Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2018



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта









ИЗБОРСК - 1150!

Виртуальная экскурсия

К 1150-летию первого упоминания Изборска в летописи
(862 год)

Никольский собор

Как и во многих русских крепостях, внутри Изборской крепости находился храм. Его местонахождение очень символично. Никольский собор Изборска, который впервые упоминается в летописи под 1341 годом, располагался у самого въезда в крепость. Таким образом, в момент осады храм должен был морально поддерживать защитников, которые стояли у ворот - самого важного места обороны.

Таким же православным символом стойкости, мужества, готовности грудью встать на защиту веры и родной земли являются три каменных креста, выложенные из плит известняка на стене между башнями Вышка и Рябиновка и как бы смотрящие в сторону католического Запада. Эти три больших каменных креста и две полосы орнамента из уложенных на ребро плит (орнамент, характерный для псковских церквей) не смягчают, а, наоборот, подчеркивают суровый вид крепости.

Никольский собор в Изборске
первая половина XIV века

Никольский собор. Вид от ворот. Юго-западный угол.

Морозкина Е.Н.

Никольский собор в Изборске / Е.Н.Морозкина // Морозкина Е.Н. Церковное зодчество древнего Пскова. В двух томах. Т.1. - М.: Северный паломник, 2007. - С. 44-51

Среди историков русской архитектуры до сих пор высказывается сожаление о том, что не сохранилось ни одного псковского памятника XIV века - времени, когда в результате Болотовского договора Псков юридически получил самостоятельность и когда шло формирование псковского архитектурного стиля, давшего плеяду блестящих построек XV - XVI веков. Единственным памятником этого времени, у которого уже имелись новые черты, считался Троицкий собор 1365-67 гг., известный лишь по рисунку Государственного Исторического музея.

До нас, однако, дошёл один псковский памятник, сохранившийся в натуре, в котором искания зодчих XIV века видны более ярко, чем в архитектуре снетогорского собора, - памятник, обладающий высокими художественными достоинствами и вместе интересный именно тем, что в нём идёт выработка новых форм.

Это Никольский собор в Изборске.

Никольский собор, венчающий гору Жеравью, - главое здание древнего Изборска. Так же, как София для Новгорода и Троица для Пскова, он олицетворял весь город, служил его символом. По тогдашним понятиям, святой Никола охранял город, как некогда щур охранял дом: Изборск находился под его моральной защитой. Культ Николы, связанный с земледелием, был чрезвычайно популярен на Руси, о чём свидетельствуют русские и иностранные источники. Из покровителя сельских работ Никола скоро превратился в «поборника земли Русской», заступника пленённых и угнетённых, в смелого борца за правду, спасителя погибающих на воде, «скорого помощника» во всех бедах. Не случайно, что в Псковской земле гланые церкви большинства городов-крепостей были посвящены Николе. Собор был перенесён сюда со старого городища вместе с городом, как неотъемлемая часть его, и расположен так же, как и там, - у южного края крепости, близко от въездных ворот.

Изборск был перенесён на новое место в 1303 году. Каменная крепость завершена в 1330 году. Никольский собор впервые упоминается под 1342 годом. Правда, в летописи под этим годом упоминается только «дом святого Николы». Что речь шла о каменном соборе, подтверждает летописное сообщение 1349 года, в котором говорится, что в Изборске освящён «престол святого Спаса оу святого Николы на полатех, апреля в 15 день», то есть каменный собор построен до 1349 года. Таким образом, дата постройки собора заключена между 1303 и 1342 годами, то есть в первой половине XIV века.

Никольский собор - главное здание не просто города, но города-воина, оплота Пскова на его западной границе. Возможно, собор был единственным каменным зданием крепости. Он стоит у главных ворот, охраняя въезд в город, как дополнительная башня.

А.А.Мартынов. Звонница Никольского собора в Изборске на Колокольной башне. Рисунок 19 века.

