Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2016



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта






Баннеры

Псковская область. Информационно-аналитический портал

Псковская лента новостей

Официальный интернет-портал правовой информации

Официальный сайт города Пскова и Псковской городской Думы

Официальный сайт Администрации г. Пскова

Историко-культурное наследие. Официальный сайт Псковской области

Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ

Российская библиотечная ассоциация

Поиск в электронном каталоге СИГЛА

Юридические услуги. Традиционно надежно

Сводный каталог библиотек России в свободном доступе - навигатор библиотечных ресурсов




ЗОЛОТЦЕВ СТАНИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1947 - 2008)

Виртуальный музей С.А. Золотцева

Поэт, прозаик, публицист, критик, переводчик

Золотцев Станислав Александрович

Родился в 1947 году в деревне Крестки под Псковом. Окончил Ленинградский государственный университет, позднее аспирантуру МГУ им.Ломоносова. Кандидат филологических наук. Член Союза писателей России. Долгое время являлся сопредседателем Московского Литературного фонда, членом Приемной комиссии Союза писателей, секретарем правления.
Печатался в псковских альманахах и сборниках "Скобари", "Вчера и сегодня ХХ век", "Аист на крыше", "У родника", "Соло на два голоса".
Автор "Гимна города Пскова".
Автор книг: "По северной тропе", "В наше время", "Сыновья поэма", "Летописец любви", "У подножья Синичьей горы", "Псковская рапсодия", "Звезда и крест Победы" и др.

Станислав Александрович в июле 2007 года предоставил нам для публикации свое произведение.

Сократ говорит перед казнью (1)

Знаю лишь то, что ничего не знаю…

Знать ничего не хочу, полон до края
знаньем своим, словно чаша передо мной –
чаша с отравой, с отваром, с травою чумной,
что расцветает в садах Академа(2) ранней весной.
Вот философия наша самая корневая.
Вот Академии нашей корень земной.

Знаю одно по себе – счастлив тот,
в браке, в женитьбе, кому повезёт.
Не задаёт он богам горьких вопросов.
Если ж случается наоборот –
то из него получается знатный философ,
вроде меня…
Разве стал бы я мыслить всерьёз,
разве взыскал бы я в ойкумене высшего смысла,
если б меня днем и ночью Ксантиппа не грызла,
фурией грозной не доводила б до слёз
и не глядела б Медузы Горгоны лютее,
печень мою - что там орёл Прометею! –
денно и нощно клюя…
Знаю одно: не стал бы мыслителем я
и не ушел бы в Этику, в Диалоги,
если б не муки мои от её сварливого скрипа.
Славьте же, музы и боги,
славьте жену мою, славьте Ксантиппу!

Знаю одно: гетера любая всегда,
даже любая смазливая шлюха
может призывно дёрнуть бедром – и без стыда
ринутся вслед ей, как бараньи стада,
стаи моих учеников, подвижников духа,
кинутся в блуд… И шлюха будет горда:
ляжки её сильней головы Сократа!
Верно, сильней: ведь она, не таясь,
тащит людей вниз, в сладкую грязь,
где ни ума, ни сердца не надобна трата –
разве что семя растратишь да сгубишь фаллос…
Я же - зову их вверх карабкаться, к высям
разума, к невыносимым мыслям.
Плата, какую Харон берёт за перевоз,
меньше цены, что платит истый мыслитель
вещим богам за жажду новых открытий…
И не напрасно гетеры и шлюхи горды:
многим желанней моих всех трудов – их труды.

Многим…А многие – это народ.
Это же – д е м о с (3)!
Нет, говорю перед казнью:
многие – это толпа,
жаждущая нажраться да впасть в делос(4).
К доводам разума, к совести мудрых
она глуха и слепа.
Многие – это толпа, это – о х л о с (5).
Ей по нутру сытое стойло, а не закон.
Воля толпы - не здравый голос, -
прикормленный возглас.
В охлосе ты – не гражданин, а охломон (6).
Гражданами тираны править не могут.
Наши ликурги (7) тиранами (8) стали затем,
что охломонов одобрительный гогот
благословил демократичнейшую из систем!
И подставляет охлос под кнут покорные спины.
И превратились могучие наши Афины
из государства, правившего в Элладе,
в самый что ни на есть заурядный
из эллинских городов.
…Вот и казнят меня в этом полисе (9),
в этом граде
за оскорбление демократии,
за отступление от богов!

