Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2017



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта






Баннеры

Псковская область. Информационно-аналитический портал

Псковская лента новостей

Официальный интернет-портал правовой информации

Официальный сайт города Пскова и Псковской городской Думы

Официальный сайт Администрации г. Пскова

Историко-культурное наследие. Официальный сайт Псковской области

Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ

Российская библиотечная ассоциация

Поиск в электронном каталоге СИГЛА

Юридические услуги. Традиционно надежно

Сводный каталог библиотек России в свободном доступе - навигатор библиотечных ресурсов




КУРАНОВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

(5 февраля 1931- 11 июня 2001)
Писатель

Куранов Юрий Николаевич

Юрий Николаевич Куранов родился в Ленинграде в семье художников.

Отец, закончив Академию художеств, работал в Эрмитаже заведующим реставрационными мастерскими, мать (ученица Филонова) - в Русском музее. Квартира родителей находилась в Русском музее. Очевидно, от них Юра и унаследовал художественные способности, хотя мысли стать художником у него не было. Он хотел стать писателем.
Когда Юрию было 6 лет, отца, обвинив в троцкизме, сослали на Соловки, затем направили работать на Норильский металлургический комбинат. А всех родных со стороны отца отправили на поселение в Омскую область. Юрий отправился с дедом и бабкой в ссылку. Через некоторое время он уезжает в Норильск, где отец уже был на свободном поселении. Во время войны работал в колхозе, на лесозаготовках. В Норильске Юрий окончил среднюю школу, а затем в Москве поступил на искусствоведческий факультет МГУ. Через три года перешел во ВГИК на сценарный факультет и начал писать свои первые произведения.

Первыми учителями были Э.Казакевич и В.Каверин. В 1959 году рассказы Ю.Н.куранова напечатаны в журнале "Новый мир". Первая книга рассказов и миниатюр «Лето на Севере», ранее появившаяся на страницах журнала «Новый мир», обратила на себя внимание К.Паустовского и А.Твардовского, которые приняли горячее участие в судьбе молодого автора. С этого времени началось его признание, как самобытного литератора.

С 1962 г. - член Союза писателей СССР.

Долгое время жил в с.Пыщуг Костромской области.

В конце 60-х годов Юрий Куранов переезжает в Псков. Прозе автора свойственна лиричность, точный, образный язык. Его по праву можно назвать одним из лучших писателей-пейзажистов во всей русской литературе и поставить в один ряд с С.Аксаковым, М.Пришвиным, К.Паустовским.

В Пскове Ю.Куранов, кроме коротких рассказов и новелл, начинает писать романы и повести, действия которых разворачиваются, как правило, в любимых писателем местах — в Пушкиногорье, Изборске, Пскове и селе Глубоком Опочецкого района. Все эти произведения вошли в золотой фонд литературы о Псковском крае.

Мемориальный знак на доме номер 9 по улице Карла Маркса (Светлогорск), где жил и работал Юрий Николаевич Куранов

Основные произведения: «Лето на Севере», «Белки на дороге», «Колыбельные реки», «Глубокое на Глубоком» и др.

Всего же было издано 26 книг. Последняя книга "Дело генерала Раевского" вышла в 1997 году.

В период с 1973 по 1975 год начал рисовать. Удивителная природа Псковщины стала его вдохновителем. За 2 года Юрий Николаевич создал около 90 работ в своей оригинальной технике. При жизни его акварели не выставлялись.

В последние годы свои духовные стихи Ю.Н.Куранов печатал под псевдонимом Георгий Гурей.

Скончался 11 июня 2001 г. в Светлогорске.

На доме, где жил Юрий Николаевич Куранов в Светлогорске, 5 февраля 2005г. установлена памятная доска.

Работа Ю.Н.Куранова

Ю.Н.Куранов. Фрагмент живописной работы

Юрий Николаевич Куранов по своей биографии и писательскому складу принадлежит к той литературной генерации, которая целиком сформировалась в 50-е годы. Он много путешествовал по Кавказу, Крыму, Украине, был в Заполярье, на Саянах, в Туве и Казахстане. Куранов рассказывает о том, как в «темной тишине лесов замирают и чему-то прислушиваются не уснувшие на ночь цветы», он описывает те места России, где бытовой склад жизни еще сохраняет в своей повседневности исконно национальные привычки и навыки.

Писателю известен как автор повестей и крохотных рассказов, по форме и по содержанию напоминающих стихотворения в прозе.

Изобразительные средства Куранова внешне скромны. Он умело использует исторические реминисценции, возникающие у него главным образом из пейзажа. Это придает лирической пейзажной живописи неожиданную объемность и глубину. В свои лирические миниатюры он нередко вводит конкретные и деловые, граждански страстные рассуждения о трудных и нерешенных проблемах деревни.

