Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2016



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта






Баннеры

Псковская область. Информационно-аналитический портал

Псковская лента новостей

Официальный интернет-портал правовой информации

Официальный сайт города Пскова и Псковской городской Думы

Официальный сайт Администрации г. Пскова

Историко-культурное наследие. Официальный сайт Псковской области

Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ

Российская библиотечная ассоциация

Поиск в электронном каталоге СИГЛА

Юридические услуги. Традиционно надежно

Сводный каталог библиотек России в свободном доступе - навигатор библиотечных ресурсов




МАСЛЕНИЦА

• Всероссийская Масленица в Пскове. Фото 2010 год.

• Как на масленой неделе. Псковские песни на Масленицу.

• Презентация "Здравствуй, Масленица"

• Честная госпожа Масленица

• Масленичное чучело

• Масленичные припевки


Масленица в Псковской губернии

Русские Псковской губернии праздновали Масленицу с размахом. В части районов этот праздник начинали отмечать с воскресенья, получившего название Малой Маслены. В этот день подростки строили ледяные горы и при этом приговаривали: «Приезжай ко мне в гости, Масленица, на широкий двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться». Поздно вечером на улицу выходила встречать Масленицу молодежь, распевая обрядовые масленичные песни. Однако наиболее распространенным днем встречи Масленицы на Псковщине был понедельник, получивший название встречи. Каждый день недели имел название, соответствующее своим особенностям: вторник - заигрыши, среда - лакомка, четверг - широкий или перелом, пятница - посиделки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - проводы или прощеный день.

В понедельник утром дети собирались на снежных горах и говорили: «Звал, позвал честный Семик широку Масленицу к себе в гости на двор». В Островском уезде дети, съезжая на салазках с ледяных гор, кричали: «Приехала Масленица!» Приходила на горы и молодежь. Девушки клали на свои головы по блину и пели песни Масленице. Парень мог схватить блин у той девушки, которая понравилась ему, и съесть его.

Катание с гор, на катках, сделанных на озерах и реках, заменялось или совмещалось в конце недели с катанием на лошадях. Катались вдоль большой деревни или села либо гужом, либо рядом в несколько саней. Устраивали катание и по деревням. Катанию с гор или на лошадях приписывалось магическое значение: «...чем больше кто катается..., тем длиннее у того уродится лен». В Палкинском районе дети во время катания на санях кричали: «Лен-ленок, уродись, золотист, шелковист, чтоб как шелк». Возможно, масленичное катание является одним из вариантов древнего магического обряда катания по земле с целью воздействовать на ее плодородие или приобщиться к ее продуцирующей силе.

Катание на лошадях было также своеобразным смотром молодежи и новых супружеских пар. Так, в селе Пожеревицы Порховского уезда «в последнее воскресенье Масляной недели... собиралась масса катающихся. Катались целый день взад-вперед, чтобы показать всем себя, сани, лошадь. У кого нет лошади - смотрят. Девушки в самых лучших одеждах становились в одну линию вдоль дороги. Катающиеся парни предлагали им проехать». В Торопецком уезде празднично наряженные девушки ожидали своей очереди прокатиться на санях с горы. В Масленицу, как и в Святки, обычно выбирали невест.

Особое значение в Масленицу придавалось выезду молодых пар, поженившихся во время Мясоеда. Появляясь в деревне, молодожены должны были продемонстрировать материальное благополучие семьи: разнообразие одежды, сменяемой несколько раз в течение дня, расписные сани, лошадей и богатую конскую упряжь. Помимо этого молодых заставляли публично целоваться, доказывая крепость брачных уз.


Общерусские обычаи, связанные с молодоженами, были широко распространены и на Псковщине. Одним из важных обычаев считался приезд зятя к теще на блины. При последнем свидании на второй день свадьбы теща усиленно зазывала молодых в гости на Масленицу. Новожены обычно приезжали к родителям молодой в среду и гостили два-три дня. Это было первое после свадьбы посещение деревни, где родилась молодуха.

Теща ухаживала за зятем и старалась кормить его досыта. Каждая трапеза непременно заканчивалась подачей ритуального блюда - яичницы. Родители были особенно предусмотрительны, если их гость был недоволен молодой женою; тесть подавал зятю хлеб и нож, если последний отрезал хлеб от середины, - это хороший знак, если же от края - значит испытывает неудовольствие.

На Масленицу в Псковской губернии приходился обычай ритуального выкупа молодой жены у ее родной общины (в основном у мужского населения). Крестьяне из Печорского края считали обязательным поднять на «ура» нового зятя, приехавшего в деревню. Означало это следующее: во время гостьбы у родителей молодуха изготавливала шелугу - небольшой мяч из тряпок или из мешка с зашитыми в нем черепками от тарелок и кринок. Шелугу отдавали мужскому населению деревни для игры: ее трясли, бросали, подкидывали ногами, разрывали. Продолжалось это до тех пор, пока молодой не выкупит шелугу. В качестве выкупа предлагали вино, водку, деньги, различные продукты (обычно яйца, печенье). В некоторых местах молодую катали или угрожали прокатить по деревне на перевернутой бороне. В этом случае с молодого также требовали выкуп за жену, выросшую в данной общине. Девушек и парней, оставшихся после свадебного сезона холостыми, в Масленицу «наказывали». Крестьяне Палкинского р-на считали, что тех, «кто замуж не вышел, сожгут в Маслену».

