Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2017



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта






Баннеры

Псковская область. Информационно-аналитический портал

Псковская лента новостей

Официальный интернет-портал правовой информации

Официальный сайт города Пскова и Псковской городской Думы

Официальный сайт Администрации г. Пскова

Историко-культурное наследие. Официальный сайт Псковской области

Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ

Российская библиотечная ассоциация

Поиск в электронном каталоге СИГЛА

Юридические услуги. Традиционно надежно

Сводный каталог библиотек России в свободном доступе - навигатор библиотечных ресурсов




РИМСКИЙ-КОРСАКОВ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ

(1844 – 1908)
Композитор, дирижер, профессор Санкт-Петербургской консерватории

Римский-Корсаков Николай Андреевич

С 1894 по 1905 год 6 летних сезонов снимал дачу у помещицы Огаревой С.М. в местечке Вечаша Лужского уезда Петербургской губернии (сейчас это Плюсский район Псковской области). В 1907 году провел лето в усадьбе Бухаровой А.В. – Любенске, в 1,5 км от Вечаши. Осенью купил эту дачу.

Скончался в Любенске от сердечного приступа.

В Вечаше им написаны оперы: «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

В Любенске закончил оперу «Золотой петушок».

Первая опера, которую написал Римский – Корсаков – «Псковитянка». Партию Ивана Грозного пел Ф.И.Шаляпин.

В мае 1894 года Римский – Корсаков с семьей первый раз приезжал в Вечашу. Он вспоминал:

«В мае мы переехали на лето в имение Вечашу в Лужском уезде близ ст. Плюса.

Вечаша прелестное место: чудесное большое озеро Песно и огромный старинный сад с вековыми липами, вязами и т.д. Дом тяжелой и неуклюжей постройки, но вместительный и удобный. Хозяйка – старая старуха г-жа Огарева с дочерью, перезрелой девицей, живут рядом в маленьком доме и не мешают. Купание прекрасное. Ночью луна и звезды чудно отражаются в озере. Птиц множество. Имение это было отыскано мною и сразу мне приглянулось. Вблизи – деревни Запесение и Полосы; неподалеку также – усадьба Любенск, принадлежащая г-же Бухаровой. Лес поодаль, но прекрасный. Вечаша всем нам очень нравилась...

Незадолго до приезда в Вечашу я получил письмо от Н.Ф. Финдейзена, в котором он убеждал меня приняться за оперу на сюжет «Садко»... Конечно, сочинение «Ночи перед Рождеством» было у меня на первом месте; тем не менее тогда же мне пришли в голову некоторые новые музыкальные мысли и для «Садко», например мелодия арии Садко, тема былины Нежаты, кое-что для финала оперы. Помнится, местом для сочинения такого материала часто

служили для меня длинные мостки с берега до купальни в озеро. Мостки шли среди тростников; с одной стороны виднелись наклонившиеся большие ивы сада, с другой – раскидывалось озеро Песно. Все это располагало к думам о «Садко».

Из «Летописи моей музыкальной жизни»:

«Лето 1898 года в милой Вечаше протекло быстро за сочинением «Царской невесты», а вместе с ним и сочинение текло быстро и легко. В течение лета вся опера была сочинена и полтора действия было инструментировано. Между делом был написан также романс «Сон в летнюю ночь» на слова Майкова. Этот последний и написанный весною романс «Нимфа» впоследствии были посвящены чете Врубелей...

При сочинении «Царской невесты» я не воспользовался, против обыкновения, ни одной народной темой, за исключением мелодии песни «Слава», которая требовалась самим сюжетом. В сцене, когда Малюта Скуратов объявляет волю царя Ивана, избравшего себе в жены Марфу, я ввел тему Грозного из «Псковитянки», соединив ее контрапунктически с темою песни «Слава»».

«Подобно тому как в прошлое лето «Царская невеста», так в лето 1899 года весь «Салтан» был написан, а пролог, I действие и часть II-го оркестрированы... В память скончавшейся год тому назад няни Авдотьи Ларионовны я взял петую ею моим детям мелодию колыбельной песни для нянек, укачивающих маленького Гвидона.

В качестве отдохновения и развлечения в это же лето я написал «Песнь о вещем Олеге» для соло и хора, задуманную мною, впрочем, еще предыдущею зимой».

В 1904 году в Вечаше Римский-Корсаков работает над оперой «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Из его письма:

«Днем и ночью здесь пенье умильное, и на все голоса ликование».

