Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2019



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта









ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО ПСКОВА

Иоанн Богослов. Апокалипсис толковый. 1720г.

Литература древнего Пскова была органической частью древнерусской литературы. Произведения псковских авторов и произведения на псковскую тематику получили известность не только на псковской земле, многие из них стали любимым чтением древнерусских книжников далеко за пределами Пскова и сыграли важную роль в развитии древнеруской литературы и становлении русской духовности.
У каждого жанра древнерусской литературы был свой этикет, свои правила того, как должно вести повествование, с чего начинать и чем заканчивать, в каких выражениях описывать ту или иную ситуацию.
В основе литературных произведений Древней Руси лежит исторический факт, реальное событие, древнерусская литература не знает вымышленных героев и вымышленных сюжетов, она повествует об исторически значимых событиях в жизни исторически значимого лица.
"Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет - мировая история, и эта тема - смысл человеческой жизни" - писал Д.С. Лихачев. Не случайно одним из ведущих жанров древнерусской литературы была летопись.


Псковские летописи

Кирилл и Мефодий. Барельеф на южной стене Троицкого собора

Одно из самых монументальных творений псковских книжников, это богатейший источник по истории Пскова, но одновременно по истории Литвы, Ливонского Ордена, Новгорода и других княжеств и городов Древней Руси. Многие исторические события общеруского значения изложены в псковских летописях с иных позиций, с иными оценками, деталями и подробностями, не известными по другим летописям и источникам.
Летописное дело зарождается в Пскове в XIIIв., в XIV веке оно принимает регулярный характер, что вызвано ростом духовного самосознания и связано с экономическим подъемом и развитием города, борьбой за политическую независимость от Новгорода - право приглашать собственного князя, самостоятельно решать военные, экономические и политические вопросы. Центром летописания в Пскове на протяжении XIV века был Троицкий собор, руководили псковским летописанием выборные вечевые власти, в частности, посадники. Псковская летопись XIII - XIV вв. носит по преимуществу деловой, местный характер.
Центральное место в летописных текстах XIII-XIV вв. занимают рассказы о сражениях с Ливонским Орденом и Литвой, описания "розратий" с Новгородом, записи о строительстве церквей и городских стен, о поставлении князей и посадников, о неурожаях, голоде, эпидемиях ("морах"), небесных знамениях и т.д.
В лето 6811 (От рождества Христова - 1303). Бысть зима тепла без снега, и бысть хлеб добр велми
В лето 6815 (1307). Бысть псковичем немирье съ владыкою Феоктистом и с новгородцы.
В лето 6828 (1320). Бысть пожар велик во Пскове от святого Георгиа от церкви, погоре все Застенье, а Детинца святаа Троица ублюде в виду.

Сообщения об общерусских событиях в псковских летописях немногочисленны и лаконичны. Даже о таких крупных событиях общерусского значения, как нашествие Батыя в XIIIв., псковский летописец записал очень кратко: "Прииде царь Батый на землю Русскую и поима грады. И идоша до Игнача креста и ту воспятишася".
И только о событиях начала XIV в., избиении татар в Твери, псковский летописец повествует подробно, ибо они имели непосредственное отношение к Пскову.
Во главе антитатарского восстания был тверской князь Александр Михайлович, он более 10 лет княжил в Пскове и оставил в сердцах псковичей добрую память о себе (по словам летописца, он был "совершен умом, целомудр душею). Когда московский князь Иван Калита, желая сохранить мир с Ордою, повелел выдать Александра татарам, то псковичи защищали князя, призывали его не повиноваться князю московскому и не ездить в Орду, говоря: "Изомрем с тобою во едином месте". Александр же не хотел навлекать гнев на псковичей и поехал в Орду, где и был убит вместе с сыном. Подробно о восстании тверичей против татар в начале XIV в. рассказывается в "Повести о Шелкане" (или Шевкале), псковский летописец освещает эти события по-своему, оценивает их с точки зрения псковских интересов, отдавая дань уважения мужеству и благородству князя Александра.

Книжная миниатюра

Ценность псковских летописных текстов состоит в точности зарисовок военных походов, сражений, осад, набегов и т.д. Например, рассказ о походе в немецкую землю в 1343 г., сообщает о победе псковичей, которые сражались "пять дней и пять ночей, не слазячи с коней", а затем подробно описывает погоню немцев и тяжелое сражение у Нейгаузена. Как и положено, псковичи совершают перед боем молитву, обращаются друг к другу с призывом: "Братья мужи псковичи, не посоромим отец своих и дедов! Кто стар, то отець, а кто млад, то брат! Се же братьа, предлежит нам живот и смерть, потягнем за святую Троицу и за святыа церкви, за свое отечество". Моление и обращение с боевым призывом - это этикетные ситуации, и далее в традиционных выражениях автор начинает описание сражения и его результатов:"И бысть бо сеча велика плесковичам с немцы... Овех побиша, а инии прочь побегоша посрамлени. И сташа плесковичи на костех..." "Стояние на костех" (образное выражение, означающее торжество победы и "обряжение" поля битвы, погребение убитых) - тоже общее место, этикетная ситуация, так обычно завершаются описания сражений в воинских повестях. В псковской летописи эта этикетная ситуация завершается лаконичной зарисовкой, позволяющей легко представить происходящее:"А инии псковичи бессонием издурели, и старыа и молодые, и тако блудячи по лесу много их погибло, а иные после рати вышли".
Псковские летописи на протяжении XV-XVI вв. сохраняют основные черты старшего псковского летописания, но появляются и новые тенденции. В XV в. летописные записи становятся все более подробными, охватывая события военной и церковной жизни Пскова и приобретая постепенно общерусский характер. Расширяется тематика псковских летописей, интерес начинают вызывать события, которые не имеют прямого отношения к Пскову: борьба в Орде, взаимоотношения между русскими князьями, удельные смуты в Русской земле, события в Литве и Новгороде, причем в оценках событий псковские летописи нередко расходятся с новгородскими и московскими летописями. О расширении кругозора псковских летописцев свидетельствует и тот факт, что они обращаются к другим летописным источникам, перерабатывают их и дополняют описание псковской истории известиями из новгородских и общерусских летописей. И сами псковские летописи уже в первой половине XV в. вливаются в общерусское летописание, они стали одним из источников общерусского свода XV в., на основе которого развивалось все последующее русское летописание.
Большой интерес, как с исторической, так с литературной точки зрения представляют псковские летописные тексты XVII в., еще недостаточно изученные. Среди летописных текстов XVII в. выделяются псковские повести о Смутном времени, в которых авторы-псковичи по-своему оценивают то, что произошло в период Смуты как в Пскове, так и в других русских землях. Псковские повести о Смутном времени отличаются живой и непосредственной реакцией на события начала XVII в., самостоятельностью и независимостью суждений о Лжедмитрии и Марине Мнишек, Михаиле Скопине-Шуйском и Иване Заруцком, а также псковских деятелях Смуты, например, о псковском "ложном царе и воре" Матюшке.


 
наверх