Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2018



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта









Псковскому областному театру кукол – 55


1 октября 2018 года Псковский областной театр кукол отметил 55-летний юбилей. История театра уникальна. Большое количество талантливых людей вложили в его создание свою душу и любовь. Атмосфера театра с самого своего зарождения была пропитана любовью к детям. Новогодние представления кукольного театра - праздник для маленьких псковичей. Театр оправдывает их ожидания из года в год, дарит детям мечту и веру в чудеса.

Псковский областной театр кукол - одно из излюбленных культурных пространств г. Пскова. Театр - это всегда новые впечатления и неподражаемая атмосфера. Приходите и почувствуйте сами.

Главный режиссер - заслуженный артист России Александр Александрович Заболотный.

Директор театра - Татьяна Ааб.

ВИЗИТНЫЕ ДАННЫЕ

Псков, ул. Конная, 3
Официальный сайт: http://pskovkuk.jimdo.com/
Соцсети: ВК https://vk.com/club2557821
Инстаграм: https://www.instagram.com/pskovskiiteatrkukol/
Фейсбук: https://www.facebook.com/groups/496473297493366/
Телефоны: 57-13-79
Касса: 8-921-212-65-54, 56-33-13

1 октября 1963 года считается датой официального дня рождения Псковского областного театра кукол (фактически театру более 70 лет). Именно тогда случилось долгожданное событие: театру кукол предоставили отдельное помещение.


Вот уже 55 лет Псковский областной театр кукол располагается в историческом здании старообрядческой церкви Покрова Богородицы, построенном в 1906 году в составе двора купца Батова как домовая церковь. Дом Батова является единственным в Пскове хорошо сохранившимся зданием "русского" стиля конца XIX века с характерным сочетанием древнерусских форм и принципов итальянской архитектуры.

Датировка первоначальных строений, выявленных в составе дома, их строители и первые владельцы не известны. Предположительно, ими были состоятельные псковские купцы. В результате архитектурно-археологических исследований сделано заключение, что существующий ныне дом включает в себя сохранившиеся остатки каменных построек конца ХVII - начала ХVIII вв. После 1740 г. владельцем строений становится бухгалтер Псковской казенной палаты Николай Лимн, который восстанавливает жилые палаты в прежнем объеме.

В 1795 г. все эти постройки переходят к псковскому купцу Семену Львову, предприняты очередные перестройки в конце ХVIII в. - начале XIX в.

В середине XIX в. владельцами становятся Хмелинские, которые дополнительно к существующим постройкам возводят двухэтажный каменный дом на углу Рижской улицы и Конного переулка. В 1866 г. домом владел В. Н. Хмелинский. Все постройки объединяются под общей крышей. В это время жилым был старый двухэтажный дом, а на углу Рижской улицы и Конного переулка размещался трактир.

Наследная дочь купца-старообрядца В. Н. Хмелинского, при доме которого была устроена моленная, - Елизавета Васильевна Хмелинская - вышла замуж за сына известного в России наставника из Тулы Дионисия Васильевича Батова – Петра Дионисиевича Батова. В начале XX века во владение П. Д. Батова перешли все строения В. Н. Хмелинского на Завеличье (в качестве приданого его жены). В 1906 году в южной части участка на месте старой моленной строится домовая церковь Батовых - Моленная Поморского беспоповского согласия с золоченым куполом. Сейчас здесь и находится театр кукол. Он был сооружен в неорусском стиле по проекту архитектора Г. Ф. Станкевича, имел богатейшее собрание икон.

На средства Батовых при Поморской моленной проживали два наставника: один - для обслуживания городской моленной, другой - для поездок по деревням. При моленной также жили певчие, содержались и воспитывались девочки из малообеспеченных семей и сироты. Девочек обучали церковной грамоте, в их обязанности входили «стойки» - непрерывное чтение заупокойного псалтыря. Елизавета Васильевна лично руководила женским хором в храме, будучи хорошо знакомой с духовными песнопениями. Она же обучала девиц старинным способам шитья.

