Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2019



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта









К 85-летию со дня рождения В. П. Краснопевцева

Счастливый дар

Виртуальная выставка


Валентин Павлович Краснопевцев (1933-2003) – филолог по образованию, журналист по профессии, писатель по призванию и просто энциклопедически образованный человек с блестящими знаниями русского языка. А еще – краевед и поэт:

Знакомая с первого вздоха
Родная моя сторона…
Здесь Ловать, Ильзна и Удоха -
Загадочные имена.


Очень скромный, простой и тихий человек с добродушной улыбкой и мягким голосом – Валентин Павлович располагал к общению, притягивал собеседника своей тонкой интонационной выразительностью. Речь у него была всегда правильная, неторопливая и вдумчивая. Когда он выступал перед читателями – любая аудитория сразу смолкала и, казалось, старалась не пропустить ни одного слова из сказанного им. Сидела затаив дыхание. И в этом была сокрыта какая-то тайна. И этой тайной владел маленький (он был не очень большого роста) и добрый волшебник Валентин Краснопевцев.

Он родился в Великих Луках 20 октября 1933 года в рабочей семье. С началом Великой Отечественной войны семья эвакуировалась в г. Красный Холм Калининской области, откуда в Великие Луки возвратилась только в 1944 году.

Русский язык любил с самого детства. Его всегда удивляло, почему у нас в стране такое плохое отношение к собственному языку. И он хватался за всякую возможность, чтобы больше узнать его. Однажды послала его мать за чем-то в магазин, а он купил толстый учебник по латыни. А еще он издавал в школе литературный журнал «Юность», а школу закончил с золотой медалью.

Очень рано – в 11 лет – начал писать стихи, но долго никому не показывал. По его словам Игорь Григорьев «возродил в нем заброшенный было интерес к поэзии»:

Я в твой цех поступил подмастерьем,
Дорогой мой учитель и брат.
Нелегко отворяются двери,
А потом не пускают назад.

Валентин Петрович окончил отделение журналистики филологического факультета ЛГУ. Как он сам говорил, «захотел окунуться в жизнь через журналистику». И тринадцать лет потом было отдано этой профессии.


Летом 1956 года выпускник ЛГУ, откомандированный в распоряжение Великолукского обкома КПСС, «в едином порыве» с ребятами из местного сельхозинститута махнул на целину. За этот, хотя и патриотичный, но не согласованный с партией шаг, был «сослан» в Торопец, где не без удовольствия трудился на ниве районной четырехполоски, покуда областная пресса не перетянула.

Когда началось деление областей, Валентин Павлович оказался в Пскове у истоков молодежной газеты «Молодой ленинец». Потом работал в газете «Псковская правда» и много лет затем трудился редактором Псковского отделения «Лениздата».


Начинал писать, как фельетонист, называя себя не иначе, как «литературным хулиганом».

В 1971 году в «Лениздате» вышла первая книга – «Как животные служат людям», позднее переведенная на литовский язык и в виде отрывка – на болгарский язык. Ее тема – взаимоотношения человека с животным миром – была затем продолжена в книгах «Чайки на пьедестале» (1975), «Чудо, ставшее привычным» (1978) и «Человек дарует имя» (1988). В 1991 году выходит в свет книга «Братья меньшие. Вчера и сегодня». В ней продолжена тема многообразных и порой удивительных связей людей с «земляками по общей жизни нашей с ними на земле» (определение писателя Михаила Пришвина). А также рассказывается, почему и как именно следует беречь и охранять диких животных, приводится множество интересных и поучительных примеров из истории природоохранительного законодательства у разных народов планеты в различные эпохи и периоды.

Неимоверно большим спросом пользовались книги Краснопевцева о животных в семидесятые годы. Книги печатались огромными тиражами (25-50 тысяч экземпляров) и расходились в течение одной-двух недель. Как он сам говорил, ему грех было жаловаться – в прежние времена у него раз в два года выходила книжка. Знаменитый журналист Василий Песков известил мир через «Комсомольскую правду»: «Мой друг, псковитянин Валентин Павлович Краснопевцев взялся за интересное дело – докопаться до корней и истоков названий животных. Я в свое время прочел его рукопись, а недавно прочитал книжку «Человек дарует имя», из которой, как из булки, наковырял изюма… Интересное это дело – узнавать, кто есть, кто и откуда пошел».

Вторая тема писателя Краснопевцева – военно-патриотическая. Истории Великих Лук в Великой Отечественной войне посвящена документальная повесть «Крепость на Ловати» (1982). Совместно с ветераном войны Г. Н. Сазоновым написаны повести «Фронт без переднего края» (1974), «Воистину железные солдаты» (1979), «Солдатское мужество» (1988), «Майор Мяги принимает вызов» (1988).