Ю.Н.Куранов - мастер законченного точного рисунка, емкой детали. Благодаря точным сравнениям, за которыми нередко прячется не только разгадка маленькой тайны природы, но и тайны человеческого характера, в таких миниатюрах подчас олицетворяются явления действительности, означающие нечто большее, нежели июльский ливень или майская гроза. Возведение частного факта в символ способствует превращению пейзажных зарисовок в психологические, что позволяет читателю сквозь незатейливую ткань короткого повествования разглядеть глубинные течения жизни.

В лучших новеллах лирический герой Ю.Н.Куранова - творец и хозяин. Он знает цену будничного труда, в результатах которого видит залог грядущего. Например, в рассказе «Ветер в еловых стенах» писатель с большим знанием дела, чем плотник-профессионал, сообщает о свойствах «темного» дерева. Попутно он объясняет случаи делового применения ели, а заодно и планировку домов, построенных из еловых бревен, рассказывает, как ель отзывается на различные звуки. Подано это поэтично, с доверительной задушевностью. Читатель представляет и далекое прошлое народа, когда он в глубоких лесах рубил еловые дома, и характер русского человека, которого и трудно разозлить, но неожиданно легко обидеть каким-нибудь случайным взглядом или словом.

В «Колыбельных руках», в повестях из цикла «Звучность леса» писатель бережно и сочувственно касался сокровенной жизни человеческой души. Ю.Н.Куранов верит, что пространство родной земли, полет облаков, падение снега, гул ветра способны многое и непредвиденное внушить человеку, очаровать его и опечалить, вырвать из суеты.

В повести «Облачный ветер» ощутимо влияние А.Платонова. Оно благотворно сказалось не только на стиле, но и на самих принципах изображения народной жизни.

Изданная в 1977 году книга Ю.Куранова «Среди ключей» посвящена Псковщине. С присущими ему лиризмом и своеобразной изобразительностью автор пишет о жизни древнего края, соединяя настоящее с прошлым. В предисловии к книге он заметил: «Писать о землях древних, о землях, с которыми связаны кровью и делом, бедами и надеждами своими судьбы народов или целых государств, - дело не только увлекательное, но и поучительное. На таких землях старина украшена величием, а молодость - неповторимостью. Такова Псковщина со своим славным и гордым городом на реке Великой... Ключи нашего сердца, чистые струи нашего

прошлого и нашей будущей жизни не только там, где нам на них укажут, но повсюду, где мы сами увидим их, услышим, и где припадем к ним благодарными и верными устами».

Своеобразие взгляда Ю.Н.Куранова на жизнь и душу города, о котором он пишет, заключено в его умении чувствовать и воссоздавать историю. И это не только «25 лет назад прошедшая по этим краям Великая Отечественная война», солдатам которой в книге Куранова посвящены, может быть, лучшие страницы. Ассоциативное видение писателя словно лучом пронзает века, высвечивая предания и легенды о древнем Пскове, озвучивая фрагменты летописи.

Эпиграфом к очерку «Город и рассвет» служит цитата из книги И.Д.Вундерера, побывавшего в Пскове в 1592 году: «Псков по величине, как полагают некоторые, равен Риму, почти также могуществен и населен». Проецируя это высказывание на современную жизнь города, Куранов создает своеобразную структуру повествования, в которой он использует смещение временных пластов. «Придешь в город среди начала зимы и под высокой снежной тишиной остановишься, замрешь... Стоишь оглушенный гулом десяти веков неспокойного дыхания этого города. Поется оттуда, когда впервые кривичи поставили деревянное поселение над скалой, вокруг которой плескалась спокойная красавица Великая и город когда еще только получил имя свое Плесков. Поется оттуда, когда трансильванский князь, избранный королем, вышел к стенам Пскова и замер со всей своей армией, пораженный величием и блеском богатого города. С каменными объемистыми башнями под высокими тесовыми шатрами, с лебедиными стаями звонниц, с куполами поливной черепицы, луженого железа, с теремами и звоном колоколов.

Любуемся Псковом. Господи,

какой большой город! Точно

Париж! Помоги нам, Боже,

с ним справиться... Город

чрезвычайно большой,

какого нет во всей Польше.

24 августа 1581 г.

Ксендз Пиотровский,

секретарь Стефана Батория.

... Не солжешь, если скажешь, что для всей земли Русской псковичи были знаменем честности и смелости неистовой. Псковский полк сражался на поле Куликовом в труднейший для Родины час. В тяжкое, смутное для Руси время подошел под стены шведский король Густав-Адольф, искусный полководец, взявший уже Новгород, Тихвин, Порхов, Старую Руссу, Гдов... Два страшных штурма выдержали стены. И шведы отступили.