Революция и гражданская война нанесли тяжелый удар по семье Батовых. Петр Дионисиевич был расстрелян после освобождения города от германских войск в декабре 1918 года, имущество его реквизировано. В доме Батова разместился губернский продовольственный комитет, а с 1920 года - административный отдел губисполкома. Были изъяты предметы из собрания и библиотеки Батова, все иконы из домашней моленной. Но моленная даже после экспроприации всего остального домовладения продолжала действовать. В 1919 году прихожане организовались в «Общину старообрядцев молитвенного дома при бывшем доме Батова на Завеличье», наставником избрали отца Етихия Лучненкова, а председателем правления общины - Никона Герасимовича Лунева. 6 февраля 1924 года Президиум Псковского губисполкома постановил старообрядческую церковь при бывшем доме Батова закрыть, но сразу не закрыли, и не исключено, что храм продолжал действовать до середины 30-х годов. Затем его лишили золоченого купола. С 1963 года в здание въехал Псковский областной театр кукол.

Ефимов, А. Н. Псковские старообрядцы [Электронный ресурс] / А. Н. Ефимов // Великолукская правда : [сайт]. – Режим доступа: https://vlpravda.ru/statii/3411-pskovskie-staroobryadtsy.html. - 25.09.2018.

ИСТОРИЯ ПСКОВСКОГО ТЕАТРА КУКОЛ

В 30-е годы культурная жизнь в Пскове не била ключом, и театры лишь изредка заезжали в этот городок. В журнале «Рабочий и театр» была опубликована статья П. Айнбиндера «Письмо из Пскова». В ней дается довольно полная панорама культурной жизни города: «Возьмем обычный летний вечер. В городском саду им. Пушкина выступает театр имени ЛОСПС. Никаких аттракционов в саду нет, зато незадачливая дирекция надумала установить бильярд. Процветает танцевальная площадка. Рядом – отлично приспособленная для выступлений открытая эстрада, но она постоянно пустует. Лишь изредка эстраду удостоит посещением какой-нибудь кукольный театр».

Псков был богат на самодеятельные таланты, которым требовалось тесное сотрудничество с профессиональным театром.

Тяжелые годы Великой Отечественной войны не смогли загубить тягу к искусству у молодых ребят. По отрывочным архивным данным, рассказам артистов известно, что в оккупированном Пскове 12 сентября 1942 года состоялся спектакль артистов-кукольников «Сказка о рыбаке и рыбке». Уже через 4 месяца после освобождения Пскова, в ноябре 1944 года, драмтеатр им. А. С. Пушкина объявил набор в студию кукольного искусства. 10 человек отправились в Ленинград в Театр марионеток к известному кукольному мастеру, заслуженному артисту республики Е. С. Демени на обучение. Полгода они жили и работали в полуразрушенном городе. 20 февраля 1945 года состоялся выпуск 9 человек, успешно окончивших курс обучения.

Молодые кукловоды вернулись в Псков и составили основу Псковского кукольного театра, директором которого стал В. А. Иванов. В число первых псковских актеров театра кукол входили Таисия и Владимир Павловы, их дипломной работой в 1945 году стала постановка двух спектаклей, с которыми они вернулись во Псков. Театр кукол расположился в помещении драмтеатра им. А. С. Пушкина, премьерная постановка коллектива была поставлена 3 марта 1945 года по пьесе Туберовского «Петрушкин клад», поставленная Н. И. Никитиной.

Вот как писала об этом тогда «Псковская правда»: «На днях в театре имени А. С. Пушкина состоялось выступление Псковского кукольного театра под руководством режиссера Т. Никитиной. На спектакль собрались лучшие ученики младших классов, воспитанники детского дома. Маленьким зрителям была показана пьеса «Петрушкин клад» и концерт из двух номеров: «Пес-рыцарь» (А. Флит) и пьеса «Лиса и балоболка» (А. Флит). Сильное впечатление на маленьких зрителей произвел Петрушка (исполнитель Павлов). Каждое его появление вызывало бурю аплодисментов».

Первым директором театра стал В. М. Кац, на его смену пришел В. А. Иванов. С приходом А. В. Куроедова уровень театра в творческом отношении возрос в разы, совмещение двух должностей: директора и художественного руководителя, дало положительные результаты.

Первые спектакли «Красная шапочка», «Пес-рыцарь», «Петрушка-иностранец» артисты показывали во всех уголках области. Есть интересное воспоминание о выступлении театра в Стругокрасненском госпитале с постановкой «Петрушка и Гитлер». Когда вышел на сцену Гитлер, началась настоящая стрельба, а кто-то из раненных закричал: «Беречь патроны! Костылями закидаем!».

