Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2016



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта






Баннеры

Псковская область. Информационно-аналитический портал

Псковская лента новостей

Официальный интернет-портал правовой информации

Официальный сайт города Пскова и Псковской городской Думы

Официальный сайт Администрации г. Пскова

Историко-культурное наследие. Официальный сайт Псковской области

Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ

Российская библиотечная ассоциация

Поиск в электронном каталоге СИГЛА

Юридические услуги. Традиционно надежно

Сводный каталог библиотек России в свободном доступе - навигатор библиотечных ресурсов




Гейченко Семен Степанович

(1903-1993)

Гейченко Семен Степанович

С.С.Гейченко, член Союза писателей СССР, родился в Старом Петергофе. По окончании литературно- художественного отделения университета работал хранителем Петергофских дворцов-музеев и парков, научным сотрудником Русского музея, музея Пушкинского дома Академии наук СССР. Воевал на фронтах войны 1941 -1945 гг., был тяжело ранен. С 1945 года - директор музея - заповедника А.С.Пушкина на Псковщине.

С.С.Гейченко были присвоены звания заслуженного работника культуры РСФСР и Героя Социалистического Труда; он был награжден высшими наградами страны - орденами Ленина, Октябрьской революции, Великой Отечественной войны, Дружбы народов.

Широко известны издания Семена Степановича Гейченко «Большой дворец в Петергофе», «Последние Романовы в Петергофе», «А.С.Пушкин в Михайловском», «Приют, сияньем муз одетый», «Пушкиногорье», «В стране, где Сороть голубая» и др. Все они посвящены, в основном, музейному делу. Но Гейченко был и великолепным беллетристом, о чем свидетельствует много раз переизданная книга его новелл «У Лукоморья».

Чем же интересна эта книга, что отличает художественные сочинения Гейченко от других работ подобного рода. Само название сборника уже говорит о том, что сюжеты его так или иначе будут связаны с Пушкинской заповедной землей, с ее историей и именем поэта.

Знаменателен подзаголовок книги - «Рассказывает хранитель Пушкинского заповедника». Хранитель - человек, сберегающий нечто важное, дорогое. Автор словно постоянно обходит духовные владения Поэта; но обходит не посторонне, а как хозяин, совладелец и места, и той духовной энергии, что разлита вокруг Михайловского и Тригорского, по берегам запечатленных Поэтом в его литературном наследии озера Кучане и легкоструйной речки Сороти, среди лесов и холмов. Близкое, хозяйское «присутствие» автора ощущается во многих очерках книги, выросшей к последнему изданию чуть ли не до пятисот страниц. Это укрупнение издания само по себе говорит о неисчерпаемости темы «А.С.Пушкин».

В рассказах С.С.Гейченко повествуется о многих сторонах жизни поэта в Михайловском, о его родных и друзьях, о дворовых людях имения, о народной памяти о Пушкине, о военном лихолетье, пережитом заповедником, о его природе - лесах, парках, растительном и животном мире.

Манера повествования у Гейченко своеобразна и вместе с тем естественна: перевоплощение автора из стороннего наблюдателя в действующее лицо порой просто не замечается, и читатель, безусловно, верит писателю, вдруг заговорившему языком Пушкина, когда тот выговаривает брату Льву в Михайловском: «Я прошу тебя запомнить раз и навсегда. Преображение мое свершилось, и я воскрес душой. Между мною и всеми вами теперь легла великая пропасть...» («Жизненок»). Читатель верит и «проникновению» автора новелл в мысли поэта: «Он долго привыкал к Михайловскому дому. Беседовал сам с собой: а зачем ему, в сущности, все эти хоромы?.. Еще в лицее он понял великое таинство уединения, «жития в пещере». Все другие годы, где бы он ни был, он провел в «скромной келье», в одной комнате, - в Петербурге ли, Кишиневе, Одессе, гостинице или трактире.» («Пушкин устраивает свой кабинет»).

