Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2017



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта









ФИЛОФЕЙ

"Москва - Третий Рим"

Буквица

Иноком Елеазаровского монастыря был старец Филофей, писатель-публицист, автор посланий, сформулировавший теорию "Москва - Третий Рим", во многом определившую направление русской церковной и политической жизни не только XVI и XVII в., но и последующих веков. Кроме того, что Филофей был старцем псковского Елеазаровского монастыря, о чем мы узнаем из начальных слов его посланий, никаких биографических сведений о Филофее не сохранилось.
Ученые спорят о том, что именно принадлежит перу Филофея, какие именно послания были написаны самим елеазаровским старцем, какие принадлежат его последователям. Менее всего вызывает споры принадлежность Филофею посланий псковскому великокняжескому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю Мунехину - "Послание по случаю морового поветрия", "Послание на противящихся Божьей воле", "Послание о неблагоприятных днях и часах" ("Послание на звездочетцев"). Только последнее из перечисленных посланий, "Послание на звездочетцев", его датируют 1523 - 1524 г., более всего распространенное в рукописной традиции, считается бесспорно написанным самим Филофеем.
Послания Филофея посвящены разным проблемам, но в каждом из них с той или иной степенью полноты проявляется теория, получившая в трудах ученых устойчивую формулировку "Москва - Третий Рим". В основе теории "Москва - Третий Рим" лежит идея богоизбранности народов и преемственности царств. Размышления об истории христианства обостряются в связи с эсхатологическими (предсказание и ожидание конца света) настроениями конца XV - начала XVI вв. Филофей ищет объяснения этим событиям в священном Писании и его толкованиях и находит аналогию происходящему в пророчествах Даниила о последних временах. Мировая история предстает в пророчествах Даниила как смена одного царства другим; два царства падут, а третье царство, согласно пророчеству Даниила, "вовеки не разрушится", "будет стоять вечно", после него наступит вечное царство Божие (Библия, Книга пророка Даниила, глава 2). Пророчество Даниила получает в теории Филофея конкретно-историческое истолкование. Первое царство - это римское царство ("Первый Рим"), оно пало после того, как единая христианская вера распалась на католическую и православную. Второе царство ("Второй Рим") - это византийское царство, оно было побеждено иноверными, ибо перестало быть оплотом истинной христианской веры, согласившись на воссоединение с католиками. Третье и последнее христианское царство, "Третий Рим" - это, по мнению Филофея, российское государство. Так высоко оценивает Филофей предназначение русского государства во всемирно-историческом процессе. Русского православного царя Филофей считает преемником римского и константинопольского владык.
В "Послании великому князю Василию об исправлении крестного знамения" Филофей пишет:"Ибо старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова-града, церковные двери внуки агарян секирами и оскордами рассекли. И вот теперь третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится". Та же идея богоизбранности русского народа и русского царства звучит и в "Послании на звездочетцев" к Мисюрю Мунехину: "Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это царство - Российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать".
Нет ни одного послания, которое было бы целиком посвящено изложению теории "Москва - Третий Рим", она развивается Филофеем в разных посланиях, становясь основой для разрешения актуальных для его времени этических, нравственных, богословских, политических и "научных" проблем.
"Послание царю о крестном знамении" - это наставление царю. Филофей напоминает царю о мировом значении Русской земли - Третьего Рима, царь должен осознать свою высокую миссию правителя единственного православного государства и заботиться о церкви, о читстоте христианских обрядов (в частности, о правильности крестного знамения), о нравственности своих подданных (в послании рисуется картина безнравственной жизни не только в среде мирян, но и в среде духовенства), утешать обиженных, плачущих и рыдающих, переменить "скупость не щедрость и немилосердие на милость". Как и положено древнерусскому писателю, Филофей преисполнен самоуничижения, осмеливаясь поучать царя, он осознает свою дерзость, но не может молчать, вновь напоминая ему о том, что тот должен помнить о своей миссии главы всех христианских народов: "Грешен я и прост во всем и невежда в премудрости, но ведь и бессловесная валаамова ослица разумного поучала, и скотина пророка наставляла, так и ты не зазри о том, благочестивый царь, что дерзнул я писать твоему величеству. И ныне молю тебя и вновь умоляю: все, что выше я написал, прими Бога ради, ибо все христианские царства сошлись в твоем царстве, после же этого мы ожидаем царства, которому нет конца... И если хорошо урядишь свое царство - будешь сыном света и жителем горнего Иерусалима".
"Послание о неблагоприятных днях и часах" ("Послание о звездочетцах") было написано Филофеем в ответ на просьбу псковского наместника Мисюря Мунехина прокомментировать сочинения известного немецкого астролога и врача Николая Булева, который только что перевел на русский язык книгу "Альманах" с предсказаниями конца света. "Послание о звездочетцах" заканчивается утверждением богоизбранности Руси, единственной из всех христианских народов сохранившей чистоту веры, и посрамлением тех, кто верит астрологам: "Все христианские царства затоплены неверными, и только одного государя нашего царство одною благодатью Христовой стоит... А звезды, как я и прежде сказал, не помогут ни в чем, не прибавят и не убавят".
Тексты посланий подтверждают умение Филофея в художественной форме сформулировать волнующие идеи своего времени, придать им такую глубину, что его теория оказалась действенной и в последующие века. В создателе теории "Москва - Третий Рим" виден тонкий мыслитель, способный к широким обобщениям, человек не только начитанный, но и умеющий претворить знания в целостную стройную концепцию.


 
наверх