Выступали в землянках, сараях, на улицах. За весь год театр дал 141 спектакль по городу и области.

В 1946 году театр получил отдельное здание, как вспомогательное помещение – сарай во дворе дома № 1 в Конном переулке. «Низенькая комната, в потолок упирается ширма. Шесть-семь гостей, и здесь сразу становится тесно, что не пройти. Здесь живет и работает Псковский областной театр кукол», - так описывала состояние театра газета Псковская правда.

За 1947 год театр дал 592 представления и побывал во всех районах Псковской области. В репертуар театра уже входили новые спектакли - «Волшебное кольцо», «Сказка о царе Салтане», «Хамелеон», «Юбилей», «Медведь и девочка», басни Крылова и т. д.

В 1948 году количество выступлений увеличилось в два раза, так появились и новые постановки: «Зимняя сказка», «Умный козел», «Теремок», «Царевна-лягушка». В эти два года в Псков приезжали актеры Ленинградского областного театра кукол для обмена опытом, эти встречи были богаты творческими идеями и перспективами. Художественным руководителем в те годы был А. В. Куроедов, а режиссером – А. Викторова. Коллектив был дружным, творческим, энергичным, состоял из 28 человек, архив помнит их имена: Н. Д. Андреева (скульптор-бутафор), З. П. Герасимова (актриса), В. И. Знаменский (актер), Т. И. Кондратенко (актриса), Л. Д. Лидина (актриса), П. Ф. Кипкин (музыкант), В. А. Лебедев (зав. постановочной частью), В. А. Павлов (актер), М. Н. Павлова (актриса), Г. С. Толокнов (музыкант), А. И. Чистяков (актер) и др.

В 1948 году псковские актеры кукольного театра посетили с гастролями Ленинградскую, Смоленскую и Калининградскую области. Но в 1948 году театр был лишен государственной дотации и должен был перейти на самоокупаемость, что было невозможно сделать. 26 ноября 1949 года Псковским облисполкомом было принято решение о ликвидации Псковского областного театра кукол. По итогу своей деятельности, за этот короткий срок существования театр смог поставить 25 спектаклей, отвечавших высоким художественным требованиям.

Альтернативных детских учреждений в Псковской области не было и театр запланировал 500 представлений на 1950 год. Но перекрыть убытки все равно не удалось. Актеры обратились в обком партии с просьбой восстановления государственной дотации для единственного детского внешкольного учреждения в области. Театр получил отказ от Совета Министров СССР. Актеры были вынуждены рассчитывать только на свои силы. Таким образом, в июне 1953 года под руководством В. А. Павлова театр дал представление «Иван-крестьянский сын» - комедийный спектакль Б.Сударушкина. С этой постановкой и другими театр объездил многие районы Псковской области и дал 90 спектаклей. Но возродить деятельность театра так и не удалось, и труппа была расформирована.

Второе рождение театра произошло 1 октября 1963 года. Театр обрел свое помещение и переехал в Дом Батова. Директором Псковского областного театра кукол стал В. Павлов, творческим руководителем – М. Носов, в состав труппы вошли две профессиональные актрисы – Л. Терехова и Т. Павлова.


В театре трудились и подростки, которые со временем стали настоящими профессионалами театрального дела: О. Закирова, Н. Алексеева, Т. Павлова, А. Орловский, В. Попов, В. Иванов, Е. Иванов, З. Киселева.


Первой премьерой стал спектакль «За елкой» по пьесе Н. Носова в дни новогодних праздников. Над спектаклями трудились артисты О. Зикора, А. Орловский, Т. Павлова, В. Попов и др., псковский композитор И. Агеницкий, баянист А. Григорьев, режиссер А. Веселов и постановщик В. Холин, художник И. Румянцева и др. Основу зрительской аудитории составляли дети, а значит, и основу репертуара продолжали составлять любимые детьми пьесы. Но режиссеры шли также и на творческие эксперименты, так появились спектакли «Звездный мальчик», «Белая дочь степей», «Поди туда-неведомо куда», «Сказание о сестрице Аленушке и братце Иванушке», «Золушка» и т.д. Спектакли этого творческого содружества пользовались популярностью.

