Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2019



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта









ПСКОВИТЯНКА


А.Головин. Торговая площадь в Пскове. Эскиз декорации 1-й картины II акта оперы А.Головин. Торговая площадь в Пскове. Эскиз декорации 1-й картины II акта оперы "Псковитянка", 1901 г.

Декорации к «Псковитянке»

В статье «Московская частная опера в Петербурге» В.В.Стасов писал: «В последние годы многие еще художники присоединились к прежним членам мамонтовского художественного кружка. Таковы были: Аполлинарий Васнецов и Конст. Коровин (оба пейзажисты), Малютин — пейзажист и историк, наконец (впрочем, в редких случаях) Мих.Ив.Врубель. Эта молодежь создала декорации и костюмы для всех лучших и талантливейших русских опер, поставленных на Мамонтовском театре. Их много, и чудесных, но, между самыми замечательными сочинениями декораций, я укажу на следующие, кажущиеся мне истинно превосходными: «Комната у боярина Токмакова» в «Псковитянке» Римского-Корсакова.., «Псковская улица» для «встречи Ивана Грозного» в этой же опере, — с церковью, прекрасно взятой с существующей по сейчас церкви села Дьякова эпохи этого царя, «Вид Пскова», с горящими кострами на реке — там же».

Головин А.Я. Декорация к прологу оперы

Таким образом, к опере «Псковитянка», с первых ее шагов на сцене, декорации писали талантливые художники. Так продолжалось и в дальнейшем. В 1901 году опера была поставлена в Москве и шла в декорациях Александра Яковлевича Головина. Этот замечательный художник стремился к созданию единого зрительного образа спектакля, умел подчинить оформление общему художественному замыслу. Декорации и костюмы А.Я.Головина являлись органической частью спектакля, помогающей раскрытию содержания оперного и драматического произведения. Знаток художественных стилей различных исторических эпох, А.Я.Головин давал им мастерскую творческую интерпретацию. К числу лучших театральных работ художника относятся, по всеобщему признанию, и декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Псковитянка».

Оперу давно уже не ставят в декорациях А.Я.Головина. Однако о высоком мастерстве художника, глубоком проникновении его в сокровенную сущность произведения можно судить по двум эскизам, хранящимся в Государственной Третьяковской галерее. На одном из них изображен боярский терем в Довмонтовом городе с Троицким собором в перспективе. На втором — запечатлено псковское вече. Точными, скупыми, выразительными мазками художник изобразил ветреный вечер над Великой, багровый отблеск костров на белых стенах кремлевской крепости и Троицкого собора, светлое предгрозовое небо и пестрые толпы людей в глубокой задумчивости. Наместник, выступающий с речью, простер руки к небу. Художнику удалось очень сильно передать драматизм момента.

В 1918 году Большой театр восстановил представление «Псковитянки» в переработанных декорациях А.Я.Головина. В них она шла еще более десяти лет, до того момента, когда оперой заинтересовался другой талантливый театральный художник Федор Федорович Федоровский. Еще в начале XX века, будучи студентом Строгановского художественно- промышленного училища, Федоровский любил проводить летние каникулы в пеших странствиях по северным русским городам, где изучал памятники древней архитектуры и живописи. В те годы он побывал в Пскове и Новгороде. Впечатления, вынесенные из этих своеобразных экскурсий, сослужили неоценимую службу впоследствии, когда Ф.Ф.Федоровский работал над декорациями к операм Римского-Корсакова «Псковитянка», «Царская невеста», «Садко».

Впервые созданием декораций и костюмов к «Псковитянке» Ф.Ф.Федоровский занялся в 1932 году. К тому времени в его творчестве, после долгого периода исканий, проступили принципиально новые черты, определившие весь последующий путь художника.

«Декорации к «Псковитянке» и «Царской невесте» положили начало органическому сочетанию живописно-объемной системы декораций, которая стала для Федоровского единственным средством художественного выражения.

За суровыми декорациями «Веча», где в строгом облике архитектуры псковского кремля беспокойный свет лампадок еле освещал погруженную в ночную тьму тревожную толпу людей, ожидающих прибытия войска Ивана Грозного, следовала контрастная по отношению к ней сцена, которая сверкала белым, красным, желтым и голубым цветами. В ней на фоне лазурного неба и приютившихся у белокаменных стен кремля лачуг, по красному ковру, расстеленному через подвесной мост, торжественно въезжает царь с опричниной. Тонким лиризмом отмечен пейзаж на берегу реки, около сада князя Токмакова. Красива огромная панорама спящего города, открывающаяся из шатра Грозного. Все эти картины, различные по содержанию и настроению, стали почти реальной средой, в которой действуют герои оперы. В них живописная сила художника сочетается с театральной условностью.

В 1945 году «Псковитянка» была поставлена на сцене филиала Большого театра СССР. Тремя годами позже, после небольшой переделки, эта постановка была перенесена в Большой театр, а в 1952 году возвратилась на малую сцену. Для нового спектакля Ф.Ф.Федоровский создал новые декорации. Сохранив прежние планировочный и живописный принципы оформления, художник решительным образом изменил всю колористическую гамму. В декорациях засверкали плотные сочные краски. Многие постановки Большого театра СССР еще долго шли в замечательных декорациях народного художника РСФСР Ф.Ф.Федоровского, скончавшегося в 1955 году.

Произведения Н.А.Римского-Корсакова продолжают жить, доставляя слушателям и зрителям огромное эстетическое наслаждение. Почетное место в репертуаре театров занимает и «Псковитянка». Шла она и на сцене Государственного ордена Ленина Академического Большого театра СССР в постановке заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственной премии Л.В.Баратова. Исполнением этого выдающегося произведения были заняты лучшие актерские силы. Ведущие партии пели: Ивана Грозного — лауреат Государственной премии А.П.Огнивцев, Ольги — заслуженная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии Леокадия Масленникова, Юрия Токмакова — заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии Н.Ф.Щегольков, Михаилы Тучи — народный артист СССР, лауреат Госу­ дарственной премии Н.С.Ханаев.

«Псковитянка» пользуется заслуженным успехом не только в России. Она много раз привлекала виднейших зарубежных оперных режиссеров. Побывав на одной из постановок «Псковитянки» во всемирно известном миланском театре Ла Скала, Ф.И.Шаляпин писал А.М.Горькому: «Хорошо пахнет русская песенка-то, ой как хорошо, да и цвет (если можно так сказать) у нее теплый, яркий и неувядаемый».

Осенью 1957 года «Псковитянкой» открылся сезон в Брюссельском оперном театре. В переводе на французский язык опера ставилась на бельгийской сцене впервые. В антракте в фойе театра состоялась церемония установления бюста Н. А.Римского-Корсакова.

Берегов, Н. Творец "Псковитянки" / Н.Берегов. - Псковское отделение Лениздата, 1970. - 84с.

 
наверх