Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2016



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта






Баннеры

Псковская область. Информационно-аналитический портал

Псковская лента новостей

Официальный интернет-портал правовой информации

Официальный сайт города Пскова и Псковской городской Думы

Официальный сайт Администрации г. Пскова

Историко-культурное наследие. Официальный сайт Псковской области

Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ

Российская библиотечная ассоциация

Поиск в электронном каталоге СИГЛА

Юридические услуги. Традиционно надежно

Сводный каталог библиотек России в свободном доступе - навигатор библиотечных ресурсов




БРЮЛЛОВ КАРЛ ПАВЛОВИЧ

(1799 - 1852)
Российский живописец и рисовальщик

Летом 1836 года в Пскове собирал материал для своей будущей картины «Осада Пскова».

«Окруженный всеобщим поклонением, Брюллов понимал, что оправдать надежды России он сможет, лишь создав полотно, посвященное героической эпопее русского народа. В русской истории его привлекали большие народные события. Свое внимание он остановил на сюжете «Осада Пскова», повествующем о борьбе русских людей с иностранными захватчиками в конце XVI столетия».
Ацаркина Э .

Николай I предложил художнику: «Напиши мне… Иоанна Грозного с женою в русской избе на коленях перед образом; а в окне покажи взятие Казани. Эта задача поразила меня; но так как ясно было, что государь делал заказ не сгоряча, а подумавши, то я… старался объяснить ему как можно мягче, что меня закритикуют, если я займу первый план двумя холодными фигурами, а самый сюжет покажу, чорт знает где, в окне! Я просил позволения написать вместо этого сюжета «Осаду Пскова», о котором я тогда думал. Государь нахмурился и очень сухо сказал: «Хорошо!».

Оленин А.Н. докладывал П.М. Волконскому: «Карл Брюллов, прибыв сегодня ко мне, объявил, что перед начатием… картины, представляющей защиту Пскова, он необходимо должен быть в городе Пскове для осмотрения местности и памятников древности, которые там могли остаться».

В 1836 году в «Санкт-Петербургских ведомостях» в разделе выехавших из столицы 25-26 июня появилось сообщение , что в Псков отправился «Академии художеств Почетный вольный общник Брюллов». На поездку ему было выдано «… в Псков и обратно на четыре лошади и, предполагая поездку его на две недели, порционных денег как ему, так и г. Солнцеву по пяти рублей в сутки, что составит издержку вместе с прогонными деньгами до 400 р.».

В Пскове Брюллов прежде всего изучал развалины сохранившейся крепостной стены с проломом до Свинусской башни.

А.И. Тургенев вспоминал: «Развалины сии не весьма весьма живописны, однако ж Брюллову поручено увековечить их на холсте в изображении знаменитой Псковской осады. Он был уже здесь и снимал виды».

Для работы над картиной изучал все, что касалось событий конца XVI века: одежду, снаряжение, оружие, а также нравы и обычаи «окрестных поселян мужского и женского пола».

Основным историческим пособием стала точка зрения Евгения Болховитинова о том, что «слава победы над врагом принадлежала не царю Ивану Васильевичу, а горожанам Пскова». «Псковская летопись при сем жалуясь на укрывшегося в Старице города царя Ивана Васильевича, говорит: «… а у него было в собрании тогда триста тысяч; а на выручку Бояр своих не посылал подо Псков, ни сам не пошел, но страхом одержим бе».

В 1839 году Брюллов приступил к работе.

Осада Пскова

Из письма А.Н. Оленина к дочери 10 июля 1839 года : «Я сейчас воротился с осады Пскова и видел, как подорвана была стена этого города и сколько тут легло поляков и других нам враждующих народов – одним словом, я видел подмалеванную картину Карла Брюллова».

«Центральной фигурой… в картине «Осада Пскова» оказался великолепно написанный монах в черной рясе, верхом на гнедой, неоседланной крестьянской лошади… В одном из набросков к «Осаде Пскова» Брюллов упомянул о «Монахе Шимове. Путеводителе».

«По свидетельству Ф. Солнцева, указавшего на преобладание в картине крестного хода, Брюллов «задумался, ничего не сказал и, кажется, с этих пор совершенно оставил картину, хотя впоследствии и говорил: я подумаю, как бы изобразить осаду».

Он неохотно показывал картину посетителям: «… скажи , - спрашивал Брюллов А.Н. Струговщикова, - как отделаться от любопытных? Показывать неоконченную картину, все равно, что ходить без сапог».

«Осада Пскова» стала подлинной голгофой для Брюллова». - Ацаркина Э.

Литература:

  • В Петербурге. Работа над исторической и монументальной живописью. / Ацаркина Э.Н. // Карл Павлович Брюллов: жизнь и творчество / Э. Ацаркина. – М., 1963. – С. 176 – 187: ил. – ( Русские художники. Монографии).


 
наверх