Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2017



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта






Баннеры

Псковская область. Информационно-аналитический портал

Псковская лента новостей

Официальный интернет-портал правовой информации

Официальный сайт города Пскова и Псковской городской Думы

Официальный сайт Администрации г. Пскова

Историко-культурное наследие. Официальный сайт Псковской области

Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ

Российская библиотечная ассоциация

Поиск в электронном каталоге СИГЛА

Юридические услуги. Традиционно надежно

Сводный каталог библиотек России в свободном доступе - навигатор библиотечных ресурсов




ШАЛЯПИН ФЕДОР ИВАНОВИЧ

(1873 – 1938)
Русский певец


Шаляпин в роли Ивана Грозного в опере Н.А.Римского-Корсакова "Псковитянка"


Шаляпин Федор Иванович

21 и 22 мая 1920 года Шаляпин выступал с концертами в Псковском театре.

Из воспоминаний И.М. Руммеля, бывшего в то время управляющим Коммунальным театром (так в то время назывался театр в Пскове), записанного Ингой Цирпонс:

«В один из вечеров в поисках гастролеров для Пскова я встретился с режиссером Мариинского театра Исаем Григорьевичем Дворищиным, другом и уполномоченным Шаляпина. Дворищин доброжелательно выслушал меня и согласился уговорить Федора Ивановича. В назначенный час я пришел за ответом... Шаляпин согласен спеть концерты в Пскове, но с условием, чтобы гонорар был «продуктовый».

В феврале пришло официальное письмо от певца и расписка в том, что «получено от товарища Руммеля за участие в двух концертах в Пскове (авансом) один пуд масла, один пуд свинины и двадцать фунтов шпику».

«Поезда в то время часто опаздывали и на много часов. Приезжаем – машины нет! Федор Иванович понял мое смущение и пошутил:

- Псков – старинный русский город. Здесь сам Грозный ходил пешком, ничего, и мы пойдем...

Идем мимо знаменитой каторжной тюрьмы «Псковский централ». Я рассказываю, как в детстве, проходя по бульвару, слышал звон кандалов. Федор Иванович задумался и тихо, едва слышно, как-то по-особенному напел: «Слышен звон кандальный...»

... Идем дальше. Останавливаемся около старинной церкви. Шаляпин тщательно обходит здание, выясняет дату постройки, любуется и говорит:

- Вот художники все рисуют декорации церквей и не вникают, не изучают старину. Обратите внимание, какой у нее купол, как устроена колокольня, ведь не придумаешь! А они все фантазируют, когда все давно сделано. Надо это обязательно запомнить и сказать им...

На следующий день, 21 мая 1920 года, намечен долгожданный концерт. На каждого имеющего билет приходится еще четыре-пять «зайцев», стремящихся попасть в зал. Театр окружен милицией и воинскими патрулями, на площади огромная толпа народа. Весна в разгаре, у большинства букеты сирени и других цветов. ТОЛПА УЖЕ ПОЧТИ ЧАС ОЖИДАЛА ПРИЕЗДА Шаляпина... Театр битком набит, всюду приставные места и даже на самой сцене открыты боковые кулисы и устроены ложи, в которых размещено по тридцать-сорок человек...

За кулисами оборудована артистическая уборная, устланная коврами, на столе пыхтящий самовар, большая чашка, взятая из реквизита, наколотый сахар, чтобы пить чай вприкуску (о необходимости этого меня предупредил Дворищин). Шаляпин снимает фрак и садится за чай, а мы уходим из комнаты. Я все время на сцене, недалеко от комнаты, слышу, он то распевается, то прекращает петь, видно, пьет чай (в день концерта он ничего не ел)... В тот памятный вечер он спел «Ноченьку», «Сомнение» Глинки и «Элегию» Масоне в сопровождении виолончели, «Она хохотала» Лишина, «Блоху», «Семинариста» Мусоргского, «Мельника», «Червяка», «Титулярного советника» Даргомыжского и еще ряд оперных арий.

Шаляпин то превращался в долговязого семинариста, то делался жалким, приниженным человеком, то обретал величие сановника, и все его персонажи были так индивидуальны, так не похожи друг на друга. Со сцены он ушел совершенно мокрый. Вошел в артистическую, снял фрак и снова принялся за чай. В антракте к нему никого не пускали...

Когда Федор Иванович вышел во двор, раздались аплодисменты, приветственные выкрики. Он спокойно вошел в машину, поднял руку, вся толпа сразу утихла, он сказал несколько благодарственных слов и крикнул: «Трогай!»...

Следующий день был свободным, концерта не было. Шаляпин попросил показать ему город, главным образом его старинную часть... Я предложил пойти к собору, где сливаются две реки: Великая и Пскова, на крепостной вал, откуда, по преданию, при Грозном сбрасывали «Бунтарей». Берег крутой, высота большая и место очень живописное...