Расположенный над обрывом, у края крепости, собор далеко виден со старой псковской дороги. Блистающий в венце суровых башен, он выражает город вовне. От ворот собор воспринимается с угла, объёмно, сразу заявляя о своей мощи. Сейчас этот эффект пропадает, так как вход в крепость устроен рядом, в проломе. Нужно войти в неё через старинные ворота.

Рядом, на Колокольной башне, стояла двухпролётная звонница-всполох, служившая и колокольней собора, и набатом, оповещавшим окрестное население о приближении врага, то есть тоже обращенная вовне: «Да у судебни под стрельницею, на которой стрельне колоколница, ледник камени» (Опись конца XVI века). Изображение этой звонницы сохранилось на рисунке Мартынова середины XIX века и фотоснимке Кампрада, сделанном в 1871 году.

Никольский собор представляет мощный кубический объём, увенчанный одной главой и имеющий всего лишь одну апсиду. С юга к нему примыкает придел, построенный в XVI веке, с запада - притвор и колокольня XIX века (1845 год).

Фрагмент снимка Кампрада 1871 года. Над Колокольной башней видна звонница.

Собор покрыт на четыре ската. Первоначально форма была или восьмискатная, или имела лопастную форму по новгородскому образцу, хотя расчленённый верх мало вяжется с исключительной монолитностью памятника. Рано утром или под вечер, когда стены собора освещены косыми лучами солнца, хорошо видно, что углы его надложены под четырёхскатную кровлю, - причём линия, по которой их надложили, воспринимается как прямая. Окончально вопрос о завершении собора можно решить, только вскрыв верхние части его стен. Необходимо вскрыть кровлю собора и проникнуть на «чердак», тогда можно будет также проверить, не имел ли придел, расположенный на хорах, дополнительную главу. Это могло существенно повлиять на форму завершения всего памятника. Фасады разделены на три части лопатками, которые вверху соединялись лопастными кривыми. Апсида без каких-либо украшений. Древние окна имеют форму бойниц. Окна собора расширены в 1873 году; видимо, тогда же с восточной стороны устроен контрфорс. Сохранился документ о сборе денег на «исправление церкви» за 1871 год. В документах за 1908 год указывается, что «контрфорс ветх». Далее говорится о новых переделках. «В самом же храме, около клироса, на юг, два окна, верхние и нижние обращены в одно, а с западной стороны притвора прирублено новое окно, расширены двери из придела в собор», произведены и другие переделки, касающиеся притвора. (В 1908 году собор обследовал Покрышкин). Окна барабана без бровок. Нависающий карниз отдалённо напоминает поднятое забрало или край кольчуги. Он состоит из двойного ряда эллиптических арочек, лишённых профиля, которые размещены вразбежку.

Форма главы - полусферическая. Она увеличивает приземистость собора. По форме глава близка к полусфере, однако зрительно возникает впечатление, что внизу она имеет некоторое подвышение, центр сферы приподнят над верхним краем барабана. Это спасает главу от проседания, которым грешат главы у псковского Ивановского собора и у некоторых других отреставрированных памятников. Хотя глава сделана в середине XIX века, она могла повторить древнее очертание.

Собор четырёхстолпный. Столбы квадратны в плане. К западным примыкают деревянные хоры с каменной «палаткой» на них, которая служила приделом.

Особенно интересны своды собора. Они представляют собой тип ступенчатых подпружных арок, которыми перекрыты концы креста. Арки расслаивают свод на три части: средняя арка выше крайних и лежит на них. Западный конец креста, включающий хоры, имеет не три, а четыре членения, так что в разрезе арки вы­ глядят, как два зубца. Такого покрытия до нас не донёс ни один памятник Пскова. Это вариант ступенчатых арок, распространившихся позже во Псковской земле. Однако в XV - XVI веках во Пскове преобладали ступенчато-повышенные подпружные арки, а здесь как бы идёт выработка этих форм. Создаётся впечатление, что зодчий ещё не может преодолеть материала: повышая арку в середине, затем снова понижает её. Вместе с тем такая форма имела конструктивный смысл: рёбра увеличивали жёсткость свода (они могли облегчить постановку кружал).

