Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2017



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта






Баннеры

Псковская область. Информационно-аналитический портал

Псковская лента новостей

Официальный интернет-портал правовой информации

Официальный сайт города Пскова и Псковской городской Думы

Официальный сайт Администрации г. Пскова

Историко-культурное наследие. Официальный сайт Псковской области

Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ

Российская библиотечная ассоциация

Поиск в электронном каталоге СИГЛА

Юридические услуги. Традиционно надежно

Сводный каталог библиотек России в свободном доступе - навигатор библиотечных ресурсов




ПСКОВИТЯНКА



«Псковитянка» в Мариинском театре. Видео. Фрагменты, интервью с В.Гергиевым и исполнителями ведущих партий.


«МИЛАЯ ВЕЧАША»

В русской классической музыке особое место занимает творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова. Его произведения, глубоко оригинальные и самобытные, перекликаются с национальным музыкальным и поэтическим фольклором, переплетаются с бытовавшими в народе сказаниями, легендами, поверьями.

Большой знаток музыкального искусства, академик Б.В.Асафьев, оттеняя главное в творчестве Н.А.Римского-Корсакова, писал, что он «направляет и свою фантазию, и свое мастерство в грани сказки, в обрядовые действа, в атмосферу духовного стиха и древнерусской книжной повести и сказаний-размышлений («Китеж»), в область затейливой узорчатости, орнамента и — тут же — частушечности и скоморошества («Сказка о царе Салтане»), а то овладевает спокойной мерной поступью летописного повествования (в «Псковитянке») или былинного сказа и былинной рецитации («Садко»). И так почти всегда — призма и призма, и между личным чувствованием композитора и объектом его творчества встает прекрасное средостение: а как об этом думает и как бы воплотил свою мысль об этом народ? И Римский-Корсаков не только стремится выгравировать, «выточить и выточнить» свою художественную идею с артистической добросовестностью мастеров,... он подчиняет свой темперамент и свой психический мир красоте мастерства и красоте форм народного худо­жественного гения».

Н.А.Римский-Корсаков прожил большую жизнь, наполненную напряженным трудом. Творческое наследие композитора составляют пятнадцать опер, многочисленные симфонические произведения, работы по теории музыки, мемуары. Передовой человек своего времени, Николай Андреевич активно занимался общественной деятельностью, был профессором консерватории, неизменно отстаивающим интересы прогрессивной части студенчества.

Жизнь и творчество композитора тесно связаны с былинным и песенным Псковским краем. Многие его произведения (в их числе оперы «Садко», «Ночь перед рождеством», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок») полностью или частично написаны на берегах поэтичного озера Песно, в усадьбах Вечаша и Лубенск. Заповедные эти места находятся в семи километрах от шоссе Ленинград — Киев и в тринадцати километрах от железнодорожной станции и районного центра Плюсса.

В книге воспоминаний Н.А.Римского- Корсакова «Летопись моей музыкальной жизни» встречаются многочисленные записи о летних месяцах, проведенных в Вечаше. Среди псковского приволья его неизменно посещало вдохновение, каждый день был наполнен плодотворным творческим трудом. Так случилось уже в 1894 году, когда семья композитора поселилась здесь впервые: «В мае мы переехали на лето в имение Вечашу... близ станции Плюсса. Вечаша— прелестное место: чудесное большое озеро Песно и огромный старинный сад с вековыми липами, вязами и т.д. Дом тяжелой и неуклюжей постройки, но вместительный и удобный. Хозяйка, старая старуха г-жа Огарева, с дочерью, перезрелой девицей, живут в маленьком доме и не мешают. Купанье прекрасное. Ночью луна и звезды чудно отражаются в озере. Птиц множество. Имение это было отыскано мною и сразу мне приглянулось. Вблизи — деревни Запесенье и Полосы, неподалеку также усадьба — Лубенск, принадлежащая г-же Бухаровой. Лес поодаль, но прекрасный. Вечаша всем нам очень нравилась».

В имении Вечаша Н.А.Римский-Корсаков провел и лето следующего, 1895 года, целиком посвященное напряженной работе над оперой «Садко». «Почувствовав некоторое утомление, — вспоминает композитор, — я приостанавливался на один или два дня, но не более, и затем снова, с прежней охотой, принимался за продолжение». Многие счастливые музыкальные мысли приходили в его голову на мостках, проложенных среди прибрежных камышей озера Песно к купальне.

Вечаша становится любимым местом отдыха многочисленного семейства Римских-Корсаковых. Об этом свидетельствует и запись, относящаяся к 1904 году: «На лето мы переехали в знакомую и милую Вечашу. За лето я написал незаконченную 2-ю картину III действия «Сказания» и докончил оркестровку оперы. Я занимался сверх того и корректированием «Пана-воеводы».

В 1907 году Н.А.Римский-Корсаков покупает у Бухаровой усадьбу Любенск. Здесь композитор и умер в ночь с 7 на 8 июня 1908 года. Начав свое творчество с «Псковитянки», он окончил жизненный путь на родной земле любимой героини.

Вскоре после окончания гражданской войны Советское правительство приняло меры по охране культурных ценностей, связанных с именем замечательного русского композитора. Уже в 1921 году по инициативе А.В.Луначарского в Петрограде создается специальная комиссия по охране, учету и регистрации памятников искусства и старины. В сентябре того же года члены комиссии выезжали в Любенск для передачи дома Н.А.Римского- Корсакова его детям и для сохранения его как памятника.

Наступил 1941 год. Над Псковщиной нависла черная туча фашистской оккупации. Гитлеровские вандалы не пощадили заповедных мест. Они вырубили замечательный фруктовый сад и значительную часть векового парка. Удирая под натиском советских войск зимой 1944 года, варвары XX века спалили любенскую усадьбу и дом в Вечаше.

4 марта 1967 года в Вечаше открылся музей композитора. В его экспозиции представлены многочисленные фотографии, отражающие различные моменты жизни Николая Андреевича, факсимиле и фотокопии отдельных листов партитур, иллюстрации к произведениям великого композитора и т. д.

Творческий интерес Н.А.Римского-Корсакова к героическому прошлому Псковской земли впервые проявился в 1868 году. Заинтересовавшись исторической драмой Л.А.Мея «Псковитянка», композитор приступил к созданию оперы на этот сюжет. Первый вариант, написанный в юности, не мог удовлетворить зрелого художника. На протяжении четырех десятилетий композитор настойчиво совершенствовал свое любимое произведение.

В обширном труде «Искусство XX века» В.В.Стасов выделил оперу «Псковитянка» как одно из самых великих, талантливых и могучих творений Н. А. Римского-Корсакова. По мнению замечательного критика, изображение древней Руси, ее народа, разнообразных личностей и характеров, событий, картин и сцен возносится здесь до высочайшей силы, красоты и талантливости.

«Таковы, напр., в «Псковитянке»: вече, встреча и въезд Ивана Грозного, хор трепещущего народа, чудная волшебная сказка няни, заключительный хор, антракт последнего действия, горелки... Сверх этих, лишь вкратце намеченных капитальных созданий, ярко прекрасно большинство характеристик главных действующих лиц: Ивана Грозного, его дочери, Михаила Тучи, Матуты»...

И не только В. В. Стасов, большинство музыковедов считает великими и прекрасными многие сцены и образы оперы.

Берегов, Н. Творец "Псковитянки" / Н.Берегов. - Псковское отделение Лениздата, 1970. - 84с.

Усадьба Н.А.Римского-Корсакова. Плюсский район. д.Вечаша.

 
наверх