Труппа театра 1960-х годов
(фот. из кн.: На рубеже тысячелетий : кн. о людях культуры и искусства. Т. 1.
(Псков, 2002, с. 238).


Аншлаги, коллективные заявки на билеты, благодарные отзывы постоянно пополняли тетрадь в бархатном переплете. Одной из ярких постановок того времени стал спектакль «Трава желания» (Д. Родари, П. Сортарелли), премьера была приурочена к Международному дню театра. Постановщиком спектакля стал М. Носов, скульптором кукол была Е. Одинокова, костюмером – Е. Райкова, художником декораций – Н. Филиппов, автор музыки – И. Линицкий, «живое» музыкальное сопровождение - в исполнении баяниста А. Григорьева. В 1969 году театр был полон творческих планов и проектов, новизну вносил уже сложенный дружный коллектив и новые сотрудники: Д. Зайцева, А. Неласый, Н. Чернявский.

Помимо подготовки спектаклей, выступлений и театральной работы коллектив заботился и продолжает это делать о здании, которое им вверили. Театр все время что-то ремонтирует, причем в основном из собственных доходов. Таким образом,приведена в порядок лестница, фойе, туалеты, комнаты отдыха для актеров. Театр старается хранить и древности здания, так например, на метлахской плитке в зрительном зале нет ни единой трещинки. Здание построено на века и пока в нем есть жизнь, оно тоже будет жить и радовать зрителей.


Театр гастролировал по России, Белоруссии, Украине и Финляндии, принимал участие в международных фестивалях кукольного искусства.

В 70-е годы режиссером театра был А. Веселов. Он не боялся экспериментов и смело сочетал драму и кукол, пластику и музыку. В спектакле «Сказка о попе и его работнике Балде» персонажи создавались на глазах из подручных материалов: из корзины – поп, из абажура – поповна, из подушек – зайцы, такой новый взгляд на постановку учил детей воодушевлять предметы и фантазировать.

В 70-х – 80-х годах театру приходилось ограничивать свою творческую деятельность рамками цензуры и планами. Это было непросто, часто приходилось пользоваться услугами экономиста из института театра и кино, чтобы составить план на «пятилетку». При таких условиях по итогам выполнения плана в 1981 году театра занял III место по РСФСР.

В 1987-88 годы были приглашены два талантливых человека: режиссер В. Г. Миодушевский и художник А. В. Родик. Этот союз открыл потенциал актеров театра и вдохновил театр на новые высоты. Спектакли «Хитроумный солдат» и «Поди туда – не знаю куда», построенные на остроумных режиссерских ходах, юморе, яркости типажей, стремлению к счастью и истине, стали результатом их плодотворной деятельности.

1979-1988 годы – период работы В. П. Найденышева (директор) и В. А. Холина (главный режиссер). Ими было поставлено 32 спектакля, такие как «Аленький цветочек», «Звездный мальчик», «Сэмбо» и др. В 90-е непростые годы руководителем театра стал А. Г. Неласый. Но театр смог удержать аудиторию благодаря его правильному подходу к работе театра. Театр выпускал по 3-4 спектакля в год, продолжал гастролировать по области, Эстонии и Белоруссии. Тогда были введены театральные недели, которые очень полюбились псковичами. В те года при театре действовал клуб «Бизнес и культура», который оказывал заметное влияние на формирование культурной среды во Пскове.

В 1997 году за создание музыки к спектаклям областного театра кукол «Аленький цветочек» и «Ну, Морковкин, берегись!» музыкальный руководитель театра заслуженный работник культуры А. П. Роор был удостоен премии администрации Псковской области «За достижения в области музыкального искусства».

В 2000 году главным режиссером театра стал Александр Заболотный. Он работал в Псковском театре кукол с 1993 года по приглашению режиссера А. Веселова. Театр вышел на новый творческий международный профессиональный уровень, двигаясь в ногу со временем.