Вдруг (Шаляпин) продекламировал монолог Грозного, а мы все, присев на траву, слушали, затаив дыхание. Шаляпин стоял здесь, на стыке двух исторических рек, у самого обрыва старой русской крепости, и все окружающие любовались его богатырской фигурой, как бы созданной гениальным скульптором.

Иконостас Троицкого собора в Пскове

Потом мы пошли в собор, он был пуст (народ в это время выходил из другой двери, вслед за крестным ходом вокруг церкви). Шаляпин стал пробовать голос, и вдруг полились божественные звуки. Это продолжалось совсем недолго, но как звучал его бас под сводами собора! Звуки лились, словно из органа, лицо совершенно преобразилось. И вдруг:

- А как вы думаете, друзья, мог бы я быть неплохим дьяконом?..

Так мы незаметно подошли к выходу. На площади стояла большая толпа по поводу Николина дня, все пели «Спаси, Господи, люди твоя», и Федор Иванович стал подтягивать им, перекрывая своим бархатным, звучным голосом, даже на просторе, весь этот многоголосый хор...

Второй концерт давался бесплатно для профсоюзов...

Он смотрел вдаль, поверх партера. Чистым, негромким голосом запел «Сомнение» Глинки. Мне казалось, что в этот день артист пел еще лучше, чем в прошлый раз.

Концерт подходил к концу...

- Вы, наверное, хотите «Дубинушку»? – Зал буквально взвыл. Снова установив жестом тишину, Федор Иванович предложил:

- Я буду петь куплеты, а вы должны подпевать припев.

Он попросил пианиста уйти со сцены, сам подошел к роялю, взял аккорд, и полились звуки этой прекрасной песни в исполнении великого артиста и большого импровизированного хора зрителей.

Шаляпин дирижировал, зал мощно подхватил припев, казалось, пел хорошо срепетированный хор.

После второго куплета зал весь поднялся и пел стоя. Кончилась песня, а взрывы аплодисментов, крики «браво», «бис» продолжались еще очень долго... И вдруг Шаляпин остановил зал и крикнул: «Повторим, что ли?» И весь мокрый продолжал петь и дирижировать неутомимым хором. Цепкая рука Дворишина утащила меня за кулисы. Исай кричал:

- Он сошел с ума! Небывалый случай! Повторять «Дубинушку» полным голосом, перепевать весь хор! Он сорвет себе голос... Остановите его, он сошел с ума...

Приехали на вокзал. Около вагона, прицепленного к товарному поезду большая толпа во главе с самодеятельным духовым оркестром железнодорожников встретила Шаляпина под звуки музыки. Он прошел в вагон и через несколько секунд снова вернулся на площадку. Пока поезд не отошел, он стоял, подпевая оркестру и прощаясь с псковичами...

- Я только что вернулся с концертов из Ревеля, - уже в купе вспоминал Федор Иванович, - но разве можно сравнить русскую публику с тем, что я видел несколько дней тому назад: полухолодный, чопорный прием, надменная вежливость... Это не то, что русский народ, я готов петь и петь...

Утром я проснулся, когда все еще спали. Решил проверить, цел ли мой подарок для Шаляпина. Дело в том, что еще в Пскове он сказал: «Впервые еду с концерта, не получив ни одной копейки, продукты съедены, даже ничего домой не привезешь».

Вот я думал, что же сделать приятное артисту? Поехал к рыбакам, и достал две живые щуки, примерно килограммов по пятьдесят каждая».

В 1922 году Шаляпин покинул Россию.

В 1935 году Леонид Федорович Зуров, наш земляк, секретарь

И.А. Бунина, реставрировал Никольскую церковь в Псково-Печерском монастыре. Он привез в Париж землю с границы между Эстонией и Псковской областью. Эту землю он отдал и Шаляпину.

12 апреля 1938 года Федор Иванович Шаляпин скончался в Париже.

«Под пение двух хоров гроб опускают в могилу, куда вдова и дети Шаляпина, успевшие съехаться на похороны отца, бросают пригоршни сохраненной в семье ПСКОВСКОЙ земли. За ними подходят чередой десятки никому не известных русских людей, бросающих в раскрытую могилу из маленьких мешочков священную для них русскую землю».

Гуляницкая Г. Последний год.

Использованная литература:

  • Цирпонс И.А. Актеры, роли, зрители: из театральной жизни губернского Пскова / Инга Цирпонс. – Псков, 1997. – 132 с.: 8 л . ил.

  • Федор Иванович Шаляпин: [сборник] / [сост. Е.А. Грошева]. – Т. 2. - М., 1960. – 631 с.: фот.


 
наверх