Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2018



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта









ЖИТИЯ

"Житие княгини Ольги"

Икона княгини Ольги

Пространное, очень сложное по композиции и стилю "Житие княгини Ольги" читается в "Степенной книге" (60-е г. XVI в.), которая представляет собою свод жизнеописаний наиболее известных деятелей русской истории, "Житие княгини Ольги" открывает в "Степенной книге" пышную портретную галерею русских исторических деятелей. Автор "Жития княгини Ольги" (имя его неизвестно, некоторые ученые считают, что оно написано псковским агиографом Василием-Варлаамом, другие - Сильвестром, известным писателем, составителем "Домостроя", учителем Ивана Грозного, есть и другие точки зрения) использовал множество источников, среди них были псковская редакция "Жития княгини Ольги" и псковские устные рассказы о княгине Ольге.
Житийные тексты в "Степенной книге", и "Житие княгини Ольги" особенно, отличались исключительной торжественностью и монументальностью, что объясняется официальным, государственным характером памятника. Задачи "Степенной книги" состояли в том, чтобы прославить и возвеличить "в благочестии просиявших скипетродержателей", представить русскую историю как пышный парад московских государей и их предков, деяния которых составляют "золотую лестницу", уходящую в небо. "Житие княгини Ольги" открывало этот торжественный парад.
В списке XVI в. есть "Житие княгини Ольги", авором которого, по мнению большинства исследователей, был пскович, в научной литературе оно традиционно называется псковской редакцией "Жития княгини Ольги". Трудно сказать, когда была составлена псковская редакция, ясно только, что она была известна уже в XVI в., поскольку стала одним из источников "Жития княгини Ольги" в "Степенной книге". Псковская редакция не получила широкого распространения, ее текст дошел до нас всего лишь в одном списке. "Житие" написано очень просто, оно содержит краткий перечень основных фактов из жизни княгини, известных из летописей и ранних житий.

Памятник Ольге в Пскове. Автор З.Церетели

То, что Ольга была родом из Пскова, известно было еще из "Повести временных лет", в статье 903 г. "Повести временных лет" сообщается, что Игорю привели жену родом из Пскова. В псковском "Житии" впервые уточняется, где именно родилась Ольга: "Святая великая княгиня Ольга родилась в Псковской земле, в селе, называемом Выбуты", а далее автор сообщает, что она была "варяжского рода", не из князей, не из вельмож, но из простых людей. Впервые в псковском "Житии княгини Ольги" появляется и легенда о кресте княгини: уже будучи княгиней, Ольга пришла на место слияния рек Псковы и Великой, "и полюбилось ей это место, и увидела она на том месте три луча божественного света, и поставила крест на место то (автор добавляет, что крест этот и доныне стоит), и сказала боярам, что на этом месте будет церковь Святой Троицы, и город будет велик и славен". Впоследствии княгиня, как пишется в "Житии", дала много золота "на Плескову реку" на строительство церкви святой Троицы. Завершается "Житие", как и положено, сообщением о преставлении Ольги и описанием перенесения ее мощей и чудес от ее гробницы.

Можно предположить, что основная цель автора псковского "Жития княгини Ольги" и состояла в том, чтобы сообщить подробности псковского происхождения княгини и ее особого покровительства Пскову. Псков в псковской редакции предстает как один из первых христианских русских городов, ибо церковь Святой Троицы появилась в нем ранее церквей в других городах.
В наши дни многие места Пскова связаны с именем прославленной княгини. В городе два памятника Ольге, Ольгинская часовня на берегу Великой, рядом с которой находится символическое изображение Ольгинского креста. Копия самого креста находится в Троицком соборе вместе с иконой Святой Равноапостольной княгини.

Ольгинская часовня в Пскове

Ольгинский крест у часовни


"Житие князя Всеволода-Гавриила"