... они в защите своих

городов не думают о жизни...

хладнокровно становятся на

место убитых или взорванных

действием подкопа, загромождая

проломы грудью; умирают от голода,

но не сдаются,

сами жены мужествуют с ними, или

гася огонь, или с высоты стен

опуская бревна и камни на неприятеля.

Стефан Баторий.

...Придешь в город ранней осенью. Когда уже осыпались клены вдоль Октябрьского проспекта, когда в садах алеют яблоки, когда стоит ясная пора и неглубокая Пскова ребрится по камням под стенами Крома...

Подходишь к Солодяжне. Могучие ступени крыльца, приземистые каменные столбы. А в окнах сушатся нарезанные пластинами яблоки, нанизанные на нитку и суховато- ароматные. На подоконнике девочка...»

Из частных примет, окружающих реалий Ю.Н.Куранов выстраивает ассоциативные ряды, ведущие в глубь веков: «Это солдатом пахнет осень. И серебро ковша так и студит губы. Губы. Серебро. Это серебряный ветер стелится с Великой». Великая, люди вдоль стен Довмонтова города создают следующий ассоциативный ряд: «Я пошел бы к Довмонту, я хотел бы заглянуть ему в очи...». Этот прием подготавливает исторический экскурс.

Псковская земля питала творчество Ю.Н.Куранова, и это проявилось в изображении «души» полюбившегося края. История, архитектура Пушкиногорья становятся объектом внимания и любви писателя. Но самые проникновенные и поэтические слова сказаны им о людях, которые родились на Псковщине, чьим трудом стоит она: «Я буду тебя приветствовать и тебе завидовать, потому что ты родился здесь», - написал Ю.Н.Куранов о псковиче. Очерк «Когда ты станешь ветром» посвящен семье Масленниковых, учительствовавших на Псковщине. В необычной форме выражает свою любовь к этим людям писатель: «Сегодня я хочу тебе сказать, что ты должен сделать, когда станешь ветром. Когда ты станешь ветром, то почувствуешь, какое легкое у тебя дыхание, какие просторные крылья несут тебя по свету...

Ты должен подняться до рассвета, пролететь над холмистой озерной равниной, над ее лесами и деревнями, и там, где лежит глубокое озеро между взгористых берегов под соснами и елями, тебе надо снизиться...

Не нужно лететь в глубину парка, где раскинулись величественные лиственницы, нужно свернуть южнее, снизиться над каменной трехэтажной школой, подкрасться к деревянному дому на окраине поселка...

Здесь под окнами цветут розы, красные и белые розы с их юным и ароматным дыханием. Вот это дыхание надо подхватить и унести в раскрытые окна вместе с утренней чистотой и прохладой. Там, за раскрытым окном, в тишине деревянного дома, спит старая женщина с добрым и красивым лицом... Пока она спит, ты должен дышать ей в лицо этими розами, их таинственной глубиной лепестков.

Пусть ей не вспоминается, не видится во сне то горькое, что выпало за восемь десяткой лет ее жизни...».

Ю.Н.Куранов повествует о трудовой жизни Масленниковых в годы разрухи, о немецком концлагере под Локней, куда попала учительница Татьяна Александровна, о единственном выжившем ее сыне Володе, который в атаке под Ригой нарвался на мину: «Чуть пришел в себя - весь в крови. Левая нога вроде есть, и вроде ее нет... висит на коже. Развязал походный мешок, достал нож и несколькими ударами отрезал ногу. Как все это случилось, до сих пор не помнит. Только потрясенные бойцы рассказали ему, что все это он сделал сам...»

Выжил Володя, закончил институт в Ленинграде, учил детей в селе Глубоком, построил школу в три этажа, преподавал литературу, историю, физику и более всего - высокую нравственность человека. И в дождь, и в снег шел читать лекции для односельчан, возглавлял движение «Никто не забыт, ничто не забыто». И зовет писатель ветер: «Спустись у того небольшого дома с яблоневым садом, с кустами красной смородины и опусти на деревянное крыльцо этого дома ворох осенних листьев».

Ю.Н.Куранов в очерке «Обещание» писал о своем желании «петь Псковскую землю». И сегодня мы можем сказать, что значительная часть его лучших произведений создавалась именно в период жизни на Псковщине, которая стала его второй родиной.

Михайлова М.Р.

Юрий Николаевич Куранов / М.Р.Михайлова // Псковский край в литературе. - Псков,2003. - С. 643-649


 
наверх