Если рассмотреть ещё одно звено этих арок, соответствующее концу креста, то получается форма, из которой могло развиваться покрытие бесстолпного храма (типа Николы Каменноградского), стоит только в середине врезать световую главу.

Придел собора возведён в XVI веке вместо одноимённой деревянной церкви Преображения 1349 года. Придел бесстолпный, покрыт цилиндрическим сводом с глухой главкой, украшенной изразцами XVIII века. Многолопастная арка, обрамляющая его южную сторону, напоминает оформление притвора церкви Никиты во Пскове. Притвор появляется позже придела: известно, что от притвора придел отделяла арка на плитяных столбах, уничтоженная в 1873 году (В том же году увеличены окна в алтаре придела и притворе. Расширены двери из придела в собор и притвор). Видимо, это были традиционные псковские столбики, какие ставились при входах. Следовательно, вход в придел был наружным.

Никольский собор. Северный фасад.

Итак, памятник разрастался постепенно: сперва он представлял монолитный кубический объём, потом получил с юга придел, затем - притвор и в середине XIX века - колокольню. С самого начала строители собора думали о какой-то пристройке или навесе над входом с севера (в северо-западном углу собора). Вокруг этого входа оставлено целое поле стены - лопатки начинаются выше него. Важность этого входа понятна: он был защищен самим собором от обстрела - ведь собор очень близко придвинут к крепостной стене.

Никольский собор сравнительно невелик: он гораздо меньше соборов Мирожского, Ивановского и Снетогорского монастырей. По размерам в плане он почти в точности совпадает с такими памятниками, как церкви Георгия со Взвоза, Космы и Дамиана с Гремячей горы, Воскресения со Стадища, Георгия в Сенно, однако производит впечатление мощного сооружения. Это достигается благодаря его положению, его обособленности (собор стоит на вершине холма, посреди безбрежного пространства); благодаря венцу из нескольких башен, которые, не затесняя, поддерживают его объём, - собор как бы объединяет их, выделяясь по контрасту; благодаря лаконизму, нерасчленённости объёма (апсида одна, декора ещё меньше, чем у других псковских памятников; рисунок барабана словно вырезанный в плите, прост и крупен, придает собору значительность) этому же служит форма его главы, усиливающая общую кубичность.

Глава важна и для масштабного решения храма: она увеличивает его относительные размеры. При большой, раздвинутой главе собор казался бы меньше - с маленькой «подобранной» главой он возрастает. При общем лаконизме памятника огромное значение в качестве единицы масштаба приобретают его щелевидные окна. Окна-бойницы выражают крепостной характер собора. По сравнению с ними поверхности стен воспринимаются грандиознее. Декор барабана не настолько крупен, чтобы ослабить его впечатление; вместе с тем он лишён суетливости.

Пристроенный придел несколько сбивает масштаб храма: не в силах лишить собор значительности, он всё же относительно уменьшает его (Собор похож на взрослого коренастого человека, а не на большого ребёнка). Пристройка с севера, задуманная с самого начала, но не осуществлённая, предполагалась меньшей, чем придел (Об этом можно судить по размерам оставленного для неё поля стены).

Основной художественной идеей Никольского собора в Изборске является его весомость, материальность, «тяготение к земле», столь характерное для памятников Пскова. Это выражено как во внешнем облике собора, так и внутри его; материальность сказывается и в кубическом объёме собора, и в откосах его стен, и в энтазисе и карнизе барабана, свисающем двойной аркатурой, и в свисающих внутри, приподнявшихся было друг над другом, но словно отяжелевших арках.