2000 год: - участие в фестивале в городе Мистельбах (Австрия) со спектаклем «Петрушка и Гитлер»;

2001 год: – спектакль «Иван-царевич и серый волк» стал номинантом самой престижной российской театральной премии «Золотая маска»; - «Петрушка и Гитлер» в болгарском Пловдиве на Международном фестивале театров кукол получил серебряный приз и был включен в программу «RussianCase»; - приз в номинации «Театральные территории России» на фестивале «КукARTV» в Санкт-Петербурге. Спектакль «Петрушка на войне» (= «Петрушка и Гитлер»); - завлит театра Алексей Маслов, разбирая архивы, нашел неизвестную, нигде не опубликованную пьесу С. Довлатова «Человек, которого не было» и подтвердил авторство;

2003 год - участие в фестивале «Белая Вежа» (Брест, Белоруссия). Спектакль «Теремок»; - театр получил звание лауреата в номинации «Сохранение театральных традиций» за спектакль «Петрушка и колобок» на фестивале «КукART- 4» в Санкт-Петербурге; - 29 ноября пьеса С. Довлатова «Человек, которого не было» была поставлена А. Заболотным на 40-летие театра. Мировая премьера имела грандиозный успех. Почетной гостьей праздника стала вдова писателя Елена Довлатова;

2004 год –выступление на Международном форуме кукольников (Австрия, Мистельбах) спектакль «Петрушка и Колобок»;

Но главным своим предназначением театр по прежнему считает: учить малышей добру, состраданию, милосердию через любимые детские сказки.


2005 год – все также происходит ежегодное обновление репертуара, 3-4 новых спектакля в год.

2010 год – участие в Международном фестивале театров кукол «КукART» (Санкт-Петербург) с премьерным спектаклем «Петрушка и Пушкин»;

С 2012 года в театре трудятся 9 выпускников Псковского областного колледжа искусств;


2013 год – театр активно идет на эксперименты, касающиеся художественного оформления и режиссерских идей. Так, например, раньше одной из главных фактур сцены была мешковина, теперь спектакль должен быть дорогим, такова дань современности, и оформляется дорогими тканями. Раньше куклы были в основном тростевые и перчаточные – теперь более усложненные формы. Сохранились настоящие раритеты – куклы послевоенного времени из коллекции С. Семенова, профессионального художника, который работал в Псковском театре кукол. Куклы в основном делаются из поролона или папье-маше, а это недолговечный материал, и хранить его в больших количествах негде.

В театре над куклами работают два бутафора, швея, заведующий постановочной частью, главный художник (который справляется с работой бутафора, швеи и механика).


Директором театра кукол является Татьяна Ааб и под ее руководством театр ощущает творческое вдохновение, артисты проявляют свой талант в полной мере, радуя зрителей незабвенной игрой и смелыми экспериментами, и на сегодняшний момент, как и в прошлые годы, театр находится в надежных руках и под пристальной опекой.


Театр сохраняет зерно традиций. Здание театра идеально подходит под миссию сохранения традиций кукольного искусства на сцене. Минимум света, минимум публики, зал не больше, чем на сто человек, большое пространство – губительно для театра кукол.

В год театр дает более 300 представлений, в репертуаре имеется около 15 готовых к показу спектаклей.


Афиша кукольного театра 56 театральный сезон. Сентябрь-октябрь 2018 года

О современной жизни театра можно узнать из постоянно наполняемой группы в социальной сети «ВКонтакте», где онлайн можно получить ответ на любой интересующий вас вопрос: о действующих постановках, о труппе актеров на сегодняшний день, о новинках репертуара и цене на билет.

Жизнь театра бьет ключом, и уже трудно представить город Псков без изюминки – настоящего театра кукол, с его богатой историей, опытом, звездным составом и талантливыми оформителями. Главная награда для театра – это любовь маленьких зрителей. Покорять сердца малышей - непростая задача, но театр уже многие годы легко справляется с этим и вырастил не одно поколение ребят.


Евгений Сергеевич Деммени - родоначальник псковского театра кукол, воспитавший первых кукловодов г. Пскова.

Именно его ученики стали участниками первой псковской труппы театра кукол, которая существовала задолго до официальной даты открытия театра. Они были выпускниками студии под руководством Е. В. Деммени при Ленинградском кукольном театре. После окончания Второй мировой войны, в 1945 году, выпускники объединились в труппу и поставили свои первые спектакли.

Евгений Сергеевич Деммени
28 февраля (13 марта) 1898 (СПб.) – 23 января 1969 (Ленинград)

Актер, режиссер, теоретик и историк кукольного театра; заслуженный артист РСФСР (1934 г.)