Наибольшего разгула и веселья масленичные гулянья достигали во второй половине недели. В первые дни Масленицы взрослое население и молодежь работали до обеда, а после него гуляли по улице или собирались на вечорки, подобные святочным. Со среды или с четверга все без исключения отдавались праздничным развлечениям. В Холмском уезде в среду делали антропоморфное чучело Масленицы, одевали его в вывернутую шубу, шапку, кушак, лапти. До конца недели ребятишки возили чучело на санях по всем деревням. Сани с Масленицей сопровождала ряженая молодежь. В других местах чучело закрепляли на столбе, украшенном лентами, соломой, пучками льна, вениками, сковородками, блинами. Масленицу мог изображать ряженый мужик с гармошкой, восседавший на колесе, которое крепилось на вершине столба. Сопровождавшие Масленицу, и молодежь, и взрослые, ряженые или в лучших одеждах, исполняли обрядовые песни:

«А мы Масленицу встречали,

Мы на горушку выходили,

Коня ворона выводили,

Сыра с маслицем вывозили».

«Позади... изображавшего Масленицу на табурете сидел мужик с ведром водки и бочонком пива. Водка и пиво были куплены вскладчину всей деревней... Перед каждой избой сани останавливались, и мужик, распоряжавшийся водкой и пивом, угощал толпу».

Обилие пищи и питья было характерной чертой русской Масленицы повсеместно. Мясо в масленичную неделю, согласно церковным установлениям, есть запрещалось, поэтому неделю перед постом называли сыропустной. Зато каждый день хозяйки готовили в большом количестве блины, которые ели с различными приправами: яйцами, сметаной, маслом, сыром (творогом), снетками, и разнообразные молочные, рыбные, овощные, мучные блюда. Крестьяне за время Масленицы стремились наесться «на весь Великий пост». Масленичное ритуальное объедание накануне пробуждения природы, по народным представлениям, должно было обеспечить общине подобное изобилие пищи в будущем.

Исполнение обрядовых песен на Масленицу девушками и женщинами было широко распространено на Псковщине, особенно в южных районах. Особые масленичные песни или заменявшие их лирические (в северных районах) начинали петь с четверга. Женщины собирались в центре деревни или выходили за деревню на горку, чтобы песня была слышна далеко. Такая манера исполнения песен получила название - кричать песни. Отметим существовавший в Невельском р-не обычай петь на сугробах: «Сугробы такие - вон выше изгороди. Взберемся на сугроб... - баб- то, может, семь, а, может, десять, и играем Масленицу». На Масленицу женщины устраивали особый праздник - Брыксы, Кирмаш, Овласий, на котором присутствие мужчин было категорически запрещено. Проводились Брыксы в четверг. Для празднования женщины собирали продукты вскладчину и снимали избу.

Главным ритуалом масленичной обрядности были проводы Масленицы, включая сожжение чучела или заменявших его колеса, пучка соломы. В течение недели дети и подростки тайно собирали по дворам ненужную солому, дрова, старые вещи, поломанные бороны, корыта и притаскивали все это на возвышенное место на паровом поле для костра. В воскресенье вечером все жители деревни провожали Масленицу до «горки». Торжественно, с пением обрядовых песен, чучело или колесо доносили до костра и укрепляли в центре. Сожжение Масленицы проходило под громкие крики, смех, пение. Мальчишки, вырывая горящие пучки соломы, кружились и пели: «Мы Масленицу первые повстречали, мы широкую первые сожигали». Издалека мелькали огни масленичных костров соседних деревень.

Вместе с Масленицей в огне сгорали нерабочий хозяйственный инвентарь, оставшиеся с прошлого года солома, очесы льна, то есть остатки старого, уже ушедшего года. По представлениям крестьян, объяснявших этот обычай своим детям, на масленичных кострах сгорают блины, масло, молоко, после чего наступает Великий пост. При догорании костров подмечали, как стелется дым: столбом вверх - к хорошему урожаю, по земле - к неурожаю.

Связь масленичных костров с аграрной магией подчеркивали многие исследователи. Уничтожение мифического существа, которое изображало чучело Масленицы, имело целью способствовать плодородию земли и всего живого. Смех и веселье, сопровождавшие обряд, имели магический характер: они способствовали усилению производительных сил природы: урожаю хлебов, трав, плодов. Чучело, символизировавшее растительную силу природы, сгорая, возвращало эту силу земле. В Масленице видят также и олицетворение зимы, которая уходит, уступая место весне.

Блины, являвшиеся обязательной пищей на Масленицу, повсеместно у русских считались и поминальным блюдом. Так, первый блин, испеченный на Масленицу, оставляли для умерших родственников. О наличии поминального комплекса в масленичной обрядности свидетельствует традиционное посещение кладбища в субботу или воскресенье. Последний масленичный ужин завершался ритуальным блюдом сковородой (яичницей), которое, по обычаю, оставляли на столе для предков. В некоторых местах трапеза заканчивалась следующим образом: «берут на палец немного масла из чашки и съедают без хлеба, остатки вина и посуда остаются на столе до утра, так как ночью придут ужинать умершие родственники». Этот обряд в деревнях, расположенных близ Талабского озера, получил название заколупывания Масленицы.

«Как только зазвонят к вечерне, веселье в толпе обрывается и сменяется постным настроением. После вечерни начинается прощение грехов друг другу. Старики заходят на могилы и там, поклонившись до земли перед могилами родных, говорят: «Прости меня грешного». Потом идут к соседям и просят у них прощения» - так в конце XIX века заканчивалась в псковских деревнях масленичная неделя. Основной формой очистительных обрядов, совершавшихся по окончании масленичного разгула, было взаимное прощение. Сначала просили прощения внутри семьи: младшие кланялись в ноги старшим и просили прощения за все прегрешения, совершенные в течение года, затем - старшие у младших.

В 2010 году в Пскове проходила Всероссийская Масленица

 
наверх