Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2018



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта









МАСЛЕНИЧНОЕ ЧУЧЕЛО

• Масленица в Псковской губернии

• Всероссийская Масленица в Пскове. Фото 2010 год.

• Как на масленой неделе. Псковские песни на Масленицу.

• Презентация "Здравствуй, Масленица"

• Честная госпожа Масленица

• Масленичные припевки


(МАСЛЕНИЦА, МАСЛЕНИК, МАСЛЕНИЧНАЯ КУКЛА)

Честная госпожа Масленица

Как на масленой неделе. Псковские песни на Масленицу.

Масленичные припевки

Масленичное чучело

Атрибут праздника Масленицы, являвшийся главным действующим лицом в цикле ее многочисленных обрядовых действий. Этот персонаж мог быть представлен на празднике антропоморфной фигурой из соломы или дерева, имевшей женский или мужской облик, или реальным человеком, исполнявшим ту же роль.

Чучела были известны по многих регионах России, но наибольшее распространение они получили в южных губерниях страны. Делали как Масленицу, так и Масленика, которые использовались как порознь, так и вместе. Готовили их в первые дни сыропустной недели молодые замужние женщины и девушки, собиравшиеся Для этой цели в доме какой-нибудь пожилой крестьянки. При изготовлении старались не просто придать изображаемому персонажу форму, ассоциирующуюся с человеческим телом, но и обязательно гипертрофировать присущие тому или иному полу особенности. На сноп соломы, служивший основой для туловища Масленицы, привязывали оборкой голову и руки из жгутов соломы и прикрепляли большие груди из пучков пеньковых очесов. У Масленика подчеркивали мужские признаки.

Одним из важнейших обрядовых действий при изготовлении такой куклы было ее одевание — «наряжение». Костюм чучела должен быть старым, ветхим, рваным, а иногда на него надевали еще и вывороченную мехом наружу шубу. При этом как солому для тела Масленицы, так и все предметы ее одежды следовало обязательно собирать из разных домов или покупать в складчину, превращая исполняемую в рост человека фигуру в обрядовый символ всей деревни или села и подчеркивая, таким образом, сопричастность с актом ее создания всех членов конкретной крестьянской общины. Как правило, персонаж наделяли еще и личным именем — Дуня, Авдотья, Гаранька и пр. В некоторых районах Сибири приготовлением чучела занимались кроме женщин и молодые парни.

В деревнях Московской, Калужской, Владимирской и ряде других центральных губерний помимо главного обрядового персонажа во многих домах делали значительное количество собственных «семейных» кукол, имевших аналогичное название. В отличие от общедеревенской Масленицы, они, как правило, имели привлекательную внешность. Им рисовали углем глаза, брови, нос, наряжали в яркие нарядные костюмы, характерные по своему составу для замужных женщин: праздничные, украшенные полихромным браным ткачеством, вышивкой и аппликацией рубахи, яркие ситцевые сарафаны или вышитые цветными шерстяными, гарусными нитями клетчатые поневы и орнаментированные фартуки. На голову концами назад повязывали красные ситцевые или шелковые фабричные платки. Но и у домашних фигур всегда так же подчеркивали признаки пола. Масленицу снабжали соответствующими празднику атрибутами — сковородкой, половником, блинами и сажали в доме на лавку в такой позе, как будто она печет блины. Серьезного ритуального значения таким изображениям не придавали. В Козельском уезде Калужской губернии делали по пять-шесть таких фигур и усаживали их на всю неделю на почетном месте — на лавке у окна. Девушки брали их с собой на все посиделки и игрища в специально арендованную для этого избу, гуляли с ними по деревенским улицам, катали в санях, распевая любовные «страдания». Такие персонажи появлялись в основном в тех домах, откуда брали в новую семью молодых, куда ожидали приезда «новоженов» или где жили девушки на выданье. Иногда ряженая фигура превращалась в простую игрушку.

Однако не везде и не всегда главный символ праздника представлял собой соломенную куклу. В Ошанском уезде Пермской губернии Масленицу изображали в виде деревянной статуи, в Сухиничском уезде Калужской губернии для этой цели использовали наряженный деревянный пест, а в некоторых деревнях Псковской губернии ее роль играла снежная баба, которую скатывали на санках с горы.