Путь в искусство у сына чиновника Министерства Двора Его Величества был достаточно долгим. Как актер-любитель Е. С. Деммени начал выступать с 1918 года. 10 апреля – дебют на сцене Народного Дома в Петрограде. В 1924 г. он создал «Театр Петрушки» при Ленинградском ТЮЗе. В 1930 г. этот театр был объединен с Театром марионеток и стал Ленинградским государственным кукольным театром, руководителем которого стал Деммени. В последствии театр стал носить его имя.

В 1928 г. Деммени снял первый в Европе игровой кукольный фильм «Макс и Мориц» по В. Бушу. Поставил первый спектакль в куклах на телевидении «Школяр в раю» Ганса Сакса в 1938 г.

В 1927 г. Деммени организовал первые курсы по подготовке режиссеров и актеров для театров кукол страны.

В 1934 г. получил почетное звание «Заслуженный артист РСФСР».

Во время Великой Отечественной войны он вместе с театром пережил самые трудные месяцы ленинградской блокады, потеряв одного из ведущих, воспитанных им молодых актеров, Заслуженного артиста РСФСР М. М. Дрозжина. Театр продолжал работу до февраля 1942 г. в блокадном Ленинграде. Затем Деммени и оставшиеся в живых сотрудники и актеры театра были эвакуированы в г. Иваново, где выпустили спектакль-памфлет «Юный Фриц» по пьесе С. Я. Маршака. С этим спектаклем они выступили на фронтах более 600 раз.

Е. С. Деммени являлся автором нескольких книг и статей по теории и практике кукольного театра. На его счету более 50 публикаций в газетах, журналах и профессиональных сборниках кукольников.

В пародийном спектакле «Наш цирк» Деммени начинает работать с марионетками. Он разрабатывает систему кукол в зависимости от драматургии. Эстрадные спектакли включают в себя много музыки, вокальных и танцевальных номеров. Отсутствие занавес, использование игры с вещами, увеличенными в размерах по отношению к кукле («вещественная гипербола»).


КНИГИ

Псковский Театр кукол // Псковская энциклопедия / гл. ред. А. И. Лобачев. – 2-е изд., доп. - Псков : Изд-во "Псковская энциклопедия", 2007. – С. 721.
Справочные сведения о театре кукол.

***

Окулич-Казарин, Н. Ф. Спутник по древнему Пскову : (любителям родной старины) / Н. Ф. Окулич-Казарин. - 3-е изд. - Псков : Светоносец, 2001. – 304 с.
Описание Моленной Поморского беспоповского согласия, выстроенной Батовым в 1906 году(с. 212-213).

Псковские сезоны. Провинциальный театр в XX веке : [сб. статей и очерков] / сост. Л. А. Никитина. - Псков : Стерх, 1999. – 348 с. : ил.
Краткое описание досуга в городском парке им. А. С. Пушкина довоенного Пскова, где упоминается приезжий театр кукол (с. 51).

Филимонов, А. В. Поднятый из руин. Послевоенное восстановление и развитие Пскова (1944 - начало 1950-х гг.) / А. В. Филимонов. - Псков : [б. и.], 2008. – 448 с. - (Псковская историческая библиотека).
В книге отражен период зарождения театра кукол в Псковской области и его развитие вплоть до «второго рождения» 1 октября 1963 года(с. 291-294).

Цехановская, Ю. Штрихи к портрету театра кукол / Ю. Цехановская // На рубеже тысячелетий : кн. о людях культуры и искусства. - Псков : Стерх, 2002. - Т. 1. - С. 235-244 : фот.
История театра кукол Псковской области с богатым фотоматериалом и пофамильным списком коллектива разных лет жизни театра.

СТАТЬИ ИЗ ПСКОВСКИХ ГАЗЕТ

• Агеенко, А. Созвездие плюшевого медведя : Псковский областной театр кукол открыл свой 50-й сезон / А. Агеенко ; фот. М. Глущенко // Псковские новости. - 2012. - 26 окт. (№ 80). – С. 23.

• Открылся кукольный сезон // Стерх. - 2010. - 13 окт. (№ 42). - С. 3.
Открытие 48-го сезона в Псковском театре кукол.

• Семенов, А.Ожидание праздника / А. Семенов ; фот. А. Степанова // Псковская правда. - 2010. - 22 апр. (№ 84-85). - С. 3.
О спектакле Псковского кукольного театра "Морозко".