Много в книге С.Гейченко героев - простых людей Михайловского и его окрестностей - и Пушкинской поры, и нашего времени. Сюжеты рассказов хранителя Пушкиногорья порой неожиданны, любопытны для всякого, кто прикоснулся душой к гению Пушкина. В деревушке близ Воронича «несколько веков... жили одни Егоровы. Все они были в родстве друг с другом... Живут Егоровы и сейчас, но теперь у всех у них фамилии разные, притом все пушкинские... В юбилейном 1937 году выдавали жителям деревни паспорта. Паспортисты... стали в тупик - одни Егоровы!.. Паспортисты посоветовались с колхозниками и предложили им взять каждому новую фамилию. Какую кто хочет. Все стали просить дать фамилию Пушкин. Кое-кому посчастливилось. Но всем Пушкина не дали. Тогда Егоровы стали брать себе фамилии друзей, лицейских братьев, товарищей Пушкина, имена которых в тот год были у всех на сердце и на уме. Так появились Пущины, Назимовы, Рылеевы» («У Лукоморья»). Одна из старух взяла «хоть и не совсем пушкинскую, но весьма выразительную и благозвучную - Дуэльская».

Хранитель заповедника помогает читателю познать пушкинские места не только снаружи, как музейную реликвию но и проникнуться духом к этой, священной для каждого русского человека земли. Бытовые сцены прошлого воссозданного подкрепленным фактами воображением писателя, чередуются с историческими картинами тяжелых лет войны, стихийных бедствий и восстановления мемориала.

Много места в книге уделено природе Михайловского и его окрестностей. В очерке «Цветы Михайловского» читаем о растительном море полей и о Поэте, который «всегда любил цветы. В Михайловском полюбил их особенно». Всем сердцем он «стремился к жизни полевой, в деревню, к бедным поселянам, к своим цветам».

«Цветочное царство Михайловского, - пишет С.С.Гейченко, - поистине сказочно. Чего-чего тут только нет! Есть цветы, которые пришли сюда неведомыми путями еще сотни тысяч лет назад - из сибирской тайги, с альпийских лугов; есть цветы с востока, с южнорусских степей... Местное народное поверье угадывало в цветах разные символы... Считалось, например, что изображение цветов шиповника и гвоздики означает пылкую любовь, желтой розы - любовь без измены навеки, лилии - чистоту верного сердца, подснежника - утешение в печали, фиалки - скромность, тюльпана - объяснение в любви... В Пушкинское время барометр был редкостью. Ему была исстари замена - цветок под названием ванька мокрый - сорт бальзамина. Ежели ожидается хорошая погода - вёдро, сочный стебель ваньки сух, а ежели непогода - с ваньки каплет вода... Как память о своем отце, дети А.С.Пушкина, приехавшие в Михайловское в 1841 году, составили и увезли с собой гербарий здешних цветов и трав».

Прекрасен очерк хранителя Пушкинского заповедника «Птицы Михайловского», в котором мы как бы слышим голоса всего пернатого царства этих мест и - словно вторящий им голос великого поэта. Многие поколения птиц живут в наследственном месте, в том числе и перелетные, улетающие на зиму в теплые края, и - как говорит С.С.Гейченко - «Живя в Михайловском анахоретом, Пушкин не мог не видеть и не слышать того, что видим и слышим мы, обретающиеся здесь сегодня. А мы видим и слышим, как живут, поют, наблюдают за нами горлица, дрозд, скворец, зорянка, ласточка, славка...» В гармонии соперник мой Был шум лесов, иль вихорь буйный, Иль иволги напев живой...-

писал Пушкин под впечатлением о пребывании в своей родной вотчине.

Внимательный наблюдатель, хорошо изучивший своих, соседей по Михайловскому, С.С.Гейченко говорит нам: «Птичий хор - одно из величайших наслаждений, какие доставляет природа человеку весной и летом. Скворец, зорянка, дрозд, горихвостка - запевалы этого хора. За ними начинают заливаться зяблики, славки, синицы, мухоловки, пеночки- теньковки. К восходу солнца весь птичий хор в сборе. Особенно умилительна пеночка. Она обычно поет, неустанно порхая и прыгая с сука на сук, с дерева на дерево. Она первая прилетает сюда с юга, первая пробуждает дремлющий лес. Она мастер тонкой трели и очень высоких нот. А есть птичка, которая выпевает свои громкие переливчатые трели в Михайловском и зимой, когда сидит в снегу, почти зарываясь в нем, или на заснеженной ветви ели. Это птичка-малютка, у нее хвостик, как вымпел, всегда поднят к небу. Эта чудо-птичка - крапивник.

Есть птицы, которые поют в Михайловском и по ночам. Кроме соловья, это камышовка, козодой, сова...»

Бологов А.А. Два воина. Семен Степанович Гейченко, Евгений Александрович Маймин /А.А.Бологов // Псковский край в литературе. - Псков,2003. - С.602 - 610.


 
наверх