Архаическая лепка стен собора подчёркивает его мощь. Собор выстроен из грубо околотой местной плиты, и фактура его белёных стен, быть может, ещё богаче светотеневой игрой, чем у других памятников Пскова. Вместе с тем такая кладка, обволакивающая стены воздухом, сообщает Никольскому собору удивительную мягкость, словно он олицетворяет лучшие черты русского человека: соединение мужества и доброты. Вот почему, вписанный в просторы русской природы, памятник кажется таким национальным произведением.

Никольский собор гораздо ближе к последующим псковским произведениям, чем к предыдущим. Его покрытие было не позакомарным, как у предшествующих соборов, а восьмискатным, как у большинства последующих памятников Пскова, или трёхлопастным. Этому соответствовало расчленение и завершение стен; пришедшее из Новорода, оно получило во Пскове свою интерпретацию и стало затем традиционным. В соборе впервые на Псковской земле применены ступенчатые арки, однако ещё не сложившиеся в систему ступенчато-повышенных, которые как бы раздвигают своды, развивая внутреннее пространство в высоту.

Подпружные арки и у Мирожского, и у Ивановского, и у Снетогорского соборов были пониженными. Почти все известные нам церкви Пскова, построенные после Никольского собора, имеют ступенчато-повышенные подпружные арки. По сравнению с ними, систему арок Никольского собора можно назвать архаической. Составляя переход от пониженных арок к повышенным, она говорит о самостоятельной выработке псковичами ступенчатых сводов. Подобных конструкций до нас не донёс ни один из памятников Пскова - быть может, они были единственными.

У собора ещё не выработался традиционный декор. Апсида - гладкая. Декор барабана не повторился (Поиски новых форм декора начались ещё у собора Снетогорского монастыря). Никольский собор определил абсолютные размеры, ставшие характерными для многих псковских церквей. В отличие от предшествующих соборов у него не три, а одна апсида.

Никольский собор в Изборске можно считать первым из дошедших до нас памятников псковской архитектурной школы, получившей свой расцвет в XV - XVI веках. Однако он несёт переходные черты, являясь одним из узловых памятников в развитии псковского зодчества. В нём обозначился стык эпох. В этом его значение. Разумеется, и в его высокой художественной ценности. Несмотря на то новое, что заложено в Никольском соборе и что получило развитие в дальнейшем, сам он является памятником уникальным, не имеющим близкого повторения.

Морозкина Е.Н. Церковное зодчество древнего Пскова.

Морозкина Е.Н.

Церковное зодчество древнего Пскова. В двух томах. Т.1. - М.:Северный паломник, 2007. - 424с.

В основу издания легла диссертация Е.Н.Морозкиной, которую Высшая аттестационная комиссия (ВАК) Министерства образования решила опубликовать сразу после ее блестящей защиты в МАРХИ в 1968 году, а Елене Николаевне Морозкиной присвоить докторскую степень. Но судьба распорядилась иначе...

Мы счастливы, что в 21 веке, эта книга вышла и с нею можно поработать в Центральной городской библиотеке г.Пскова (ул.Конная, д.6; тел.57-11-73).

Монографический разбор архитектурных памятников XII-XIX веков, обследованных Е.Н.Морозкиной сорок лет назад, и сейчас представляет неоспоримую ценность для историков, исследователей и реставраторов.

Отдельная статья первого тома посвящена Никольскому собору в Изборске. А второй том открывает большой материал, посвященный Мальскому монастырю, расположенному всего лишь в четырех километрах западнее Изборской крепости.

Корсунская часовня

Построена возле Талавской башни в 1931 (возм.1929) году в честь знаменитой иконы Корсунской Божией Матери - изборской реликвии, долгие годы хранившейся в Никольском соборе крепости.

