АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН В ПСКОВЕ

"Борис Годунов"

Обложка Бориса Годунова

Посещая Псковский Кремль, Пушкин заходил в Троицкий собор. Сооруженный псковичами в XVII веке, он привлекал внимание как своими размерами, так и вдохновенным искусством древних зодчих. Внутри собор поражал стройностью и обилием света. Его украшал богатый иконостас с иконами XV - XVII веков. Хранились в нем и старинные произведения прикладного искусства, и местные реликвии, в том числе мечи князей Всеволода и Довмонта.

Гробница Николая Салоса в Троицком соборе

Осматривая находившиеся в соборе каменные надгробия, поэт мог заметить, что под одним из них покоится не князь, а псковский юродивый. По преданию, этот юродивый по имени Николай Салос, или попросту Николка, помог своим согражданам спастись от гнева Ивана Грозного. За это они причислили его к лику святых и с великими почестями похоронили в соборе. Пушкина не мог не заинтересовать своеобразный псковский святой. Поэт задумал ввести в свою трагедию юродивого - воплощение совести народной. И этот юродивый, как и его псковский собрат, носит имя Николка.

Борис Годунов и юродивый


Икона Николая Салоса в Троицком соборе

Борис Годунов
Юродивый: Николку маленькие дети обижают… Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича.
Царь: Оставьте его. Молись за меня, бедный Николка.
Юродивый: Нет, нет! Нельзя молиться за царя Ирода – Богородица не велит.

А в Псковской летописи:
Николка: «Иванушко, Иванушко, отведай хлеба-соли, а не христианской крови!»
Иван Грозный: «Я не ем мясо в пост»
Николка:«Ты пьешь кровь человеческую»

У стен Кремля, возле Приказных палат, до самых берегов Псковы и Великой на просторной базарной площади шумела и волновалась пестрая многоликая толпа. Мужики, служивые, монахи, нищие, юродивые... Богатейший источник изучения народной жизни, меткой народной речи.
"Во время пребывания своего в псковском уединении, - писал Н.А.Добролюбов, -Пушкин особенно обратился к изучению русской народности. Он неоднократно посещал в это время Псков... рассматривал памятники его исторической древности... и тем приготовлял уже себя к тому делу, которое потом ему должно было выполнить в отношении к поэтическому и историческому изображению судеб России".

Снетогорский монастырь

Снетогорский монастырь

Осенью 1825 года Пушкин посетил Снетогорский монастырь, расположенный в трех верстах от Пскова на высоком берегу Великой. Один из древнейших на Псковщине, Снетогорский монастырь хранил память о многих исторических событиях, особенно о том "смутном времени", которое так интересовало Пушкина. Когда в 1581 году Псков осадил польский король Стефан Баторий, среди оборонявших город не последнюю роль играли снетогорские монахи.
В монастырь вели "святые ворота" со сторожкой. Особое внимание обращали на себя трапезные палаты начала XVI века и Рождественский собор, построенный в 1310 году. Собор сильно пострадал при осаде Пскова в 1581 году, но в самом конце XVI века был восстановлен. Стены его украшают фрески, выполненные еще при основании храма. Это прекрасные образцы псковской стенной живописи, представляющие живых людей своего времени. Некоторое время в Снетогорском монастыре хранился вечевой колокол вольного Пскова.
Снетогорский монастырь был резиденцией архиепископа псковского Евгения Казанцева. Человек образованный, не чуждый литературных занятий, он был знаком с сочинениями Пушкина и, вероятно, с вышедшей незадолго перед тем первой главой "Евгения Онегина". Он встретил поэта радушно. Беседа их касалась, конечно, истории Пскова, истории "смутного времени". Ради этой беседы, надеясь узнать нечто для себя важное, и посетил Пушкин архиепископа Евгения незадолго до окончания своей работы над трагедией "Борис Годунов". Быть может, он надеялся найти у него записи преданий, летописи и иные документы русской старины, которые еще хранили псковские монастыри.

Снетогорский монастырь в XIX веке с высокой колокольней

С XVI века в монастыре существовала церковь Вознесения "под колоколы" с глубоким подвалом, двойными цилиндрическими стенами храма и восьмигранной каменной колокольней. Ее крест возносился над уровнем реки Великой на 90 метров. Колокольня была снесена в 1933 году. Однако во времена Пушкина она еще существовала, и всезнающие псковские экскурсоводы рассказывают туристам, что Александр Сергеевич на нее поднимался и любовался Псковом и окрестностями.

 
наверх