Икона князя Всеволода-Гавриила

Монаха Псково-Печерского монастыря Григория считают автором редакции "Жития князя Всеволода-Гавриила". Всеволод, в крещении Гавриил, был сыном новгородского князя Мстислава, внуком Владимира Мономаха. Почти вся жизнь Всеволода Мстиславича прошла в Новгороде, здесь он провел детство, учился у отца мудрому правлению, совершил первые походы. После того, как его отец стал великим киевским князем, Всеволод княжил в Новгороде около двадцати лет, он многое сделал для Новгорода, с его именем связано строительство нескольких церквей. Но отношения Всеволода с новгородцами складывались не всегда гладко. После неудачного похода на Суздаль и Ростов в 1135 г. новгородцы изгоняют князя, Всеволод уходит из Новгорода.
Псковичи, напротив, решают пригласить Всеволода к себе на княжение. В 1136 г. Всеволод был торжественно встречен псковичами и оставался в Пскове до своей кончины - 11 февраля 1137 г. Только год княжил Всеволод в Пскове, но оставил благую память о себе, а в городе - заложенный им каменный храм во имя Святой Троицы. Всеволод был первым псковским князем, принятым вопреки воле Новгорода, и первым псковским святым. В 1192 г. были обретены и перенесены в Троицкий храм (Всеволод был погребен в церкви Дмитрия Солунского) мощи князя, здесь они покоятся и доныне. С этого времени начинается почитание Всеволода-гавриила как псковского святого, общерусское празднование ему было установлено на соборе 1547 г.
Первой полное "Житие Всеволода-гавриила" было написано в середине XVI в. Василием-Варлаамом, им же написано и "Слово на обретение мощей", оба произведения получили официальное признание, вошли в состав Великих Четьих Миней, сохранились в большом количестве списков. "Житие Весволода-гавриила" в редакции Василия отличается отвлеченностью, оно составлено на основе традиционных мотивов по правилам житийного этикета. Василий не предпринимал особых исторических разысканий и не затруднял себя анализом сложных взаимоотношений между князьями, между князем и Новгородом. Григорий пытается восполнить информационную скудость "Жития Всеволода-Гавриила" в редакции Василия, погружается в новгородские летописи.
Убедившись в том, что сведений о Всеволоде не очень много, Григорий извлекает из летописей все, что имеет хотя бы отдаленное отношение к князю, насыщает повествование новыми биографическими и историческими фактами, дает иную трактовку событий.
Биография Всеволода Григорий начинает издалека, перечисляя всех предков Всеволода, начиная с княгини Ольги, Игоря, Святослава Храброго, Владимира, крестителя Руси, Ярослава Мудрого, более обстоятельно повествуя о деде Владимире Мономахе и отце мстиславе, подробно излагая легенду о дарах Мономаха. На первый взгляд, это кажется лишним. Но следует вспомнить, что "Житие" Григорий писал в конце XVI-начале XVII в., когда вопросы родословия и престолонаследия переживались необычайно остро. И тот факт, что Всеволод - внук знаменитого Владимира Мономаха, которому были переданы царские регалии ("дары Мономаха") от византийского императора, сын справедливого и храброго Мстислава, унаследовавшего киевский престол от своего отца, был для Григория чрезвычайно важен. Происхождение Всеволода многое объсняло в его поведении и образе его правления. По мнению Григория, Всеволод - достойный продолжатель заветов своих предков - Владимира Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха. Другая причина углубления в историческое прошлое состоит в стремлении показать, что псковский святой - один из первых русских святых в княжеском роде, что вызывает особую гордость Григория, как псковича, святыми "прародителями" Всеволода Григорий называет Ольгу, Владимира Святославича, крестителя Руси, Бориса и Глеба.
Много внимания Григорий уделяет строительной деятельности Всеволода и изложению двух юридических произведений, составление которых атрибутируют Всеволоду, - церковного Устава, определяющего место владыки и владычных органов в новгородской жизни, и Рукописания, посвященного организации купеческой корпорации при церкви Иоанна на Опоках в Новгороде. И это тоже неслучайно. Всеволод представет в "Житии" не как князь-воин, а как мудрый устроитель добрых, основанных на законе отношений между разными институтами власти, церковными и светскими. И сам князь являет пример того, как нужно поступать по совести и править по закону, отказываясь от власти и славы.
Произведения Григория характеризуют его как мыслящего писателя, знатока летописей и устных псковских преданий, умело сочетающего в своих агиографических произведениях документальность в описании событий и высокую риторику в авторских комментариях к ним.
В Псковском музее хранится двуручный меч западной работы XV века с девизом на серебряном перекрестье: "Чести моей никому не отдам", написанном на латыни. Вероятно, в XV в. им заменили подлинный клинок. Из летописей известно, что царь Иван Грозный в 1570 году "удивлялся" мечу князя.

Меч Всеволода-Гавриила. Хранится в Псковском музее-заповеднике

Ольгинский крест в Троицком соборе


 
наверх