Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2016



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта






Баннеры

Псковская область. Информационно-аналитический портал

Псковская лента новостей

Официальный интернет-портал правовой информации

Официальный сайт города Пскова и Псковской городской Думы

Официальный сайт Администрации г. Пскова

Историко-культурное наследие. Официальный сайт Псковской области

Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ

Российская библиотечная ассоциация

Поиск в электронном каталоге СИГЛА

Юридические услуги. Традиционно надежно

Сводный каталог библиотек России в свободном доступе - навигатор библиотечных ресурсов




Некрасов Николай Алексеевич

(1821 - 1877)

Некрасов Н.А.

Псковский край вошел в духовную биографию Некрасова как культурное пространство, которое нуждается в особенном изучении.
Молодой Некрасов, недавно прибывший в Петербург из Ярославской губернии, делает Псков мерой содержательности жизни своего современника, который легко передвигается между столицей и провинцией. Сюжет одного из самых популярных его сатирических повествований в стихах - "Провинциальный подьячий в Петербурге" (1840) - "очень забавных" и "всем известных", по отзыву В.Г.Белинского, основан на впечатлениях средней руки чиновника, который двадцать лет не был в "Северной Пальмире" и теперь обозревает ее "свежим" взглядом. Псков выступает символом глухой, замкнутой провинции, а комическая соль произведения заключается в том, что именно глазами псковского подьячего увидена блестящая и равнодушная столица, со всеми чудесами цивилизации, явившимися русскому человеку середины XIX века. К изъявлениям простодушно-восторженного изумления подьячего примешивается лукавая авторская ирония:

Таких вещей чудеснейших
И в Пскове нет у нас!

Видит ли псковский подьячий знаменитую картину К.П.Брюллова "Последний день Помпеи", выставленную для обозрения в Академии художеств, у него возникают типично псковские ассоциации, что рождает комический эффект:

Там деньги, ради прибыли,
Сбирает с мостовой
Согнувшись в три погибели,
Кащей такой седой.
На псковского подьячего
Похож ни дать ни взять,
Теперь с того не для чего
Портрета рисовать.
.........................
Живу в Грязной покудова
Не плачу ни о чем:
А в Псков меня отсюдова
Не сманят калачом.

Создается комический тип-маска, уместный в стихотворных фельетонах, в атмосфере водевиля, в пародийно-критических заметках - лицо, обладающее характерными чертами и четким мировоззрением, в прошлом которого есть Псков как место обитания, теперь презрительно отвергнутое.
У подьячего есть имя - "Феоклист Онуфрич Боб", оно становится одним из литературных псевдонимов Некрасова-сатирика. Постепенно герой наделяется биографией: в Пскове живет его крестница Елашенька, на которую похожа столичная актриса. "Дома ждет жена", о ней подьячий говорит с известной опаской:

Ну, как бы я не всплакался:
Задорлива она!..

В 1841 году написан водевиль "Феоклист Онуфрич Боб, или Муж не в своей тарелке", где предпринята очередная попытка "оживления" героя. "Уроженец Пскова", титулярный советник Боб из водевиля, так же не устает восхищаться Петербургом, как и герой сатирического стихотворного повествования: "Изрядный городок... я еще такого в России не видывал... В нашей Северной Пальмире сосредоточен элемент всякого великолепия... множество редкостей видел: Невский проспект... Летний сад, памятники, то есть саркофаги различные... огромных сфинок... Булгарина видел".
Боб легко переходит из стихотворного фельетона в водевиль, оттуда - в авторецензию Некрасова, напечатанную в "Летописях русского театра" журнала "Пантеон" (1841). Достигается ощущение полной реализации личности, проживающей разностороннюю, хотя и содержательно убогую жизнь: "Мирно жил я в Пскове, изредка посвящая музам часы досуга, Вдруг меня взяли и вывели на потеху публики. Поверите ли, вывернули наизнанку мои семейные обстоятельства...".
Примечательно, что в библиотеке Некрасова в коллекции видов были не дошедшие до нас литографии Пскова: переиздание "Галереи видов города Пскова и его окрестностей, снятых с натуры. Часть 1, издаваемая Псковским губернским землемером Ивановым. 1837. Псковская литография. С дозволения цензурного комитета. В типографии Праца". Была в его библиотеке и другая книга, связанная с Псковским краем: Мацкевич Д.И. Путевые заметки. Снетогорский монастырь и сельцо Михайловское. Спб. В типографии Н.Греча. 1848.


 
наверх