• Ефимова, И. Куда уходит детство? : спектакль кукольного театра ужасает... правдой жизни / И. Ефимова // Новости Пскова. - 2007. - 11 мая. - С. 6 : ил.
Премьера областного кукольного театра - спектакль "А у нас во дворе".

• Заболотный, А. "Не работаю без тарелки и клизмы" / А. Заболотный // Комсомольская правда. - 2006. - 24 окт. (№ 158). - С. 5, 14 : фот.
Премьера Псковского областного театра кукол - спектакль "Фауст".

• Заболотный, А. "Кстати, Мольер - очень кукольный автор..." : беседа с главным режиссером театра кукол Александром Заболотным / А. Заболотный ; беседовала М. Антонова // Псковская правда. - 2005. - 15 сент. - С. 19.

• Театр едет в Австрию // Новости Пскова. - 2004. - 12 окт. - С. 1.
Актеры Псковского театра кукол примут участие в Международном фестивале театров кукол в Мистельбахе в Австрии.

• Эффект слоеного пирога: Лауреаты 2003 // Псковская правда. - 2004. – 24 марта. - С. 5.
Коллектив Областного Псковского театра кукол - лауреат премии Администрации области.

• Довлатова, Е. Человек, который был... : [интервью с вдовой С. Довлатова - Е. Довлатовой в связи с постановкой его пьесы в Псковском кукольном театре / Е. Довлатова ; беседовала И.Ефимова] // Новости Пскова. - 2003. - 5 дек. - С. 20.

• Жарко, Н. Двенадцать дней, которые потрясли Псков : в субботу в Пскове прошла премьера неизвестной пьесы Сергея Довлатова "Человек, которого не было" / Н. Жарко // Комсомольская правда. - 2003. - 2 дек. - С. 22.

• Заболотный, А. Петрушка – плохой пример для детей. Потому что дерется / А. Заболотный ; беседовала Н. Стрельцова // Псковская правда. – 2001. – 24 апр. – С. 5.
Интервью с режиссером Псковского тетра кукол А. Заболотным.

• Чернова, Н. Подсолнушек, скажи «Мяу»! / Н. Чернова // Псковская губерния. – 2001. – 19-25 апр. (№ 16). – С. 17.
О премьере в Псковском театре кукол – спектакле «Подарок для подсолнуха».

• Передай добро по кругу // Новости Пскова. – 2000. – 11 янв. – С. 3.
Благотворительная деятельность Псковского областного театра кукол.

• Беляков, Н. Сказочный аншлаг : Псковский театр кукол открыл свой тридцать шестой сезон / Н. Беляков // Новости Пскова. – 1999. – 20 окт. – С. 5.

• Заболотный, А. «Новая волна» в театре кукол / А. Заболотный ; беседовал А. Маслов // Новости Пскова. – 1999. – 14 окт.
Интервью с оренбургским режиссером А. Заболотным.

• Токарева, Л. И загадочная… Красная шапочка / Л. Токарева // Псковская правда. – 1999. – 12 окт.
Открытие нового сезона в Псковском театре кукол.

• Беляков, Н. «От улыбки станет всем светлей…» / Н. Беляков // Новости Пскова. – 1998. – 3 нояб.
Открытие 35-го сезона в Псковском театре кукол.

• Беляков, Н. Сказка не знает границ / Н. Беляков // Новости Пскова. – 1998. – 14 окт.
О гастролях псковского театра кукол в Белоруссии.

• Маслов, А. «Аленький цветочек» расцвел / А. Маслов, Т. Рязанов // Новости Пскова. – 1997. – 21 окт.
Открытие 34-го сезона в Псковском театре кукол.

• Беляков, Н. Сказка начинается / Н. Беляков // Новости Пскова. – 1996. – 16 окт.
Открытие 33-го сезона в областном театре кукол спектаклем «Ну, Морковкин, берегись!»

• Веселов, А. «Сказка должна быть страшноватой» / А. Веселов ; беседовал А. Маслов // Новости Пскова. – 1995. – 4 марта.
Интервью с петербургским режиссером и драматургом А. Веселовым.

