя крестьянская тема. Многие годы она меня увлекала, а кончилась последним рисунком жницы на колхозном поле летом 1929 года...

Жатва. 1922

Уборка серпом! Какое плавное, я бы сказал, античное движение руки жницы, когда она срезанный пучок длинных волокон ржи, придерживая их серпом, относит в сторону. Это движение очень трудно для рисовальщика! И какое счастье, когда ты его уловишь...»


Из воспоминаний В. Милашевского:
«Материальный быт наш несся в «неуверенном, зыбком полете». Каждую минуту он мог на что-то налететь и разбиться, порховские власти могли заупрямить и во всем отказать! Надо было их умасливать, читать лекции о Горьком, о Блоке, о Маяковском, как это делал Корней Иванович Чуковский!...
... Бумажка за подписью Горького показывалась в исполкоме города Порхова, умиляла порховские власти, и они отпускали нам пайки - крупу, муку и махорку.
Выписывая ведомость, власти легонечко, деликатненько намекали, что за это ждут от нас культурно-просветительской работы среди местного населения. Во исполнение этой нашей «культурной миссии» и решено было поставить спектакль «Скупой рыцарь» Пушкина...

Владислав Ходасевич,
Анна Ивановна Чулкова,
сын Чулковой Гаррик и
Юрий Султанов.
Холомки. 1921 г.
Рисунок В. Милашевского.

Добужинский взял на себя исполнение Скупого Рыцаря, я - работу по декорационному оформлению...
Все были довольны. Довольны «актеры», для которых этот спектакль был событием. Довольны власти в Порхове, довольны зрители, хотя некоторым из них пришлось пройти верст десять».

Помимо декоратора В. Милашевскому в Холомках пришлось выполнять и роль коменданта яблоневого сада: «Когда яблони начали поспевать, он построил себе между яблонь шалаш и сидел там днем и ночью, наблюдая за тем, чтобы деревенские мальчишки не крали яблок. Против мальчишек он вел правильную войну, устраивал ловушки, засады, с бешеным увлечением гонялся за ними, крича и перепрыгивая через заборы», - вспоминал Н.К. Чуковский.