Казнь подошла…


Предо мной – чаша цикуты,
щедрых афинян, моих сограждан последний дар.
И – не готов я принять его почему то,
хоть и давно седоголов я, и лыс, и стар,
и от бурлящей житейской пены давно устал.
….Сам на суде добивался я этой казни,
правду доказывая тиранам. И нет боязни
в сердце моём перед смертью. Её повидал
столько я раз еще в младые года,
в Пелопоннесских войнах, когда
против отважных спартанцев
ходил я простым гоплитом (10).
Шёл босиком и в одном плаще
по ледяным каменным плитам,
воинам всем на зависть, и в снег и в стужу…
Там я познал и смерть, и меру вещей.
… Так я и прожил : босым
и в плаще, ветром подбитом.
Может, из всех философов мира лишь я не хуже
смог овладеть копьём , и мечом, и прочим оружьем
нежели логикой неотразимой… И вообще:
смерть для мыслителя вовремя – это благо.
Мне – в самый раз эта казнь. Самый час!
И не нужна никакая отвага,
чтобы со смертью потолковать с глазу на глаз…

С глупостью воевать нет больше силы!
…Вот и Ксантиппа, придя на свиданье в тюрьму,
блажила, плакала, мол, несправедливо тебя казнят!...
Нет, не имеет глупость предела…
Я отвечал: «А что, жена Сократа хотела,
чтоб с п р а в е д л и в о казнён был Сократ?».
…Друг мой Критон, подкупив тюремную стражу,
мне предлагал совершить побег.
Верный мой ученик! – не понимает даже,
он, что Сократ – не тот человек,
чтобы стать беглецом. Бежать – хуже продажи
собственной чести, смерти самой страшней.
Ибо я жил ради Афин, родины ради,
и никуда от неё не сбегу, сдохну на ней!
…Главное, почему смерть я приму в тюремной ограде –
даже не эта верность отчизне моей.
Нет, убежать – не значит спастись. Это значит
веру предать в божественный смысл бытия
и доказать судьям, что прав не я –
правы они с их логикой поросячьей,
правы тираны, ставленники торгашей.
…Нет, никогда правота не будет за ними! –
правда не вырастает на лживой ниве.
И потому я не сбегу…Но почему
трудно руке чашу поднять – я не пойму:
пожил своё. Жизнь свершена земная…
Несправедливо? - так справедливости нам не дано.
Знаю, что нет её…Впрочем знаю одно:
знаю лишь то, что ничего не знаю.

Знаю: нет гармонии меж людьми.
Больше того: её даже быть не может
и не должно: ни в ненависти, ни в любви…
Нет её и среди небожителей тоже:
в дрязгах тонет священный Олимп,
грязнет в раздорах Зевса и Геры семья.
Сор житейский слоями налип
на их деянья и одеянья.
И - тем не менее: высший смысл бытия,
высшая истина – только богов достоянье!

Только они дарят её сиянье
нам, тем, кто способен её получить,
кто сквозь пласты суеты в состоянье
животворящие эти почуять лучи
и восприять в их мудрости
веру, любовь и надежду.
Вот и вся разница между мной и между
множеством смертных: она - не в том,
что я – мудрец, какому с разинутым ртом
надо внимать… Голова у меня пустая:
знаю лишь то, что ничего не знаю,
мудрость сам не рождаю, хоть меня режь…
Я – всего лишь медиум, лишь посредник я меж
светом лучей истины этой,
произошедшей от истины света,
и меж теми, кто жаждет к ней причаститься,
жаждет в себя заронить её хоть крупицей,
малым зерном – чтобы вырастить всходы только свои,
кто не желает жить в сытом хмельном забытьи.
…С ними-то я и вел свои Диалоги.
Им-то я в меру моих малых сил
в дружеских разговорах дарил
знанье, которое мне подарили боги.
На бытие им высказал я свой взгляд…
…Вот за такие сужденья
и осудили меня демагоги (11).
Вот за такие воззренья меня и казнят.

.....................................................

…Только людей, взыскующие истины – горстка.
Охлос желает, чтобы ему гладили шёрстку.
В жажде благополучья он един как монолит,
более ни за что у него душа не болит.
Прочее для него – это вредный вздор.
…Нет, мой предтеча из школы софистов (12) заморской,
нет, мой старший друг Протагор (13),
я никогда не принимал и не приемлю
твой знаменитый софизм:
«Человек – мера всех вещей».
…Только лишь тот, кто единит небо и землю,
тот, кто внимает звону духовных ключей,
тот лишь, кто мыслит, страдает и жаждет веры,
тот человек – всех вещей во вселенной мера.
По-настоящему тот и есть ч е л о в е к.
Прочие – пусть большинство – охлос, пена,
даже в одеждах роскошно-белых как снег.
Вместо сердец горящих у них – огарки…
Где охломоны плодят олигофренов –
там в государстве властвуют олигархи.

Стало быть, мера всех вещей – г р а ж д а н и н,
даже не наделенный богатства талантом (14).
…Вот что я думал и говорил о судьбе Афин,
рухнувших в демократический Тартар (15).

Да, демократия наших Афин отродясь
народовластьем быть не способна.
Жителей полиса лишь десятая часть
право имеет избираться во власть
и выбирать – но только себе подобных.
Прочих же – и пахарей, и ремесленный люд,
даже и зодчих – гражданами не зовут.
И ни един из них человек
не удостоится званья «архонт» (16) или «стратег» (17).
…Вот и проложены к власти тропы
гвалтом базарным да подкупом – словно подкопом.
Вот и связала самая прочная,
хоть и незримая нить
наших тиранов – и охлократов богатых.
…Ясное дело: за эти сужденья казнить –
и непременно казнить! – надо Сократа.