• Токарева, Л. Равнодушным вход воспрещен : сегодня премьерой спектакля-сказки «Царевна-лягушка» открыл свой 26-й сезон Псковский областной театр кукол / Л. Токарева // Молодой ленинец. – 1989. – 4 нояб.

• Никитина, Л. От замысла до воплощения / Л. Никитина // Псковская правда. – 1989. – 15 апр.
О спектакле Псковского театра кукол «Жизнь и смерть композитора М.»

• Беляков, Н. В ожидании композитора М. / Н. Беляков // Молодой ленинец. – 1989. – 14 марта.
О спектакле Псковского театра кукол «Жизнь и смерть композитора М.»

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

• Псковский областной театр кукол [Электронный ресурс] // Театры Псковской области [Электронный ресурс] / Псков. обл. универс. науч. б-ка, Отд. лит. по культуре и искусству ; сост. С. В. Смирнова. - Электрон. текст. дан. (700 МБ). - Псков : ПОУНБ, 2013. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв. - (Культура земли Псковской ; вып. 8). – Режим доступа: http://pskoviana.ru/izdania/theater/kukly/pskkukoltheatr.html. - 25.09.2018.

***

• Азаров, К. Пятьдесят – еще детский возраст… [Электронный ресурс] / Кирилл Азаров // Псковское агентство информации (ПАИ). - 2013. – 1 дек. - Режим доступа: http://informpskov.ru/news/131477.html. - 25.09.2018.

• Александр Заболотный: 3D уйдет, а живой театр останется [Электронный ресурс] : [интервью с директором театра Татьяной Ааб, гл. реж. театра Александром Заболотным и гл. худож. Евгением Бондаренко] / Александр Заболотный, Татьяна Ааб ; беседовала Алина Егорова // Наследие земли Псковской: культура и история Пскова и Псковской области : [историко-культурный сайт]. – Режим доступа: http://culture.pskov.ru/ru/news/interview/event/10894. - 25.09.2018.

• К 50-летию Псковского театра кукол [Электронный ресурс] // Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник : [сайт]. - Режим доступа: http://museums.pskov.ru/news/?idnewtables=00917. - 25.09.2018.
3 октября 2013 года в Псковском музее-заповеднике состоялось открытие выставки «Дом, где сказки оживают…», посвященной истории Псковского областного театра кукол.

• Псков. Старообрядческий моленный дом при дворе Батова (здание Театра кукол) [Электронный ресурс] : 26 марта 2017 // Между прошлым и будущим… : [блог] / nathalie_zh. - Режим доступа: https://nathalie-zh.livejournal.com/240386.html. - 25.09.2018.

• Псковский театр кукол [Электронный ресурс] // Mir-teatra.ru: справочник театров России. – Режим доступа: http://mir-teatra.ru/childrens-theatre/217-pskovskiy-teatr-kukol.html. - 25.09.2018.

• Театр кукол [Электронный ресурс] : о Псковском театре кукол // Наследие земли Псковской: культура и история Пскова и Псковской области : [историко-культурный сайт]. – Режим доступа: http://culture.pskov.ru/ru/culture/theatres/puppet_theatre. - 25.09.2018.

• Тимофеева, А. Театр-сказка, театр-мечта, театр-быль… [Электронный ресурс] / Анна Тимофеева // Великие берега: литературно-художественный, историко-краеведческий журнал / Отдел краеведческой литературы, Псковская областная универсальная научная библиотека. – Режим доступа: http://velikieberega.blogspot.com/2013/02/normal-0-false-false-false.html. - 25.09.2018.
2013 год для Псковского областного театра кукол знаменательный. Театр празднует двойной юбилей: 50-летие со дня основания (1 октября 1963 года) и 10-летие Первой мировой премьеры по повести С. Довлатова «Человек, которого не было» (25 ноября 2003 года).

• Яковлев, В. Удивляйтесь, господа, удивляйтесь! [Электронный ресурс] : к 50-летию Псковского театра кукол / Вик. Яковлев // Псковская Лента Новостей (ПЛН). – 2013. - 2 дек. – Режим доступа: https://pln-pskov.ru/art/artobozr/actj/154196.html. - 25.09.2018.


Материал подготовила главный библиограф
Историко-краеведческой библиотеки им. И. И. Василёва МАУК «ЦБС» г. Пскова
Д. А. Земская.


 
наверх