В первых числах июня 1907 года Н.А. Римский-Корсаков переехал на лето в усадьбу Любенск.

Из письма сыну Михаилу Николаевичу от 13 июня:

«Любенском мы все восхищаемся и все время говорим о том, что и как будем делать, когда он будет наш, так как покупка его нами, в сущности, решена... Я даже чувствую некоторое беспокойство оттого, что задаток не дан. Дети и мама строят всякие хозяйственные планы, а я слушаю и восхищаюсь. Действительно, как приятно иметь нечто свое, да притом такое хорошее. Не надо будет больше думать о приискании дачи, да и никакая наемная дача не пойдет в сравнение с собственным углом».

Летом 1907 года композитор работал над оперой «Сказка о золотом петушке».

В 1908 году семья Римского-Корсакова переехала в Любенск позже обычного из-за затянувшегося ремонта дома и из-за болезни композитора.

В Любенске вновь начались приступы удушья.

Из письма Н.К. Римского-Корсакова С.Н. Кругликову от 2 июня:

«Из письма Надежды Николаевны вы знаете, что в Петербурге я, было, совсем поправился, т.е. ходил уже по всем комнатам, пил, ел, как следует порядочному человеку, и занимался, поскольку возможно; все это, конечно, с значительной долей осторожности. Переезд в деревню совершен был благополучно, и я даже не чувствовал себя усталым; но в первую же ночь со мной сделался еще раз припадок удушья, хотя и не столь сильный, как предыдущий, но после которого вновь пришлось лежать и сидеть в кресле более недели и вообще быть на положении больного и слабого. В настоящую минуту я вновь поправился, выхожу не только на балкон, но и в сад, причем хожу весьма медленно и в малом количестве. Третий припадок навел меня на печальные размышления, что, несмотря на лечение и предосторожности, от ненавистных припадков я оказываюсь далеко не застрахован. Ну, что же делать!

Начал заниматься; постараюсь подвинуть давно задуманное руководство или заметки по оркестровке...

Послезавтра Надина свадьба, запросто, по-деревенски. Время хорошее: сирень, акация, яблоки в цвету; погода только изменчива».

В ночь с 7 на 8 июня после короткой, но сильной грозы с ливнем у Николая Андреевича случился последний припадок удушья, после которого он скончался.

Из воспоминаний сына композитора, Андрея Николаевича:

«Был чудесный июньский день. Любенский сад-парк был напоен благоуханиями... Сотни яблонь, аллеи лиловой и белой сирени, кусты душистых майских пионов, ягодные кусты, акация и свежая зелень столетних дубов и берез – все это превращало влажный воздух парка в подобие густой насыщенной атмосферы оранжереи или парника. Во всех комнатах и на балконе красовались огромные букеты цветов. В своем обычном летнем головном уборе – синей кепке – Н.А. медленным шагом спустился по нескольким ступенькам в сад и такой же медленной походкой обошел все свои любимые места в саду («простился со всем» - говорили на следующий день служащие Любенска)».

Под вечер Николай Андреевич долго сидел на скамейке за воротами и смотрел на столь любимые им краски заката.

«К ночи воздух стал предвещать грозу. В комнатах чувствовалась тягостная духота. Спать было трудно, несмотря на раскрытые окна. Белая ночь томила и наполняла смутными тяжелыми предчувствиями. Около начала третьего в коридоре послышались торопливые шаги и стук в дверь. Через минуту мы с братом были напротив в комнате отца. Николай Андреевич сидел рядом с кроватью в кресле и мучительно тяжело дышал... Мы с братом сделали два вспрыскивания – морфия и камфары. Но, вопреки ожиданию, желанное облегчение не приходило. В это время за окнами раздался короткий и сильный удар грома, а вслед за ним шум начавшегося летнего ливня. Несколько минут страшного, томительного беспокойства... взор Н.А. остановился, и в сознание окружающих врезалась мысль: «Смерть»...

10 июня гроб с телом композитора был перевезен по дороге, которая теперь называется «Последний путь великого музыканта» из усадьбы Любенск мимо Вечаши к станции Плюса, а затем по железной дороге в Петербург.


Использованная литература:

  • Псковская земля. История в лицах: «Обитель дальная трудов и чистых нег». - М., 2008. – 368 с.: ил.
  • Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни / Н. Римский-Корсаков. – М., 1980. – 453 с.

«Псковитянка» - опера Н.А.Римского-Корсакова.


 
наверх