До наших дней дошла легенда о том, как Изборск чуть не оказался под немцем. Случилось это 22 марта (по ст. стилю) 1685 года, когда враги пожгли посад в Печерском монастыре и намеревались осадить Изборскую крепость. Узнав об этом, некая вдовица Евдокия поставила икону Корсунской Божией Матери и Иисуса Христа в своей клети, зажгла перед ней свечу и всю ночь молилась с дочерью Фотинией. И было им знамение, исходящее от образа иконы, - из очей Богородицы текли слезы. Вдова об этом рассказала клирику Симону. Тот принес икону в собор Николая, и Священный Собор, и воевода стали свидетелями сего чуда, увидев потоки слез, текущих от обоих очей Божией Матери, а от левого ока слезный поток протек до Превечного младенца Иисуса Христа. Не медля изборяне сообщили о чуде архиепископу Псковскому Макарию. Он повелел 40 дней перед иконой петь молебны. И был тогда Изборск избавлен от вражеского нашествия молитвами Пресвятой Богородицы. С тех пор изборяне иконе Корсунской Божией Матери - своей небесной заступнице - воздают «честь и невозбранное поклонение».

В XX столетии спасительная сила, исходящая от чудотворной иконы, нашла подтверждение в реальной жизни жителей Изборска. В конце 20-х годов жена бывшего морского офицера, изборского купца Л.Костенко-Радзиевского, страдавшая неизлечимым недугом, исцелилась с Божией помощью. Потрясенный совершившимся чудом, ее супруг вложил свои средства в строительство часовни иконы Корсунской Божией Матери. Этот факт стал известен совсем недавно, но он существенно дополняет историю создания миниатюрного культового сооружения.

Еще более удивителен другой эпизод. Во время Великой Отечественной войны, а именно 30 июля 1944 года, в день освобождения Изборска от немецко-фашистских захватчиков, в крышу часовни попал снаряд. Укрывавшиеся там от бомбежки люди, в основном дети, оказались целы и невредимы. Удар приняла на себя чудотворная икона (список с нее). На изображении Корсунской Божией Матери были обнаружены многочисленные осколки.

Один из списков с чудотворной иконы в марте 1981 года был похищен. Однако стоит нерушимо часовня, связанная с ее именем, названная в ее честь. Несмотря на то, что памятник уже нашего времени не может соперничать с древней крепостью - ни по возрасту, ни по монументальности - он прекрасно смотрится на фоне ее суровых стен и башен, гармонично сочетаясь с нею своим архитектурным обликом.

На восточной и западной стенах Корсунской часовни можно обнаружить деталь древнего креста из бывшего могильника и закладной крест.

Часовня поставлена на месте древнего могильника, обложенного каменными плитами и крестами. По местному преданию, это братская могила изборян — участников обороны крепости в 1657 году. На восточной стене есть закладная доска с надписью: «Проект часовни — дар художника — архитектора Александра Игнатьева Владовского». На другой доске текст с датой закладки здания, которая трудно читается. Предположительно здание выстроено в 1929 году, в то время, когда Изборск территориально относился к республике Эстония. Проект разработан известным петербургским зодчим А.И.Владовским, заслуженным мастером романтического неорусского стиля. Для его работ характерно творческое переосмысление традиций русской архитектуры. Изборская часовня — одно из лучших произведений автора в этом стиле.

Строительство часовни для изборян было своеобразным актом уважения к древним традициям исконно русской земли. Здание часовни — квадратное в плане, почти кубическое, перекрытое кровлей на четыре ската. На сферическом своде покоится небольшой световой барабан с узкими окнами по сторонам света, луковичная удлиненная главка и восьмиконечный крест наверху. Основание часовни сложено из тесаного гранита. Вход украшен архитектурным порталоми с киотом над ним, углы закреплены лопатками, барабан опоясывает псковскийй орнамент. В интерьере — свод зрительно поддержан угловыми столбиками. В восточной и западной стенах, закладной крест и деталь древнего креста из бывшего здесь могильника.

Икона «Корсунской Божьей Матери» для киота над входом подписная, 1931 года работы мастера Пимена Софронова.

Корсунская часовня с белыми оштукатуренными стенами очень гармонично смотрится на фоне серых суровых стен и башен, подчеркивая тонкостью своих линий и миниатюрностью размеров мощь и неприступность самой крепости.


 
наверх