При создании краеведческого сборника «Улицы Пскова», выдержавшего два издания (1972 и 1994), Валентин Павлович руководствовался важнейшим принципом историко-топографического исследования, при котором анализируются и сопоставляются только проверенные источники информации. Перед автором стояла задача не только перечислить улицы, переулки, площади с их названиями, но и выявить закономерности развития города, как экономического и социально-политического организма.

Валентин Павлович всегда был уверенным оптимистом, никогда не давал обуять себя грусти и меланхолии. Несмотря на уже преклонные годы, постоянно проявлялась его молодая, задиристая душа:

Вы правы, обитаю ныне
В своей глуши, в своей тиши -
В самоназначенной пустыне.
Но есть ли стены для души?

И, не удержана стенами,
Вольна лететь душа моя:
Я - вот он я, я рядом с вами,
Как прежде - ваш, мои друзья!

У него был свой рецепт молодости, замешанный на уверенности, что книги его нужны, что в жизни нужно чаще прощать, а в быту надо обходиться малым. Он всегда считал, что не следует слишком уж прислушиваться к своему организму, отыскивая болезни. Поэтому от него никто и никогда не слышал никаких жалоб относительно здоровья. Поэтому он чаще смотрел на небо, чем под ноги. Просто жил, духовно сливаясь с природой, просто дышал, как умеют это полевой цветок или малый ребенок. Издаваться для него всегда было не самоцелью. Ему важен был сам процесс работы. Литература помогала жить. Она была якорем спасения. Когда он садился за машинку, чувствовал себя при деле, полезном для себя и людей.

Но был период в его творчестве, когда книги не издавались, а рукописи с той же скоростью (одна рукопись в два года) оседали на «домашних» полках. Доходило до того, что на полках их скапливалось до 15 штук. Но, как ни странно, Валентин Павлович вовсе не чувствовал себя обделенным. Он никогда не предавался унынию, а всегда был твердо уверен, что рано или поздно его книги придут к людям. И примерно с 1997 года они все же начинают пробиваться к читательской аудитории. В этом же году его принимают в Союз писателей.

Его уверенность в победе творчества над обыденностью исходила, конечно, из оптимистического восприятия жизни: «У меня, как говорят на Псковщине, «все путем»: есть и звание с признанием, и читатели-почитатели, и кусок хлеба тоже есть. Есть даже уютный халат с валенцами на холода, в которых сам себе я кажусь кем-то вроде барсучка-отшельника, закопавшегося в строчки - листы словесного леса…». О многом ему, умеющему слышать и слушать, уже прошелестел этот дивный лес. Как говорится «с миру по нитке» с бору по листочку…


Многие годы его творчества связаны с проблемами русского языка. Вот и к книге «Золотое наследство: рассказы о столицах мира» (1998) он подошел через топонимику, стараясь увлечь читателя не в наукообразное, а в научно-художественное русло: насмешить его, порадовать, чтобы не скучал при чтении. Книга получила широкий отклик в читательских кругах. Так, что презентацию книги Валентин Павлович сопроводил следующим четверостишьем:

Этот изъявлений шквал -
Кара или милость?
Голова бы от похвал,
Эх, не отвалилась.


«Мой девиз, – говорил Валентин Краснопевцев, - я выразил в одной из своих «горошин»:

«Сначала издаваться –
Уж после зазнаваться».

«Горошины» вошли в литературный сборник Объединения псковских писателей «Звучание свирели» (1998). Надо много пережить и прочувствовать, чтобы афористически передать итоги своих многолетних раздумий. Оправдывая звание «литературного хулигана», Валентин Павлович в 1998 году выносит на суд читателей «Прутковиаду» - сборник изречений-афоризмов.

В 2001 году выходит новая, увлекательная книга В. П. Краснопевцева о первозначении и происхождении наименований многочисленных наций и народностей, населяющих нашу планету, - «Варвары-берберы и загадочная Русь».

В 2002 году Валентину Павловичу начинает по-настоящему улыбаться фортуна. Издается его книга «Поговорим по-русски» (первоначальное название «Родная речь»), которая кропотливо выстроена по самым высоким российским образцам. Она выпестована из детских грез и соли веков, рассыпанной по разноязычным словарям. Вот какой хвалебный отзыв написала о книге доктор филологических наук, ректор Санкт-Петербургского университета Л. А. Вербицкая: «Ваша рукопись, уважаемый Валентин Павлович, представляется очень важной, интересной и, конечно же, чрезвычайно актуальной - особенно в наше сложное время, когда в потоке быстро меняющейся действительности зачастую забывают о том, что является основой существования, материалом для развития и способом передачи любой культурной традиции - о языке. Ваша книга заставит читателей снова почувствовать и понять все богатство, силу и красоту нашего русского языка. Наверное, одно из главных ее достоинств - это ее обращенность к чрезвычайно широкой аудитории, популярность в лучшем смысле этого слова, доступность и живость изложения, которые привлекут к ней внимание и учителей русского языка, и учащихся…, и всех, для кого русский язык интересен, как одно из достижений русской культуры. Позвольте выразить Вам искреннюю благодарность за возможность ознакомиться с рукописью такой интересной и полезной книги».