.....................................................

Час мой настал.
Клепсидра (18) пуста.
Чаша смертельным отваром полна.
Знаю одно: ничего не знаю,
кроме того, что выпита будет она.
Смерть неизбежна. Краткими будут мученья.
Знаю - пора. Я исполнил предназначенье,
что предсказал мне ещё в мой детский час
в Дельфах оракул: жил как посредник
между богами и человеками…
И не в последний
казнь за такую долю свершается раз:
гибель моя повторится во многих странах
множество раз по сто крат.
Сколько пророков убьют торгаши и тираны –
столько раз на земле
будет гибнуть Сократ.
…в новом рождаясь гении и пророке,
что разглядит и достоинства, и пороки
в мире своём – и поведает людям о них
речью живой – будь то проповедь, будь то стих…

Знаю одно: слаб человек,
а лик его смерти страшен.
Те, кто пойдет по моей стезе бытия,
может, в час казни видя смертную чашу,
возопиют: Да минует меня чаша сия!..
Что ж, пусть помогут им боги…Но я
всем говорю: эта чаша – только моя!
И потому я с желанием пью
эту последнюю чашу мою.
Пусть унесет меня в вечность она.
Пусть благодатным облаком станет
смертная пелена.
Высшей сладостью пусть прорастает
в плоти моей цикута, горькая белена.
Голову мне пусть закружит небесною явью
этот смертельный болиголов.

Пью эту чашу за здравье
наших богов
и за здравие мудрых людей
всех грядущих веков!..

2007, июнь, Москва – Псков.


(1) - Сократ (469 г. до н.э. – 389 г.до н.э.) – Величайший мыслитель древней Греции, основатель мировой философии. Обладал даром предвидения. Был обвинен правителями Афин в устных выступлениях против демократии и в отрицании верховенства богов. По этому ложному обвинению был приговорен к смертной казни. Согласно тогдашнему обычаю, смертник выпивал чашу с отваром ядовитой травы цикуты (вид белены, болиголова)
(2) - В пригородных садах богача-афинянина Академа, покровителя искусств и наук, великий философ Платон, ученик Сократа, основал школу устных философских бесед, назвав ее Академией.
(3) - Демос – изначально: лишь граждане Афин, т.е. имевшие право голоса, позднее просто народ, отсюда «демократия», власть народа.
(4) - Делос – изначально: состояние опьянения, бездумного чувственного наслаждения.
(5) - Охлос – так изначально в Афинах звали население, не имевшее права голоса, иное значение – толпа, простонародье. Отсюда – охлократия, «власть толпы».
(6) - Охломон – буквально, изначально: «один из толпы».
(7) - Ликург – высшая выборная должность в др. Афинах, правитель.
(8) - Тиран – так в Др. Греции изначально звали правителя, не подчиняющегося воле народного собрания.
(9) - Полис в Элладе – и город, и государство вокруг него.
(10) - Гоплит – тяжело вооруженный пехотинец в др. Афинах.
(11) - Демагог /др. греч./ - изначально: общественный деятель, под видом защиты народа преследующий свои корыстные цели.
(12) - Софисты – философское течение, отрицавшее божественную сущность истины, приписывавшее её лишь субъективным чувствам людей.
(13) - Протагор – философ V в. до н.э., старший современник Сократа, глава тогдашних софистов из Малой Азии.
(14) - Талант – мера веса и денежная единица, 26 с небольшим кг серебра/имущественный ценз права голоса/.
(15) - Тартар – ад в мифологии Эллады.
(16) - Архонт – высшая должность в древних Афинах, старейшина государства.
(17) - Стратегом в древних Афинах звали командующего всеми вооружёнными силами полиса, он назначался народным собранием.
(18) - Клепсидра – эллинские водяные часы.

21 марта 2012 года – Всемирный День Поэзии. Этому дню и памяти псковского поэта, автора Гимна Пскова Золотцева С.А. была посвящена презентация нотного сборника композитора Лаптевой Т.А. «Ах, душа моя!», которая прошла в библиотеке «Родник». Сборник представляет собой вокальные произведения для голоса и фортепьяно на стихи Золотцева С.

На вечере присутствовали учащиеся псковского технического лицея №14, студенты колледжа искусств, библиотекари, жители микрорайона Запсковье.С большим удовольствием собравшиеся слушали песни и романсы на стихи Станислава Александровича в прекрасном исполнении автора музыки Лаптевой Т.А. Аккомпанировала певице Дунюшкина В.В., вела концерт Караваева Надежда. Прекрасным дополнением вечера стала виртуальная презентация стихов ЗолотцеваС.А.

Презентация нотного сборника открыла цикл мероприятий, посвященных 65-летию со дня рождения Золотцева С.А. и присвоению библиотеке духовного развития «Родник» его имени.


 
наверх