В середине XIX в. в некоторых местностях России принято было, чтобы роль Масленицы во время обрядовых действий праздника исполнял какой-либо крестьянин, специально выбранный для этого обществом. Его наряжали в ветхую и рваную разношерстную мужскую одежду или переодевали женщиной, снабжали многочисленными нелепыми аксессуарами и средствами передвижения. В Московской губернии такой человек, одетый самым фантастическим образом, с песнями и кривляниями выезжал в поле или в лес на лошади, убранной рогожами, мочалами, лаптями, рваными, выцвевшими половиками, запряженной в старые разваливающиеся сани. Его с шумом сопровождала толпа односельчан. За деревней Масленица переодевался в обычное платье и после этого вместе со всеми участниками процессии возвращался обратно в деревню. В Вологодской деревне молодой парень, исполнявший ту же роль, разъезжал на детских санках, запряженных маленьким жеребенком в соломенной сбруе. В Пензенской губернии парня с помелом и кочергой в руках усаживали на пару перевернутых борон, запряженных телятами и жеребятами, и так возили по деревне. Во Владимирской губернии Масленицу изо­ бражал мужик, посаженный на нанизанное на высокий шест колесо, закрепленное в огромных санях. В руках он держал бутылку вина и калач. В других местах эта функция часто передавалась распорядителю карнавального шествия.

Сжигание масленичного чучела

Одновременно в селении могло сосуществовать несколько подобных фигур, но только одна из них олицетворяла собой символ праздника для всей крестьянской общины этой деревни или села, только ее использовали во всех обрядовых действиях во время Масленицы и в конце «провожали» или «хоронили» всей деревней.

По народным представлениям Масленица, не зависимо от способа ее воплощения, была наделена сверхъестественными магическими способностями. Демонстрация этих преувеличенных качеств являлась важнейшим обрядовым действием, при этом старались утрировать не только внешние, но и внутренние свойства. Масленицу традиционно величали широкой, разгульной, обжорой, пьяницей. «Толстая Масленица. Блинов объелась, обожралась!» — кричали участники уличных гуляний. Во всех воплощениях Масленицы обязательными деталями являлись рваная и нелепая одежда, старые сани и ветхость и необычность «выезда». Так, вероятно, старались подчеркнуть персонажу изжитость отпущенного срока обладания ритуальной силой и времени земного существования. Появление этого атрибута праздника, олицетворявшего в славянской мифологии плодородие, зиму и смерть и являвшегося главным действующим лицом в целом ряде ритуальных действий, всегда сопровождалось шумом, смехом, криками и всеобщим весельем — действиями, которым крестьяне приписывали определенные защитительные свойства.

Исполнителями обрядовых кукол в деревнях являлись преимущественно молодые замужние женщины. Вероятно, это обусловливалось тем, что подобная акция сопоставлялась в народном сознании по своей значимости с рождением нового его члена — ребенка. Поэтому все действие по изготовлению масленичного символа носило характер женского ритуала. Помимо непосредственных его исполнителей в это время в помещении имели право находиться так же и малолетние дети.

11.02.2010

Сегодня в Библиотеке - центр общения и информации царило веселье, смех, шутки и забавы - отмечали масленичный четверг, разгуляй-четверток! Нас веселили вышедшие из книг скоморохи, девицы-красавицы, бабушки-загадушки и мастера на все руки. Масленица-мастерица научила всех гостей делать маленьких Масленичек. Вечером родителей ждет мастер-класс по изготовлению новых игрушек.

Ой, Масленица, протянись,

За белую березу зацепись.

Сказали – Масленице семь годков,

А у нашей масленицы семь деньков.

Масленица воротись,

В Новый год покажись!

Стало хорошей традицией, что в праздновании Масленицы принимает участие библиотека семейного чтения, на Алехина 20. Спортивный клуб «Ковчег», организовавший мероприятие, проводил конкурсы, где молодые богатыри хвастались силушкой молодецкой, все вместе водили хороводы, пели песни.

Библиотека представила книжную выставку «Приезжай ко мне в гости, Масленица, на широк двор», посвященную возрождению русских традиций. А также сотрудники библиотеки провели конкурсы на пение масленичных закличек и чтение скороговорок.

Всем миром, взрослые и дети славили Масленицу, подбирая хвалебные слова в ее честь.

Праздник удался на славу. Веселые проводы зимы, были озарены радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.

06.03.2011

Наша Масленица дорогая

Ненадолго к нам пришла

Мы думали - на семь недель,

А получилось на семь дней.

6 марта в Библиотеке - центре общения и информации детский клуб выходного дня «Сюрприз» провожал Масленицу.

Много интересного узнали дети о жизни русских людей, об обычаях и традициях Масленицы. Веселились, отгадывали загадки, выговаривали скороговорки, пытались угадать смысл старинных русских слов (например, веверица – белка; длань - ладонь). Слушали русские народные песни и с удовольствием ели блины с чаем. Прощай, Масленица!

 
наверх