В 2002 году выходят книга «Словечки от волка и овечки», которая является продолжением «Человека и его соседей по планете», и небольшой сборник рассказов-миниатюр и стихов со странным названием: «Двое. Времена года. Калейдоскоп», который сам Валентин Павлович называл «несусветным». В стихотворениях сборника яркой темой проходит любовь к малой родине, к милым для сердца местам Псковщины:

По осени падают листья
В лесах по-над Иссой-рекой,
Полощется окунь в Полисти,
Густеет туман над Желчой.


В этом же году Валентин Краснопевцев становится литературным редактором вышедшего в Пскове «Биографического словаря» - солидного издания из 530 страниц. В нем даны биографические сведения энциклопедического характера о людях, связанных судьбою с нашей областью и оставивших заметный след в ее истории с давних времен до современности.

Валентин Павлович вошел в состав авторского коллектива изданного в 2003 году сборника «Псковский край в литературе». Книга стала первым в псковском литературном краеведении систематизированным и научно-выверенным трудом по истории родного края от древнейших времен до современности.


После выхода в 2003 году книги «Радуга небесная и земная» за Валентином Павловичем прочно закрепляется эпитет «радужного человека».

В. П. Краснопевцев – автор произведений «Короли и хулиганы», «Одолженцы в нашем словаре», «Красочный мир классиков». Он задумывает и пишет книгу «Память и блокнот (опыт биографии)», где рассказывает о встречах с разными известными и интересными людьми. К сожалению, рукопись этой книги так и осталась в его «авторском портфеле» неопубликованной.



У Валентина Павловича вышел только один сборник стихов «Безвременье». Его поэзия - это философская лирика. А быть поэтом ему было написано по рождению. Его фамилия - Краснопевцев, т.е. кто поет красно (красиво).

Сверхзадачею – не потеряться
И лицо свое не утерять,
До конца человеком остаться,
Чтобы было за что поминать...

Поскольку настоящий писатель не может не отражать всю окружающую его жизнь, Валентин Краснопевцев в своих творениях - и стихах, и рассказах - очень часто использовал образы, с которыми встречался в обычной повседневности. А герой его рассказа «Хороший человек» будто списан с его собственного портрета:
«Он жил, ничего не откладывая на завтра, и потому жизнь его была, как говорят, неустроенной. Едва закончив одно, он брался за другое, и все его дела были обычны, как смена времен года, как снег зимой и дождь осенью... Немало было в его жизни огорчений и несправедливых обид, но только добрые воспоминания - внушительная толпа! - пришли на последний призыв памяти, потому что добро всегда неизмеримо долговечнее любого зла. И вот все те мелкие, незаметные ручейки славы, которые порождал он, сам того не ведая, собрались воедино - и получилось огромное море, и это море обняло его последнее дыхание и нежно омыло сердце ласковой теплой волной. И унесло с собою».

Такими же похожими, как они описаны в рассказе, были его образ, его жизнь и уход из нее нашего замечательного писателя, поэта, энциклопедиста, простого и мудрого, тихого и трудолюбивого, скромного и светлого, талантливого и очень хорошего «радужного человека» Валентина Краснопевцева.

Умер Валентин Павлович 8 августа 2003 года и похоронен в Пскове на Орлецовском кладбище.

«Его любят все, но не все говорят об этом вслух». Это о Валентине Павловиче! (И его же словами из «Прутковиады»).

Спустя десять лет жюри областного конкурса на лучшую издательскую продукцию «Псковская книга - 2013» отметило специальным дипломом «многотомное собрание сочинений Валентина Краснопевцева», подготовленное к изданию сыном Игорем.


Не в силах все забрать могила –
Остались память и дела.
В. Краснопевцев

Источник:

Мухин, В. Радужный человек. О Валентине Краснопевцеве [Электронный ресурс] / Валерий Мухин // Проза.ру : [литературный портал]. – Режим доступа: http://www.proza.ru/2014/11/08/1863 - 02.10.2018.


Книги Валентина Павловича Краснопевцева

О творчестве Валентина Павловича Краснопевцева



Материал подготовила библиограф ЦГБ Л. Ф. Гаранова.

 
наверх